- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
К началу 2017 года едва ли не каждая крупная компания, будь то банк или медицинский центр, позиционирует себя как ИТ-компания. И в этом есть большая доля истины — многие отрасли плотно завязаны на применении информационных технологий и работе с узкими специалистами: разработчиками, программистами, системными инженерами. В таких условиях переживает трансформацию одна из самых нужных ИТ-специальностей — системный администратор. И дело совсем не в DevOps, до его победного шествия ещё далеко. Дело в том, что профессия сисадмина давно перестала быть историей эникейщика с бубном. Сегодня от него требуется профессионализм, глубокое владение всеми направлениями ITAM и оперативная реакция на любые проблемы, потому что зачастую от этого зависит прибыль и репутация компании. На Хабре есть тысячи статей про системное администрирование и самые тонкие нюансы. Мы хотим поговорить о том, какой он, портрет современного сисадмина, и какие трудности и вызовы он должен ежедневно преодолевать.
[1]
Котик современного админа. Другие админы — другие котэ
Цифровая трансформация проникла не только в крупный бизнес и гигантские корпорации, она задела даже ещё недавно самые далёкие от ИТ сферы: ритейл, малый и микро бизнес, учебные заведения. Автоматизация процессов (внедрение CRM, ECM, ERP), покупка сложного оборудования, стремление компаний избежать проблем с пиратским софтом — это минимальный уровень развития ИТ-инфраструктуры, который есть почти во всех компаниях. Однако причины масштабных перемен лежат гораздо глубже.
В таких условиях сисадмин перестал восприниматься как смешной парень, ликвидирующий аварии с тонером или переустанавливающий 1С вместе с Windows в ночь перед сдачей годового баланса. Сегодня это специалист, который должен поддерживать ИТ-инфраструктуру в рабочем состоянии — так, чтобы она никак не влияла на снижение качества рабочего процесса. Фактически это менеджер по ITAM (IT asset management), управлению ИТ-активами компании.
Мы в команде Alloy Software [2] выделили несколько точек супер силы системного администратора, которые здорово облегчают работу и превращают его практически в неуязвимого админа будущего.
Централизованное управление ИТ-инфраструктурой. Необходимо, чтобы все элементы были собраны в одно целое и управлялись как единый механизм, включая мобильные устройства компании. Это позволяет не упустить важные изменения, инциденты, вовремя произвести замену устаревшего ПО или железа, отреагировать на критическую ситуацию. Если управление децентрализовано, системный администратор будет тратить гораздо больше времени, а внутри службы или отдела ИТ будут непрерывно возникать накладки, дублирования или простои.
Безопасность — ключевая задача современного системного администратора. Кроме вопросов безопасности, связанных с оборудованием, и контролем за лицензированием ПО, это и безопасность данных, и права доступа, и создание резервных копий. В современных рисковых условиях только комплексные меры по мониторингу, обнаружению, защите и профилактике нарушений могут дать надёжный результат.
Планирование. Этот пункт кажется безумием — поскольку нужно реагировать на бесконечные проблемы пользователей и работать с критическими ситуациями, трудно спланировать что-то заранее. Однако у каждого системного администратора есть круг задач, которые он выполняет с периодичностью — их и нужно планировать. Сюда же стоит отнести планирование аудита и инвентаризации, тогда эти процессы станут рутинными и перестанут отнимать нервы и силы.
Минимизация непредсказуемости. За каждым рабочим компьютером, периферией и прочими элементами инфраструктуры стоят пользователи, которые часто затрудняют работу системного администратора: ставят несанкционированный софт, крякнутые версии ПО, сносят антивирусы (они же компьютер тормозят!), в отдельных случаях — меняют комплектующие на более старые или, что случается чаще и имеет более серьёзные последствия, ставят своё оборудование, например, беспроводные модемы, чтобы получить доступ в интернет из закрытой сети, флешки и внешние HDD — для того, чтобы слить необходимые данные, различное железо для развлечений и игр на рабочем ПК. В итоге возникает масса угроз в плане информационной безопасности, появляется риск убытка. Важно наладить процесс мониторинга и сделать его прозрачным — таким, чтобы пользователи точно знали, за какие действия они будут наказаны и что скрыть ничего не удастся, потому что у сисадмина есть всевидящее око. Такие меры значительно сократят количество инцидентов и проблем со стороны сотрудников.
Незаметная работа. Наверняка многие из вас помнят блаженный момент, когда что-то портится в рабочем компьютере, сисадмин сидит в вашем кресле и лениво ищет причины, а вы пьёте чай, отвлекая его и окружающих от работы, причём на законных основаниях. Сегодня таким историям не место — работа на многих позициях стала интенсивной и напряжённой, простой в течение 20-30 минут может ощутимо сказаться на всём рабочем процессе. При этом совершенно не важно, идёт речь о разработке, производстве или продажах. Вся деятельность сотрудников (от программирования до телефонии) завязана на ПК и сети, а значит, поломка или обновление могут её парализовать. Системный администратор по возможности должен выполнять свои задачи, не отрывая пользователей от ПК.
Тебе подарок на День системного администратора: мы все скинулись на эту клетку, и теперь Билл не сможет дотянуться до своего компьютера
Экономическая ответственность — неприятный, но важный момент в работе современного системного администратора. Для оптимизации расходов на ИТ нужно своевременно отслеживать количество используемых лицензий, объём использования ПО, регулировать использование лицензий и ПК при изменении численности персонала, оптимизировать аппаратное обеспечение.
Системный администратор должен обладать и персональными качествами, способными влиять на эффективность его работы.
Источник — Yaplakal
И всё было бы хорошо, если бы не следующий пункт нашего поста. Дело в том, что системный администратор может расцениваться сотрудниками и руководством как персональный мастер ПК, а не как ключевое звено процесса управления. Ну вот как-то так примерно:
Источник —prouderamadeus.blogspot.ru
Зачастую руководители (особенно не айтишных компаний) видят только прямой вклад сотрудника в прибыль: продажник продал — пришла выручка, маркетолог вернулся с выставки — привёз контракт, производственник — создал продукт, который продали. ИТ-инфраструктура воспринимается исключительно как реципиент бюджета, который нужно оплачивать, а ITAM как административная функция, которая не вносит значительного вклада в формирование прибыли. Как правило, такое положение дел сохраняется, пока не возникает одна из трёх ситуаций.
Конечно, несоответствие между тем, в чём заключается ITAM (asset management), и тем, как он на самом деле применяется в компании, огромно. И особенно заметен этот разрыв в российских компаниях, которые в подавляющем большинстве ещё не пришли к внедрению лучших практик. Пожалуй, из всех направлений больше всего в нашей стране развит SAM (software asset management), и то благодаря жёстким политикам вендоров корпоративного ПО. Тем не менее, сдвиги в восприятии уже есть. И есть причины, по которым стоит инвестировать в ITAM, в обучение системных администраторов, в прикладной софт для их продуктивной работы.
Когда руководство понимает ценности и цели ITAM, оно способно встроить ИТ-службу во все процессы в компании, создать функционирующую систему поддержки бизнеса и тем самым увеличить общую производительность труда.
Команда Alloy Software [2] уже много лет создаёт удобные и многофункциональные программы для системных администраторов и менеджеров по ITAM. Мы не понаслышке знаем о том, как работают сисадмины и как быстро трансформируется их деятельность.
Предлагаем вам чек-лист с короткими советами, на что стоит обращать внимание системному администратору.
Управление ИТ-активами — одна из частей фундамента, на котором базируется стратегия компании. Соответственно, системный администратор (или вся ИТ-служба) должны быть не просто инженерами, но и менеджерами, и экономистами, чтобы грамотно проводить бюджетную и организационную политику своего подразделения.
В свою очередь, использование специализированного программного обеспечения [2] помогает работать оперативно, отвечать на любые технологические вызовы, проводить своевременную диагностику и аудит. Вся информация в совокупности обеспечивает базу для принятия обоснованных решений в области расширения или сокращения ИТ-инфраструктуры, помогает планировать ресурсы и просто профессионально делать свою работу.
Автор: Alloy Software
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/administrirovanie/241129
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habrahabr.ru/company/alloy_software/blog/321322/
[2] команде Alloy Software: http://www.alloysoftware.ru/
[3] мышления: http://www.braintools.ru
[4] Источник: https://habrahabr.ru/post/321322/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.