- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Почему две трети посетителей 3D-кинотеатров испытывают после сеанса физический дискомфорт

image

Приветствуем вас на страницах блога iCover [1]! Те, кто получают удовольствие от просмотра 3D-фильмов на большом экране не испытывая при этом никакого дискомфорта зачастую и не подозревают, что почти три четверти зрительного зала, выходя из помещения испытывают недомогание на самом что ни на есть физическом уровне. Прояснить этиологию этого неприятного явления и разработать программу для определения “узких мест“ в 3D-кинолентах удалось группе специалистов МГУ под руководством Дмитрия Ватолина. В середине февраля о результатах проведенных исследований ученый рассказал на проходившей в Сан-Франциско 27-ой ежегодной конференции Stereoscopic Displays & Applications [2].

Опрос, проведенный в 2011 году во Франции позволил говорить о вполне определенной и удручающей статистике: 27% зрителей испытывают после сеанса вполне осознанное чувство дискомфорта, 22% жалуются на общее ухудшение самочувствия, 7% опрошенных упомянули головные боли и 11% смогли назвать другие конкретные симптомы. Таким образом, число “крепких орешков” которые могут похвастаться отсутствием любых отягощающих факторов в результате просмотра ограничивается одной третью от общего числа зрителей. При этом многие из тех, кто отказался от такого формата просмотра впоследствии, связывают свое решение именно с острым дискомфортом или перенесенной головной болью.

Руководитель группы исследователей старший научный сотрудник лаборатории мультимедиа и компьютерной графики факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Дмитрий Ватолин, посвятившей изучению проблемы 8 лет, считает, что во время просмотра 3D-фильма чувство дискомфорта по крайней мере один раз доводится испытать каждому из присутствующих в зале.

Основной причиной, по мнению ученого, становится вынужденное искажение привычного восприятия протяженности пространства. Для формирования стереоизображения мозг [3] человека в процессе просмотра 3D-фильма вынужден непрерывно совмещать картинку, фокусируемую на обоих глазах. При рассогласованности или перепутанности поступающего видео-потока процесс восприятия неизбежно нарушается, заставляя мозг [3] работать в режиме повышенной нагрузки, что и становится главной причиной головных болей и прочих отрицательных реакций.

В целом исследователи сумели выявить без малого 15 причин, провоцирующих проблему, которые, по своему происхождению, в свою очередь, можно разделить на две большие категории. Первая связана с желанием владельцев кинозала сократить затраты где только возможно: плохие очки, низкокачественные проекторы и прочее оборудование автоматически и неизбежно приводит к снижению качества транслируемой стереокартинки мешая естественному восприятию фильма. К ошибкам второй категории относится так называемое перепутывание правого и левого видеосигнала вследствие ошибки монтажа. И это, отмечает Дмитрий, далеко не единственный технический недостаток 3D-фильмов.

Итогом восьмилетней работы лаборатории стала компьютерная программа, позволяющая с высокой степенью точности выявить технически некорректные фрагменты 3D-киноленты, а в перспективе помочь предупредить появление на больших экранах кино-продукции, наносящей вред зрителю. Создание “метрики” на уровне программного продукта, по мнению Дмитрия Ватолина поможет выявить подобные технические проблемы контента, значительно облегчив и ускорив процесс технического контроля кинопроката.

Как отмечают авторы, используя программную разработку они уже протестировали 105 Blu-ray фильмов, в 23 из которых было обнаружено около 65 проблемных фрагментов. Интересно, что помимо фильмов, не претендующих на оскароносные лавры и общее признание в число лент с проблемными моментами попали и лидеры проката, такие, как “Аватар”, “Хроники Нарнии” и “Сталинград”. И особо в этой связи был отмечен “Аватар” – обладатель Оскара в номинации “Лучшие спецэффекты”.

Статистика, полученная специалистами в результате тестирования 3D-кинолент на Blu-ray-дисках позволила сделать вывод, что “… вероятность приобретения киноленты с проблемой перепутанных ракурсов в отдельных сценах составляет 21%. Для чувствительных людей эта цифра становится достаточно ощутимой”. Автор разработки констатирует, что очень большой процент этих и других проблем было зафиксировано в фильмах ужасов, что зачастую связано с ограниченностью их бюджета.

Отказ авторитетных производителей от поддержки функции 3D в габаритных панелях домашних кинотеатров вовсе не означает скорейшего заката 3D-индустрии в ближайшей перспективе. 3D-фильмы на больших экранах в кинозалах, напротив, собирают все большую аудиторию. По мнению автора программной разработки Дмитрия Ватолина, определенные положительные тенденции в улучшении качества как фильмов, так и оборудования кинозалов нельзя не заметить. Уже сегодня, по его мнению, в среднем, качество фильмов в стереоформате в среднем лучше, чем качество у “Аватара”. Вместе с тем, ощутимое улучшение ситуации с описанной проблемой, потребует, как считает Дмитрий, еще от 2 до 3 лет.

То, с какой вероятностью вы испытаете на себе несовершенство существующих технологий при просмотре того или иного фильма заранее предсказать сложно. Единственное, что можно посоветовать любителям 3D-эффектов чтобы понизить такую вероятность – по возможности выбирать залы, где установлено современное качественное оборудование и фильмы с внушительным бюджетом — советует Ватолин. Лучшее качество картинки вам, скорее всего, предложат в залах IMAX 3D, где присутствуют такие преимущества, как: крупногабаритный экран, высокая яркость, отсутствие эффекта мерцания, качественные пассивные очки.

Если тема нашла своих зрителей и вызвала интерес, мы предлагаем ознакомиться с ней подробнее [4], тем более, что такой уникальный шанс предоставляют непосредственные участники научной программы.


Уважаемые читатели, мы всегда с удовольствием встречаем и ждем вас на страницах нашего блога. Мы готовы и дальше делиться с вами актуальными новостями, обзорными материалами и другими публикациями, и постараемся сделать все возможное для того, чтобы проведенное с нами время было для вас полезным. И, конечно, не забывайте подписываться на наши рубрики [5].

Другие наши статьи и события

Автор: iCover.ru

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/3d/115027

Ссылки в тексте:

[1] iCover: http://www.icover.ru/

[2] Stereoscopic Displays & Applications: http://stereoscopic.org/2016/

[3] мозг: http://www.braintools.ru

[4] подробнее: https://geektimes.ru/users/3Dvideo/topics/

[5] наши рубрики: http://geektimes.ru/company/icover/profile/

[6] Gator Caref Watch. Забота о вашем ребенке: http://www.icover.ru/promo/gator-caref-watch-zabota-o-vashem-rebenke/

[7] Весенние скидки от KitchenAid: http://www.icover.ru/promo/skidki-ot-kitchenaid/

[8] Sale: http://www.icover.ru/sale/

[9] Logitech расширяет линейку механических игровых клавиатур с цветной подсветкой: http://www.icover.ru/blog/article/logitech-rasshiryaet-lineyku-mekhanicheskikh-igrovykh-klaviatur-s-tsvetnoy-podsvetkoy/

[10] Выбор умных часов сегодня. Что изменилось?: http://www.icover.ru/blog/article/vybor-umnykh-chasov-segodnya-chto-izmenilos/

[11] Идеальный гаджеторюкзак для отца семейства: http://www.icover.ru/blog/article/idealnyy-gadzhetoryukzak-dlya-ottsa-semeystva/

[12] Как чехол не спас мой iPhone. Выбирай правильно: http://www.icover.ru/blog/article/kak-chekhol-ne-spas-moy-iphone-vybiray-pravilno/

[13] Источник: https://geektimes.ru/post/272524/