На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара

в 12:12, , рубрики: amazon, Buy Box, алгоритмический трейдинг, Алгоритмы, Блог компании Rootwelt, подстройка цены, Разработка под e-commerce

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 1
В 2011 году два алгоритма, оставленные без присмотра, подняли цену книги до 23 миллионов долларов

Amazon начал как книжный магазин в 1994 году, но к настоящему времени превратился в настоящего монстра интернет-торговли. На площадке продаётся что угодно. Самое удобное — там можно сравнить цены разных продавцов и выбрать наиболее подходящее предложение. Более того, алгоритм Amazon выполняет такое сравнение за нас и находит «оптимальное предложение» (“Buy Box”), остаётся только нажать кнопку «Добавить в корзину».

Никто не знает, как работает алгоритм Amazon: формула включает в себя не только цену, но и количество положительных отзывов, и что-то ещё. Проблема в том, что торговцы активно манипулируют алгоритмом Amazon, чтобы попасть в заветный “Buy Box”. Причём задача торговца — не только попасть на оптимальную позицию, но и продать товар по максимально возможной цене, не теряя позицию. Наблюдать за битвой торговых ботов на Amazon с постоянными рывками цен весьма забавно: такое исследование провели специалисты из Северо-Восточного университета (США), pdf.

Знаете про диктатуру дефолтных настроек? Этот закон действует везде: абсолютное большинство пользователей всегда довольствуются настройками по умолчанию в системе и не меняют абсолютно ничего. То есть формально предоставляя пользователю выбор, на практике можно управлять действиями абсолютного большинства пользователей, просто изменяя настройки по умолчанию в нужную сторону.

Тот же закон действует на Amazon. Формально каждый покупатель может потратить несколько секунд, чтобы сравнить цены разных продавцов, но на практике 82% продаж Amazon происходит через дефолтное окошко “Buy Box”.

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 2
“Buy Box”

Поэтому продавцам очень важно туда попасть, они готовы на что угодно. Более того, появились специализированные фирмы вроде Sellery, которые разрабатывают свои боты, чтобы попасть в “Buy Box” с оптимальной ценой. Разработчики продают этих ботов торговцам на Amazon.

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 3

Самое интересное начинается, когда боты начинают подстраиваться и реагировать на действия друг друга. В этом случае цены товаров на Amazon автоматически меняются сотни раз в день.

Исследователи из Северо-Восточного университета регистрировали цены 1641 товара из списка популярных на Amazon. Каждые 15 минут регистрировалась цена этого товара на позиции в “Buy Box”, а также цена у 20 других продавцов, и их рейтинги.

Вот типичные скачки цен, из опубликованного исследования.

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 4
Подстройка цен товара в “Buy Box”

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 5
Частота изменений цены

Исследователи попытались изучить неизвестные факторы, которые влияют на попадание в “Buy Box”, и определили несколько комбинаций факторов. Главным образом, это сочетание конкурентоспособной цены и большого процента положительных отзывов.

Но такая система имеет врождённый недостаток: ведь попадая в “Buy Box”, товар получает больше положительных отзывов. Как же получить эти отзывы, если товар не раскручен? «Это петля обратной связи, — говорит Христо Уилсон (Christo Wilson), доцент Северо-Восточного университета, один из авторов научной работы. — Если компания использует алгоритмы, это даёт ей преимущество перед конкурентами, потому что она может реагировать быстро и получить больше продаж. И потом они получают больше отзывов на эти продажи, и это положительный сигнал, который позволит им сохранить позицию «лучшего» товара в будущем. Я не думаю, что Amazon беспокоит использование алгоритмических продаж — они получают свои деньги в любом случае».

Алгоритмическая подстройка цены даёт эффект: примерно 60% всех товаров в “Buy Box” продаются по цене выше конкурентов. В этом смысл: максимизировать продажи при сохранении максимально возможной цены.

По оценке исследователей боты для изменения цен используют примерно 2-10% продавцов на Amazon, но им принадлежит почти треть позиций «лучших» товаров в “Buy Box”.

Вообще, войны ботов на торговой площадке — вполне нормальное явление. Продавцы оптимизируют свои цены, конкурируя друг с другом. Правда, иногда это приводит к курьёзным последствиям. Например, в 2011 году два оставленных без присмотра алгоритма умудрились поднять стоимость научной книги по биологии до $23 698 655,93 (плюс $3,99 за доставку).

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 6

Раз в день profnath устанавливал цену в 0.9983 раз от цены bordeebook. Цены оставались в таком положении несколько часов, пока bordeebook не «замечал» изменение цены profnath и не поднимал свою цену в 1.270589 раз от максимальной цены profnath [примечание: скорее всего, у bordeebook не было в наличии этой книги, а продавец надеялся заработать на её перепродаже в случае получения заказа]. В таком порядке события продолжались в том же порядке всю следующую неделю.

На Amazon идёт война алгоритмов за позицию «лучшего» товара - 7

Больше всего в этой ситуации удивляет бесконечное количество возможного хаоса и проблем. Вряд ли мы наткнулись на единственный пример постоянно восходящей спирали цен — и всё что для неё потребовалось это два продавца, изменяющие свою цену в соответствии с ценой другого в пропорции, в итоге приводящей к общему увеличению цены. И хотя это может быть труднее просчитать, можно придумать другие странные сценарии, которые могут произойти если количество участвующих продавцов станет больше двух.

Так что за такими алгоритмами нужен присмотр, а то они ещё натворят дел…

Автор: Rootwelt

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js