Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

в 8:58, , рубрики: android, контур.эльба, Разработка под android

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика В конце прошлого года я присоединился к команде веб-сервиса Эльба, и мы приступили к разработке «электронного бухгалтера» для Android.

В этом посте я расскажу о том, почему мы отказались от мобильной версии сайта в пользу приложений, на какие грабли в процессе разработки наступили и что из этого получилось.

Статья будет полезна:

  • андроид-разработчикам;
  • руководителям разработки веб-сервисов, которые подумывают выходить на мобильный рынок;
  • предпринимателям, которые уже давно ищут способ «запихнуть свой бизнес в телефон».

Контур.Эльба — это веб-сервис, который уже более 4х лет помогает ИП и небольшим организациям вести бизнес и сдавать отчетность через интернет. Начиналась Эльба как сервис, в котором можно было решать одну единственную задачу — сдавать декларацию УСН. А сегодня мы умеем формировать и сдавать через интернет практически все необходимые малому бизнесу отчеты в контролирующие органы. В системе также можно управлять документами, денежными поступлениями и списаниями, сотрудниками, товарами на складе… в общем, полный «прожиточный минимум бизнесмена».

Естественным развитием сервиса стал выход на мобильные платформы. Самым простым и дешевым (как казалось на первый взгляд) сценарием было сделать мобильную версию сайта: так бы удалось сразу охватить все возможные девайсы и сэкономить на привлечении мобильных разработчиков — все можно было бы сделать силами существующей команды разработки.

Но изучив этот вариант вместе с юзабилити-специалистами, увидели, что сценарии и принципы работы наших пользователей на мобильном устройстве и компьютере сильно отличаются: телефон используется скорее для просмотра/чтения/отслеживания изменений, тогда как компьютер — для активных действий вроде формирования отчета, ввода новых данных.

Но самое главное, мобильная версия не позволяет использовать все преимущества мобильных устройств: фоновые задачи, push-уведомления, управления жестами (последнее в вебе доступно, но в очень ограниченном объеме). И, естественно, в мобильной версии работать оффлайн никак бы не получилось.

Поэтому решили — никаких полумер! Только нативные приложения под каждую платформу, только хардкор!

Начать решили с Андроида. Выбор платформы был обусловлен предпочтениями пользователей нашего сервиса: Android-смартфонов и планшетов среди них немного больше, чем устройств на iOS или Windows Phone. Так в команде появился я :)

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Что в нашем приложении уже можно (много скриншотов!)

Не дожидаться подробностей и сразу скачать приложение можно тут.

Первое и главное, что можно сказать про наше приложение — с ним можно эффективно работать и в отсутствии интернета. При первом старте приложение скачивает все документы, счета, контрагентов и прочие данные в ваш телефон. Теперь ими можно управлять (редактировать, удалять, изменять статус) вне зависимости от наличия интернет-соединения. Все изменения сохранятся в телефоне и при первой же возможности — отправятся на сервер.

В приложении доступны практически все самые важные данные из системы, в частности — поступления и списания, документы, контрагенты:

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Информацию можно удобно фильтровать, искать по ней и, конечно, редактировать.

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Можно посмотреть оперативную информацию об отправленных в налоговую отчетах, а также список актуальных и предстоящих задач. Кроме того, из программы можно отправить документ или собственные реквизиты на почту другому человеку:

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Приложение умеет принимать push-уведомления, так что об изменении статуса отчета или поступлении денег на расчетный счет вы узнаете практически моментально.

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Если вам звонит ваш контрагент, мы можем показать дополнительную плашку с информацией о нём поверх основного окошка звонка:

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Если вы беспокоитесь о сохранности данных, можно поставить на приложение пин-код. Ну и, конечно, все эти возможности поддаются настройкам.

Грабли новичка

Новые люди в команде — это всегда прекрасно: новые рабочие руки, новые идеи и новые подходы к работе. И, конечно, новые ошибки и проблемы. В этот раз «новичком», как вы уже догадались, оказался я, а ошибкой было — в первый же день работы в Эльбе приступить к разработке.

Дело в том, что у нас в команде ТЗ не работают по множеству причин: тут и отсутствие единого заказчика, и проектирование интерфейса кусками, и вообще нелюбовь программистов к чтению многотомных заданий. Поэтому основным способом передачи задачи от проектировщиков интерфейсов к разработчикам являются прототипы — мы даже уже про это писали.

Недостаток подхода — нужно иметь контекст происходящего в системе, понимать, как работает не только этот экран, но и те, что связаны с ним, ведь всё на эскизах не изобразить — что-то считается очевидным. Но только не новичкам в команде… В результате мне пришлось многое переделывать, и, соответственно, времени на первый релиз ушло раза в полтора больше, чем планировал — два с половиной месяца вместо 4-6 недель.

Мой «любимый» пример среди всех переделок — это поиск документов. Их можно искать либо по параметрам (дате, контрагенту, типу документа, статусу), либо по тексту документа.

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Для меня было очевидным, что искать можно по всему сразу. И потратив на разработку и отладку определённое время, очень обидно было узнать, что в Эльбе полнотекстовый поиск и фильтры намеренно сделаны взаимоисключающими. Сделано это было не просто так, а по просьбам пользователей, которым оказалось удобнее, когда данные виды поиска не дополняют друг друга, а заменяют. В общем, явная специфика проекта, которую я по незнанию проигнорировал.

Вывод может и очевиден, но повторить его ещё раз лишним не будет: господа мобильные разработчики, не ленитесь и не откладывайте на потом знакомство с командой и продуктом — потом тратить время на переделки гораздо обиднее.

Интерфейс

Интерфейс от начальных эскизов до текущего варианта прошел большой путь. Например, в первой версии мы собирались использовать на главном экране панель внизу для переключения между основными страницами, документами, деньгами, отчетами…

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

Но возникла проблема — далеко не всем пользователям нужны все возможности сервиса: кто-то не пользуется документами, кто-то не работает через приложение с деньгами, а кому-то не нужны отчеты. И какой из списков делать главным в такой ситуации? Таким образом, мы пришли к экрану-дашборду со сводкой всей ключевой информации.

Большей проблемой стало, кстати, не многообразие разрешений, а качество экранов! Цвета, отлично смотревшиеся на iPhone или экране монитора, могли выглядеть очень по-разному на разных телефонах. Приходилось постоянно перепроверять новые варианты интерфейса минимум на трех телефонах.

С разрешениями же мы поступили просто: основной экран изначально подготавливался для разрешения 480×800, после проверялся, как он войдёт в 320×480, и, если нужно — происходила подгонка и под него. Разрешения ниже 320×480 мы не поддерживаем, специальной планшетной версии тоже пока что нет.

Суровая техническая тема (почти без картинок)

Приложение написано на Java, никаких мультиплатформенных прослоек, причем поддерживает Android 2.3 и выше. Будем ли и дальше поддерживать 2.3 — я пока не знаю: наших активных пользователей на этой версии ОС меньше 2%. При этом не менее 20-30% времени уходило на обеспечение совместимости, так что если бы мы начинали проект сейчас — минимальной поддерживаемой версией была бы 4.0. Основные проблемы доставляла вёрстка, но со свежим API или его backport’ами тоже было всё отнюдь не гладко.

База данных — SQLite, причем без использования ORM (зря, кстати говоря).

Отчеты о не перехваченных исключениях (а также части вполне себе перехваченных) мы собираем с помощью библиотеки ACRA на собственный сервер, результаты агрегируются и падают разработчикам на почту. Почему мы не ограничились обычной сборкой информации об исключениях в Google Play? Потому что пользователи не любят кликать по кнопке «отправить отчет разработчику». У нас, например, соотношение числа реальных ошибок к отправленным пользователями отчетов — где-то 100 к 1. Так что крайне рекомендую использовать ACRA или аналогичную библиотеку. Писать собственный велосипед не вижу смысла — ACRA настраивается достаточно тонко.

Аналитику по использованию приложения мы собираем с помощью Google Analytics. Тут никаких сюрпризов, работает всё ожидаемо: кастомные события позволяют отследить практически любые интересные для исследования сценарии. Хотя удивила документация по аналитике: попробуйте сходить по ссылке, а потом — кликнуть по ссылкам в левом блоке, касающихся SDK под Android. Ссылочки будут вести на документацию к 3ей версии библиотеки, хотя уже месяц как актуальна 4я версия. Пустячок, да косячок.

Также у нас свой тёплый и ламповый подход к иконкам. Как известно,

  1. Android 4.4 и ниже не поддерживает из коробки векторные изображения, только PNG, JPEG и GIF
  2. Нормальным для платформы способом является подготовка нескольких копий изображения в разных разрешениях и раскладывания их по папкам вида drawable-hdpi, drawable-xhdpi, drawable-mdpi и т.п.

Но! В Android есть возможность достаточно просто подключить в приложении свой шрифт. А в этот шрифт можно включить иконки и в нужных местах вместо ImageView ставить TextView с одним символом. Таким образом, не приходится рендерить и копировать одну иконку 7 раз подряд, да и масштабируются шрифты адекватно — не нужно думать, как твоя иконка отобразится на маленьком или гигантском экране. Хотя в процессе вёрстки макетов подобный подход порой приводит к забавным результатам: в режиме превью в IDE кастомный шрифт не подгружается и вместо иконок отображаются буквы и цифры.

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

А теперь наводка для тех, кто захотел сделать себе фичу с информацией о звонке: окна класса TYPE_SYSTEM_ALERT можно рисовать поверх всех остальных окон, включая системную звонилку. Впрочем, если захотите — напишем на эту тему полноценный туториал с описанием подводных камней.

Тестирование

Пока что тестирование проводят наши тестировщики вручную. Обычно проверка ведётся на трех телефонах — на Android 4.4, 4.2 и 2.3, плюс бессчётное количество эмуляторов как родных, так и, например, Genymotion. Последний — вещь очень полезная, жаль звонки и push-уведомления на нём тестировать нельзя.

Но когда речь идёт о проверке какой-нибудь новой теории насчет интерфейса или тестирования чего-нибудь крутого, как, например, информации о звонке — тут на столе собираются устройства со всего этажа!

Контур.Эльба под Android. Записки разработчика

На этом вроде всё. С удовольствием отвечу на вопросы как по технической, так и не очень части разработки приложения. Кроме того, готовится статья про подготовку и эволюцию дизайна приложения.

Автор: Newbilius

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля