ФАС проигнорировала иск «Яндекса» о B2B-продажах Google Android производителям электроники и изучила Google Play (В2C-продажи) с символическими штрафами?

в 5:55, , рубрики: android, Google, Google Mobile Services, Google Play, биржи, Госвеб, Железо, кейсы, Текучка, ФАС, яндекс, Яндекс vs Google на смартфонах, метки: , , , , , , , , , , ,
Комментарии к записи ФАС проигнорировала иск «Яндекса» о B2B-продажах Google Android производителям электроники и изучила Google Play (В2C-продажи) с символическими штрафами? отключены

14 сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что Google Inc и Google Ireland нарушили первую часть 10 статьи закона «О защите конкуренции» о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Закончилось разбирательство начатое по инициативе «Яндекса». ФАС признал, что под давлением Google производители электроники отказались ставить разработки Яндекса на свои устройства на этапе производства. Полный текст решения ФАС появится через полторы недели. Предварительно руководитель управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев объяснил «Ведомостям», что Google ограничивает конкуренцию в сегменте онлайн-магазинов приложений для операционной системы Android. Итогом могут стать «оборотные штрафы» до 15% от выручки компании на рынке, где совершено нарушение, за минувший год.

Цитируется по сайту ФАС РФ:

В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что нарушения Google выразились в предоставлении контрагентам — производителям мобильных устройств для предустановки на мобильные устройства, предназначенные для введения в оборот на территории Российской Федерации, под управлением операционной системы Android (мобильные устройства), магазина приложений Google Play при условиях, включающих в себя обязательную предустановку приложений Google, а также его поисковой системы и их обязательного размещения на приоритетных позициях на домашней странице устройства […] Признание нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для наложения штрафа, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

… в данном случае штраф рассчитают от выручки магазина Google Play в России, пояснил Владимир Кудрявцев РБК. В октября ФАС рассчитает сколько зарабатывает Google на своем магазине в России.

Если штраф рассчитывается от выручки локальной Google Play — значит именно рынок приложений внутри этого магазина ФАС и признал «рынком» нуждающемся в государственной защите конкуренции. Это выглядит крайне необычно, как минимум с точки зрения исходных исковых требований «Яндекса».

«Яндекс» никогда не жаловался, что Google или кто-либо ещё удалял продукты Яндекса из Google Play или настоял на удалении его разработок из магазина. Разработки «Яндекса» никогда не пропадали из Google Play.

В феврале 2015 директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов объяснил, почему компания обратилась за помощью к государству → Roem.ru

Американский магазин и в 2014, и в 2015 распространял и платные, и бесплатные приложения отечественного поисковика. Участвовавшие в разбирательстве ФАС производители электроники Fly, Explay и Prestigio — никак не влияют на ассортимент Google Play. До публикации полного решения ФАС в деле Яндекса и Google не так-то просто понять, как рынок приложений внутри Google Play стал для «Яндекса» полем битвы с «ограниченной конкуренцией»? Как Google ограничил конкуренцию внутри Play? И как ФАС выявил нарушения внутри Play? Заведомо зная, что нет примеров удаления разработок «Яндекса» из Play.

Андрей Самойлов, адвокат, руководитель московского офиса Astapov Lawyers в июне, комментируя разбирательство двух поисковиков, объяснял, что «товарным рынком» в юридическом смысле, считают сферу обращения товара (географическую либо продуктовую). В свою очередь «сфера обращения» включает в себя продавцов, покупателей, территорию и товар.

Если дословно следовать краткой реплике Владимира Кудрявцева для «Ведомостей» — Google ограничил конкуренцию (препятствовал ей) для такого товара, как «онлайн-магазин приложений», а вовсе не для отдельных приложений внутри магазина. Соответственно у Google «товаром» является Google Play, а не свои или чужие приложения на витрине магазина Play. У отечественного поисковика конкурирующий товар это Яндекс.Store — собственный магазин приложений для Android-гаджетов, но не конкретные приложения.

В начале 2014 года британская The Guardian сделала предположение о стоимости такого товара, как «Google Play» для его покупателей — производителей электроники, в число которых и входят Fly, Explay и Prestigio, участвовавшие в разбирательстве российского ФАС. СМИ приходится оперировать гипотезами, так как Google не показывает отдельной строкой в отчётности доход от продажи лицензий. Источник газеты The Guardian объяснил, что для того, чтобы на устройствах появился Google Play, производителю требуется получить лицензию на «Google Mobile Services» (это целый набор служб, он не равен одному сервису Google Play). Стоимость лицензирования составляла до 75 центов на одно устройство (при некоторых условиях она падала до 40 центов).

Генеральный директор Google — Ларри Пейдж, в конце января 2015 года рассказал, что каждый день на Google Play активируется более 1,5 млн устройств. Если поверить The Guardian и допустить, что производители электроники действительно платят за «Google Mobile Services» — выручка Google на рынке, где товаром являются «магазины приложений» (а не сами приложения) составляет до 1,125 млн долларов в сутки или более 400 миллионов долларов в год. Максимальный размер штрафа, если бы ФАС сфокусировался на продажах онлайн-магазинов приложений производителям электроники, составил бы приблизительно 61 миллион долларов.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова вчера, 14 сентября, после объявления ФАС РФ, напомнила «Ведомостям» именно о продаже производителям электроники пакета «Google Mobile Services», но ничего не сказала о вытеснении приложений «Яндекса» из Google Play (что естественно — такого вытеснения никогда не было). Несмотря на однозначную направленность реплики «Яндекса», собеседники «Ведомостей» основываются в своих рассуждениях на заявлении Владимира Кудрявцева, о том, что ФАС рассчитает штраф от выручки магазина Google Play в России. Иск «Яндекса» требовал расследовать B2B продажи, от Google бизнесу. Фактически ФАС пришёл к штрафу для локального рынка B2C продаж.

Предправления инвесткомпании «Финам» Владислав Кочетков оценивает выручку Google Play в России в $65−70 млн. Соответственно штраф, по расчёту «Ведомостей», составит $9,8−10,5 млн. (в 6 раз меньше допущенного по тексту выше 61 миллиона долларов). Председатель Совета Института Развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко считает, что нарушения Google касались магазина приложений (в неизвестном контексте), поэтому надо оштрафовать российское юрлицо ООО «Гугл» или «запросить данные о платежах россиян в Google Play у Национальной системы платежных карт (НСПК), через которую сейчас проходят платежи MasterCard и Visa», — пишут «Ведомости» — и сделать расчёт из объёма продаж приложений.

Полный текст решения Федеральной антимонопольной службы появится приблизительно 24 сентября. Фактический расчёт штрафа ФАС проведёт в октябре 2015 года.

В феврале 2015 года руководитель ФАС Игорь Артемьев допускал, что Google может быть оштрафован на сумму до 15% «оборота на рынке мобильных операционных систем», а не оборота на рынке продаж приложений в России → Roem.ru

Исторически известно несколько примеров, когда «границы рынка» определялись неверно. Так в одном из процессов с участием «Лукойла» выявляли «границы рынка» авиационного топлива. Первоначально в расчёты попали невзаимозаменяемые марки горючего, бензин «смешали» с керосином — это вылилось в неверный расчёт долей рынка. В итоге первоначально определённые границы рынка опротестовывались в суде, как ошибочные.

В случае разбирательства по делу о нарушениях Google такого опротестования, предположительно, не будет. Google в «6 раз» выгоднее штраф с локальных продаж в Play, чем штраф с продаж «Google Mobile Services». Яндекс поприветствовал решение ФАС, хотя и косвенно напомнил, что суть его претензий не имела никакого отношения к дистрибуции приложений внутри Google Play.

Биржи оценили исход разбирательства в ФАС России благополучно для двух поисковиков. Котировки бумаг Яндекса подросли. Котировки Google не поменялись, хотя формально решение вынесено не в пользу американцев. По реакции запада можно предположить, что в Евросоюзе, где более 5 лет тоже изучают бизнес-практики Google, российское разбирательство не станет прецедентным, так как Еврокомиссия не интересуется темой распространения программ через Play, но интересуется распространения Android, о чём во вчерашнем заявлении российского ФАС нет ни слова. Яндекс с лета 2014 года выступает свидетелем в европейском процессе.

Формальные обвинения против Google в Европейском союзе выдвинуты в апреле 2015 года (не ограничиваются Android). По оценке СМИ сумма штрафов для Google может достичь 6 млрд долларов, само разбирательство будет одним из крупнейших антимонопольных расследований в Европе.

Источник

Поделиться новостью