- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Обучение новых пользователей и разработчиков служит одним из основных инструментов популяризации своего продукта или технологии. Наша компания несколько месяцев назад начала приоткрывать «завесу» над своей технологией и привлекать новых разработчиков к платформе, на которой мы разрабатываем оригинальные приложения по 3D-аналитике. Естественно, что мы столкнулись с необходимостью обучения новичков.
В данной статье я опишу опыт нашей компании по организации обучения новой команды разработчиков или, другими словами, как собрать образовательную программу из подручных материалов.
Если перед вами стоит задача за несколько дней подготовить программу обучения, то можете воспользоваться данной статьей, как пошаговой инструкцией. Также здесь описан перечень артефактов, которые стоит подготовить для успешной организации «передачи знаний». Если же ваша технология или продукт еще не готовы к «отторжению от лона проматери», но у вас есть планы по привлечению новых последователей в дальнейшем, то в статье вы найдете несколько идей по поводу того, какие документы вам стоит начать готовить и что описывать.
Наша программа обучения состоит из 2 этапов: мастер-класс и онлайн-обучение.
В данной статье мы рассмотрим проведение мастер-класса. Об удаленном онлайн-обучении напишу в следующей статье. Поэтому, пожалуйста, оставляйте под статьей свои комментарии, и я обязательно учту их при написании второй части.
Без ложной скромности — мы действительно делаем оригинальный продукт на собственной технологии. Интерес к нашей платформе существует достаточно устойчиво, но ограничен нашими возможностями по расширению команды и передаче технологии вовне — новым командам разработки.
Одной из наших стратегических целей является привлечение новых внешних команд разработчиков на нашей платформе. Мы провели подготовительные работы для отторжения технологии от своей команды, задокументировали основные вещи (об этом подробнее ниже), «подкрасили губы» нашему UI и вышли на компанию-партнера с предложением пройти краткий обучающий курс по нашей технологии. Компания-партнер заинтересовалась.
Цель – ни много ни мало – после прохождения обучения новички должны быть готовы включиться в полноценный проект на нашей платформе с реальными сроками, заказчиком и всеми вытекающими.
Цель достаточно амбициозная, но мы верили в ее достижимость, собственно, с этого и начинается настоящая история.
Платформа развивается уже несколько лет и за это время командой был проведен ряд воркшопов как для отечественных, так и для иностранных партнеров соответственно на русском и на английском языках. Каждый из них давал определенную пищу для развития и оставлял ряд презентационных артефактов.
Поэтому несмотря на то, что наше проект по большому счету является стартапом, все же мы уже имели определенный обучающий опыт, который нужно было немного масштабировать и перейти от отдельного воркшопа к комплексной программе обучения.
В приложении к конкретной ситуации это означало следующее: партнер заинтересован в обучении и назначена дата обучения, к которой нужно:
Из плюсов:
Как видим, плюсы, конечно, перекрывают недостатки – команда готова браться за дело, компетенций хватает. Чтобы пламя загорелось, нужна искра или другими словами – вижн того «как все должно быть».
«Когда не знаешь, что делать — копируй лучшие практики». Не утверждаю абсолютную истину этого тезиса, однако в нашем случае это помогло. За последние пару лет мне посчастливилось пройти около 10 онлайн курсов, выбрав лучшие приемы преподавания из этого опыта и помножив их на собственный опыт преподавания в университете у меня вырисовалась некая концепция: «Как должно быть»:
Как известно, успех дела только на 10% зиждется на отличной стратегии и на 90% состоит из её умелой реализации. Именно о реализации читайте в следующем параграфе.
Оценивая вижн из предыдущего параграфа, вырисовывалось развитие истории в 2 этапа, каждый из которых можно рассматривать как отдельный законченный проект:
Напомню, что целью обучения было включение удаленной команды в наш проект на полноценную разработку, естественно 3-х часового мастер-класса было недостаточно для того, чтобы новые разработчики освоили хотя бы азы технологии, поэтому, собственно, и появилась необходимость второго этапа.
Однако, предварительная договоренность с партнером существовала только на мастер-класс, поэтому мы, руководствуясь замечательной пословицей, гласящей, что слона едят по частям – решили, что нужно так блистательно организовать и провести мастер-класс, чтобы решение о дальнейшем обучении было принято нашим партнером, как что-то само собой разумеющееся.
И нам действительно удалось заинтересовать коллег, которые приняли решения о прохождении удаленного обучения прямо по окончании мастер-класса.
На мастер-классе договорились показать кейс, на котором мы визуализируем присланные партнером xls-файлы с данными Росстата по регионам РФ.
Наверняка многие из вас бывали на различных мастер-классах: хэндмейд, как сделать елочную игрушку, как нарисовать картину Ван Гога, пение йодлем, йога в стиле Дзен и т д. и т.п. Суть всегда одна и та же: более опытный и мастеровитый ведущий делится с участниками навыками, участники практикуются в освоении этого навыка и при хорошей организации по окончанию мастер-класса у вас в руках остается что-то осязаемое плюс хорошо закрепленное умение: елочная игрушка, картина, умение петь особым стилем или принимать сложную йоговскую позу.
Концепция нашего мастер-класса абсолютно дублирует данный подход: наш специалист показывает, как реализовать на нашей технологии конкретный функционал (в данном случае трехмерно визуализировать данные), затем участники закрепляют данное умение на практике, самостоятельно написав приложение с озвученным функционалом.
Понимание есть. Осталось утрясти организационные вопросы.
В начале договорились о количестве участников и дате проведения. В нашем случае на мастер-классе должны были присутствовать 6 разработчиков партнера и руководитель группы. Дата проведения — через неделю.
Руководитель группы партнера высказал свои пожелания к содержанию мастер-класса — мы их учли и сформировался следующий лайнап:
В наших активах, собранных на предыдущих воркшопах и конференциях, уже имелось определенное количество презентаций и демо-приложений, поэтому было из чего формировать программу обучения.
В то же время «каждый раз как первый» и многие вещи нужно было подредактировать именно под грядущий кейс.
Просьбой участников было визуализировать данные из Excel, а варианты визуализации предлагали уже мы. Тут мы максимально пошли по пути использования готовых решений.
Вспомнили, какие кейсы у нас в активе и выбрали те из них, которые могут быть применимы к имеющимся данным. Таких оказалось 2: почти готовое к сдаче приложение с картой России и когда-то показанное для другого воркшопа приложение с 3D гистограммой. Эти варианты отлично подойдут для цели всесторонне показать возможности и не сильно вкладываться в создание обучающего кейса.
В итоге были выбраны три формы отображения данных: таблица, карта РФ и 3D гистограмма.
[2]
Рисунок 1. 3D гистограмма, созданная на мастер-классе
[3]
Рисунок 2 Карта РФ, созданная на мастер-классе
Добрый совет № 1. Используйте по максимуму готовые материалы: презентации, демо-кейсы и пр. Можно считать, что вы уже готовы к эффективному обучению новых пользователей в тот момент, когда вы можете подготовить мастер-класс из уже существующих материалов.
Подготовка обучающего кейса заняла у нас около 2 дней фоновой работы с вычисткой данных, настройкой запросов, разложению кода по нескольким файлам и настройкой приложения.
Отмечу, что в процессе всего периода подготовки, который длился несколько дней, мы поддерживали тесную связь с участниками по электронной почте и информировали о содержательной части мастер-класса. Тем самым, с одной стороны, мы подогревали интерес, с другой — уточняли их пожелания, а с третьей — должны были быть уверенны, что мастер-класс состоится. Ведь решение о его проведении могло быть изменено участниками в любую минуту, что нас категорически не устраивало.
В качестве писем, которые хорошо поддерживают связь, подходят следующие информационные поводы:
Итак, дата назначена, пропуски и доступ к внутреннему wi-fi заказаны, переговорка забронирована, инструкция со ссылками, паролями и некоторыми советами написана и предварительно разослана участникам.
С нашей стороны мастер-класс вели два человека: ведущий разработчик технологии и я, как исполняющий роль аккаунт-менеджера нашего партнера и по совместительству коуча или, как бы это не называлось, потому что определенного названия у этой роли нет.
Обязанности были разделены очень прозрачно: планирование мероприятия, организация, коммуникация, подготовка презентационных материалов, их презентация, ответы на общие вопросы и поддержка высокой мотивации у партнеров — с меня, а подготовка демо-кейса, его презентация, ответы на технические вопросы и техническая поддержка — со стороны ведущего разработчика.
Подготовка к мастер-классу описана достаточно подробно и если у вас возникли вопросы или комментарии, то сейчас самое время о них написать под статьей, по возможности постараюсь ответить на каждый из них.
Описывать сам мастер-класс не вижу смысла, во-первых, подготовка заняла несколько дней, а сам мастер-класс – несколько часов, а во-вторых, при хорошей подготовке и позитивной атмосфере во время обучения мероприятие проходит на одном дыхании, как это случилось и в нашем случае.
Наша команда хорошо подготовилась к мастер-классу, мы были уверены в его успехе, поэтому захотелось его транслировать в эфир, и мы организовали WebEx трансляцию, поделившись ссылкой как внутри нашей компании, так и со всеми заинтересованными (вы знаете, что в каждой компании есть недостаток коммуникации, поэтому внутренняя рассылка очень даже полезна). В ходе WebEx конференции транслировался основной экран, на котором демонстрировалась презентация и затем велась разработка приложения, а также звук комментариев.
Добрый совет № 2. Пригласите максимально возможное количество слушателей в онлайн и сделайте максимально обширную рассылку (все внутренние сотрудники, друзья Facebook и база CRM с предварительной фильтрацией тех «кому совсем неинтересно») анонсирующую как непосредственно начало трансляции, так и предварительно за несколько дней уведомите о предстоящей трансляции.
Следует отметить, что онлайн трансляция многих заинтересовала и значительно расширила круг слушателей мастер-класса. Интересный факт, что WebEx предоставляет различные возможности трансляции в том числе можно услышать аудиоверсию, набрав определенный номер телефона — этим способом воспользовался генеральный директор нашей компании и слушал трансляцию через телефон, находясь в пробке за рулем своего авто.
Кроме того, средствами WebEx мы записали трансляцию и теперь планируем смонтировать ее урезанную версию для рассылки другим клиентам.
Добрый совет №3. Вам просто необходим хороший человеческий контакт со слушателями. Обучение — достаточно сложный проект и требует, как сильных менеджерских качеств, так и педагогических навыков. Но самое главное в обучении — это простой человеческий контакт. Помогите участникам мастер-класса расслабиться и почувствовать себя комфортно, покажите им, где туалет и кофе-машина с плюшками, задайте банальный вопрос «как добрались». Восприятие новой информации во многом зависит от того, насколько комфортно чувствует себя человек.
Всегда можно что-то улучшить, поэтому приведем несколько советов о том, что можно было сделать более профессионально при организации:
В заключение подытожу несколько мыслей. Хотите привлечь последователей своей технологии – умейте их научить. Известные фреймворки и сервисы становятся популярными не только за счет совершенства реализации, но и за счет огромного количества качественных туториалов во всех видах: видео, тексты, презентации и живые мастер-классы.
Microsoft, Google, Facebook, гиганты и стартапы – регулярно организовывают очные съезды своих пользователей. О количестве обучающих онлайн материалов и курсов и говорить не приходится, без них не взлетает ни одна технология.
Грамотно построенная система передачи знаний о технологии – залог её успешного распространения в массы. Рост пользователей обусловлен простотой знакомства с технологией.
Цели мастер-классов могут быть различные: сбор контактов, первое знакомство с новыми клиентами, получение фидбека и идей от пользователей и пр. Например, наша цель была – заинтересовать партнера нашим решением настолько, чтобы он захотел обучиться навыкам работы на платформе.
Плюс приятные плюшки: PR-эффект факта проведения мастер-класса, повышение статуса проекта среди сотрудников, одобрительный отклик от руководства, получить опыт проведения обучения и подготовить материалы для тиражирования этой активности и пр.
В следующей статье напишу о проведении онлайн-обучения, которое последовало за мастер-классом: её учебная программа, онлайн тестирование, этапы, инструменты и грабли.
Хорошего настроения, крепких нервов и новых идей. И помните, что постоянное обучение и саморазвитие – залог интересной жизни.
Автор: Дмитрий Миленький
Источник [4]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/analiz-danny-h/276612
Ссылки в тексте:
[1] Image: https://habrastorage.org/webt/ut/ns/wh/utnswhstwuag_2jg-bxqq31uf30.jpeg
[2] Image: https://habrastorage.org/webt/tg/qv/1x/tgqv1xk-bi7btsdkwf-olubfp4a.png
[3] Image: https://habrastorage.org/webt/-9/2q/k8/-92qk8o-bhznlvufu_cawlepow8.png
[4] Источник: https://habrahabr.ru/post/352498/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=352498
Нажмите здесь для печати.