Постепенное наращивание функционала в сложных информационных системах

в 3:19, , рубрики: Анализ и проектирование систем, метки: ,

Хочу предложить организациям, занимающимся разработкой сложных информационных систем, типа документооборота (СЭД), способ внедрения своих продуктов в организации клиентов. А именно, постепенное наращивание функционала для каждого сотрудника.

Сразу хочу оговориться, что способ реально востребован. Знаю это по опыту своей организации, где лично знаком с каждым сотрудником. Также знаю про другие организации, в которых не внедряют подобное по причине сложности. Потому что есть такие люди, которые компьютер используют только по рабочим вопросам и очень плохо представляют, что такое базы данных.

Когда я выбирал СЭД для своей организации, то везде встречал права доступа к данным, но права доступа к функционалу во всех СЭД, только в примитивном виде, типа ограничения доступа сразу к целому модулю, т.е. если доступен чат, то сразу со всеми кнопками, галочками, группами и прочим. Глядел на главные страницы СЭД и даже у меня, айтишника со стажем, глаза разбегались. Я конечно понимаю, что если сидеть всё это изучать долго долго, посещать всякие курсы, то освоишься, но и даже долгое изучение не всякому по зубам, потому что в некоторых местах так нагорожено, что даже технические поддержки разобраться не в состоянии: сопоставить функционал с реальной обстановкой в организации.

Вот я и хочу предложить компаниям-разработчикам способ внедрения как в играх.

Концепт

Все права на функционал может раздавать админ либо вручную, либо настроить автоматическую выдачу прав при срабатывании какого-либо события или при выполнении каких-либо условий. Также админ может выдать сразу все права новому сотруднику, который уже работал с системой и знает её прекрасно.

При первом входе сотрудника в новенькую СЭД предприятия он видит страницу, на которой отображается только логотип с названием организации и всего одна кнопка «Профиль». При нажатии на неё выпадает меню с несколькими пунктами, в которых предлагается заполнить информацию о себе. Пока не заполнишь инфу о себе, доступ к следующей функции не получишь. Важно, чтобы это выглядело не как что-то постраничное или пошаговое, для удобства, типа первый шаг заполните ФИО, далее следующая страничка с паспортными данными и т.д., а пусть это сразу выглядит как элемент цельного интерфейса. Пусть пользователь начинает запоминать, как всё выглядит и в каком месте интерфейса находится. Потому что в дальнейшем ему может понадобиться какие-либо данные изменить или дополнить.

После того как данные о пользователе вбиты, ему открывается самая примитивная функция чата. В интерфейсе добавляется новая кнопка чата или пункт меню (которое на самом деле огромно). Пусть для начала чат не будет наворочен. Всё простенько, без перегруза. Пусть будут доступны все сотрудники и пусть он попробует со всеми пообщаться простым текстом (со смайликами).

Далее, через день или после 10-ти переписок с разными сотрудниками пусть ему откроются группы чата, в которых по несколько сотрудников могут обсуждать один общий вопрос. Тут же ему выдаётся небольшая инструкция как вступить в группу, как принять приглашения, как создать. Уже поработав с обычным чатом, сотрудник легко освоит новый функционал. Через некоторое время статистику можно внедрить с оценками сообщений. И таким вот образом раскрыть весь функционал чата. С открытием каждой новой функции документалка прилагается.

На этом месте кто-то сразу поинтересуется, «а если нужно срочно вводить сотрудника в работу?» — Ответ вопросом на вопрос: «а как он будет пользоваться СЭД, если он её не знает?». Ну а если пользователь уже пользовался этой СЭД в другой организации, то сис админу не составит труда выдать нужные права на функции.

Таким же образом последовательно внедряются возможности обмена файлами, сортировка файлов, добавление тегов, права доступа, группы пользователей, приказы, согласования, маршруты и прочее и всё это постепенно, а не так, что разом полный, загромождённый интерфейс.
Получится постепенное обрастание главной страницы функционалом, а также постепенное обрастание каждой функции всякими кнопками, полями, галочками и аналитической информацией.

Обучить как следует, достаточно будет только админов, дальше всё будет идти по накатанной. Уже обученные админы будут вынуждены посидеть недельку, чтобы всё это обкатать и настроить. Так же вся постепенность включения функций может быть продумана самими разработчиками, причём в нескольких вариантах.

Автор: Возле ректора

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля