- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Больше, чем plain vanilla scrum. Общепринятые практики работы с требованиями

Недавно, на Скрам портале была опубликована статья Майка Кона об Общепринятых практиках в Скраме [1] — практиках, которые довольно часто встречаются в Скрам-проектах, но не являются базовыми правилами Скрам.

Скрам поощряет подобные добавления и специально построен минималистично, дабы команды могли добавить то, что им по вкусу. Не стоит путать подобные улучшения процесса с печально известным Скрам-ном. В отличие от последнего, добавленные практики улучшают процесс, повышая эффективность выпуска продуктов и выравнивая поток работ.

Сегодня я хочу поделиться множеством таких практик, собранных вокруг работы с требованиями. За последние несколько лет перечисленные практики мне не раз довелось наблюдать за кулисами у успешных команд в роли agile-коуча и рассказывать о них на тренингах Certified ScrumMaster [2] в роли скрам-тренера.

Я ни в коем случае не претендую на полноту практик и буду рад услышать дополнения. Некоторые из перечисленных практик заслуживают отдельных статей — это work in progress.


Итак:

Общепринятые практики работы с требованиями в Скрам

Структурированные карты требований

Видение проекта и высокоуровневые требования хранить в виде беклога неудобно. Это не одномерные списки. Идеи — это списки со сложными связями. Для работы с идеями проекта современные Владельцы Продуктов и аналитики используют специализированные техники и форматы. Двумя популярными специализированными техниками являются карты пользовательских историй (user story mapping [3]) и карты влияния (impact mapping [4]) — специализированные mind-мепы.

В настоящее время не так много электронных инструментов поддерживают создание подобных карт. Но Google docs для story mapping и обычный mind-mapping тул для карт влияния неплохо справляются с этими задачами.

Работает это так: идеи проекта на ранней фазе составляются в виде визуальных карт. Это удобный и естественный способ. После чего, по мере хода проекта, Владелец Продукта во время груминг сессий (см ниже) наслаивает из этих карт пользовательские истории. Таким образом беклог продукта никогда не переполнен и состоит из небольшого управляемого подмножества элементов требований.

Команда Владельца Продукта

В большинстве проектов, которые мне довелось наблюдать за последние несколько лет проработкой требований занимается большем, чем один человек. Иногда это пара человек, чаще — группа, состоящая из менеджеров продуктов, аналитиков, специалистов предметной области, архитекторов, представителей конечных пользователей.

Такие группы сейчас принято называть Командой Владельца Продукта.

Такая практика нисколько не идет в разрез с правилом Скрам о наличие только одного Владельца Продукта. Такая команда управляется одним стратегическим менеджером, который владеет высокоуровневым видением продукта, направляет и координирует работу группы.

Сессии груминга беклога

Когда и кем составляется беклог? Выполнение этой работы между спринтами приводит к резанной загрузке Команды Владельца Продукта и зачастую оттягивает запуск спринтов, ухудшая качество планов.

Вместо этого, частой практикой является проводить во время спринтов запланированные встречи по проработке беклога. В иностранной литературе используется термин backlog grooming [5] (буквально — «ухаживать»). В течение этих сессий участники:

  • составляют пользовательские истории (на основании карт требований и текущих нужд)
  • декомпозируют крупные истории на мелкие
  • оценивают сложность работы
  • детализируют истории скетчами дизайна и взаимодействия пользователей, тест-кейсами и примерами
  • обсуждают способы реализации
  • выполняют и анализируют быстрые прототипы

Доски процесса анализа

По мере работы Команды Владельца Продукта и их груминг сессий возникает немало артефактов и требований на разных фазах анализа. Для удобства управления потоком этой работы используются Канбан-доски.

Пример состояний такой доски:

Новые идеи
(5)
Детализация
(3)
Готово для груминга с командой
(3)
Прототипирование
(3)
Проработка интерфейсов
(3)
... Готово для планирования в спринт
(10)

Как вы можете заметить последняя колонка такой доски — это собственно беклог продукта. Именно эти готовые истории попадают в планы спринта.

Подобная доска может быть легко объединена с доской по разработке, что предоставит единый пульт управления проектом от идеи до релизов.

Какие еще практики работы с требованиями используете вы в Скраме?

В следующих статьях я поделюсь своими наблюдениями об общепринятых практиках взаимодействия в команде, планированием, слежением за ходом проекта и поставками.

Автор: krivitsky

Источник [6]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/agile/28104

Ссылки в тексте:

[1] Общепринятых практиках в Скраме: http://scrummaster.ru/home/the-rules-vs-the-generally-accepted-practices-of-scrum

[2] Certified ScrumMaster: http://scrumguides.com.ua/scrummaster-product-owner-certifications/

[3] user story mapping: http://scrumguides.com.ua/articles/kak-myi-zapuskaem-proektyi

[4] impact mapping: http://impactmapping.org/

[5] backlog grooming: http://scrumguides.com/articles/uhod-za-beklogom-gruming-ili-kak-sdel/

[6] Источник: http://habrahabr.ru/post/170767/