Что такое творчество

в 13:04, , рубрики: Алгоритмы, творчество, ТРИЗ

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Что такое творчество - 1

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Под творчеством могут подразумеваться минимум 4 вещи:

  1. Художественная деятельность, искусство.
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
  3. Процесс создания принципиально новых материальных и нематериальных ценностей
  4. Результат этого процесса (по аналогии с 2)

Первые два — следствие из 3го и 4го, они появились из мнения, что любое художественное произведение (сделанное профессионалом, по крайней мере) те самые ценности привносит в общество. Однако такое явление, как «попса» опровергает это. Поэтому мы остановились на 3-ем определении, для 4-го понятия выбрали термин «творческий результат». Или «результат творчества»

Под талантом тоже понимают обычно несколько вещей:

  1. Одарённость (способность быстро осваивать знания, умения, навыки в определённой области)
  2. Умение регулярно делать что-то хорошо (иначе знания, умения, навыки; профессионализм)
  3. Способность делать что-то оригинально, либо делать то, чего никто до этого не делал

Для первых двух понятий термины уже есть. Кроме того, они не подразумевают того самого результата. Можно ведь хорошо делать попсу и забивать гвозди, но того же творческого результата там нет. А вот третье термина не имеет и как раз подразумевает некую новизну. Правда, настолько в людях сильно сидит «талант=одарённость» (даже Ожегов так расшифровывает), что возможно, придётся отказаться от этого термина и использовать «способность к творчеству».

Что такое принципиально новые материальные и нематериальные ценности

Вопрос был сложный, так как к таковым относятся как произведения искусства, так и различные изобретения и открытия. И как их свести к чему-то единому?

Талант, творчество и т.д. проявляются в деятельности. Любую деятельность можно рассматривать как решение задач. Базовые типы задач:

  • мышление (что думать по поводу поступившей информации, как воспринимать/понимать)
  • отношение (какую эмоцию испытывать по этому поводу)
  • движение (что конкретно с этим делать и как)

Любую деятельность можно разложить на алгоритм этих базовых операций. Любую задачу можно раскладывать на подзадачи, пока не спустимся на этот базовый уровень.

Многие задачи можно решать с помощью разных алгоритмов, разных последовательностей базовых операций. Или, более простым языком, способов.

Мы постоянно решаем огромное количество задач. Для экономии ресурсов и энергии большинство задач решаются с помощью автоматических, фиксированных способов. Стереотипов, шаблонов, паттернов. Многие люди, похоже, на протяжении многих лет, а то и всей жизни решают так вообще все возникающие задачи.

Шаблон человек вырабатывает сам или получает извне. Вспомните библиотеки функций, классов. Вы просто используете алгоритм, который кто-то давно создал. Пишете название, параметры, получаете результат. Гугл сделал модным решение многих, не только программистких задач, с помощью Ctrl+V Ctrl+C. Посмотреть в интернете и сделать так же, не вдаваясь в суть.

Но иногда случается, что человек отказывается от шаблона. Либо возникла новая для человека, предприятия, а то и вообще мира, задача, и шаблон не работает вообще, либо результат выполнения шаблона не удовлетворителен по каким-то причинам. Некоторые люди способны перестроить этот шаблон либо вообще создать новый способ решения задачи.

Вот это создание нового способа, нового алгоритма, мы и будем считать творческим результатом.

Как оценить уровень творческого результата (нового алгоритма)?

Для этого можно использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

Что такое творчество - 2

То есть новизна и польза только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Чего-то не хватает

К искусству, философии, да и науке такое подходит не всегда. Известны случаи, когда они решали прикладные задачи (лаундж — отличная музыка для того, чтобы человек не чувствовал себя неуютно в чупермаркете). Известны случаи, когда они эти новые задачи ставили. И вот тут мы перешли к определению задачи. Что такое задача?

На Википедии нашлось хорошее и краткое определение: «Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать». Это определение для задачи в широком смысле хорошо подходило и увязывалось с определениями из словарей и прочих источников, увязывая их воедино. Однако — что такое проблемная ситуация и проблема в широком понимании? И что такое цель? Где-то полтора года спустя ответ нашёлся

Определение проблемы и задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может "искажать".

Что такое творчество - 3

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Задача — это две системы. Одна система — исходная, с наличием проблемы. Другая система — цель, которую нужно достичь, в ней проблема отсутствует либо нейтрализуется. Первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

это условие задачи. Относительно одной проблемы можно ставить разные задачи, и одну задачу часто можно решить разными способами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как "лифт ездит медленно"? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества, как создания новых ценностей:

творчество — это постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. ("Управление настроением", да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking ("Дизайн-мышление", "проектное мышление") не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — "Зачем нужно творчество". Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

UPD Человек, посоветовавший «Думай медленно, решай быстро» — спасибо и извини! Я вроде нажал ответить на комментарий, а он исчез. Видимо, я случайно его удалил. Книга интересная, многие из моих авторов на неё ссылались, обязательно прочитаю.

Автор: utkorose

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля