Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

в 8:51, , рубрики: 3g, 99 центов, gps, Mishiko, SIM-чип, Блог компании Mishiko, гаджеты, Интернет вещей, Носимая электроника, Производство и разработка электроники

Как устроен Mishiko? Зависит от того, как посмотреть. Для кого-то — так:
Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 1
Для других — вот так:
Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 2
Кажется, не слишком сложно. Но перед тем, как мы расскажем подробности (и покажем плату с обратной стороны), небольшая игра. Посмотрите на две картинки ниже. Какой ответ вам кажется правильным?

Картинка N1

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 3

Что это такое?

— Фотка супермаркета
— Произведение искусства

Картинка N2

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 4

Кто это?

— Супермодель
— Девушка, которая легко «сделает» вас в World of Tanks

Подумали? А теперь правильные ответы:

Ладно, это было несложно — понятно, что мы бы так просто это всё не загадывали. Итак, на картинке N1 — фотография Андреаса Гурски «99 центов», самая дорогая фотография в мире в 2007 году. На картинке N2 — Анна Костенко, известный стример World of Tanks.

Но вернемся к ошейнику

К чему мы это? Как мы говорили, GPS-трекер Mishiko внешне тоже выглядит несложно.

На деле, это вполне себе высокотехнологичное устройство, которым мы искренне гордимся и которое разрабатывали полностью в России. Технический директор Mishiko Андрей Филимонов расскажет больше о его «начинке».

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 5
Материнская плата Mishiko с обратной стороны

Компоненты трекера

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 6

1. Модем. У нас используется решение от Sierra Wireless, которое объединяет в одном чипе и модем, и GPS-модуль. Я не могу сказать, что это оказалось очень удобным решением в силу кучи технических нюансов, но со своей функцией он справляется. А именно, помогает устройству находить 3G-сеть, принимать и отправлять SMS и GPS-данные.

У трекера есть пассивный и активный режим работы. В пассивном режиме устройство накапливает данные во встроенной памяти (которой 8Мб), но не отправляет их. Когда нужно, специальный сервер отправляет на модем смс, чтобы трекер активировался и начал передавать данные в приложение.

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 7
«Внутренности» Mishiko во всех деталях. Блок 8Мб памяти — прямо над процессором

2. Процессор. В нем сосредоточена вся логика ошейника. Именно он решает, как и когда устройство должно светиться, «моргать», выходить на связь, засыпать и заряжаться.

3. Антенна. У нас стоит очень хорошая GPS-антенна с большим коэффициентом усиления сигнала. Лучше, чем на смартфонах — но подробности раскрывать я не буду, секрет :)  

В чем особенность: когда мы накрываем крышкой нашу антенну, то ее характеристики меняются. Причем как именно изменятся характеристики — предугадать невозможно. Поэтому каждая наша антенна проходит лазерную калибровку при производстве.

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 8
GPS-антенна Mishiko (справа)

Калибровка позволяет максимально точно установить нужные характеристики антенны при работе с устройством, учитывая параметры крышки.

4. SIM-чип. Использование чипа — куда более удобное решение, чем обычная sim-карта.

За последние годы смартфоны очень далеко технологически ушли вперед, и всё идет к полной отмене сменных симок.

SIM-чип не прошит под какого-то одного оператора. Конкретно в GPS-трекере Mishiko он может подключаться к нескольким операторам, которых мы предварительно отобрали, в зависимости от уровня связи. А хозяину ошейника не нужно задумываться «Какой тариф выбрать?».

Именно поэтому Apple и Samsung хотят побыстрее убрать SIM-слоты у своих устройств и заменить их на SIM-чипы. Не говоря о лучшей водонепроницаемости — но подробнее об этом уже в следующем пункте.

Как мы добились «водонепроницаемости» у нашего трекера

Нам пришлось много чем пожертвовать: как минимум, тем же самым слотом для sim-карт — это первый проблемный элемент, с которым очень сложно добиться защиты от влаги.

Второе — нам пришлось избавиться от кнопок. Совсем. Мы разработали такую логику работы с гаджетом, чтобы вам не приходилось ни разу использовать кнопки на устройстве. С кнопками связано много неисправностей, а если устройство находится на собаке, то нажимать на кнопки просто неудобно. Что немаловажно, через кнопки в корпус может попасть вода. Так что у Mishiko их просто нет.

Третье — в Mishiko нет разъема для зарядки. Совсем. Заряжается он с помощью беспроводной Qi-зарядной станции, что также играет на руку водонепроницаемости трекера.

Наконец, Болты, которые крепят части корпуса, имеют специальные силиконовые прокладки, что вообще редко кто делает. Сам корпус тоже имеет силиконовое кольцо, дающее максимальную герметизацию. Остальных отверстий и щелей, куда может попасть вода, у нас нет.

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko - 9
Верхняя крышка Mishiko — на фото видна силиконовая защита корпуса от воды.

Программная часть

Какие фишки есть у устройства по части ПО? Как минимум, это:

1. Функция автообновления

Мы написали специальную часть серверного хоста, которая отвечает за версию программного обеспечения устройства. Таким образом мы можем дистанционно выбирать разные версии и ветки «прошивок» для разных серий устройств.

Если проще: ошейник связывается с сервером (чаще всего во время зарядки) и автоматически обновляет встроенную прошивку.

2. Акселерометр с «собачьим ПО»

Сам акселерометр — устройство достаточно простое. Но у каждой собаки свой шаг. Поэтому мы пригласили специалистов которые подсчитали, как ходят и бегают собаки разных пород, чтобы алгоритм работал максимально точно, вне зависимости от породы вашего питомца. Так, сейчас акселерометр достаточно точно определяет активность для каждой из сотен пород, которые «зашиты» в алгоритм Mishiko.

3. Расчет нормы активности для каждой собаки

После того, как данные о количестве шагов именно вашей собаки получены (см. прошлый пункт), эти данные мы используем в нашей формуле по расчету активности. Она поможет понять, достаточно ли активен ваш пес, учитывая и его вес, и высоту в холке, и породу и даже пол. Мы разрабатывали формулу вместе с ветеринарами и хоть и не гарантируем медицинского уровня точности, но видим, что данные получаются «рабочие». А главное — с ними можно поддерживать достаточный «пробег» вашей собаки за день :)

Если вы держите хаски в квартире, то ей — на минуточку — нужно не 20 минут прогулок за день. Взрослому хаски нужно пробегать 5-7 километров 4 раза в неделю — и с Mishiko держать эти цифры в голове уже не придется: можно просто посмотреть всю статистику в приложении и скорректировать длительность прогулок с собакой.

4. Экстренный режим на случай низкого заряда

Когда батарея устройства на исходе (<10%), режим работы Mishiko принципиально меняется. Устройство переходит в энергоэффективный режим, который «просыпается» только при получении запроса от приложения.

В момент перед полной разрядкой батареи, устройство в последний раз находит свои GPS-координаты и отправляет «последние» данные о локации по SMS на сервер. Так, чтобы владелец собаки мог увидеть последнюю информацию о том, где находился его пес в момент разрядки устройства.  

В следующих публикациях мы планируем рассказать больше о каждом компоненте Mishiko. Что у вас вызывает больше всего вопросов? Взаимодействие процессора и памяти? Энергосбережение? Работа SIM-чипа? Спрашивайте, и в следующих текстах мы на всё подробно ответим.

Автор:

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko / Блог компании Mishiko / Geektimes

font-face{font-family:'Fira Sans';font-style:normal;font-weight:500;src:url(/fonts/0/FiraSans/firaSans-medium.eot);src:local("Fira Sans Medium"),local("FiraSans-Medium"),url(/fonts/0/FiraSans/firaSans-medium.eot?#iefix) format("embedded-opentype"),url(/fonts/0/FiraSans/firaSans-medium.woff2) format("woff2"),url(/fonts/0/FiraSans/firaSans-medium.woff) format("woff"),url(/fonts/0/FiraSans/firaSans-medium.ttf) format("truetype")}

/* Font Face Observer v2.0.13 - © Bram Stein. License: BSD-3-Clause */(function(){'use strict';var f,g=[];function l(a){g.push(a);1==g.length&&f()}function m(){for(;g.length;)g[0](),g.shift()}f=function(){setTimeout(m)};function n(a){this.a=p;this.b=void 0;this.f=[];var b=this;try{a(function(a){q(b,a)},function(a){r(b,a)})}catch(c){r(b,c)}}var p=2;function t(a){return new n(function(b,c){c(a)})}function u(a){return new n(function(b){b(a)})}function q(a,b){if(a.a==p){if(b==a)throw new TypeError;var c=!1;try{var d=b&&b.then;if(null!=b&&"object"==typeof b&&"function"==typeof d){d.call(b,function(b){c||q(a,b);c=!0},function(b){c||r(a,b);c=!0});return}}catch(e){c||r(a,e);return}a.a=0;a.b=b;v(a)}}
function r(a,b){if(a.a==p){if(b==a)throw new TypeError;a.a=1;a.b=b;v(a)}}function v(a){l(function(){if(a.a!=p)for(;a.f.length;){var b=a.f.shift(),c=b[0],d=b[1],e=b[2],b=b[3];try{0==a.a?"function"==typeof c?e(c.call(void 0,a.b)):e(a.b):1==a.a&&("function"==typeof d?e(d.call(void 0,a.b)):b(a.b))}catch(h){b(h)}}})}n.prototype.g=function(a){return this.c(void 0,a)};n.prototype.c=function(a,b){var c=this;return new n(function(d,e){c.f.push([a,b,d,e]);v(c)})};
function w(a){return new n(function(b,c){function d(c){return function(d){h[c]=d;e+=1;e==a.length&&b(h)}}var e=0,h=[];0==a.length&&b(h);for(var k=0;k<a.length;k+=1)u(a[k]).c(d(k),c)})}function x(a){return new n(function(b,c){for(var d=0;dparseInt(a[1],10)}else C=!1;return C}function J(){null===F&&(F=!!document.fonts);return F}
function K(){if(null===E){var a=document.createElement("div");try{a.style.font="condensed 100px sans-serif"}catch(b){}E=""!==a.style.font}return E}function L(a,b){return[a.style,a.weight,K()?a.stretch:"","100px",b].join(" ")}
A.prototype.load=function(a,b){var c=this,k=a||"BESbswy",q=0,D=b||3E3,H=(new Date).getTime();return new Promise(function(a,b){if(J()&&!G()){var M=new Promise(function(a,b){function e(){(new Date).getTime()-H>=D?b():document.fonts.load(L(c,'"'+c.family+'"'),k).then(function(c){1parseInt(b[1],10)||536===parseInt(b[1],10)&&11>=parseInt(b[2],10))),b=B&&(f==v&&g==v&&h==v||f==w&&g==w&&h==w||f==x&&g==x&&h==x)),b=!b;b&&(d.parentNode&&d.parentNode.removeChild(d),clearTimeout(q),a(c))}function I(){if((new Date).getTime()-H>=D)d.parentNode&&d.parentNode.removeChild(d),b(c);else{var a=document.hidden;if(!0===a||void 0===a)f=e.a.offsetWidth,
g=n.a.offsetWidth,h=p.a.offsetWidth,u();q=setTimeout(I,50)}}var e=new r(k),n=new r(k),p=new r(k),f=-1,g=-1,h=-1,v=-1,w=-1,x=-1,d=document.createElement("div");d.dir="ltr";t(e,L(c,"sans-serif"));t(n,L(c,"serif"));t(p,L(c,"monospace"));d.appendChild(e.a);d.appendChild(n.a);d.appendChild(p.a);document.body.appendChild(d);v=e.a.offsetWidth;w=n.a.offsetWidth;x=p.a.offsetWidth;I();z(e,function(a){f=a;u()});t(e,L(c,'"'+c.family+'",sans-serif'));z(n,function(a){g=a;u()});t(n,L(c,'"'+c.family+'",serif'));
z(p,function(a){h=a;u()});t(p,L(c,'"'+c.family+'",monospace'))})})};"object"===typeof module?module.exports=A:(window.FontFaceObserver=A,window.FontFaceObserver.prototype.load=A.prototype.load);}());

(function( w ){
if( w.document.documentElement.className.indexOf( "fonts-loaded" ) > -1 ){ return; }

var html = document.documentElement;
var FS500 = new w.FontFaceObserver("Fira Sans", { weight: 500 });

FS500.load().then(function() {
html.classList.add('fonts-loaded');
sessionStorage.fontsLoaded = true;
console.log('FS500-loaded');
}).catch(function () {
sessionStorage.fontsLoaded = false;
console.log('FS500-unloaded');
});

if (sessionStorage.fontsLoaded) {
html.classList.add('fonts-loaded');
}
}(this));

var N = 5; var ar_duo1 = Math.floor(Math.random()*N+1);

if (typeof adbl == 'undefined'){ var adbl = 'yes';}

var user_type = "guest";

var page_type = "publish_corp";

(function(i,s,o,g,r,a,m){i['GoogleAnalyticsObject']=r;i[r]=i[r]||function(){
(i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o),
m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m)
})(window,document,'script','//www.google-analytics.com/analytics.js','ga');

ga('create', 'UA-726094-21', 'auto');
ga('create', 'UA-726094-24', 'auto', {'name': 'HGM'});

ga('require', 'displayfeatures');
ga('set', 'dimension1', user_type); // user type - guest/readonly/habrauser
ga('set', 'dimension2', adbl);

ga('set', 'dimension3', page_type);

(function() {
var win = window;
var removeUtms = function(){
var location = win.location;
if (location.search.indexOf('utm_') != -1 && history.replaceState) {
history.replaceState({}, '', window.location.toString().replace(/(&|?)utm([_a-z0-9=-]+)/g, ""));
}
};
ga('send', 'pageview', { 'hitCallback': removeUtms });
})();

ga('HGM.set', 'dimension1', user_type);
ga('HGM.set', 'dimension2', "geektimes");
ga('HGM.send', 'pageview');

var adcm_config ={
id:1034,
platformId: 34,

tags: ['hub_electronics', 'hub_wearable_electronics', 'hub_internet_of_things', 'hub_gadgets', 'g_electronics_and_electrical', 'g_gadgets_and_portable_electronics', 'g_consumer_electronics'],
init: function () {
window.adcm.call();
}
};

Кастомная GPS-антенна, SIM-чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

    Как устроен Mishiko? Зависит от того, как посмотреть. Для кого-то — так:
    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    Для других — вот так:
    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    Кажется, не слишком сложно. Но перед тем, как мы расскажем подробности (и покажем плату с обратной стороны), небольшая игра. Посмотрите на две картинки ниже. Какой ответ вам кажется правильным?

    Картинка N1

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

    Что это такое?

    — Фотка супермаркета
    — Произведение искусства

    Картинка N2

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

    Кто это?

    — Супермодель
    — Девушка, которая легко «сделает» вас в World of Tanks

    Подумали? А теперь правильные ответы:

    Ладно, это было несложно — понятно, что мы бы так просто это всё не загадывали. Итак, на картинке N1 — фотография Андреаса Гурски «99 центов», самая дорогая фотография в мире в 2007 году. На картинке N2 — Анна Костенко, известный стример World of Tanks.

    Но вернемся к ошейнику

    К чему мы это? Как мы говорили, GPS-трекер Mishiko внешне тоже выглядит несложно.

    На деле, это вполне себе высокотехнологичное устройство, которым мы искренне гордимся и которое разрабатывали полностью в России. Технический директор Mishiko Андрей Филимонов расскажет больше о его «начинке».

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    Материнская плата Mishiko с обратной стороны

    Компоненты трекера

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

    1. Модем. У нас используется решение от Sierra Wireless, которое объединяет в одном чипе и модем, и GPS-модуль. Я не могу сказать, что это оказалось очень удобным решением в силу кучи технических нюансов, но со своей функцией он справляется. А именно, помогает устройству находить 3G-сеть, принимать и отправлять SMS и GPS-данные.

    У трекера есть пассивный и активный режим работы. В пассивном режиме устройство накапливает данные во встроенной памяти (которой 8Мб), но не отправляет их. Когда нужно, специальный сервер отправляет на модем смс, чтобы трекер активировался и начал передавать данные в приложение.

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    «Внутренности» Mishiko во всех деталях. Блок 8Мб памяти — прямо над процессором

    2. Процессор. В нем сосредоточена вся логика ошейника. Именно он решает, как и когда устройство должно светиться, «моргать», выходить на связь, засыпать и заряжаться.

    3. Антенна. У нас стоит очень хорошая GPS-антенна с большим коэффициентом усиления сигнала. Лучше, чем на смартфонах — но подробности раскрывать я не буду, секрет :)  

    В чем особенность: когда мы накрываем крышкой нашу антенну, то ее характеристики меняются. Причем как именно изменятся характеристики — предугадать невозможно. Поэтому каждая наша антенна проходит лазерную калибровку при производстве.

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    GPS-антенна Mishiko (справа)

    Калибровка позволяет максимально точно установить нужные характеристики антенны при работе с устройством, учитывая параметры крышки.

    4. SIM-чип. Использование чипа — куда более удобное решение, чем обычная sim-карта.

    За последние годы смартфоны очень далеко технологически ушли вперед, и всё идет к полной отмене сменных симок.

    SIM-чип не прошит под какого-то одного оператора. Конкретно в GPS-трекере Mishiko он может подключаться к нескольким операторам, которых мы предварительно отобрали, в зависимости от уровня связи. А хозяину ошейника не нужно задумываться «Какой тариф выбрать?».

    Именно поэтому Apple и Samsung хотят побыстрее убрать SIM-слоты у своих устройств и заменить их на SIM-чипы. Не говоря о лучшей водонепроницаемости — но подробнее об этом уже в следующем пункте.

    Как мы добились «водонепроницаемости» у нашего трекера

    Нам пришлось много чем пожертвовать: как минимум, тем же самым слотом для sim-карт — это первый проблемный элемент, с которым очень сложно добиться защиты от влаги.

    Второе — нам пришлось избавиться от кнопок. Совсем. Мы разработали такую логику работы с гаджетом, чтобы вам не приходилось ни разу использовать кнопки на устройстве. С кнопками связано много неисправностей, а если устройство находится на собаке, то нажимать на кнопки просто неудобно. Что немаловажно, через кнопки в корпус может попасть вода. Так что у Mishiko их просто нет.

    Третье — в Mishiko нет разъема для зарядки. Совсем. Заряжается он с помощью беспроводной Qi-зарядной станции, что также играет на руку водонепроницаемости трекера.

    Наконец, Болты, которые крепят части корпуса, имеют специальные силиконовые прокладки, что вообще редко кто делает. Сам корпус тоже имеет силиконовое кольцо, дающее максимальную герметизацию. Остальных отверстий и щелей, куда может попасть вода, у нас нет.

    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko
    Верхняя крышка Mishiko — на фото видна силиконовая защита корпуса от воды.

    Программная часть

    Какие фишки есть у устройства по части ПО? Как минимум, это:

    1. Функция автообновления

    Мы написали специальную часть серверного хоста, которая отвечает за версию программного обеспечения устройства. Таким образом мы можем дистанционно выбирать разные версии и ветки «прошивок» для разных серий устройств.

    Если проще: ошейник связывается с сервером (чаще всего во время зарядки) и автоматически обновляет встроенную прошивку.

    2. Акселерометр с «собачьим ПО»

    Сам акселерометр — устройство достаточно простое. Но у каждой собаки свой шаг. Поэтому мы пригласили специалистов которые подсчитали, как ходят и бегают собаки разных пород, чтобы алгоритм работал максимально точно, вне зависимости от породы вашего питомца. Так, сейчас акселерометр достаточно точно определяет активность для каждой из сотен пород, которые «зашиты» в алгоритм Mishiko.

    3. Расчет нормы активности для каждой собаки

    После того, как данные о количестве шагов именно вашей собаки получены (см. прошлый пункт), эти данные мы используем в нашей формуле по расчету активности. Она поможет понять, достаточно ли активен ваш пес, учитывая и его вес, и высоту в холке, и породу и даже пол. Мы разрабатывали формулу вместе с ветеринарами и хоть и не гарантируем медицинского уровня точности, но видим, что данные получаются «рабочие». А главное — с ними можно поддерживать достаточный «пробег» вашей собаки за день :)

    Если вы держите хаски в квартире, то ей — на минуточку — нужно не 20 минут прогулок за день. Взрослому хаски нужно пробегать 5-7 километров 4 раза в неделю — и с Mishiko держать эти цифры в голове уже не придется: можно просто посмотреть всю статистику в приложении и скорректировать длительность прогулок с собакой.

    4. Экстренный режим на случай низкого заряда

    Когда батарея устройства на исходе (<10%), режим работы Mishiko принципиально меняется. Устройство переходит в энергоэффективный режим, который «просыпается» только при получении запроса от приложения.

    В момент перед полной разрядкой батареи, устройство в последний раз находит свои GPS-координаты и отправляет «последние» данные о локации по SMS на сервер. Так, чтобы владелец собаки мог увидеть последнюю информацию о том, где находился его пес в момент разрядки устройства.  

    В следующих публикациях мы планируем рассказать больше о каждом компоненте Mishiko. Что у вас вызывает больше всего вопросов? Взаимодействие процессора и памяти? Энергосбережение? Работа SIM-чипа? Спрашивайте, и в следующих текстах мы на всё подробно ответим.

    !function(e){function t(t,n){if(!(n in e)){for(var r,a=e.document,i=a.scripts,o=i.length;o--;)if(-1!==i[o].src.indexOf(t)){r=i[o];break}if(!r){r=a.createElement("script"),r.type="text/javascript",r.async=!0,r.defer=!0,r.src=t,r.charset="UTF-8";;var d=function(){var e=a.getElementsByTagName("script")[0];e.parentNode.insertBefore(r,e)};"[object Opera]"==e.opera?a.addEventListener?a.addEventListener("DOMContentLoaded",d,!1):e.attachEvent("onload",d):d()} } }t("//top-fwz1.mail.ru/js/code.js","_tmr"),t("//mediator.imgsmail.ru/2/mpf-mediator.min.js","_mediator")}(window);

    Метки:


    Кастомная GPS антенна, SIM чип, процессор и 8Мб памяти: из чего сделан умный собачий ошейник Mishiko

    Mishiko
    29,15

    Компания

    Поделиться публикацией

    Комментарии 69

    • 17 августа 2017 в 12:13

      +1

      Среднее время работы от одного заряда?
      Можно ли использовать как метку от кражи ценных вещей (разместить где-то незаметно в сумке или машине, чтобы потом найти ее в случае необходимости)?



      • 17 августа 2017 в 14:33

        0

        -

        • 17 августа 2017 в 14:36

          0

          На одном заряде девайс держится 2-3 суток. Зависит от частоты обновлений GPS. Для сумки подойдет вряд ли, потому что в закрытом, эм, пространстве сумки Mishiko скорее всего не найдет спутники. Для машины может и рабочий вариант, но придется не забывать заряжать девайс периодически.

          • 17 августа 2017 в 17:36

            +1

            А окажись в закрытом пространстве трекер, не произойдет переключение на геопозиционирование по базовым станциям оператора?

        • 17 августа 2017 в 12:14

          0

          Очень интересно, но вы не раскрыли самый важный вопрос: из материнской платы торчит петля из провода, выглядящего как медная жила без изоляции (возле HL3) — что это?:)

          И еще: QI-зарядка идёт в комплекте?
          И как быть обитателям других стран? Если вдруг захочется вашу игрушку. SIM-чип это круто, но, полагаю, использование в другой стране потребует наличия у вас договоренностей с операторами в стране?



          • 17 августа 2017 в 12:36

            0

            Это, похоже, не петля, а провода к чему-то типа зуммера или термодатчика аккумулятора. И они в лаковой изоляции.

            • 17 августа 2017 в 12:39

              +1

              Да, проглядел. Идут под аккумулятор. Может быть, антенна зарядки?



              • 17 августа 2017 в 12:40

                +1

                Точно, скорее всего она :) И это как раз и есть концы катушки.

            • 17 августа 2017 в 14:37

              0

              Qi-зарядка — в комплекте. А про петлю вам Андрей ответит

              • 17 августа 2017 в 15:11

                +1

                Это катушка QI-зарядки.
                Не важно, каких договоренностей Ваша затея поехать за границу потребует от нас, главное, что она не потребует их от Вас. Ради этого и работаем ))

              • 17 августа 2017 в 12:27

                +10

                Ой, прям вот такая крутая GPS-антенна. Обычный патч 25мм на неоптимальном земляном полигоне и с торчащими рядом высокими деталями. Современные GPS-приемники имеют превосходную чувствительность и прощают даже жуткие косяки дизайна вплоть до полного отсутствия Ground Plane, не говоря уж о небольшом смещении частот при накрывании крышкой. Не вижу чем тут гордиться и в чем тут вообще секрет. Рассказали бы лучше как продавать вот это вот, а то была мысль сделать подобное устройство, сделал даже лучше и забил, при такой конкуренции с Китаем на рынке без многомиллионных бюджетов на рекламу делать нечего.

                • 18 августа 2017 в 00:17

                  0

                  Рассказали бы лучше как продавать вот это вот

                  Очевидно, что написание данной статьи — часть той самой стратегии.

                • 17 августа 2017 в 12:32

                  –3

                  Интересно в чью честь назвали сие устройство? Почему-то сразу возникают ассоциации с всем известным жевателем галстуков.

                  • 17 августа 2017 в 13:10

                    +5

                    божечки-кошечки, это самая последняя ассоциация из всех, что могли бы возникнуть

                    • 17 августа 2017 в 14:38

                      +2

                      Как ни странно, в честь клички собаки одного из создателей проекта — Миша :)



                    • 17 августа 2017 в 12:38

                      +2

                      У нас стоит очень хорошая GPS-антенна с большим коэффициентом усиления сигнала. Лучше, чем на смартфонах

                      Еще бы, смартфоны не позволяют себе роскоши тратить столько полезного объема для одной антенны :)



                      • 17 августа 2017 в 12:50

                        +14

                        Наймите себе человека, который вам статью напишет — какие-то сиськи непонятные, супермаркет, потом фотки какой-то поделки и никакой абсолютно информативности.

                        Про «супер секретную» антенну и лазерную калибровку совсем посмеялся. Обычная патч-антенна за 3 бакса и с кривой трассировкой ВЧ части. Вы бы так близко что ли не фоткали или перед публикацией показали бы адекватным схемотехникам свои платы.

                        «Силиконовые прокладки редко кто применяет» — а вы вообще видели устройства с IP65 и выше? Ваши прокладки просто детский сад на фоне нормальных промышленных решений, вы бы еще «термосоплями» намазали…

                        • 17 августа 2017 в 14:39

                          –6

                          Простите, что подвели вас

                          • 17 августа 2017 в 15:22

                            +3

                            Не только его, многие зашли в этот пост просто по причине возмущением по поводу длинны и содержания поста

                        • 17 августа 2017 в 12:56

                          0

                          Вопрос по существу: как часто происходит синхронизация с сервером? Можно ли делать «прямой эфир» передачи коррдинат с короткими интервалами (раз в 5/10/30 секунд)?

                          Подыскиваю трекер, вопрос чрезвычайно актуален.

                          • 17 августа 2017 в 13:30

                            0

                            Возьмите любой автомобильный. Чем больше скорость — тем чаще передача, у многих настраивается. Минус — нужно к нему внешний аккум вольт на 6 хотя бы, можно свинец. Работать будет месяц или больше без подзарядки -)

                            • 17 августа 2017 в 14:43

                              0

                              Порядка 20-40 секунд. К сожалению, чаще передавать — очень затратно по батарее.

                            • 17 августа 2017 в 13:34

                              +5

                              9900 за трекер. Мда, кто ж покупать это будет?)

                              • 17 августа 2017 в 13:49

                                0

                                Какие используются элементы питания? Какие тарифы у предустановленных операторов связи?

                                • 17 августа 2017 в 14:45

                                  0

                                  Как и в любой современной электронике, используется LiPo на 3.7В. Тарифы гуманные, но для пользователя они совсем гуманные, потому что он за связь не платит вообще.

                                  • 17 августа 2017 в 14:51

                                    0

                                    Да, аккумулятор проглядел на первом фото. По тарифам интересно. Это какие-то общедоступные? Они ограничены по объёму трафика? Включают в себя голос и CSD?

                                    • 17 августа 2017 в 15:15

                                      0

                                      Сам вопрос не очень корректный, потому что с чего бы тариф к собачьему трекеру, который конструктивно не имеет ни микрофона, ни акустического излучателя, включал голос? А CSD?
                                      Самые общедоступные из всех мне известных. Пользователь за связь не платит нисколько, в какой бы части мира он с нашим трекером не вынырнул.

                                      • 17 августа 2017 в 15:50

                                        +1

                                        Т.е. конкретных ответов мы не получим. Например: «Есть договор с оператором МТС на подключение к тарифу „Телематика“ с отключенной услугой передачи данных CSD. И без ограничения на объём полученных и переданных данных.»

                                        • 17 августа 2017 в 16:03

                                          +3

                                          Есть договор с оператором T-Mobile на подключение к специальному тарифу для IoT, который физ.лицам недоступен. Детали этого тарифа, я раскрыть, к сожалению, не могу, все мы под NDA ходим.



                                          • 17 августа 2017 в 16:06

                                            0

                                            тарифу для IoT

                                            Это случайно не NB-IoT из статьи habrahabr.ru/company/huawei/blog/282910, или вариант на тему?
                                            Это реально работает на территории РФ?
                                            Это действительно очень интересно.

                                            • 17 августа 2017 в 16:18

                                              0

                                              Нет, Вы же спрашивали про тариф. NB-IOT — это технология передачи данных.
                                              В России еще как работает. Как, впрочем, и в Белоруссии, Чехии, Словакии, Соединенном Королевстве и много еще где.

                                • 17 августа 2017 в 13:53

                                  –8

                                  Ловко вы собакошвили потроллили

                                  • 17 августа 2017 в 13:58

                                    +3

                                    Во-первых, предлагаю не разводить политоту на техническом ресурсе.
                                    Во-вторых, сомневаюсь, что упомянутый вами человек читает статьи на хабре/гиктаймсе и вообще интересуется GPS трекерами для собак да ещё и российского производства.

                                  • 17 августа 2017 в 14:05

                                    +3

                                    Выше, в принципе уже спросили, но я повторюсь. Как подобное устройство может быть коммерчески успешным?

                                    Владельцев собак не так много, как кажется на первый взгляд. Из них считанные единицы по настоящему заботятся о здоровье своих питомцев. Из оставшихся: большая часть не видит в подобном устройстве необходимости, остальные пугаются цены.

                                    В итоге, по моим оптимистичным оценкам, в РФ можно продать максимум пару тысяч устройств. А это совсем не серьезно.

                                    Вот и вопрос — как? Основной рынок заграница?

                                    • 17 августа 2017 в 14:48

                                      0

                                      Всегда хочется в подобных случаях попросить ссылки на аналитические материалы, на основании которых сделаны выводы. У нас же соображения такие: владельцев собак именно столько, сколько кажется на первый взгляд, не больше и не меньше. Достаточное число оных имеют покупных, достаточно дорогих собак, так что даже если оставить морально-этические вопросы в стороне, то покупка трекера выгодна хотя бы из экономических соображений. Вы же, купив хорошую машину, не будете лить в нее бензин с ржавыми опилками? Вот и здесь так же: хорошая вещь требует хорошего мейнтененса.

                                      • 17 августа 2017 в 15:22

                                        0

                                        Т.е., по существу (если, все таки придерживаться моего вопроса) вы уверенны, что в РФ достаточный рынок для подобного устройства?

                                        >… ссылки на аналитические материалы

                                        Откуда у меня пруфы, если моя оценка была проведена в момент написания комментария. Я все-таки вопрос задавал, а не производство и сбыт трекеров налаживал. Для этого не нужны исследования.

                                        В добавок, если брать крупные города (а, именно там «дорогие» собаки и более платежеспособное население) — то я вообще забыл, когда последний раз в Москве видел собаку без поводка.

                                        • 17 августа 2017 в 19:02

                                          0

                                          хорошая вещь требует хорошего мейнтененса
                                          Да. Осталось убедить владельца собаки, что именно ошейник с трекером это и есть то, что не хватает ему (собаководу, не собаке) для счастья. Если отбросить в сторону гик-параметры (интересные, но ни собаке ни хозяину не нужные), остается что?

                                          1. Можно похвастаться перед другими собаководами (у кого-то на ошейнике кристаллы Сваровски, а у нас — трекер за 9.9К)
                                          2. Собака во время прогулки убежала — можно не клеить обьявления по району, а попробовать найти самостоятельно.



                                      • 17 августа 2017 в 14:08

                                        +2

                                        Отсутсвие сим-слота кажется конечно привлекательным с технической точки зрения. Но вот просуществует ваша фирма год, а потом прогорите допустим. И все ваши безлимитные контракты с сотовыми операторами наверняка закончатся вместе с вами. Итого получаем бесполезную игрушку для собаки за 10 тысяч рублей. А так бы можно было любую свою сим-карту вставить и пользоваться дальше, с благодарностью вспоминая создателей устройства и желая им успехов в новых проектах.
                                        — updated: хотя да, забыл все равно про серверную часть, которая вместе с вами тоже пропадет. Увы. Это-то меня и отпугивает, каждый раз как я хочу купить трекер для своей собаки.

                                        • 17 августа 2017 в 14:12

                                          +3

                                          Это если вы еще готовы свою прошивку написать. А родная превратится в тыкву вместе с прогоревшей фирмой…

                                          • 17 августа 2017 в 14:16

                                            0

                                            Именно. В этом плане мне очень понравилось как поступили в Pebble. Но у них конечно условия были проще — им не требовалось, чтобы часы напрямую общались с их сервисами.

                                            • 17 августа 2017 в 14:40

                                              0

                                              Свою прошивку надо ещё будет зашить. На фото не вижу jtag`а. Протокол программного обновления врядли будет опубликован. Останется только вооружиться даташитом и цепляться напрямую к ногам процессора, надеясь, что JTAG не отключен.

                                              • 17 августа 2017 в 14:44

                                                0

                                                pogo pins справа от контроллера. А если jtag отключен в прошивке — connect under reset и никаких проблем.

                                                • 17 августа 2017 в 14:45

                                                  0

                                                  Может это контакты для тестировочного стенда.

                                                  • 17 августа 2017 в 14:47

                                                    0

                                                    Запросите разводку платы у производителя :)

                                                    • 17 августа 2017 в 15:57

                                                      +1

                                                      Ведь прошивка как-то заливается в чип, и явно не до того как тот будет впаян на плату. А значит, контакты для программатора есть.
                                                      Залить прошивку и закрыть за собой дверь? Тогда было бы дешевле ставить OTP-чипы, но стоит всё-таки STM32 в котором отрубить прошивку полностью нереально — как минимум остается заводской бутлоадер вызываемый конфигурацией внешних пинов, которые ко всему должны быть доступны и при первоначальной прошивке.



                                                      • 17 августа 2017 в 16:00

                                                        0

                                                        Хотя в системах коммерческого метрологического учёта это вполне нормально, было бы странно это всё делать для GPS трекера.
                                                        ) Хотя, вы удивитесь, сколько странных и даже неадекватных решений принимается в мире разработки электронных устройств в мире и на территории СНГ в частности.
                                                        Впрочем, это всё лирика. Врядли разработчики прояснят вопрос по заливке кастомной прошивки.

                                                        • 17 августа 2017 в 16:29

                                                          +1

                                                          Вот в STM32 как раз отрубить прошивку полностью реально. Во всяком случае в этом чипе, который в сабжевом устройстве. ReadOut Protection Level 2 — и всё, отключается SWD и JTAG, запрещается Boot from System Memory и Boot from RAM, блокируются Option Bytes.

                                                          • 17 августа 2017 в 22:09

                                                            +1

                                                            Сдуть и поставить новый, он стоит копейки.

                                                • 17 августа 2017 в 14:26

                                                  +3

                                                  Если прогорят, то и сам сервис перестанет работать, так как протокол закрыт и исходников сервера нет.
                                                  А вот как раз eSIM, по идее, должна позволять сменить провайдера через SM-DP, вот бы про это подробнее услышать, если у вас уже есть опыт работы с этой технологией.

                                                  Работа SIM-чипа?

                                                  Очень интересно было бы.

                                                • 17 августа 2017 в 14:11

                                                  +2

                                                  Кому-то уже удалось надрессировать собаку относить его на зарядку?

                                                  • 17 августа 2017 в 14:12

                                                    0

                                                    Зарядку прямо в собачий коврик зашить и порядок.



                                                    • 17 августа 2017 в 14:32

                                                      0

                                                      У меня у собаки ковриком была вся кровать.

                                                      Если пользовались зарядками, ответьте на вопросы по ним.
                                                      Хочу прикрутить к магнитному порту Sony Z1 и убрать всё в чехол.
                                                      На каком расстоянии работают?
                                                      Если устройство не заряжается в данный момент, то энергия на базе всё равно тратится?
                                                      Какие ещё минусы есть?

                                                      • 17 августа 2017 в 17:05

                                                        0

                                                        Там такая фишка… Qi зарядка сносно работает только на расстоянии до 1..3мм между катушками, учитывая толщину пластика — прикладывать девайс надо вплотную и точно по центрам катушек.
                                                        Смотрел китайскую зарядку — да, она работает постоянно но достаточно высокой добротности катушка передатчика не рассеивает энергию зря. Другие зарядки работают импульсно — раз в секунду выдают пачку импульсов и «чувствуют» по кодовому ответу приёмную часть и только тогда включают на постоянную генерацию. Это может стать проблемой в плане наводок на соседнюю колонку, там могут появиться щелчки в моменты работы зарядки. Вообще с беспроводными зарядками пока всё очень плохо — и достаточно низкий КПД, и высокая чувствительность к ориентации относительно катушек приёмника и передатчика. Поскольку усиливающий связь феррит в катушках как правило квадратный то поворот девайса даже строго на оси катушек на 45 градусов сильно снижает эффективность зарядки. Кратно 90 градусов — нормально, а вот 45 — беда.

                                                    • 17 августа 2017 в 15:06

                                                      0

                                                      Очень просто: добавить в приложение поддержку какой-нибудь популярной собачьей автокормушки. Положила брелок — получила корм :)

                                                      • 17 августа 2017 в 15:51

                                                        0

                                                        Не положила — удар током?

                                                        • 17 августа 2017 в 16:43

                                                          0

                                                          Ну зачем же так мучить бедное животное… не положила — осталась голодной :)))

                                                    • 17 августа 2017 в 14:38

                                                      0

                                                      Не хватает технических деталей. Как разрабатывали и тестировали встроенное ПО? Как тестировали железо в серии? С какими проблемами столкнулись и как их решили? А то «здесь процессор, здесь батарейка» выглядит как плохо подготовленный доклад

                                                      • 17 августа 2017 в 14:42

                                                        +1

                                                        У нас стоит очень хорошая GPS-антенна с большим коэффициентом усиления сигнала.

                                                        не позорьтесь. КУ идеальной для ваших приложений антенны — 0 dBi.

                                                        • 17 августа 2017 в 15:05

                                                          +1

                                                          Пропустил, когда термины «большой» и «малый» запретили применять к отрицательным числам. Сказать что 0dBi для пассивной изотропной антенны — это большой КУ, будет неправдой, да?

                                                          • 17 августа 2017 в 18:34

                                                            0

                                                            После слов "очень хорошая GPS-антенна с большим коэффициентом усиления" ожидаются фантастические цыфры, а не упоминание о том, что антенна, на самом деле, и не направленная вовсе… И вместо "коэффициент усиления" нужно понимать "коэффициент полезного действия"… И никто этот коеффициент, на самом деле, и не мерил..

                                                        • 17 августа 2017 в 14:43

                                                          0

                                                          Здраствуйте, расскажите подробней о работе и настройке SIM-чипа, так как мы планируем заменить обычные симкарты в нашем продукте на embedded Sim и интересно узнать с какими проблемами Вы столкнулись

                                                          • 17 августа 2017 в 14:43

                                                            +1

                                                            Да, цена впечатляющая, конечно.
                                                            Больше всего вопросов по системе передачи данных.
                                                            Как отбирался провайдер? С помощью сим-карты была возможность пользователю самому выбрать по: зоне покрытия конкретно на своей даче, стоимости траффика. Тут предлагается платить с четвёртого месяца по 350 р/мес. Да я на основной смартфон меньше трачу. А если пёс в роуминге? Заграничном?
                                                            Связь только через СМС? Через интернет-канал — нет?
                                                            Покупка устройства с SIM-чипом — надеюсь, не по паспорту?
                                                            Есть ли такой режим, когда устройство не может найти спутники и тогда определяет свои координаты по сотовым вышкам? Пусть даже менее точно.

                                                            • 17 августа 2017 в 14:45

                                                              –2

                                                              По поводу цены: есть опция устройства за 12000 рублей, без ежемесячных платежей — пожизненно (и с возможностью использовать устройство в роуминге по всему миру без доплат). Интернет работает и за границей. Для покупки паспорт не требуется, SIM-чип регистрируется на нас и залочен на работу только с серверами Mishiko. По последнему вопросу — да, как и ваш смартфон, Mishiko найдет примерные координаты (LBS) по вышкам сотовой сети, если не найдет GPS-спутники

                                                              • 17 августа 2017 в 15:08

                                                                +1

                                                                Пёс всегда будет в роуминге, но это никоим образом не должно трогать владельца. Вся затея в том, чтобы ошейник работал везде, где есть GSM-покрытие, а все умственные терзания «роуминг-домашняя сеть» остались за бортом.
                                                                Связь, конечно, не через СМС, а через дата-канал. СМСки используются только чтобы будить его.
                                                                Да, когда устройство не может зафиксировать GPS, оно использует позиционирование по вышкам.



                                                              • 17 августа 2017 в 15:13

                                                                0

                                                                1 «Водонепроницаемость». Какой класс защиты? Есть ли сертификат?
                                                                2 Почему вы UFL-коннектор называете «креплением» для антенны?
                                                                3 #Намноголучшая GPS антенна — всего лишь «внешняя», вероятно, активная, тогда как в телефоны ставят компактные керамические ради места.

                                                                • 17 августа 2017 в 16:12

                                                                  +2

                                                                  «разрабатывали полностью в России»
                                                                  «используется решение от Sierra Wireless (Канада)»
                                                                  «процессор ST (Евросоюз)»
                                                                  Кхм? Раскладка печатной платы и корпус уже считаются основанием, чтобы заявить, что «разработано полностью нами»?

                                                                  Лазерная калибровка антенны — да, звучит круто. При установке ошейника на собаке тоже требуется калибровка, чтобы антенна смотрела в зенит и не экранировалась собакой?

                                                                  GPS-трекер на собаке вообще выглядит странно. Для чего? Чтобы не потерять? В квартире или вольере потерять собаку — нужно постараться. Во всех остальных случаях собака должна быть пристегнута к хозяину поводком, без каких-либо исключений. Невозможно потерять прикрепленный к тебе предмет. Если собаку украдут, ошейник снимут на месте.

                                                                  Акселерометр? Ну окей, звучит интересно (хотя, как по мне, запомнить, что пес в сутки должен пройти N км, можно даже при выраженном слабоумии). Изучать «а в каком же ритме бежала собака» будут единицы.

                                                                  На фоне крайне узкой специализации устройства, меня, как и многих, беспокоит жизнеспособность проекта в целом. Да, технически железка клевая. Но если ее не будут покупать в объеме, достаточном для поддержания серверной инфраструктуры, как выше заметили — все это превратится в тыкву. Маньяки, вешающие трекеры на все и вся, пойдут на алиэкспресс, где первый же лот в поиске — нечто с названием [CENSORED] cо спичечный коробок размером, с общепринятым слотом для симкарты, заменяемым аккумулятором, открытым стандартом GPRMC и кнопкой SOS. За три тыщи рублей. Ну ок, он не водопроницаем. Самый дешевый презерватив стоит 6 рублей.

                                                                  • 17 августа 2017 в 16:36

                                                                    –3

                                                                    А Вы, наверное, заваривать чай начинаете с того, что руду для чайника добываете?
                                                                    А собака у Вас есть? Если есть, Вы, наверное, с ней договорились, что когда она жестко и безальтернативно к Вам не пристегнута, то она ну ни-ни: как только жесткая и безальтернативная сцепка размыкается, собака древенеет и поэтому теряет всякую способность внезапно потеряться.
                                                                    А что такое «широкая специализация для собачьего трекера»?
                                                                    И позволю себе еще один вопрос в неподобающе вызывающем тоне, но Вы первый начали: а Вы всегда самыми дешевыми презервативами пользуетесь? Знаете к каким неприятным последствиям это может привести? Вот и с собачьими ошейниками все то же самое.

                                                                  • 17 августа 2017 в 18:06

                                                                    0

                                                                    Я понимаю что большей части посетителей гиктаймса, скорее всего, будет интересны нюансы разработки ПО, всякие серверные дела и т.д., но вот мне хотелось бы видеть больше материалов о том как разрабатывался первый прототип корпуса, с какими проблемами столкнулись, как пробовали допиливать напильником опытные образцы перед запуском серии и т.д.

                                                                    • 17 августа 2017 в 22:21

                                                                      +2

                                                                      Залогинился специально для того, чтобы лично сказать, что отсутствие возможности поставить свою SIM-карту — это чистый, рафинированный vendor lock-in, то есть, полное свинство.

                                                                      SIM-карту в таком устройстве, понятное дело, менять придется не слишком часто, и ради этого вполне можно отвинтить пяток винтов в корпусе со степенью защиты IP-68. Ну а если вы действительно не хотите обременять пользователя муками выбора, предложите устройство с преднастроенной SIM как опцию.

                                                                      Не стоит оправдывать маркетинговые соображения удобством пользователя. Тем более в статье, рассчитанной на технических специалистов.

                                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                      Самое читаемое

                                                                      // global vars
                                                                      var g_base_url = 'geektimes.ru';
                                                                      var g_show_xpanel = false;
                                                                      var g_base_fullurl = 'https://geektimes.ru/';
                                                                      var g_is_guest = false;

                                                                      MathJax.Hub.Config({
                                                                      showProcessingMessages: false,
                                                                      showMathMenu: true,
                                                                      tex2jax: {
                                                                      inlineMath: [['$inline$','$inline$']],
                                                                      displayMath: [['$$display$$','$$display$$']],
                                                                      processEscapes: true
                                                                      },
                                                                      MathMenu: {
                                                                      showRenderer: true,
                                                                      showContext: true
                                                                      }
                                                                      });

                                                                      MathJax.Extension.Img2jax = {
                                                                      PreProcess: function (element) {
                                                                      var hasMath = false;
                                                                      var images = element.querySelectorAll('[data-tex]');
                                                                      for (var i = images.length - 1; i >= 0; i--) {
                                                                      var img = images[i];
                                                                      var tex = img.alt.replace(/(rn|n|r)/gm, " ");
                                                                      if (tex && tex[0] === '$'){
                                                                      var script = document.createElement("script"); script.type = "math/tex";
                                                                      hasMath = true;
                                                                      if (img.getAttribute('data-tex') == "display"){script.type += ";mode=display"}
                                                                      MathJax.HTML.setScript(script, tex.substring(1,tex.length-1));
                                                                      img.parentNode.replaceChild(script,img);
                                                                      }
                                                                      }
                                                                      }
                                                                      };

                                                                      MathJax.Hub.Register.PreProcessor(["PreProcess", MathJax.Extension.Img2jax]);

                                                                      $(document).ready( function(){
                                                                      window.tmidLogin = function(){ return false; };
                                                                      if( $.cookie('tmid_no_check') == undefined ) {
                                                                      var expire = new Date();
                                                                      expire.setMinutes(expire.getMinutes() + 10 );
                                                                      $.cookie('tmid_no_check', 1, { expires: expire } );
                                                                      $.getScript("https://id.tmtm.ru/checklogin/", function(){
                                                                      if( window.tmidLogin() ) {
                                                                      var href = $('#login').attr('href')+'?checklogin=true';
                                                                      if( href !== undefined ) { window.location.href = href; }
                                                                      }
                                                                      });
                                                                      }
                                                                      });

                                                                      (function (d, w, c) {
                                                                      (w[c] = w[c] || []).push(function() {
                                                                      try {
                                                                      if (typeof (_yaparams) != 'undefined') {
                                                                      w.yaCounter26722401 = new Ya.Metrika({
                                                                      id: 26722401,
                                                                      clickmap: true,
                                                                      trackLinks: true,
                                                                      accurateTrackBounce: true,
                                                                      webvisor: true,
                                                                      params: _yaparams
                                                                      });
                                                                      } else {
                                                                      w.yaCounter26722401 = new Ya.Metrika({
                                                                      id: 26722401,
                                                                      clickmap: true,
                                                                      trackLinks: true,
                                                                      accurateTrackBounce: true,
                                                                      webvisor: true
                                                                      });
                                                                      }
                                                                      } catch(e) { }
                                                                      });

                                                                      var n = d.getElementsByTagName("script")[0],
                                                                      s = d.createElement("script"),
                                                                      f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); };
                                                                      s.type = "text/javascript";
                                                                      s.async = true;
                                                                      s.src = "https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js";

                                                                      if (w.opera == "[object Opera]") {
                                                                      d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false);
                                                                      } else { f(); }
                                                                      })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

                                                                      Источник

                                                                      * - обязательные к заполнению поля


                                                                      https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js