«Есть ли жизнь у маркетплейсов в России?» или «Как мы пытаемся делать конкурента Яндекс.Маркету»

в 8:04, , рубрики: android, growth hacking, ibeacon, iphone, push-уведомления, агрегатор, Блог компании tapki.com, интернет-маркетинг, маркетплейс, Медиа, Управление e-commerce

Сегодня мы расскажем, как запускали в Рунете свой товарный агрегатор или маркетплейс (market place) (дальше будем придерживаться термина «агрегатор» — звучит более по-русски как-то). В статье попробуем ответить на вопросы: зачем и как мы это делали, и что в итоге у нас получается. Откроем все цифры по трафику, заказам и т.п. Подчеркнем, что проект еще в стадии развития – мы занимались и занимаемся им в режиме спокойной работы, выделяя на это собственные ресурсы, чуть больше года, и сделать нужно еще очень много.

Надеемся, что команды, думающие о такого рода бизнесе, могут почерпнуть в этом материале что-то интересное. Для других сама история развития tapki.com тоже может быть полезной. Возможно опытные в SEO ребята смогут в комментариях дать некоторые советы, т.к., по нашему мнению, у нас что-то не так с индексацией большого количества страниц. Все цифры и графики, которые приводим в статье честные, «как есть». Отметим, что это первая статья из цикла – мы планируем делать регулярные публикации.

Чтобы было понятно, как мы пришли к решению развивать данный вид бизнеса, мы немного поделимся своими размышлениями по данной теме. К написанию этой статьи нас подтолкнули последние новости рынка – известные компании анонсировали то, что будут становиться агрегаторами (KupiVip, Sapato и т.п.). Думаем, что главная причина интереса крупных игроков рынка к созданию агрегаторов заключается в том, что они могут привлекать больше потенциальных покупателей на свои сайты за счет увеличения количества продаваемых товаров (своих и, что более важно – чужих). Если посмотреть на ситуацию, которая сложилась сейчас, можно увидеть, что компании, достигнувшие каких-то критических масштабов в e-commerce, например, LaModa, Wildberries, KupiVip, Ozon, Юлмарт стремятся к модели создания больших маркетплейсов (можно привести и другой пример – Amazon.com). Самым крупным и доходным агрегатором в России сегодня, по нашим сведениям, является Яндекс.Маркет: на нем зарегистрировано около 20 000 магазинов. Даже если предположить, что реально действуют из них хотя бы 15 000, то все равно это огромное количество (60 000 000 товаров!). Другой причиной успешного развития агрегаторов является стремление современного пользователя получать интересующую его информацию в одном месте.

Для нас бизнес «агрегаторства» не совсем профильный – занимаясь разработкой мобильных приложений для розничных компаний, мы пришли к этой идее, скажем так, эволюционно. В определенное время, мы стали задумываться о том, что мы можем сделать в области агрегации информации от розничных компаний (товары, акции и т.п.) в этой сфере. Как разработчики мы уверены, что мобильные приложения в ближайшее время появятся у всех крупных и средних игроков розничного рынка. Наш же опыт, как мобильных пользователей, показывал, что мало кто будет ставить себе на телефон одновременно множество приложений для каждого магазина или бренда. Ведь работать с таким количеством приложений, а еще и получать от каждого push-уведомление будет просто неудобно. Это и подтолкнуло нас на мысль попробовать создать такое решение, которое позволит клиенту получать всего одно push — уведомление, в котором будут сразу содержаться ссылки на несколько акций, причем эти ссылки будут формироваться исходя из его интересов как покупателя (это мы про конечную цель пишем, разумеется).

На рынке, разумеется, есть очень сильные игроки (монстры), например: Яндекс.Маркет, price.ru и другие. Совершенно было ясно, что нам конкурировать с ними практически бесполезно. Вряд ли мы сможем занять лидирующие позиции на рынке. Мы просто хотим сделать удобный сервис для людей, который при этом был бы еще и прибыльным. Поэтому для себя мы решили сконцентрироваться на двух ключевых моментах: делать упор на мобильные технологии и проводить продвижение в первую очередь бренда, а не товаров. По первому моменту все, думаем понятно. Второй же прокомментируем. Если посмотреть на Яндекс.Маркет видно, что есть категории типа «Электроника», где есть карточка товара и предложения магазинов. А есть «Яндекс.Гардероб», где упор делается на самом продавце (бренде). Мы для себя выбрали именно второй вариант – есть товарная категория и в ней представлены бренды, а уже внутри бренда – товары, новости, акции и т.п. Почему так? Причины две. Первая – общаясь с различными компаниями, мы узнали, что многие из них были не очень рады идее нахождения в Яндекс.Маркете (и в похожих площадках) рядом с мелкими магазинами, которые могут и не соблюдать РРЦ (рекомендованные цены). Для них важен брендинг, новости и акции компании и работа с лояльной аудиторией. Вторая причина совсем банальная – сочетание названий одного товара от разных компаний довольно сложная организационно-техническая задача, на которую у нас просто нет ресурсов.

Проект мы начали воплощать в жизнь с апреля 2014 года и назвали его – http://tapki.com. Само название получилось случайно, в какой-то день утром стали обсуждать его варианты, составили список, а затем, во время обеда, кто-то из ребят предложил это название, и мы за него зацепились. Домен правда пришлось выкупать не за очень дорого у американских сквоттеров. Вообще, tapki это производное от слова “tap”, что имеет значение «касание», «прикосновение» и хорошо подходит для мобильных приложений.

Непосредственных причин, которые побудили нас заняться данным проектом было несколько. Первая – у нас была вся необходимая инфраструктура для запуска проекта (спасибо Microsoft, мы получили облачный грант на ресурсы Microsoft Azure – это очень ценно). Мы разрабатывали большое количество проектов в сфере розничной торговли, и поэтому у нас уже были готовы и серверные решения в части обработки больших объемов данных. И сделать объединяющий проект для наших клиентов – было, в общем-то, не очень сложно.

Вторая причина – наш основной удачно развивающийся бизнес – notissimus.com – компания по разработке мобильных приложений для интернет-магазинов и розничных компаний. О том, как мы его развивали можно прочитать большую статью здесь. Разработка приложений – это достаточно специфичный бизнес, не направленный на массовую аудиторию, требующий от нас ведения проектов и т.п. Стоит отметить, что мы стараемся максимально автоматизировать процесс разработки, но все равно – это не конструктор приложений и требуется наше непосредственное участие (в этом, к слову, есть и плюсы, и минусы). Мы пытались (и продолжаем пытаться) выйти на более масштабируемый рынок, нацеленный на охват широкой аудитории как потребителей, так и интернет-магазинов.

Третье – совсем банальное, когда компания оставляет заявку на подключение в tapki.com – мы фактически получаем чуть теплого клиента, с которым становится легче вести диалог на тему мобильных приложений.

Разработка сервиса заняла в «отвлеченном» режиме около 6-8 месяцев и сегодня работают сайт (tapki.com) и мобильные приложения (Apple iPhone/iPad, Windows Phone, а Google Android, как ни странно, пока еще не осилили, но планируем завершить работу над ним в ближайшие пару месяцев). Не будем здесь детально останавливаться на функционале – он достаточно простой, хотя мы много времени потратили на оптимизацию серверных вычислений и еще не решили до конца вопрос с поиском (скорее всего запустим sphinx). Клиент выбирает на сайте или в приложениях категорию товара (например, обувь), видит логотипы брендов (компаний) и, кликнув, может посмотреть ассортимент, новости-акции, адреса магазинов и т.п. Ну, и разумеется, сделать заказ. Заказ поступает на почту нашему партнеру (магазину) для последующей обработки. В качестве источника информации мы, как и многие другие игроки, предпочитаем работать с Яндекс.Маркет xml (yml), обрабатывая файлы всех магазинов ночью и загружая информацию в базу данных.

«Есть ли жизнь у маркетплейсов в России?» или «Как мы пытаемся делать конкурента Яндекс.Маркету» - 1
Пример экрана мобильного приложения tapki.com

Основная цель нашего сервиса – сокращение времени, которое человек тратит на изучение ассортиментов и акций от множества компаний. С помощью мобильного приложения (и сайта) tapki.com вы можете легко посмотреть какая есть рядом с вами активность, например, пульс акций в вашем районе; там же сможете найти все актуальные предложения локальных торговых центров, в которых размещаются партнеры (магазины) tapki.com. Это очень хорошо подходит под концепцию omnichannel: можно посмотреть необходимый товар и его наличие в онлайн с привязкой к своему конкретному месторасположению. И это все происходит, как говорится, у вас «на кончиках пальцев» на вашем мобильном телефоне. Сегодня мобильные устройства здорово помогают розничным компаниям выстраивать персональные коммуникации с покупателями, когда последние находятся в шаговой доступности от их торговых точек. Мы сейчас говорим о таких технологиях, как, например, iBeacon. Совместить тренды роста mobile сегмента и стремление маркетологов к персонализированным коммуникациям с клиентом, как раз и помогает технология iBeacon. В чем заключается её суть: если компания купит маячок iBeacon и разместит его около входа в свой магазин, то приложение сможет показать push-уведомление, когда человек попадет в зону действия сигнала от маячка (10 метров). IBeacon сочетает преимущества мобильных гаджетов и приложений в привязке к локациям клиента и торговой точки, то есть фактически является неким мостом между онлайн и офлайн, и это, как нам кажется, на данный момент – текущий рыночный тренд. Мобильность и персонализация – это то, куда на наш взгляд сейчас движется рынок. Желающих больше узнать про технологию iBeacon отсылаем на нашу статью на Хабре.

Однако, при всем буме в области mobile, на самом деле ведь далеко не все розничные компании могут позволить себе разработку мобильных приложений, да и кроме этого есть ведь, и конкурентная борьба за место на экране смартфона, которое очень и очень дорого стоит. А мы даем возможность с помощью нашего проекта tapki.com работать с такой аудиторией.

Конечно, tapki.com очень сложно конкурировать с такими гигантами как, например, Яндекс или Юлмарт. Однако, как и везде, во всем есть свои плюсы и минусы. Наше преимущество в том, что мы никогда не будем сами продавать свой товар – это ключевой аспект. Мы будем заниматься исключительно сервисами. Объективно сейчас у нас трафик маленький, но мы развиваемся. Ozon.ru, Amazon.com и KupiVip.ru уже, конечно далеко ушли, но у них есть дилемма: кроме своего, они продают еще и партнерский товар. Поэтому в конечном итоге здесь всегда будет присутствовать конфликт интересов – любому игроку хочется в первую очередь продать свой товар, а не продвигать чужой.

Изначально мы пытались работать по оплате за действия – CPA. На наш взгляд – это нежизненная модель. Она работает должным образом только в тех сервисах, у которых есть оплата банковскими картами (т.к. очень четко фиксируется момент сделки). После того как мы набили шишек на внедрении работы по СРА, осознали, что нам ближе модель аналогичная сервису Banki.ru: они зарабатывают как интерфейс между множеством банков и потребителем. По сути они являются агрегаторами банковской информации. Это привлекает внимание пользователя потому, что ему удобно получать консолидированную информацию в каком-то одном источнике. Фактически мы и строим подобный агрегатор. По нашему мнению, модель СРА в России толком не работает, если у тебя нет оплаты картами.

Пока наш сервис tapki.com находится еще в стадии beta и развивается. На данный момент в нем принимают участие около 270 магазинов, в день это количество увеличивается на 5-7 новых. У нас нет ограничений на размер или известность компании при подключении, т.к. мы делаем упор на самом бренде. Поэтому в нашем проекте крупные известные бренды, как например oodji, befree, ФК ЗЕНИТ, Буквоед и т.п. соседствуют с менее известными магазинами. Но мы не видим здесь ничего страшного, т.к. мы не сравниваем и не будем сравнивать товары по цене, давая возможность каждому партнеру максимально выгодно себя представить. Это, кстати, наше отличие от конкурентов – распределение заказов имеет отношение где-то 60% – известные розничные сети на 40% – небольшие и средние интернет-магазины.

Клиентов мы ищем пока самостоятельно, предлагаем свои услуги каждому магазину. Хотя некоторые уже начали приходить и сами. Сейчас в сутки мы передаем около 10 –15 заказов разным магазинам. Общая сумма заказов, переданных магазинам из сервиса tapki.com, в рублях по дням приведена на графике.

«Есть ли жизнь у маркетплейсов в России?» или «Как мы пытаемся делать конкурента Яндекс.Маркету» - 2
Статистика заказов в рублях по дням

Если говорить о перспективах, то нам хотелось бы подключить порядка 13 000 – 15 000 магазинов в России к проекту, потом выйти на рынки Евразийского союза товаров. На настоящий момент в tapki.com представлено порядка 1 500 000 товаров.
Посещаемость сайта tapki.com в среднем сегодня составляет около 1100 уников в день, хотя в конце 2014 она доходила и до 1500. Причина такого спада – не сразу сделали механизм хранения товаров, которые уходят из продажи у магазинов-партнеров. В итоге – «нахватали» 404 ошибок от поисковых систем, которые очень серьезно пессимизировали поисковый трафик.

«Есть ли жизнь у маркетплейсов в России?» или «Как мы пытаемся делать конкурента Яндекс.Маркету» - 3
Посещаемость проекта с первых дней запуска

Сейчас мы начали исправлять эти ошибки и трафик начал постепенно расти – придумали специальный механизм, который позволяет переводить такую категорию товаров в архив и в итоге карточка товара с информацией о нем, но уже без цены хранится в этом архиве. К концу этого года мы планируем достигнуть посещаемости в 20 000 – 30 000 в сутки только из поисковых систем (это наши ожидания, но посмотрим на результат).

Конечно мобильные приложения нужны и важны, но их в России, для подобных проектов, недостаточно. Сайт нужен обязательно. К сожалению, мы это поняли не сразу, но осознав, сделали и не пожалели. Почему? Специфика проекта подразумевает большое количество карточек товаров (сейчас с книгами что-то около 1,5 миллиона, и цифра растет) и низкочастотный поисковый трафик никто еще не отменял. В мобильных приложениях содержимое самих приложений не индексируется и поиск осуществляется по довольно ограниченным текстовым описательным блокам. Поэтому сайт нужен и сейчас он дает нам ощутимый эффект по приросту как аудитории, так и новых компаний. Кроме того, человеку проще быстро зайти на сайт, чтобы посмотреть о каком проекте вообще идет речь, чем искать и ставить приложения, которые в общем ориентированы уже на лояльную аудиторию.

Изначально tapki.com были внутренним проектом компании Notissimus. Сейчас у проекта нет никакой монетизации, но нам удалось привлечь внешние инвестиции в размере 3 млн. рублей – нашли инвестора в Москве. Ему понравилась идея и при его поддержке мы будем развивать её более активно.

В ближайших планах у нас доделать окончательно сайт tapki.com и наконец выйти из бета-версии, в июле выпустить мобильное приложение для Android, усовершенствовать поиск и сделать его релевантным.

Мы достаточно открытая компания и готовы говорить практически о всех тонкостях своего развития, раскрывать свои финансовые показатели и статистику, делиться своими неудачами и рассказывать о том, как удалось их преодолеть. Напомним еще раз, что описывать всё это мы планируем в следующих материалах этого блога.

Спасибо за внимание! Мы обязательно напишем продолжение и надеемся, что оно будет более насыщено цифрами из нашего опыта. За нашей жизнью можно следить в более «живом» режиме через twitter или посредством моего аккаунта facebook.

Автор: makasin4ik

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля