Сколько на самом деле стоят домашние батареи Тesla и все ли аккумуляторы одинаково полезны

в 5:06, , рубрики: powerwall, tesla, аккумуляторы, Илон Маск, умный дом, Энергия и элементы питания

Tesla x2 батарея и машина
После громкого анонса Telsa аккумуляторной системы для дома, предприятий и всего мира, в комментариях к соответствующей публикации неоднократно задавались вопросы и возникали споры сколько на самом деле стоят эти представленные публике батареи.

Происходила путаница, т.к. в разных источниках помимо озвученных на самой презентации цен: 3000$/3500$ назывались и совсем другие: например 5000$ или 7140$ cо ссылками на Блумберг или даже 13000$, которые упоминались в новостях еще до официального анонса, например в The Guardian

Так сколько же они стоят на самом деле?

Батарея «Tesla Powerwall»

Ответ на самом деле прост, батареи при покупке напрямую у Tesla стоят 3000$ за 7 кВт*ч и 3500$ за 10 кВт*ч модели соответственно. Как и было озвучено в официальном анонсе.
За эти деньги клиент получает:

  • саму литий-ионную аккумуляторную батарею высокой емкости
  • встроенные в нее электронные схемы контроля заряда/разряда отвечающие за безопасность и длительный срок службы элементов, в частности предотвращающие слишком глубокий разряд, перезаряд, ограничивающие предельно допустимые токи заряда и разряда
  • систему мониторинга температуры элементов и принудительного жидкостного охлаждения на случай их излишнего нагрева
  • влагозащищенный и утепленный корпус, допускающий монтаж на улице на наружной стене дома или другой постройки

При этом монтаж и дополнительные компоненты необходимые для использования в обычном жилом доме в цену не включены. В таком виде она непригодна для использования скажем так «рядовым» конечным покупателем, т.к. на выходе батареи только постоянный ток высокого напряжения: 350 — 450 Вольт. Разве что для случаев когда ранее уже была установлена подобная система, в которой вышла из строя батарея и требуется ее заменить, либо покупка дополнительной батареи для увеличения суммарной емкости системы и уровня автономности.

Еще момент часто вызывающий вопросы насчет цены: указанные цены не включают какое-либо государственное субсидирование или льготы. Это обычная коммерческая цена.

Система «под ключ» на базе Tesla Powerwall

Теперь про 5000$ или 7140$ называемые в других источниках.
Это уже предложение не Tesla, а другой компании — SolarCity Corp. Она как известно так же аффинировала с Илоном Маском, но все-таки это две разные компании. За эту цену клиент получит:

  • 10 кВт*ч батарею Tesla (собственной стоимостью 3500$ — см. выше)
  • инвертор преобразующий постоянный ток батареи в переменный используемый в большинстве домов (400v DC ==> 110/220v AC), стоимостью порядка 1500-2000$
  • профессиональный монтаж и настройку системы
  • вспомогательные материалы используемые при монтаже (силовые кабели, кабель-каналы и т.д.)
  • контракт на последующее техническое обслуживание получившейся энергосистемы специалистами компании

А разница между 5000$ и 7140$ — это лизинг на 9 лет в первом случае(собственником всего оборудования при этом остается SolarCity) или сразу покупка в полную собственность клиента.
Начать установки подобных систем предполагается осенью этого года.

Насчет 13000$ — это были просто слухи, ходившие на рынке до официального анонса. Никаких подтверждений названной суммы не было. При этом в тех же источниках приводились другие данные, о людях получивших подобные батареи в свое распоряжение в рамках своего рода «бета-теста» еще до официального анонса и начала продаж на особых условиях:
1500$ сразу + по 15$/месяц за лизинг в течении 10 лет. Итого 3300$ за весь срок.

Это было предложение другой энергетической компании сотрудничающей с Tesla: Pacific Gas & Electric и оно включало в себя субсидирование стоимости для конечного клиента за счет этой компании в размере 50%. И там же упоминалась полная стоимость системы в 13000$ взятая из слухов, а читатели статьи как тут на GT, так и в зарубежных источниках закономерно недоумевали: как при полной стоимости в 13000$ и субсидии в размере 50% может получится 1500+1800=3300$?
Ответ: никак, 13000$ это просто слухи, а реальная полная стоимость подобной системы с монтажом и обслуживанием около 7000$. После 50% субсидии и учета остаточной стоимости оборудования после 10 лет (т.к. клиент получал его не в собственность, а долгосрочную аренду) и получались 3300$ которые должен был выплатить клиент.

Не все батареи одинаково полезны

И еще один момент касающийся стоимости, на который большинство не обратило особого внимания. Представленные 10 кВт*ч и 7 кВт*ч батареи отличаются не только емкостью и ценой, но и допустимыми режимами работы:
10 кВт*ч батарея позиционируется как «Backup»: своего рода аналог общедомового UPS на случай частых перебоев в электроснабжении, количество рабочих циклов у нее соответствует обычным параметрам литий-ионных батарей. Точные данные Tesla не приводит, но предположительно это 500-1000 циклов до падения емкости ниже 80% от номинала — это типовые значения для современных литий-ионных ячеек при заряде/разряде небольшими токами

Тогда как 7 кВт*ч батарея это выносливая «рабочая лошадка», способная выдерживать огромное количество циклов и предназначенная для активной работы в системах альтернативной энергетики. Например в паре с солнечными панелями или ветро-генераторами или в отсутствии собственных генераторов по схеме зарядки каждую ночь по минимально возможному тарифу и использование энергии от батареи все остальное время суток. Условия 10 летней гарантии на нее, включают возможность постоянных ежедневных циклов, т.е. подразумевают до 3500 циклов покрываемых гарантией. Расчетный средний ресурс службы по внутренним экспериментам Tesla при этом вероятно еще существенно больше — иначе компания просто разорится на замене большого количества батарей по гарантии.

Существенная разница в удельной стоимости батарей, объясняется как раз этими различиями:
3500/10 = 350$ / кВт*ч
3000/7 = 428$ / кВт*ч

Пока не ясно за счет чего достигается эта разница по ресурсу. Теоретически возможны 2 основных варианта:

  1. в батареях используются литий-ионные ячейки разных типов, еще на этапе проектирования и производства оптимизированные в одном случае на максимально возможную емкость, а в другом на максимальное количество циклов в ущерб емкости
  2. ячейки используются одинаковые, но внутри 7 кВт*ч модели суммарная емкость ячеек на самом деле существенно выше заявленной емкости (скажем около 9 кВт*ч), при этом их заряд-разряд искусственно ограничен встроенной электроникой до рабочего «окна» в 7 кВт*ч. Для литий-ионных батарей такой метод позволяет резко снизить износ от циклов заряд/разряд

Так что если кто-то из читателей будет использовать стоимость этих батарей в своих расчетах (или вдруг даже подумывает купить?) стоит эту разницу учитывать.

Автор: Mad__Max

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js