- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Человек» искусства: способен ли искусственный интеллект творить?

С развитием нейросетей им придумывают всё более разнообразные способы применения. С их помощью обучаются автопилоты Tesla [1], а распознавание лиц используется не только для обработки фотографий приложениями типа Prisma, но и в системах безопасности [2]. Искусственный интеллект учат диагностировать болезни. В конце концов, с его помощью даже выигрывают выборы [3].

Но есть одна сфера, которая традиционно считалась принадлежащей исключительно человеку — творчество. Однако и это утверждение начинают ставить под сомнение. Ли Седоль, проигравший AlphaGo, признался [4]: «Поражение заставило меня засомневаться в человеческой креативности. Когда я увидел, как играет AlphaGo, то усомнился в том, насколько хорошо играю сам». Поэтому в сегодняшнем посте давайте поговорим о том, способны ли роботы ступить на территорию искусства, в пространство креативности, а значит эмоций и восприятия.

«Человек» искусства: способен ли искусственный интеллект творить? - 1 [5]/ Flickr / franck injapan [6] / PD [7]

Творчество роботов

Самообучающиеся системы давно начали проверять на креативность. Например, в 1970 году ученые разработали алгоритм [8], который мог писать прозаические тексты — правда, довольно бессмысленные.

С тех пор нейросети научились рисовать картины [9], сочинять музыку [10] и стихи, а также придумывать сценарии [11] к фильмам. Яндекс учит нейросети записывать музыкальные альбомы, похожие [12] на альбомы популярных групп, и писать стихи в стиле [13] Егора Летова. Принцип действия всех алгоритмов похож: они анализируют огромный массив произведений искусства, а потом на основе полученных закономерностей «создают» свое творение: картину, музыкальную композицию, роман и т. д.

Творчество нейросетей постепенно институционализируется. Так, в 2016 году впервые прошел конкурс [14] художественных произведений, созданных роботами. В этом году главный приз в 40 тыс. долларов выиграл алгоритм PIX18 [15], придуманный Creative Machines Lab: его похвалили за хороший мазок и умение генерировать произведения на базе фотографий, находящихся в его распоряжении.

Так прокомментировали победу в комитете: «Композиция и работа с кистью напоминает Ван Гога. Интересная палитра». Это выглядит как настоящая критика картины начинающего художника.

Восприятие произведений

Картины, созданные алгоритмом DeepDream от Google, считаются практически искусством — в первую очередь именно потому, что их создал искусственный интеллект.

Однако есть другой важный вопрос — новизна. По этому критерию мы оцениваем и творения художников. Если алгоритмы не срисовывают или не обрабатывают фотографии, а, например, пишут абстрактные картины, могут ли они действительно создать что-то новое?

На этот вопрос попробовали ответить разработчики из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства Ратгерского университета, создав генеративно-состязательную сеть [16] (GAN). Ранее алгоритм учился на основе ответов одного дискриминатора: анализировал картины, рисовал свои и сверял результат. Он продуцировал изображения, похожие на те, что изучал до того.

Команда сделала следующий шаг в развитии сети и добавила второй дискриминатор, соревнующийся с первым. Теперь нейросеть анализирует примерно 81 тысячу картин и, опираясь на такую объемную выборку, формирует список условий, при которых созданная картина может быть отнесена к произведениям искусства. Параллельно второй дискриминатор составляет список стилей и проверяет картину на схожесть с ними – проводит операцию по верификации. Новая картина рождается тогда, когда изображение признается произведением искусства, не идентичным ни одному из существовавших ранее стилей.

Кроме того, нейросети уже способны создавать мульфильмы [17]. Компьютерная программа The Painting Fool [18], разработанная Саймоном Колтоном (Simon Colton) из Имперского колледжа Лондона, смогла сплести нарисованные ею же изображения в видеоряд.

Система адаптирует специальные решения для автоматизированного создания [19] коллажей, симулируя мазки кисти на холсте. ПО в состоянии имитировать техники рисования, для чего используются возможности многоядерных процессоров — каждый поток контролирует отдельную кисть. Это позволяет «смешивать» кисти в непредсказуемых комбинациях, что приводит к более правдоподобному эффекту.

Сам процесс рисования – например, портрета – начинается с разметки областей заинтересованности: глаз, рта, бровей и т. д. Для каждого «региона» программа сегментирует изображение методом neighbourhood-growing и обосновывает границы. Затем The Painting Fool занимается окраской каждого сегмента. Он может «рисовать» карандашами, пастелью, акварелью и мелками, учитывая освещенность, условия среды.

И The Painting Fool — лишь показательный пример, только один представитель «компьютеров искусства». Причем их количество постоянно увеличивается. Одному роботу удалось настолько очаровать аудиторию музыкальной композицией, что они решили, будто её написал человек. А короткий роман, написанный японским роботом, чуть не выиграл [20] литературную премию.

Это подводит нас к важному вопросу — проблеме рецепции искусства смотрящим. Существует ли разница между нашим восприятием произведения, созданного человеком, и тем, что «сгенерировано» роботом? В интернете есть сайт Bot or Not, предлагающий угадать, кто написал то или иное стихотворение — бот или человек [21]. Ответ не всегда очевиден. Это неоднозначная территория.

На сайте Bot or Not есть стихотворения, написанные роботами – при том, что люди отнесли их к авторству человека. Соответственно, можно считать, что эти алгоритмы прошли тест Тьюринга для поэзии. Компьютер должен убедить 30% людей в своей «человечности», чтобы пройти тест. Но писатель Оскар Шварц, создатель Bot or Not, отмечает что это игра не в одни ворота: мы не только можем перепутать написанное ботом с работой человека, но и наоборот — принимаем творчество людей за творчество роботов. Возникает смешение уровней, новое понимание текстов и смыслов, где стирается грань между иллюзией и аутентичностью в привычном нам виде.

Творчество — это эмоциональное воздействие

Здесь встает еще одна проблема, связанная с сутью художественного произведения: чем оно отличается от копирования и воспроизведения прошлого опыта.

Американский психолог Колин Мартиндейл (Colin Martindale) предложил оригинальную теорию креативности. Согласно его исследованиям, первоочередная цель творца — вызвать в потребителе эмоциональное возбуждение. Этого можно достичь разными средствами: новизной, сложностью идей, интеллектуальным вызовом, двусмысленностью и неоднозначностью трактовок и посылов. Социум, в котором уровень возбуждения перестает расти (или начинает убывать) — деградирует.

Мартиндейл выделил два этапа познавательного процесса. Первичный процесс — ненаправленное, иррациональное мышление [22] вроде сновидений или мечтаний. Вторичный процесс — осознанный, концептуальный, это решение конкретных задач и использование логики. Похожую оптику он приложил и к творческому процессу: концептуальное сознание может различать, может логически мыслить, но оно не способно создать или вывести что-то, чего не знало раньше, ex nihilo nihil fit — «из ничего ничто не происходит». Изначальное мышление [22] может проводить аналогии, выстраивать цепочки ассоциации и сравнивать, порождая новые комбинации ментальных элементов. Оно производит сырье, которое концептуальное мышление [22] может обработать.

По близкому принципу работает описанная выше сеть GAN — одна нейросеть «различает», другая — «сравнивает и находит ассоциации». Алгоритм следует теории креативности, производит новые полотна, провоцирующие эмоциональный отклик в людях.

Нейросети — в помощь художнику. И музыканту

Искусство и технологии всегда пересекались и подпитывали друг друга (достаточно вспомнить об эпохе Возрождения, об экспериментах Леонардо и Микеланджело). Новые материалы, подходы и изобретения часто позволяли художникам создавать шедевры и целые виды искусства. Так и сегодня, помимо самостоятельного «производства» поэм, картин и музыки, нейросети помогают ученым проводить исследования в творческой сфере.

Развитие современной музыкальной индустрии ориентируется [23] на классифицированные паттерны, помогающие в буквальном смысле построить математическую модель музыки и «запрограммировать» желаемый эффект от прослушивания композиции.

Международная исследовательская группа из университетов Японии и Бельгии в сотрудничестве с компанией Crimson Technologies выпустила специальное устройство на базе машинного обучения, умеющее выявлять эмоциональное состояние слушателей и генерировать на основании собранной информации принципиально новый контент.

«Как правило, машины и программы для создания песен зависят напрямую от автоматических композиционных систем, их предварительно заданный и хранящийся объем готового музыкального материала позволяет сочинять только похожие между собой треки», — отмечает [24] профессор Масаюки Нумао (Numao Masayuki) из Университета Осаки.

Нумао и его команда хотят предоставить «машинам» информацию об эмоциональном состоянии человека. По их мнению, это должно способствовать увеличению интерактивности музыкального опыта. Ученые провели эксперимент, во время которого испытуемые слушали музыку в наушниках с сенсорами активности головного мозга [22]. Сведенные воедино данные ЭЭГ транслировались роботу-композитору. В результате удалось выявить большую вовлеченность и более интенсивную эмоциональную реакцию слушателей на определенную музыку.

Нумао считает, что эмоционально-связанные интерфейсы имеют потенциал: «Например, мы можем использовать их в здравоохранении, чтобы мотивировать человека чаще упражняться или же просто приободрить его, поднять настроение».

Искусство видеть

Джон Бергер (Бёрджер) в «Искусстве видеть» отмечал, что зрение для человека первично по отношению к языку. Знание влияет на нашу оценку. По Бергеру, любое изображение — это просто один из многочисленных способов видения, но наше восприятие изображения зависит от того, каким способом видения пользуемся мы.

Поэтому дискуссия о творчестве алгоритмов мотивирует нас задуматься не только о том, как «творят» программы, но и о том, как мы сами воспринимаем творчество. Нейросети могут писать стихи, а мы порой путаем их с человеческими: но именно наше восприятие, наше прочтение наполняет их смыслом. Например, для алгоритма слова, мазки, цвета и звуки являются всего лишь набором знаков, которые он может сложить в гармоничную структуру. Это сырье, за которым робот не видит содержания, смыслового поля. По крайней мере, пока не видит.

Роботы не могут придать предметам значение, а произведениям — глобальную культурную ценность. «Никогда еще не писалось так много стихов и так мало поэзии», – читаем у Умберто Эко. ИИ может создать гениальную симфонию или сочетание рифм, правильно организованных графически, но лишь признание человека позволит всему этому обрести столь желаемый многими статус – действительно быть искусством, а не казаться им.

Автор: IgorLevin

Источник [25]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/algoritmy/264386

Ссылки в тексте:

[1] автопилоты Tesla: https://futurism.com/teslas-neural-network-is-receiving-a-massive-amount-of-data-from-cars/

[2] системах безопасности: https://techcrunch.com/2016/04/14/from-recording-to-reacting-neural-networks-are-changing-notions-of-surveillance/

[3] выигрывают выборы: http://theins.ru/politika/38490

[4] признался: https://www.nytimes.com/2016/03/16/world/asia/korea-alphago-vs-lee-sedol-go.html

[5] Image: https://habrahabr.ru/company/neurodatalab/blog/337624/

[6] franck injapan: https://www.flickr.com/photos/cc0/32581854753/in/photostream/

[7] PD: https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/

[8] разработали алгоритм: http://www.101bananas.com/poems/racter.html

[9] рисовать картины: http://newatlas.com/art-ones-and-zeros-robotart-painting/49538/

[10] музыку: https://www.theguardian.com/music/2012/jul/01/iamus-computer-composes-classical-music

[11] придумывать сценарии: https://youtu.be/LY7x2Ihqjmc

[12] похожие: https://music.yandex.ru/artist/5153458

[13] в стиле: https://meduza.io/quiz/egor-letov-ili-kompyuter

[14] конкурс: https://robotart.org/

[15] PIX18: http://www.hodlipson.com/robotic-art.html

[16] генеративно-состязательную сеть: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C

[17] создавать мульфильмы: https://www.newscientist.com/article/mg21328471-900-art-ificial-the-virtual-virtuosos-redefining-creativity/

[18] The Painting Fool: http://www.thepaintingfool.com/

[19] создания: http://www.thepaintingfool.com/papers/krzeczkowska_cc10.pdf

[20] чуть не выиграл: https://www.digitaltrends.com/cool-tech/japanese-ai-writes-novel-passes-first-round-nationanl-literary-prize/#:hHDpSvtJ0_dKbA

[21] бот или человек: http://botpoet.com/

[22] мышление: http://www.braintools.ru

[23] ориентируется: http://neurodatalab.com/blog/mashinnoe-obuchenie-emotsii-i-muzyka/

[24] отмечает: http://resou.osaka-u.ac.jp/en/research/2017/20170116_1

[25] Источник: https://habrahabr.ru/post/337624/