Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста

в 5:18, , рубрики: английский язык, занимательная математика, кривая опыта, я пиарюсь

Люди прекрасно живут, не зная английского. Без английского легко можно сходить в магазин, провести диванную аналитическую консультацию, оплатить счета и высказаться о достоинствах мамки вашего оппонента.

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 1

Под катом — несколько интересных графиков и эволюция сложных систем. И что с этим делать.

1. Intro — кривая обучения

Начнем издалека — с этой унылой картинки.

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 2

Кривую обучения видели в своей жизни все. Она говорит о том, что чем дальше вы прогрессируете в своих навыках — тем медленней и трудней дается прогресс. У этой штуки есть пара логичных следствий:

Чем сложней навыки – тем меньше людей ими владеют или хотят овладеть.
Чем ближе мы находимся к началу кривой — тем больше людей там сконцентрировано и тем проще выстроить их процесс обучения. Например, людям легко рассказать об основах арифметики и очень многие этой информацией уже владеют.

Чем выше мы взбираемся по кривой обучения — тем меньше учебников и учебных инструментов находим. Есть сотни ресурсов для изучения основ английской грамматики. И почти нет сервисов, которые позволили бы разучивать, например, английские юридические термины.

Почему так происходит? Чтобы максимизировать прибыли, бизнес и стартапы ориентируются на те рынки, где больше клиентов и ниже стоимость разработки продукта. Проще продавать наборы несложных упражнений новчикам, чем разрабатывать хардкорные учебные материалы для специалистов уровня сильно выше среднего.

Ничего личного, это бизнес.

2. Знакомьтесь, Динеш

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 3

Динеш — перспективный студент-программист из Пакистана, переехавший из небольшой деревни в город Исламабад на учебу. Он увлекается рекуррентными нейронныи сетями.

В деревне Динеш говорил в основном на урду. Английский — не родной язык для него, и это проблема для его интересов. Все сколько нибудь ценные материалы по программированию и математике почти всегда выходят сперва на английском.

Конечно, со временем это перестает быть проблемой. Год, два, три — и Динеш начнет относительно легко понимать все публикации. Однако, обучение профессиональному метематическиму английскому требует дополнительных сил и замедляет потребление информации. Так что при прочих равных Динеш будет несколько уступать по результатам,
например, англоговорящему студенту из Исламабада.

Чем активней будет заниматься Динеш — тем выше по кривой обучения он будет взбираться и тем сложней будет следующий шаг.

Все, что есть на рынке образовательных сервисов для изучения английского —
это «пройди еще этих дурацких тестов да получи новый уровень и красивую картинку».
Рынок любит продавать простому и массовому покупателю. Люди с более специфическими требованиями оказались не у дел.

И снова — ничего личного, это бизнес.

3. Мистер Уэст

В один из острых приступов прокрастинации я натолкнулся на выступление физика Джеффри Уэста на TED.

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 4

Мистер Уэст демонстрировал некоторые любопытные закономерности развития больших систем. В примерах фигирурировали города, живые организмы и корпорации, но на картинках была кривая, которая сильно напоминает кривую обучения (если откинуть первую пологую часть кривой).

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 5

Оказывается, процессы, которые можно описать этой функцией, встречаются повсеместно в природе. Кривая обучения и эволюция систем имеют глубокие общие корни.

Мистер Уэст говорит об одной любопытной детали — частенько кривая эволюции систем выглядит не так, как мы привыкли. Быстро развивающаяся система в определенный момент начинает коллапсировать.

Вот пример того, как это происходит.

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 6

Есть небольшой областной город. Он находится на отшибе, работы там мало и, как следствие, с деньгами у людей туговато. Некая корпорация строит там большое предприятие. Предприятие дает новые рабочие места, у людей становится больше денег.
В городе появляется больше кафе/ресторанов/магазинов, больше машин. Уровень жизни растет.

Но настает момент, когда рост дает негативные последствия. Экология в городе ухудшается — машин стало больше, предприятие портит окружающую среду, жители производят больше мусора. Стоимость жизни вырастает пропорционально развитию города. Появляется большой спрос на недвижимость, растет стоимость аренды.

Корпорация обнаруживает, что является самым крупным работодателем в городе и без нее людям будет сложно найти работу — рост зарплат на предприятии замораживается и в итоге средняя зарплата в городе начинает падать относительно средней зарплаты в стране. Уровень жизни начинает уменьшаться и часть городских систем начинает коллапсировать. Люди меньше тратят на рестораны и развлечения, мелкий бизнес страдает.

А вот еще пример. Сколько знаний остается в средней голове через 15 лет после окончания школы? Это тоже пример коллапса системы.

Джоффри Уэст говорит нам о том, что коллапс — рядовое явление и люди уже с ним справлялись ранее на самы разных уровнях. Для того, чтобы перейти к новому витку эволюции и не начать коллапсировать, системы проводят взрывное внедрение инноваций. Пока есть инновации — система растет и не схлопывается.

Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 7

Инновации — это не только технические изменения. Например, живые организмы внедрили инновации миллионы лет назад, выбравшись их воды на сушу. Или создав сложный головной мозг. Или перейдя от одноклеточных к многоклеточным.

А человечество успешно перешло от коней и плугов к пару, к нефти, а потом к массовому производству, атомной энергии, и, наконец, к информационному веку со всякими бигдатами и квадрокоптерами

4. Собираем все вместе

У многих процесс обучения тоже ведет к коллапсу. Люди радостно начинают пользоваться всякими сервисами и учебниками. Уровень быстро растет, а потом падает мотивация (ну вот набил ты 100 уровней в языковых играх, и чего) и дальше интерес и учебный процесс схлопывается.

Возможное решение мы уже видели выше — расставить несколько разных и полезных методов изучения языка по кривой обучения. По достижении определенного этапа в изучении языка люди смогут перезапустить свою кривую обучения из новой точки, избежав процесса деградации, ускорив процессы обучения и получив лучшие результаты с меньшими силами.

Теперь давайте прикрутим это все к изучению языков.

До определенного предела учебная программа для любого языка ясна и понятна — алфавит, общие грамматические правила, простые и нужные слова. После этого человек должен сам решать, что и как ему учить. А главное — зачем.

В английском языке по разным оценкам — от 600 000 до 1 500 000 слов. Все эти слова, конечно, живому человеку не нужны. В первую очередь нужны только те слова,
которые будешь использовать в работе/учебе/жизни. И у каждого этот набор будет своим.
Доктору внужно слово thorax (грудная клетка), архитектору пригодится слово buttress (контрфорс, опора). А математику в первую очередь хорошо бы понимать, что такое inequality, reciprocal и quotient.

5. Решение

Я собрал несколько сотен тысяч текстовых документов, классифицировал их по темам и достал из них статистику. Эта статистика позволяет оценивать то, насколько полезно слово для владения языком в целом и насколько оно полезно для конкретного человека. Польза для человека высчитывается на основе того, чем он занимается. Читаешь много математических текстов — нужно больше математических слов. Увлекаешься биологией — рейтинг полезности возглавят биологические словечки.

Потом я собрал простенький интерфейс и прикрутил к своему сайту. В него можно кидать ссылки на Вики, публикации в блогах и вообще любые ссылки на страницы, содержащие статьи на английском.

  • Я извлеку текст статьи по ссылке, размечу в нем сложные слова и заранее вставлю переводы прямо в страницу. Таким образом, вы можете прочесть и более-менее понять даже тексты, которые в другом случае бы пришлось читать со словарем.
    Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 8
  • Прочитать и понять текст — одно. А прогрессировать в изучении языка — другое. Поэтому к каждой вашей ссылке я посчитаю статистику, которая поможет сформировать вам свою программу обучения. Список слов можно отсортировать по «полезности», отметить среди слов те, которые вы уже знаете и выбрать те, которые стоит выучить.
  • Вся власть — машинам. На отдельной странице я собираю все слова из ваших документов и ранжирую их по уровню сложности и по полезности. Если вы занимаетесь IT и кинули в сервис много ссылок на IT тексты — вы получите список слов, которые помогут вам быстрей и проще понимать IT материалы + будут наиболее полезны для понимания языка в целом. Слово, которые вы возьмете из верхней части вашего списка и выучите, всегда будет максимально полезным для ваших целей и занятий. И вы всегда будете видеть, что вам учить. Список обновляется с каждой новой статьей, которую вы проанализировали.
    Кривая обучения и кривые руки: неуемная фантазия + исследования физика Джеффри Уэста - 9

6. Что дальше

Это не первая попытка разработать инструменты для изучения языка при потреблении вашего обычного контента. Ранее я уже писал статьи про автоматическую адаптацию книг и субтитров.

Это пока не конечный продукт и не готовый сервис. Но он может помочь вам прогрессировать в языке и в вашем деле одновременно. Это более простой доступ к профессиональным материалам для тех, кому раньше английские тексты давались с трудом и изучение языков не клеилось.

Все это идет к системе, которая мониторит весь контент на иностранном языке, который вы поглощаете. Если вам нужно — система поможет прочитать сложный текст (как в случае со статьями на скрине выше). А если вам это не нужно — просто скажите, что вы посмотрели «Игру Престолов» на английском — и одного этого достаточно, чтобы немножко поменять и улучшить вашу программу обучения языку (можно посчитать самые нужные для вас слова из сериала и включить их в список слов для изучения, рассчитав место в списке по ценности каждого слова)

Вторая вещь, которой стоит заняться — это обучение идиомам, жаргону и популярным языковым конструкциям. Большинство людей говорит на иностранном языке как десятилетние дети — с использованием самых простых фраз и слов. Если дать возможность учиться интересным и популярным шуткам и фразам, речь станет намного богаче. Человек сможет заговорить на живом языке, как носитель. И даже строить шутки, основанные на игре слов.

В наше все очень быстро меняется. И тот, кто сможет учиться на 10-30% быстрей и эффективней других и переваривать новую информацию на 10-30% быстрей других, получает преимуществу.

Жизнь стала слишком быстрой, чтобы учить языки, выполняя упражнения и тесты.

P.S. Чтобы отблагодарить тех, кто не боится работать с первыми версиями софта — вот вам в подарок код WE-LOVE-GEEKTIMES. Если вдруг когда-либо на сайте появятся платные функции или реклама — этот код избавит вас и от первого, и от второго.

Автор: 57uff3r

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js