CoH2, учимся на чужих ошибках

в 4:57, , рубрики: Company of Heroes 2, game development, аналитика, метки: ,

События вокруг выхода очередной клюквы по мотивам Великой Отечественной войны приобрели неожиданный поворот. Настолько неожиданный, что задело даже аполитичный Хабр. Рассмотрим же последствия данного события для отечественного и зарубежного геймдева, а также попробуем сделать несколько выводов.

Предыстория

Для начала немного предыстории. Выход новой игры от компании Relic разочаровал многих отечественных фанатов данной серии тенденциозной подачей сюжета, имеющим весь набор штампов времён холодной войны, как то evil NKVD, заградотряды с пулемётами, одна винтовка на троих, ГУЛАГ и главный герой – диссидент неопределённой национальности. При этом игра претендует на историческую достоверность. В общем, “всё по секретным документам” ©. Особенно, данный взгляд контрастирует с оригинальной игрой о паладинах Запада без страха и упрёка, освобождающих французскую землю.
Одним из недовольных оказался популярный критик BadComedian, который до этого специализировался на фильмах. Обзор этой игры набрал на Карамбе почти полмиллиона просмотров, после чего по просьбе общественности была смонтирована американская версия, набравшая на данный момент почти четверть миллиона просмотров на YouTube.
Далее, уже другие лица, создали две петиции в 1С и Steam с просьбой прекратить продажу данной игры на территории СНГ. Набрав 20 тысяч подписей одна из них вынудила 1С прекратить продажу данной игры. Такого поворота мало кто ожидал, но это произошло.

В связи с обращениями пользователей, считающих недопустимыми ряд эпизодов игры, компания «1С-СофтКлаб» приняла решение c 26 июля 2013 г. остановить продажи компьютерной игры Company of Heroes 2 (разработчик – Relic Entertainment, издатель – SEGA) на территории Российской Федерации и СНГ. В данный момент мы анализируем ситуацию и проинформировали об этом разработчика и издателя Company of Heroes 2.

Взгляд Relic

Relic, пытавшаяся сперва не замечать реакцию общественности, потом высмеивать её, в конце концов вынуждены были уйти в глухую оборону, баня недовольных и отделив русских игроков от западных. Судя по тому, что недавно был уволен коммьюнити менеджер отвечающий за общение с русскоязычным сообществом, кое-кто ответит за этот «успех». Хотя, связано ли это с описываемыми событиями, или у него и вправду закончился контракт доподлинно не известно, но факт в том, что более он там не работает.

В процессе общения с Relic выяснилось много интересного. Ниже можно ознакомится с мнением Relic, наиболее выдающиеся куски выделены жирным шрифтом:

image

Текст

I don't think we quite anticipated the tone or volume of the negative reaction. The number of vague death threats I've received today from Russia is pretty amazing.

Let me be clear. We had a large Russian player base in the original Company of Heroes and that's grown to become our third largest after the USA and Germany. Russians are valude members of our community, and we hope to be better able to serve them in the future.

Most Russians who've played the game have given fantastic feedback. Some have even sent touching stories about how it's good to see a western company showing their side of the war rather than just doing another game about Normandy. Some of them mention their grandfathers or now great-grandfathers and where they served or possibly died.

Much of the negative feedback is coming from people who have not played the game. Just like it's not the people who read Harry Potter books who want to ban them, or it wasn't Beatles fans who wanted to burn their music, this wave of angry feedback is being whipped up by people who have taken snippets of our campaign, placed them out of context and then told people to be angry about it. But of course it's kind of an honour to get the Beatles / Harry Potter treatment if you think about it.

Those who have actually played the campaign should see that we do celebrate the bravery of the common Russian soldier, and how just as in any other army it isn't about fighting for you flag or your goverment but standing there next to the man beside you because he's your brother and comrade. There are scenes where soldiers disobey orders to save other soldier, and are punished for it.

Ultimately the Soviet Union was a brutal dictatorship as ruthless as Nazi Germany. That's why our game isn't about Stalin, because he was no hero. Nor was Hitler. The game is, and always has been, about the heroes on the front lines who had little to do with the politics that surrounded the war.

Lots of soldiers fought, on all sides, with bravery and honour. We don't deny that, and we believed we celebrate it with the game.

However we also show a few of the problematic aspects of living in a dictatorship. Times were hard, and maybe it could be argued that Stalin's tactics were what won the war. That however doesn't mean that they didn't happen, no matter how we choose to try to remember our history.

I'm a firm believer that a country should confront its past, even it's negative past. It gives us lessons for how to be better in the future.

This isn't a Russian problem anymore than people burning Beatles records is an American problem or people trying to ban Harry Potter is an American problem. It's small group of individuals making their country look bad because they've been told by something that has nothing to do with them.

Now go out and buy more copies of the game so we can sell as many as the Beatles and Harry Potter.

Я не думаю, что кто-либо из нас ожидал такого уровня или объёма негативной реакции. Количество расплывчатых угроз смерти, которые я получил на сегодняшний день из России довольно удивительно.

Позвольте мне внести ясность. У нас была большая русская база игроков в оригинальных Company of Heroes, которая выросла до третьей по величине после США и Германии. Россияне ценные члены нашего сообщества, и мы надеемся, лучше служить им в будущем.

Большинство россиян, которые играли в эту игру дали фантастические отзывы. Некоторые из них даже прислали трогательные истории о том, как приятно видеть западные компании, которые показывают войну с их стороны, а не просто делают другую игру про Нормандию. Некоторые из них упоминают своих дедов, или теперь прадедов и где они служили или, возможно, умерли.

Большая часть отрицательных отзывов идет от людей, которые не играли в эту игру. Так же, как люди, которые не читали книги о Гарри Поттере, но которые хотят запретить их, или люди которые не слышали песен Битлз, но которые хотели сжечь их музыку, эта волна гневных отзывов нагнетаются людьми, которые взяли фрагменты из нашей кампании, вырвали их из контекста, а затем заставили людей злиться по этому поводу. Но, конечно, это отчасти честь получить такую же реакцию как Beatles / Гарри Поттер, если задуматься над этим.

Те, кто на самом деле прошёл кампанию должны были увидеть, что мы отмечаем храбрость простого русского солдата, и как и в любой другой армии речь идет не о борьбе за флаг или правительство, но о человеке рядом с вами, который не отступил потому что он ваш брат и товарищ. Есть сцены, где солдат не подчиняться приказам, чтобы спасти жизнь другого солдата, за что его впоследствии наказывают.

В конце концов Советский Союз был жестокой диктатурой такой же безжалостной, как и нацистская Германия. Именно поэтому наша игра не о Сталине, потому что он не был героем. Как не был и Гитлер. Игра, и так было всегда, о героях на линии фронта, которые имели мало общего с политикой, и которых окружала война.

Множество солдат сражалось, со всех сторон, с мужеством и честью. Мы не отрицаем это, и мы хотели прославить это в игре.

Однако мы также показываем некоторые из проблемных аспектов жизни при диктатуре. Время было трудное, и то что именно тактика Сталина привела к победе – вопрос спорный. Это, однако, не означает, что эти вещи не происходили, неважно как бы нам хотелось помнить нашу историю.

Я твердо верю, что любая страна должна оглянуться на своё прошлоё, даже если оно было тёмным. Это учит нас, как сделать будущее лучше.

Это проблема русских не больше, чем сжигание записей Beatles или попытки запретить Гарри Поттера проблема американцев. Это небольшая группа лиц, выставляющая их страну в плохом свете, потому что кто-то сказал им на YouTube, то что не имеет отношения к ним.

А теперь выйдите и купите так ещё копии игры, тогда мы сможем продать также много как Beatles и Гарри Поттер.

Самое интересное, что можно из этого подчерпнуть, это то, что Россия оказывается занимает 3-е место среди любителей RTS. А третий по объёму рынок сбыта – это не то, чем можно просто так пренебречь.

Реакция общественности

image
Большая часть отзывов пользователей варьировалась от резко до умеренно отрицательных. В одном из отзывов, размещенных на сайте Metacritic написано: «Спасибо. Гитлер бы играл в эту игру с удовольствием»
В конце июня к оценке игры подключились и люди, не связанные с игровой индустрией: так, среди недовольных сюжетом игры, кроме блоггеров и геймеров, оказались и участники событий, которые описаны в «Company of Heroes-2». Иван Карнаухов, ветеран Великой Отечественной Войны, участник битвы под Москвой и Курско-Орловской битвы заявил:

Ни от каких пулеметов, которые будто бы били нам в спины, мы не бегали. Мы воевали за Родину […] Конечно, трусы существовали во все времена и были во всех армиях. Но это не значит, что нужно относиться к нашей стране так оскорбительно, как это делают разработчики таких игр. Нас нельзя так позорить

Самарский писатель Василий Семенов выразил своё мнение об игре так:

Разработчики этой стратегии либо больные на голову, либо преднамеренно извращают нашу историю, нивелируют великую победу Красной Армии. Вранье про злобные заградотряды просто раздражает

Реакция хабра была менее однозначной. Хотя связано это скорее с неприятием какой-либо цензуры в принципе и возведением свободы самовыражения в абсолют, при которой автор может высказывать любую точку зрения.

Итоги:

То что произошло вполне закономерно. Похожие ситуации были вокруг фильмов УС2 и «4 дня в мае». Уникальность данной ситуации лишь в том, что объектом недовольства в данном случае выступила игра, а не фильм.

Судьба Relic удивительно похожа на судьба автора Утомлённых Солнцем 2. Они безусловно талантливы, и имеют в прошлом выдающиеся произведения, но попытавшись нести в народ ПРАВДУ(!!!), состоящую из агитации доктора Геббельса, чуть более, чем полностью, потерпели громкое фиаско, после чего заявили, что во всё виноват “заговор блоггеров”, а сам фильм/игра хорошая. Проблема Relic, заключается в том, что они не изучили рынок являющийся 3-им по величине, в противном случае они бы знали, что наш народ уже сыт помоями на Великую Отечественную Войну и давно не голосует за них рублём и реакция общественности не застала бы их врасплох. Они же решили, что их стереотипы о СССР это истина в последней инстанции, которая не подлежит сомнению, за что, собственно, и поплатились. Бытует мнение, что плохая реклама это всё равно реклама, но мне почему-то кажется, что в самом Relic от текущей ситуации сейчас явно не в восторге. Да, большую часть прибыли они уже получили, но как это скажется на продажах их следующих игр, непонятно.
Казалось бы, что мешало им взять несколько наградных листов, благо их многие тысячи, и на основании их написать сценарий про реальных героев, а не про выдуманную войну? Неужели продажи в США и Германии из-за этого бы упали? Но нет, они решили разоблачить тоталитаризмъ. Чтож, возможно их конкуренты будут мудрее.

Правильно ли поступило 1С? С точки зрения самих 1С, наверное, оптимально. Игру они уже продали, большую часть прибыли уже получили, теперь можно и прекратить продажи. В случае если бы они отказались, потери были бы значительно выше, как имиджевые, так и финансовые. Возможно большинство подписавших петицию и вправду не играли в игру, и никогда её не купили бы, но если не удовлетворить их требованиям, то они могут вообще перестать что-либо покупать у 1С из принципа. Тем более, что скачать пиратку давно уже не представляет никаких проблем.

Выводы:

Во-первых какой бы известной компанией вы не были и как бы не были уверены в своих знаниях, но не поленитесь изучить свою аудиторию и рынок в целом. Иначе достаточно будет одной искры, в которой сгорит существенная часть вашей прибыли, а может закроется доступ к рынку в целом.

И во-вторых, оказывается не только в кино, но и в некоторых игровых жанрах отечественная аудитория уже достигла того веса, при котором можно выставлять свои собственные требования к разработчикам.

Автор: malan

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js