Почта России: в e-commerce-будущее с осторожным оптимизмом

в 10:58, , рубрики: аналитика, исследование рынка, Исследования и прогнозы в IT, почта россии
деревенское здание Почты России

В мае 2016 года жительнице г. Томска пришло письмо, отправленное 40 лет назад. Её брат (тогда 9 лет отроду) просил прислать циркуль для учебы, интересовался, как водится, делами и погодой. 40 лет письмо желтело и пылилось в углу всеми забытого отделения и ожидало этого неизвестного добросовестного почтальона. А может, в свете последних “почтовых” изменений, и не почтальона вовсе, а реформирования всей системы.

О Почте России не принято говорить позитивные вещи, так как она олицетворяет зачастую архаичность, убогость и прочие, очень нелицеприятные явления, зародившиеся еще в тех же 70-х годах (впрочем, бывшие в то время, относительно прогрессивными). И всё же в последние годы Почта России сама за нас начинает говорить о себе хорошо. И при этом старается соответствовать, что важнее. О её словах и делах и всех связанных с ФГУП стереотипах пойдет речь в статье.

Нам, объединению, которое работает в b2b-сегменте и, в первую очередь, с e-commerce проектами это стало интересно, тем более что о достижениях почты России заговорили даже технологичные японцы.

статистика от Почты России

Про архаичность

Если бы Почта России была архаичной, ею руководила бы бабушка из тех же далеких 70-х годов. Конечно, это не показатель. Даже с молодым и перспективным человеком в дорогом костюме внутренняя, содержательная прогрессивность может отсутствовать. Но вглядитесь в нынешнего генерального директора Дмитрия Страшнова и его предшественника Александра Киселёва. Википедия первого называет очень неудачным руководителем Почты, о втором вообще отсутствует какая-то детальная информация, кроме ссылок на скандал и его отставку. Умозаключения эти, судя по достигнутым ими результатам, не вполне логичны. Потому как при Киселёве Почта России впервые с 2005 г. стала прибыльным предприятием. А при Страшнове совершила мощный рывок в электронной коммерции и продолжает развиваться.

Киселев сделал первый шаг Почты вперед. Будучи человеком науки и бюрократии, создав себе имя в Академии наук и в разных министерствах и ведомствах исполнительной власти, он и к делу подошел с присущей таким лицам “административностью”. В период его правления с 2009 по 2013 годы никаких особенных новаций не появилось. Киселёв пытался организовать иерархию и порядок, основанный на ней (при нём была окончательно устранена самая нелепая случайность в российской повальной децентрализации 90-х годов — самостоятельно существовавшая почтовая служба государства Татарского присоединена к центру. Почти как во времена Ивана Грозного). И даже каким-то чудом, не зависящим, правда от его руки (имя тому чуду — растущий объём посылок из Китая), вывел Почту впервые с 2005 г. в небольшой плюс.

динамика доходов и затрат Почты России

Но это же чудо и погубило бюрократические и административные потуги Киселева. Коллапс в аэропортах, вызванный ростом количества посылок из Китая, перепалкой Почты с таможней, длительностью сортировочного процесса и полным отсутствием автоматизации, привел гендиректора к отставке. Стоит добавить еще об одном достижении Киселёва. Это разработка стратегического плана развития вплоть до 2020 года, с необходимостью инвестирования 220 млрд. рублей. Заказан, однако, этот план был у Boston Consulting Group, что в очередной раз говорит о полной некомпетентности наших аналитиков или о неправильном подходе в выборе партнёров. Вдумайтесь — американцы стратегически развивают нашу Почту!

Дмитрий Страшнов — человек совсем другого свойства. Бизнесмен с малых лет. Умеющий увидеть перспективы развития даже в самых неблагоприятных условиях. Послужной список включает такие известные бренды, как Electrolux, Philips, Tele2. В первую очередь, он сразу занялся автоматизацией сортировочного процесса, и в ноябре 2013 г. был введен в эксплуатацию автоматизированный сортировочный центр.

Кроме того, как передовой человек, Д. Страшнов занялся продвижением Почты на рынке электронной коммерции.

Про новации

Ещё в 2003 году Почта России шагнула на пару сантиметров ближе к развитию, организовав розничную торговлю во всех отделениях. В следующем году предприятие внедрило EMS (международный сервис экспресс-доставки), а также “КиберДеньги”, вступив на рынок электронных переводов. В 2007 году совместно с Kodak и Rambler организовала сервис по печати фотографий, а также вышла на трансграничный рынок денежных переводов в Китай. Затем, до прихода Страшнова, наступил период безвременья и без новаторства — ни одного нового значимого продукта или услуги. С 2014 года Почта России активно развивает собственный маркет-плэйс.

Но наиболее продуктивным выдался 2015 год:

  • сервис адресной рассылки “Директ-мейл”;
  • подписное онлайн-агентство для региональных издателей;
  • новые услуги “Курьер онлайн” и “Посылка онлайн”;
  • трекинг-сервис для отслеживания отправлений из интернет-магазинов;
  • новый сайт сервисного, а не информационного характера;
  • Почта-банк, о котором подробнее будет сказано ниже.

А в 2016 году Почта России и вовсе перешла на новый, реактивный уровень. Во-первых, арендовала два самолета для супер-экспресс-доставки. Во-вторых, объявила о намерении использовать технологию блокчейн для отслеживания посылок. Кроме того, глава “Почта-банка” Дмитрий Руденко активно поддерживает указанную децентрализованную технологию и даже появление в России криптоденег, поскольку доставка национальной валюты в отдаленные части России порою дороже самой валюты, и без этого шага не обойтись.

В целом, e-commerce-достижения Почты впечатляют. Доход с каждым годом растет на солидные проценты, а полученную прибыль инвестируют в новые перспективные проекты. Впечатления эти, однако, излучает пока только b2b-сообщество, на уровне рядового пользователя до сих пор работает стереотип, подкрепляемый различными скандальными казусами, о которых скажем сразу после “Почты-банка”.

динамика роста прибыли Почты России

Про “Почта-банк”

Об организации в почтовых отделениях банка начали говорить всерьез еще в 2009 году, хотя задуматься можно было намного раньше. Обширная категория пенсионеров, получающих на почте свои “кровные” и откладывающих большую их часть на сберегательные счета, давно напрашивалась в источник дополнительного дохода.

Связь-банк, санированный ВЭБом, в 2010 году начал искать себе партнера, поскольку рассчитываемый размер инвестиций в $5-10 млрд, не позволял осилить дорогу одному идущему. Кандидатами в партнеры числилисьБанк Москвы, Русь-банк, “Русский стандарт”, Юникредит-банк, Номос-банк, ХКФ Банк, а также Банк Тинькофф. Однако договориться не получилось, в результате только через 5 лет удалось реализовать задуманное, но уже с другим банком — ВТБ. Причем размер инвестицией сказочным образом сократился до 5 млрд. уже рублей (сумма приобретения Лето-банка, на основе которого и создан “Почта-банк”), что позволяет чётко осознать причину сорвавшейся ранее сделки (в такого рода проектах другой причины и не может быть — жадность одной из сторон). Освоив новый источник доходов, Почта России сделала его, по сути, одним из основных (более 33% доходов приходится на финансовые услуги).

доходы Почты России по сегментам

Про убогость

Если бы Почта России была убогой, она походила бы на эту избушку.

деревенское здание Почты России

Убогость Почты проявляется в таких вот крохотных населенных пунктах, до которых сверхдоходы последнего времени вряд ли дойдут в ближайшие 5 лет. В отличие от отделений того же “Сбербанка”, ухаживающего за каждым своим помещением, который однако имеет размер прибыли, по сравнению со “сверхдоходами” Почты превосходящий в n-ное количество раз. Пока Почта заботиться о каждом своем доме не в состоянии. В центрах же с убогостью все в порядке (её там нет):

Это в Сочи:

здание Почты России в Сочи

Это в каждом городе:

здание Почты России в любом городе

Про скорость

Если бы Почта России была медленной, она бы… и есть медленная. По отзывам большинства, даже по собственному признанию.

динамика достижения цели по срокам доставки Почты России

Хотя в настоящее время она позиционирует значительный положительный сдвиг. В 2015 году показатель посылок, доставленных в срок составил 93% (от прогнозируемых 85%), в этом году прогноз составляет 95%. Отзывы рядовых пользователей тем не менее сетуют именно на скорость. В любом случае, появление самолетов, обновление транспортной инфраструктуры, автоматизация процесса превращают Почту из черепахи в зайца-русака. Одна-две ноги у этой черепахи, во всяком случае, уже заячьи.

Про вежливость и добросовестность

отзывы о Почте России по данным Отзовик.com

Отзывы на сайте irecommend.ru — средний балл: 1.9 (всего голосов: 572).
Отзывы по данным Почты России — положительных — 72%.

Если с коммерческими недостатками Почты можно легко покончить вливанием дополнительных средств и технологичных идей, то менталитет рядового почтальона меняется тяжело. Как убедить мрачного, получающего мизерную зарплату на грани минималки, сотрудника прощаться с посетителем словами “Всего доброго, приходите к нам еще”? Даже те, кто вежливы от природы, с трудом справляются с этим жестом доброты в стенах финансово враждебного к ним учреждения. Даже повышение зарплаты это исправит нескоро. Такие проекты, к слову, Почта уже реализует. Например, в 2016 году повысила зарплаты работникам основного производства, до конца года на зарплаты уйдет до 6 млрд. рублей.

Там где нет вежливости внешней, там внутреннее невежество зашкаливает, особенно когда такой человек остается наедине с самим собой, а рядом еще оказывается чья-то посылка. Если случаи игры в футбол на рабочем месте являются только догадками, сделанными в результате рассмотрения доставленной искореженной посылки, то сожженные письма стали достоянием гласности. При этом об отстранении виновного работника речь не идет, только дисциплинарные и административные взыскания. Случаи воровства на Почте тоже не в диковинку. Чего только стоит недавно присланные мурманчанину кирпичи вместо планшетов.

Про перспективы

В тумане неизвестности, окутывающем Почту России с советских времен, с приходом Дмитрия Страшнова начинают вырисовываться линии радужных перспектив. Если о достижениях почты России заговорили даже высокотехнологичные японцы, в дальнейшем картина должна получиться действительно выдающейся.

В 2015 году Почта России опубликовала стратегию развития до 2018 года.

стратегия развития Почты России

До 2018 г. в соответствии с этой стратегией планировалось инвестировать 69 млрд. рублей на развитие Почты, из них:

в 2015 г. — 11 млрд. рублей;
в 2016 г. — 30 млрд. рублей;
в 2017 г. — 28 млрд. рублей.

11 августа 2016 года разработана стратегия развития “Почта-банка” до 2023 года, в соответствии с которой “Почта-банк” планируется к этому времени вывести в тройку лидеров, а это, на минуточку, скачок с 69-го места и опережение таких нынешних конкурентов, как Газпромбанк, ВТБ24, Открытие, Россельхозбанк, Альфа-банк и других.

К 2018 году планируется открыть логистический почтовый центр в Хабаровске для разгрузки остальных и наращивания объемов. О планах открытия такого центра говорилось еще в 2013 году, при этом срок окончания строительства назывался в конце 2017 года. О крайних сроках этих воплощений можно судить, глядя на проекты ЛЦ в остальных городах:

  • Москва (Внуково — первый из ряда — план — 4 квартал 2013 года, запущен по плану в ноябре 2013);
  • Казань (план — 4 квартал 2015 года, построят к концу 2016 года);
  • Санкт-Петербург (план модернизации существующего — 2 квартал 2016 года, новый план — до конца 2016 года);
  • Ростов-на-Дону (план — 2 квартал 2016 года, фактически начнут строить в конце 2016 и сдадут в 2017 г.);
  • Новосибирск (начальный план 3 квартал 2016 года, конечный — 2018 год);
  • Екатеринбург (план — 2 квартал 2017 г., фактически отсутствуют даже примерные сроки);
  • Красноярск (план — 3 квартал 2017 г., фактически информация о примерных сроках отсутствует.

Между тем открытие дополнительных логистических центров необходимо Почте уже сейчас, как воздух, особенно на Дальнем Востоке, чтобы исключить лишние действия и затраты с движением все возрастающего количества посылок из Китая в Москву и обратно в Сибирь и на Дальний Восток.

динамика трансграничной торговли

В 2015 году Почта России объявила об акционировании предприятия, которое планируется закончить к 2018 году. О приватизации пока речи не идет, основным и единственным акционером останется государство.

И в каждом направлении, будь то блокчейн, самолеты, или Почта.Маркет, есть куда развиваться. А главное, есть для этого возможности, люди — всё. Остаётся не загубить.

Автор: pokupo

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js