История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации

в 20:45, , рубрики: apple, microsoft, powerpoint, история, История ИТ, Софт

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 1«Выступление» означает демонстрацию слайдов с текстом, изображениями и графиками. Конечно, можно обойтись и просто словами, но желательно прибегать к наглядным материалам. Визуальные элементы помогают запомнить и привлечь внимание. И сегодня у слова «презентация» есть ясный синоним — PowerPoint.

Конечно, существуют другие программы, которые позволяют создавать и редактировать презентации. Но явление, когда люди создают бессмысленные скучные наборы слайдов, называют «смертью от PowerPoint». Мы ведь не называем плохой стиль письма «смертью от Word», мы не называем ошибки в вычислениях «смертью от Excel». Программа PowerPoint стала стандартом для визуального сопровождения выступлений.

Но так было далеко не всегда. Тридцать—сорок лет назад мир не был настолько цифровым, как сегодня. Дешёвые персональные компьютеры только создавали свой рынок. Чаще всего это были машинки для бизнеса, а не домашнего использования. Компьютерная графика ещё прокладывала свой путь для повсеместного использования. На тот момент жизнь была ещё очень аналоговой.

У компьютеров были сотни килобайтов ОЗУ, а Microsoft была мелкой фирмой. Её Windows не пользовалась особым успехом, Word и Excel куда лучше продавались на Mac. Если для выступления были нужны слайды, выступающий не создавал слайды самостоятельно. Приходилось полагаться на отдел дизайна, который слабо представлял, чего от него хотят. А результат демонстрировали на кодоскопе или, реже, на 35-мм плёнке.

В этот странный период свет увидел PowerPoint, ещё не в составе пакета Microsoft Office. Но обо всём по порядку.

Презентации до PowerPoint

Традиция демонстрировать слайды во время выступления зародилась куда раньше PowerPoint. Разве что отличались технологии: их либо демонстрировали на кодоскопах с прозрачных оригиналов, либо с 35-мм плёнки. Может показаться, что это всего лишь две технологии. Но они значительно определяли то, как выглядело выступление.

Печатная машинка была у секретаря отдела, в США это часто была IBM Selectric. На ней набирается текст, диаграммы рисуются от руки. Затем изготовляется фотокопия листа на прозрачной плёнке. (До существования фотокопиров работу вели прямо на прозрачной плёнке чернилами и прозрачным красителем.) Прозрачная плёнка с нанесёнными на неё текстом и графиками горизонтально располагается на подсвеченную снизу поверхность кодоскопа. Сверху, на высоте нескольких десятков сантиметров, расположена оптическая система и зеркало. Результат проецируется на вертикальный экран. Это один из наиболее простых способов подготовить и показать слайд на экране.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 2
Кодоскоп Eiki 3875B с 500-ваттной лампой, budgetvideo.com.

Слайды могли выглядеть как изображения 24×35 миллиметров, которые загружаются в диапроектор, часто карусельный. Изображения получали фотографией набранного вручную или созданного типографскими методами — традиционным набором или на миникомпьютерных рабочих станциях. На тот момент мини-компьютеры размером с шкафы ещё не были вытеснены персональными микрокомпьютерами.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 3
Карусельный диапроектор Kodak Carousel Model 550R с 500 ваттной лампой на 81 слайд, фото Van Eck Video Services

А ещё встречался редкий зверь «мультимедиа». Явление настолько редкое, что его видел не каждый. Под этим понимали добавленную иллюзию движения с использованием от трёх до пары десятков диапроекторов, сфокусированных на один и тот же экран. У каждого из проекторов были внешние диафрагмы, управляемые недоступными человеческому слуху звуковыми сигналами с аудиоплёнки. Так получалось создавать разнообразные переходы от слайда к слайду.

Сегодня общедоступны дешёвые и высокопроизводительные видеопроекторы. На них можно сделать всё, что угодно: цвет, движения, любые анимации смены слайдов, даже видео хорошего разрешения. Современный пользователь не чувствует тех важных технических ограничений, которые определяли формат презентации в прошлом. На деле формат выступлений сильно различался в зависимости от средств.

Кодоскоп с его чёрно-белыми листами располагает к обсуждениям на собраниях. Листы для него относительно легко изготовить, их можно даже скорректировать. Выступление проводится в полностью освещённой комнате — гасить свет не нужно. Выступающий видит аудиторию, аудитория видит выступающего, идёт диалог. Слайды меняются один за одним. Если в кодоскопе ничего нет, то на экране тоже будет пусто. Так можно уйти от курса выступления, ответить на вопрос или просто отвлечься. Графика проста: чаще всего это в большей степени текст. Диаграммы встречаются не так часто.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 4
Лекция физики с кодоскопом, Университет Карла Маркса (ныне Лейпцигский университет).

В результате получалось дешёвое и доступное чёрно-белое решение для визуальной поддержки. Кодоскоп часто встречался на внутренних собраниях внутри компаний и выступлениях в образовательных учреждениях. Слайды для него мог готовить сам выступающий.

35-миллиметровые слайды диапроектора были в цвете. Их нужно было демонстрировать в темноте. Это устраняло не только возможность общения с аудиторией, но и любые заминки в выступлении. Слайды готовил художник или человек с навыками работы с графикой. Там были рисунки и красивое оформление. Из-за темноты в комнате текст должен был быть темнее, чем на кодоскопе. Кстати, в темноте находился и выступающий, и возможность прочитать текст с бумажки исключалась. На диапроекторе нельзя оставить на экране пустоту отсутствия листа в кодоскопе — поэтому исчезает возможность обсуждения и прерывания оратора. Иногда выступающего подсвечивали на сцене.

В итоге получалось другое качество выступления. Больше подготовки, более развлекательно, выше качество. Подготовить слайд — это уже задача профессионала, отдельного отдела. Поэтому выступающий слабо контролирует слайд. Цвет обязателен. Как результат, диапроектор появлялся на выступлениях перед большой аудиторией, где были бюджет и время.

Дорогие «мультимедиа»-представления состояли из десятков проекторов, сотен слайдов и хорошо заученного сценария выступления. Не шло речи о внезапных перерывах на вопросы аудитории. Целью подобного было удивить аудиторию визуальными технологиями. Содержание отходило на второй план. Такие высокотехнологичные спектакли со слайдами устраивали перед большой аудиторией.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 5
Врач с помощью кодоскопа знакомит больных с ходом будущей операции, Германия.

Если забежать вперёд, PowerPoint освоил каждую из технологий последовательно. Первая версия, по сути, была специализированным графическим редактором для создания и печати чёрно-белых слайдов для кодоскопов. Вторая версия научилась связываться по модему с сервисом печати слайдов Genigraphics и отсылать образцы в цвете. В третьей появилось те самые видеоэффекты — компьютеры подключали прямо к видеопроекторам, которые редко, но встречались.

За девяностые годы прошлого века качество картинки видеопроекторов выросло до разумных к использованию уровней, сами устройства стали доступней. И границы трёх жанров стёрлись: cегодня пользователи заимствуют элементы и характерные черты, вставляют их в свои слайды, не задумываясь об истории, допустимости и вопросах вкуса.

Роберт Гаскинс

Но всё это случится годы спустя описываемых событий.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 6

Первая версия PowerPoint вышла в 1987 году для компьютеров. В скриншоте окна About стоит три имени и название компании. О них и стоит поговорить отдельно.

В 1978 году Роберт Гаскинс после 10 лет оставил Калифорнийский университет в Беркли, где он обучался по докторской программе. Следующие шесть лет своей жизни он проведёт в исследовательском подразделении Bell Northern Research. Можно подумать, что оба эти факта имеют мало отношения к истории PowerPoint — ведь программу разработали в Forethought. На деле вся биография Гаскинса оказала сильное влияние на идею продукта.

Ещё до начала работы или получения высшего образования молодой Роберт Гаскинс впитал неплохое представление о фотографии. Его отец зарабатывал на фото: продавал камеры и проекторы, профессиональное и любительское фотографическое оборудование, «аудиовизуальные» штучки. Это был настоящий семейный бизнес, и как часто бывает, он глубоко проникал в жизнь её членов. Каждые несколько лет семья посещала офис Eastman Kodak Co. в Рочестере в штате Нью-Йорк. Позднее Гаскинс-старший работал в провалившемся стартапе, который пытался создать полностью автоматическую камеру, и стал главой американского филиала японского производителя проекторов EIKI, где под его руководством была осуществлена покупка компании Bell & Howell.

Среди прочего в инвентарях магазинов были разнообразные материалы для ручного создания презентационных материалов: прозрачные плёнки, прозрачные красители разных цветов, плёнки для разрезания на части, кусочки картона на определённой длине, чтобы демонстрировать каждый пункт один за одним. Диаскопы и кодоскопы, специализированные и простые проекторы, инструменты для синхронизации работы и управления процессом демонстрации слайдов. Роберт Гаскинс вырос со свободным доступом к оборудованию, которое использовалось для создания презентаций в докомпьютерную эпоху.

К тому же были полезные контакты. К примеру, когда это понадобилось годы спустя, друг отца Том Хоуп предоставил детали своего исследования об объёмах рынка презентаций. Кому-то другому в индустрии программного обеспечения эта информация так просто не досталась бы.

В 1968 году Роберт начал работать над своей докторской в области литературы. Но вскоре он заинтересовался курсами факультета информатики, которые на тот момент ещё не были связаны с электротехническим факультетом. Так Гаскинс успел познакомиться с языком ассемблера CDC 6400. Вскоре докторантура была расширена до междисциплинарной, что означало совмещение требований докторской факультетов информатики, лингвистики и английского языка.

В конце шестидесятых годов в Беркли компьютеры всё ещё представляли из себя отдельные комнаты оборудования. Данные вводили перфокартами, на выходе получались длинные листы фальцованной бумаги. Так в Беркли компьютеры помогали изучать физику и химию, а Гаскинс занимался на них языком и литературой. Он был главным программистом проекта машинного перевода, где была осуществлена попытка создать техники перевода китайского на английский. Китайский вводили на огромных печатных машинах с сотнями клавиш, а выводили с помощью плоттеров.

Компьютеры ещё не были персональными, но Роберт уже задумывался об этом. Хотя многие специалисты долго были уверены, что слабая персональная машина куда хуже, чем хорошая система с разделением времени.

Десять лет спустя Гаскинс покинул учебное заведение, так и не написав диссертацию. Он защитил тему, но решил, что куда важнее сбежать в Кремниевую долину и начать работать над программным обеспечением для персональных компьютеров. На тот момент Билл Гейтс ещё писал софт для Altair, на рынке появились Commodore PET, Tandy TRS-80, Apple II. Да, у первых персоналок были ограничения. Но уже тогда многие начали задумываться о написании текстовых процессоров и других средств манипулирования человеческим языком, создании электронных таблиц, графических приложений и музыки.

На тот момент Гаскинс уже обладал отличной подготовкой, чтобы увидеть идею PowerPoint. Сам он этого ещё не знал — многие из идей, которые он изучал, считались малопрактичными научными исследованиями. Он разослал своё резюме по компаниям Кремниевой долины, и увидел, что на него есть неплохой спрос.

В Bell-Northern Research Роберт ещё не начал работу над софтом, но увидел культуру большой организации. В частности, из шести лет Гаскинса в компании нас интересует один факт корпоративной культуры: как в головных отделениях (Bell Canada и Northern Telecom), так и в компании все постоянно очень плотно использовали кодоскопы. Каждый день тысячи менеджеров прибегали к слайдам.

Для отчётов отделов был заведён стандарт разметки, в котором на листе размещался колонтитул и собственно текст. Для отчётов о проектах сотрудники готовили слайды по своим строгим стандартам. Для крупных объявлений слайды могли выслать по факсу из головного отделения в Канаде, затем их переносили на плёнку фотокопированием. Местное руководство меняло слайды на экране, а передаваемый по телефону голос из центрального офиса проводил выступление.

Однажды Гаскинсу в составе специальной группы нужно было сформулировать корпоративную стратегию Northern Telecom (ныне Nortel) по персональным компьютерам и сетям. Задача заключалась в подготовке рекомендаций для глобального руководства Northern Telecom в форме выступлений со слайдами. Это было дорогое мероприятие. Шесть месяцев группа из примерно пятнадцати человек каждый понедельник вылетала в Миннеаполис, чтобы поработать, а в пятницу улетала по домам. Члены группы проживали в квартирах, им предоставлялись личные автомобили. Работа каждого из членов группы хорошо оплачивалась, все затраты покрывались. Привлекались дорогие исследования и консультанты.

Работа выглядела следующим образом. Группа собиралась и обсуждала идеи, их записывали на досках. Затем один из членов группы набрасывал будущий слайд презентации на бумаге. Черновик отдавали ассистентке — самому важному человеку: у неё была пишущая машинка IBM Selectric с наборным элементом Orator и карточка доступа к фотокопиру. (Мало кто из группы умел набирать текст, а кто и умел, не имел доступа к печатным машинкам.) Затем рабочая группа сидела и общалась, пока ассистентка набирала и фотокопировала слайд. После изучения слайд отправлялся на доработку опечаток, позиционирования, выступов и так далее. Процесс набора и фотокопирования повторялся.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 7
Заменой шарообразного элемента набора в пишущих машинка IBM Selectric можно менять шрифт текста.

В конце концов, появлялись крупные руководители, проходили выступления и демонстрации слайдов. Группа приступала к работе над следующей презентацией, расходуя так высоко оплачиваемое время. Уже тогда Гаскинс задумался: а если бы была система соединённых вычислительной сетью персональных компьютеров для создания слайдов?

Универсальность языка

Шесть месяцев закончились, Northern Telecom приняла стратегию «офис будущего», где группа персональных компьютеров соединяется телефонной сетью. Для этого купили двух успешных производителей компьютеров Sycor и Data100, которые объединили в Northern Telecom Systems Corporation. В 1983 году Гаскинс попросился в командировку из BNR в NTSC в рамках Project Vienna. Нужно было поколесить по миру и купить лучшие компоненты для компьютеров. Кстати, так Роберт впервые встретился с Биллом Гейтсом, когда покупал MS-DOS, Word и Multiplan.

Урок, который извлёк Гаскинс здесь, состоял в одинаковости методов. Для покупки компонентов пришлось исколесить мир, и везде были презентации. Слайды были в Северной Америке, в Европе и Японии. Роберт даже собрал целую коллекцию из слайдов, которые он держал в отдельной коробке. Его поразило, как похожи были основы стиля элементов, что намекало на международный стандарт слайдов. Годы спустя он проанализирует этот багаж.

Компьютерные системы

Какие-то грубые разработки для создания слайдов появлялись.

Группа Гаскинса собрала для собственных нужд автоматизированную систему создания слайдов. Текст слайдов для кодоскопа набирался на терминале, подключённом к PDP-11/70, в текстовом редакторе Emacs. Форматирование нужно было делать с помощью языка TEX Дона Кнута. Только иллюстрации в TEX вставить нельзя, поэтому их нужно было рисовать на рабочей станции PERQ в редакторе растровых изображений. Затем текстовый файл из Emacs с машины PDP-11 выгружали на DEC-20 (то есть PDP-10 под управлением TOPS-20), на котором работала стэнфордская копия системы TEX. Картинки с PERQ выгружали по внутренней сети на DEC-20.

Как упоминалось выше, TEX не умел работать с картинками. Поэтому каждое из изображений разбивалось на маленькие тайлы размером с символ, и в формате шрифтов TEX создавался псевдошрифт. Картинки набирались этими псевдошрифтами. После этого TEX на DEC-20 выдавал готовый файл. И на этот момент пользователь всё ещё не видел, как будет выглядеть конечный результат.

Файл из TEX рисовал графопостроитель Versatec. Плоттер рисовал на бобине зернистой термобумаги шириной в 11 дюймов (≈28 см). Машине было положено самой резать результат на части, но рядом всё равно держали ножницы. Если где-то была ошибка, приходилось возвращаться на самый ранний этап набора текст на Emacs на PDP-11. Лишь после достижения нужного уровня качества фотокопированием получались прозрачные слайды для кодоскопа.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 8
Один из цветных плоттеров Versatec, Central Computing Annual Report Excerpt 1987.

В качестве альтернативы выходной файл можно было распечатать на фотонаборной машине Alphatype CRS. У самого Кнута была такая же система. Он иногда захаживал воспользоваться, когда собственная была на обслуживании. Машина стояла в тёмной комнате, выдавала страницы фотобумаги, которые нужно было проявлять. Сложность обслуживания подобного делала слайды из фотонаборной машины редкостью.

В целом качество слайдов было выше, но времени уходило куда больше, чем нарисовать от руки. Конструкция представляла из себя набор «костылей» стоимостью в миллионы долларов. Их не городили специально — это было лучшее, что удалось сделать. Но самое удивительное заключалось в том, что интерес к ней выказывали другие сотрудники. Даже крупные руководители собирались в очереди на курсы обучения работе в Emacs, основам Unix на PDP-11/70, языка разметки TEX, операционной системы TOPS-20, операционной системы рабочей станции Three Rivers PERQ и её растрового редактора, прочих деталей уровня кромсания картинок на псевдошрифты. Настолько велика была жажда создать слайды получше.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 9
Three Rivers PERQ, Computer History Museum.

И всё равно эта странная система не была прототипом PowerPoint. Чаще всего занятые менеджеры отдавали наброски на доработку ассистентам и опять же не могли контролировать содержимое слайда.

Forethought

Персональные компьютеры начали зарождаться в конце семидесятых. Они не успели стать дешёвой обыденностью, но уже доказывали свою пользу для предприятий. Рынок был заполнен машинками уровня Apple II (1977) и IBM PC (1981). Весной 1984 года вышел IBM PC AT с мощным процессором 286, Apple пыталась отвечать Apple III, последний провалился. ОЗУ всех этих машинок исчислялось килобайтами, объём памяти редко когда превышал сотню килобайт. Графика была либо чёрно-белой, либо с очень ограниченным (единицы) числом цветов. Производители конкурировали набором софта своих компьютеров. К примеру, хит электронных таблиц того времени Lotus 1-2-3 работал на IBM PC, а на Apple II был VisiCalc. Microsoft Excel появится только в 1985 году.

Компания Forethought была образована в январе 1983 года. Её основали два бывших работника Apple: Роб Кэмпбелл и Тейлор Полман. Изначальной целью было создание среды графического интерфейса на платформе IBM PC с использование высокопроизводительного монохромного ускорителя — на тот момент это была видеокарта Hercules. Предполагалось написать на модных на тот момент объектно-ориентированных технологиях многоцелевое приложение, которое совмещает в себе работу с текстом, графикой и электронными таблицами.

Если объяснить идею продукта проще, в Forethought хотели создать приложение графического интерфейса — подобным образом с пользователем взаимодействуют современные компьютеры. На тот момент персоналки всё ещё использовали символьную графику. Microsoft Windows ещё не существовало. Фокус на графических приложениях позволил бы отхватить кусок ещё не существовавшего сегмента.

16 декабря 1983 года вышла Visi On, программа с графическим интерфейсом. В ней был оконный менеджер Visi On, текстовый процессор Word, электронные таблицы Calc и Graph для создания графиков. Что-то подобное напоминали первые версии Microsoft Windows, что-то подобное задумывали в Forethought. А сама Visi On и её создательница, VisiCorp, ушли в историю: у программы были непомерно высокие для того времени системные требования. Мало какие компьютеры на тот момент могли похвастать полумегабайтом ОЗУ и прочими радостями жизни уровня жёсткого диска и хорошего графического адаптера. Сам Visi On продавался плохо, его ругали за уродство и медлительность работы.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 10
Visi On с Visi Calc

В 1984 году о разработке Windows заявила Microsoft, над Graphical Environment Manager работала Digital Research. За этими проектами стояли серьёзные игроки с хорошим планированием и крупными командами. И их всё равно многие считали, что они не «взлетят». 24 января 1984 года вышел Macintosh, который с куда более скромными техническими характеристиками (128, позже 512 килобайтов ОЗУ, без жёсткого диска) успешно использовал графический интерфейс.

Тем временем в Forethought представлений о разработке программного обеспечения не было. В компанию набрали команду из примерно десятка программистов разнообразного профиля и ещё несколько консультантов. Всё писали с нуля. В списке: оконная система, графический файловый менеджер, графические драйвера устройств, проприетарный стандарт пользовательского интерфейса с программным тулкитом, система управления базой данных, интегрированный набор офисных приложений. Продукт получился бы закрытым: пришлось бы написать не только текстовый процессор (для его создания вдохновлялись Bravo), но и даже шрифты.

Всё это должно было запускаться на MS-DOS на стандартном IBM PC с зелёным монохромным экраном 720×348 со сторонней видеокарточкой Hercules. Системные требования были выше, чем у Visi On. Полная стоимость компонентов превзошла бы провалившуюся Apple Lisa (10 тысяч долларов).

В Forethought надеялись на какой-то следующий более мощный компьютер IBM. Но никаких новых PC объявлено всё ещё не было. И чем дольше ждать новый PC, тем более вероятно, что он будет продаваться уже в комплекте с Microsoft Windows.

Хотя продавать было нечего, в компании уже были наняты вице-президент по продажам и вице-президент по маркетингу. В дополнение к двум основателям они вносили хорошую лепту в burn rate.

Через несколько месяцев работы программисты поссорились из-за какой-то ерунды. Поэтому часть из них работала из дома с машиной VAX по коммутируемому доступу, удерживая часть исходников в заложниках. Ни у основателей, ни у кого-то ещё не было опыта решать этот конфликт.

Что касается инвестиций, то в январе—феврале 1983 года были получены первые 700 тысяч долларов. До конца года пришли ещё 2,5 миллиона. Результат работы за год: два потраченных миллиона, ещё один на счету, готовым продуктом и не пахнет.

На 25 апреля 1984 года в Forethought была запланирована демонстрация для инвесторов. Компании было буквально нечего продемонстрировать. Были готовы только какие-то низкие уровни драйверов, которые так и назывались — Foundation. На встрече с инвесторами нужно было выкручиваться.

Знакомство с Гаскинсом

25 апреля 1984 года. С опозданием в часы клавиатуры касаются только пальцы разработчика. На экране нет ничего интересного.

В качестве наблюдателя демонстрацию посещал Роберт Гаскинс. Его отношения с Forethought началось месяцами раньше, после на авось высланного письма рекрутёра в компанию. Первые разговоры с Робертом прошли ещё 16 февраля. Но на примете были другие известные программисты и менеджеры. Особой спешки не было, но под конец никого лучше не нашлось. 23 апреля основатели Forethought ознакомили Роберта с плачевным состоянием продукта.

В день демонстрации во время многочасового ожидания Роберта уже представляют, как некую спасительную меру, как компетентного эксперта, который выправит ситуацию. Это вылилось в небольшое неофициальное собеседование. Сама демонстрация в тот день показала, в какой тупик зашла компания.

Уже в мае проходит собрание совета директоров. На один из первых слайдов презентации того дня был нанесён текст:

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
ЛИКВИДИРОВАТЬ — Специального планирования не нужно
ПРОДАВАТЬ — Требуется перестройка
ПЕРЕСТРОЙКА — Требуется пересмотр основного плана

Либо можно закрываться и возвращать инвесторам остатки денег, либо сделать что-то, что повысит ценность компании. К счастью, инвесторы были настроены позитивно. Выбор пал на перезапуск. Сегодня стартапы называют такие моменты pivot, тридцать лет назад это назвали restart.

В мае и июне основатели Forethought готовят планы с участием Гаскинса, хотя он ещё не присоединился к компании. К началу июня Роберт пару раз в неделю проводит встречи и консультации. 5 июля Гаскинс приступает к работе в качестве вице-президента по разработке продукта.

Это странный поток событий. Для спасения Forethought Гаскинс подходил слабо. Да, у него был опыт программирования в университете. Но он никогда до этого не руководил разработкой серьёзного продукта — даже для внутреннего пользования. В BNR он был менеджером, утверждал финансирование, находил людей, а в итоге получались всё те же исследовательские проекты. В Northern Telecom в Европе он разрабатывал стратегии развития, но не касался их исполнения. А ещё Роберту было уже за сорок, что намекало, что он вряд ли сможет обрасти нужным опытом.

Но Forethought нужен был хоть кто-то, кто умеет отличить хорошего программиста от плохого. Часто стартапы этим и страдали: программисты воспринимались лишь как средство реализации гениальной идеи. В итоге набиралась слабая команда, которая не могла создать продукт, и стартап медленно загибался. Определить хорошего программиста может хороший программист, но как найти этого первого хорошего программиста? Им и стал Гаскинс — знания в околографических областях у него присутствовали. А ещё роль сыграла удача и атмосфера отчаяния.

С другой стороны, чем Роберта Гаскинса заинтересовал такой отчаянный тонущий корабль, как Forethought? Своей верой в графический интерфейс, которую разделял Гаскинс. Forethought всё же имела миллион в банке, а в совете директоров и среди инвесторов — крайне интересных и умных людей. Компания была заинтересована в Роберте и его идеях, она была готова к перезапуску. Ему оставалось лишь занять её своей задумкой, как рак-отшельник занимает пустую ракушку.

Macware

Гаскинс представил стратегию перезапуска 19 июля. Компания всё ещё должна была заниматься программным обеспечением для персональных компьютеров следующего поколения. Но менялись принципы: в дополнение к внутренней разработке добавлялась продажа лицензированных продуктов от сторонних разработчиков.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 11
Боб Гаскинс в годы работы в Forethought

В ту эпоху программные продукты не обладали размерами сегодняшних гигантов, и программисты жили как писатели. Они самостоятельно создавали шедевр где-то у себя на коленке, поскольку для этого не нужно было много ресурсов. Лишь затем им требовалась помощь большой компании, у которой есть ресурсы отшлифовать, растиражировать и продать работу. Примерно так же автор романа пишет у себя дома будущий бестселлер, а потом сдаёт его издателю, где его труд печатают миллионами.

Этим и собиралась заниматься Forethought. Компания должна была научиться создавать и продвигать программное обеспечение, помогая другим разработчикам. Вместе с этим продажа лицензированных продуктов обеспечила бы денежный поток для осуществления разработки собственной программы. К моменту, когда выйдет свой продукт, у Forethought должен был быть отработанный процесс маркетинга, продажи и технической поддержки.

Кроме того, Гаскинсу удалось убедить перевести разрабатываемый продукт на Windows с MS-DOS. Низкоуровневый код, который писали несколько месяцев, стал не нужен. Позже его пытались продать, но безрезультатно. Foundation был заброшен. Даже если бы Forethought и разработала оконный менеджер лучше грядущей Windows, рынок скорее всего отверг бы его.

Итак, целевая платформа для нового продукта Forethought — будущая Windows. А вот сторонние программы решили выпускать для Macintosh, поскольку работать нужно было начинать немедленно. Их маркетинг проводили под именем MACWARE. Был зарегистрирован телефонный номер 1-800-MACWARE, на новеньких деловых карточках слово MACWARE было куда крупнее мелкого Forethought.

PowerPoint 1.0

Первая версия вышла в назначенный срок. За четыре дня были проданы все изготовленные коробки с программой — 10 тысяч штук. Срочно печатали новые партии. Небольшие задержки в поставках были, но в рамках допустимого. Продукт пользовался такой популярностью, что заставлял многих переходить на Mac. Позднее Forethought стала первым приобретением ещё молодой, но большой Microsoft. В Forethought уже успела вложиться Apple — это была первая инвестиция из Купертино.

Выход продукта случился 20 апреля 1987 года, почти три года спустя описываемых событий. А летом 1984 года даже до разработки было очень далеко. Эти три года — не только создание прототипа, написание кода и печать копий, но и череда ошибок с отчаянной борьбой за жизнь компании.

Старый код неудавшегося продукта Foundation был больше не нужен, а команда разработчиков была полностью распущена. Гаскинс оставил лишь Питера Бишопа, талантливого программиста, который ранее работал в Xerox.

Издание чужих программ пошло со рвением и старанием. Впервые сотрудники отделов маркетинга и продаж нашли, чем заняться. К концу июля 1984 года Forethought нашла три продукта, которые можно было издавать. Это был FactFinder с Apple II, тренировочный инструмент для набора текста Typing Intrigue и работающая на DOS база данных Nushell, позже ставшая FileMaker. Все три продукта собирались выпустить на Macintosh. Но это лишь начало: в портфолио MacWare планировали набить как минимум полдюжины программ.

Три месяца FactFinder и Typing Intrigue готовили к выпуску. В Forethought проводили тесты, применяли патчи, писали документацию и распечатывали её, создавали рекламу и промо-материалы, распространяли их среди прессы, а продукт — среди поставщиков. Заработала телефонная техподдержка. FactFinder вышел в октябре, Typing Intrigue — в ноябре. Продажи внушали оптимизм. В январе 1985 года была крупная продажа компании First Software, но в дальнейшем дела шли только на спад. Люди слабо покупали «Маки» и софт для них.

Деньги кончились к декабрю 1984 года, но большая поставка First Software и наличная предоплата отодвинули катастрофу до мая.

Деннис Остин

Ещё во время фокуса на бренд MacWare и все его продукты Гаскинс работал. 14 августа, спустя месяц после начала работы в Forethought, он написал двухстраничный план программы Presenter. Вот он, распечатанный на матричном принтере.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 12

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 13

На этих двух страницах охарактеризован будущий продукт, размер его рыночной ниши и требуемые технологии для реализации. Пригодились знания о индустрии и том, с какой сложностью сталкиваются выступающие.

Кроме этих двух страниц и идей Гаскинса критическую роль в создании PowerPoint сыграл Деннис Остин. Специалист с хорошей подготовкой и широкими интересами Остин работал в Burroughs, где писал программные продукты и языки для элегантного и инновационного мейнфрейма B1700. Эдсгер Дейкстра работал в Burroughs Corporation в качестве программиста, и иногда посещал группу Остина в Санта-Барбаре.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 14
Деннис Остин в годы работы в Forethought

Затем в Gavilan Computers Деннис в качестве главного инженера помогал создать один из самых первых работающих от встроенных батарей портативных компьютеров. Остин разрабатывал архитектуру программного обеспечения и графический интерфейс пользователя компьютера. Монохромный экран разрешением 400×64, оконный интерфейс, 32 КиБ встроенной ОЗУ, ценник в 4 тысячи долларов (в два раза меньше, чем у конкурента Grid Compass) — это были отличные показатели для того времени. Пусть Gavilan SC и показал тот сегмент, что сегодня стал ноутбуками, но продукт провалился. Компьютер Gavilan SC вышел в мае 1983 года, а уже в 1985 Gavilan Computers начала оформлять банкротство. В сентябре 1984 года Деннис остался без работы.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 15

Гаскинс пытался переманить Остина ещё в Bell-Northern Research, но безуспешно. Деннис не верил, что руководство BNR и NT действительно собирается следовать идеалам графических персональных компьютеров. А вот Forethought привлёк Остина своей миссией. В New Enterprise Associates, компании, финансировавшей как Forethought, так и закрывающуюся на тот момент Gavilan Computers, пытались отговорить от решения присоединяться к малообещающему игроку. Но Деннис не послушал. После собеседований с Гаскинсом 22 октября 1984 года Остин начал работать в Forethought, игнорируя расплывчатость перспектив.

Роль Денниса не сводилась только к программированию. Двое специалистов проработали полтора года, прежде чем к ним присоединились другие. Добрая половина идей продукта принадлежит Остину. Он часто задумывался о бизнес-вопросах и маркетинге, стратегиях, а не только о реализации в коде. Позже Деннис описывал взаимодействие с Робертом следующим образом: «Боб строил дом своей мечты, Деннис был его архитектором».

Первые эксперименты с Windows

19 июня 1984 года Гаскинс общался со Стивом Грином из Microsoft, от которого узнал внутренние оценки срока выпуска приложений на Windows. К концу 1984 года должны были выйти Basic, Paint и Plan, в первом квартале 1985 года — Word, File и Chart. В реальности Windows вышла почти полтора года спустя после этой беседы. Excel (другой продукт, но, по сути, комбинация Plan и Chart) вышел на Windows в 1987 году, Word — в 1989. При этом на Mac Word и Excel вышли в 1985 году, ещё даже до начала поставок Windows 1.0.

Как уже описывалось выше, Forethought целилась на Windows. Именно на новой оконной операционке Microsoft должен был выйти продукт стартапа. Написанный ранее низкоуровневый код Foundation подвергли анализу. Его попытались портировать на Windows, чтобы понять, что из Foundation нужно выкинуть, а что оставить. А ещё нужно было оценить саму Windows.

Питер Бишоп, единственный из старой команды разработки, и Деннис Остин занимались этим несколько месяцев, параллельно отвлекаясь на обязанности по MacWare. В конце Деннис пришёл к выводу, что документный код из Foundation плохо запроектирован, и лучше отказаться от Foundation полностью. А ещё он понял, что Microsoft Windows ещё очень далеко до хорошей платформы разработки графических приложений.

Первый вывод не вызывал особого удивления у Гаскинса. Но второй означал, что целевую платформу придётся сменить: лишь через много лет Windows смогла адекватно поддерживать графические приложения. На тот момент не было нужных графических возможностей и работы со шрифтами.

В ноябре 1985 года Windows 1.0 всё-таки вышла. В пресс-релизе Forethought перечисляется как один из разработчиков программного обеспечения этой операционки. На самом деле на тот момент в Forethought уже давно сменили курс. Presenter должен был выйти на Macintosh.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 16
Если посмотреть весь список компаний из того пресс-релиза, то сегодня существует лишь две: HP и Apps Division самого Microsoft. Все остальные либо вышли из бизнеса, либо были поглощены, обычно из-за плохих продаж. В этом списке мало успешных игроков.

В мае 1985 года Forethought получила новый миллион по конвертируемым облигациям. У MacWare наконец-то вышел FileMaker, и продавался он плохо. Через пару месяцев компанию покинул Питер Бишоп. Работа по Foundation была прекращена полностью. Теперь Остин полдня официально разрабатывал Presenter. Другие полдня он занимался техподдержкой: Forethought продолжала сокращаться. Роб Кэмпбелл сам занялся маркетингом и продажами, Гаскинс взял на себя маркетинг продуктов в дополнение к своим предыдущим обязанностям. Число сотрудников упало ниже десяти.

С мая 1985 года по апрель 1986 было перепробовано всё. В Forethought рассмотрели всевозможные объединения, к примеру, с VisiCorp/Paladin, подготовку к собственной покупке, объединение с UMF Systems, формирование консорциума производителей софта для Mac и так далее. Но ничего не вышло. Компания продолжала существовать, пусть закрытие и маячило за углом. Барахтанье и заметные усилия принесли 250 тысяч долларов от инвесторов в ноябре 1985 года.

Macintosh

Продажи Macintosh и его программного обеспечения падали, многие считали, что будущее за Windows. Но в Forethought на опыте работы с 1.0 знали, что Windows ещё более сырая. Presenter разрабатывали для Macintosh с планами портирования на Windows.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 17
Целевая платформа: 512 килобайтов ОЗУ на 16-битной шине, процессор Motorola 68000, без жёсткого диска, только дискеты, чёрно-белый экран без градаций серого разрешением 512×342. Macintosh 512K.

Странно называть на тот момент 16-месячную машину зрелой платформой. Но в Apple учли ошибки Lisa, и Macintosh получился простым, но грамотно сбитым. Более простая программная модель, более полный и задокументированный тулкит. Эффективной графической системой было легко управлять. Что ещё более важно, у Macintosh присутствовала задокументированная текстовая система и типографика.

К Macintosh подключался принтер Apple LaserWriter. В отличие от совместимых с IBM PC лазерных принтеров, этот был основан на языке Adobe PostScript. Эта технология позволяла выдавать нужный уровень графики и текст красивым шрифтом в любом размере. Была печать в альбомной ориентации. Как результат, кое-где организации уже покупали Macintosh и Apple LaserWriter и рисовали слайды презентаций в MacWrite или MacDraw. К примеру, так поступал сам Остин: во время работы в Gavilan он успел познакомиться с MacDraw и LisaDraw. Позже этот опыт оказал влияние на PowerPoint.

Кроме технологических преимуществ были и связи. Роберт Кэмпбелл как бывший сотрудник компании имел контакты в Apple. Зарождалась и развивалась категория продуктов настольных издательских систем, которая могла подстегнуть успех Macintosh. «Настольные презентации» могли быть другой популярной категорией.

Конкуренты

В оценке свободного сегмента рынка Гаскинсу помогли связи и детали из исследования друга его отца Тома Хоупа.

Индустрия деловых презентаций имела объём 6 миллиардов долларов. К 1990 году ожидался рост до 10 миллиардов. В этих числах учтены оборудование, программное обеспечение, услуги и материал для 35-мм слайдов и кодоскопов. Аудиовизуальный сегмент и диафильмы опущены. За 1985 год было произведено 600 миллионов 35-мм слайдов, более 500 миллионов слайдов для кодоскопов. Средний выступающий делал по 100 слайдов в год, средний сотрудник маркетинга и продаж давал 7—9 презентаций в год с 7—10 слайдами в каждой. Если поделить общие числа на средние объёмы, то размер целевой аудитории софта уровня Presenter — миллионы людей.

Из 600 миллионов слайдов 1985 года лишь 12 % были произведены с помощью вычислительной машины любого рода. Число мало, но оно росло быстро: в 1983 году было 3 %, в 1978 году было всего 0,1 %. Чаще всего слайды всё ещё делали на миникомпьютерах, а не на персональных микрокомпьютерах. Что касается слайдов для кодоскопов, на 1985 год лишь процент-полпроцента делали на компьютерах.

Лишь 20 % всех слайдов использовали фотографические изображения, которые на первых персоналках того времени обрабатывать было трудно. Впрочем, о фотографии можно было вообще не думать: в 1985 году не существовало распространённых цифровых камер и сканеров.

Что удивительно, конкурентов у Presenter не было. Не было лидера, которого пришлось бы скинуть с трона. В то же время в других сегментах шла война: Excel боролся против Lotus 1-2-3, Word — с WordPerfect. На рынке были разнообразные решения для создания графиков и диаграмм ценой от 400—700 долларов за копию, но ни один из продуктов не мог сравниться с будущим PowerPoint.

Разработка

В анализе Гаскинсу помог не только багаж знаний и контактов, но и вполне осязаемый инвентарь. Чтобы понять, какими должны быть стили по умолчанию Presenter и какие функции нужны, он изучил коробку слайдов, которую насобирал за командировки по производителям электроники во времена работы в Northern Telecom.

В середине восьмидесятых понять клиента было куда важнее, чем сегодня. Мы забываем, что тогда не существовало Интернета в его текущем богатстве развития. Сегодня можно легко выйти на потенциального покупателя, показать ему наброски скриншотов, продемонстрировать быстро собранный прототип, узнать, расспросить, чего он хочет. Разработчикам приходилось куда больше задумываться над всеми деталями, поскольку обратная связь шла долго. Ошибка в ожиданиях стоила жизни компании. Каждый пиксель в набросках Presenter был хорошо продуман.

Размер поверхности для рисования в Presenter выбрали в 7,5 на 10 дюймов. Выбор был хорош: это как соотношение сторон типичного монитора (4:3), так и формат бумаги Letter (8,5 на 11 дюймов) с полудюймовыми отступами. Чёрно-белый характер слайдов приводил к тому, что большая часть рисуемых объектов не имела заливки. Для баланса объекты нужно было располагать симметрично или хотя бы учитывать размеры слайда. Для этого систему отсчёта поставили от центра слайда. Передвижные линии помогали расставлять объекты.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 18

Рисование в первом PowerPoint — это во многом MacDraw, из которого убрали ненужные функции. Но PowerPoint не был просто программой для рисования. Его самой главной «фишкой» был красивый текст на уровне хорошего текстового процессора. Текст появлялся в отдельном элементе — текстовом поле. Элемент вёл себя как миниатюрный документ, с шрифтами, стилями, переносом строк, отступами между строк и от первой строки абзаца и так далее. Были многоуровневые списки и необходимые для этого отступы.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 19

Другим типом текста были подписи. Были простые подписи с форматированием. В графических элементах тоже мог содержаться текст. Он центрировался. Прямоугольниками и овалами с текстом в центрах фигур можно было создавать диаграммы и простые таблицы. Текст либо центрировался внутри фигур, либо, если не влезал, торчал из них.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 20

Зачем создавать отдельный сложный инструмент для графиков, если их можно сделать в Excel? Что если пользователь хочет рисовать в MacDraw, потому что он более продвинут? В дополнение к простым инструментам рисования в Presenter была возможность вставлять картинки. Это было достигнуто глубокой поддержкой того, как в Macintosh представлялись картинки. На этой платформе стандарт определял картинки как векторные или растровые изображения с текстом в любом расположении. В картинке можно было представить любой визуальный контент, а затем поменять её размер и поставить в нужное место на слайде.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 21

В каждой презентации слайды объединяет единство оформления, какая-то графическая тема или заголовок. Для этого был разработан концепт модельного слайда. Он не только помогал понять, где и как нужно располагать элементы, но и включал во все слайды одинаковый графический задник. Конечно, в любом слайде можно было поменять то, что было задано модельным слайдом. Примерно в то же время Aldus Corporation в своём PageMaker назвала похожий концепт master page, и имя сменили на мастер-слайд.

Сортировку слайдов можно было проводить в специальном режиме. В Macintosh хватило графики, чтобы отображать на одном экране уменьшенные превью всех слайдов на одной странице. Слайды можно было удалять, копировать или менять их порядок. Эту функцию посчитали важной, поэтому приложили немало усилий для её реализации. Для обеспечения работы программа собирала растровые изображения слайдов в фоне. Функция действительно смогла поразить пользователей.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 22

У Macintosh 512K был девятидюймовый экран. Но полноэкранный режим всё равно был реализован: он мог пригодиться для быстрых обсуждений один-на-один и, в будущем, для больших аудиторий на крупных мониторах. Однако правила интерфейса Macitntosh запрещали скрывать верхнюю строку меню. Presenter стал первым приложением для Macintosh, где нарушение этого правила было обосновано. Остину пришлось проталкивать идею среди экспертов пользовательского интерфейса Apple. Для выхода из полноэкранного режима использовалась клавиша Esc, что в некотором роде заложило прецедент.

Кроме слайдов Presenter научили создавать подсказки и раздаточные листы. На каждой из страниц в книжной ориентации раздаточного материала можно было уместить две, три или шесть уменьшенных копий слайдов. Аналогичным образом создали подсказки: книжная ориентация, слайд в половину его реального размера и на другой половине место для заметок, где можно было рисовать всё так же, как и на слайде.

Всё это было задумано для компьютера с чёрно-белым экраном. Поэтому первая версия PowerPoint делала только слайды для кодоскопов — для них слайды чаще всего были чёрно-белыми, в отличие от 35-мм слайдов для диаскопов, которые часто встречались в цвете.

Начало реализации

На Macintosh можно было разрабатывать с помощью предоставленных Apple грубого текстового редактора и ассемблера. Компиляторов не было. Вариант подороже — писать на дорогом компьютере Apple Lisa. На нём были консоль (не Unix, конечно, но куда лучше MS-DOS) и очень неплохая версия Pascal. Остин хорошо знал Паскаль. В прошлом он даже написал для него два компилятора.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 23
Apple Lisa, у этого экземпляра нет внешнего жёсткого диска ProFile. Немногим лучше Macintosh: процеcсор Motorola 68000 на 5 МГц, мегабайт ОЗУ, 12-дюймовый экран разрешением 720×360. GUIdebook.

Lisa — дорогой компьютер, но в нищавшей Forethought один уже имелся. Деннис притащил его в свой офис, где на столе уже стоял Macintosh. Он убрал перегородку в соседний кубикл и расположился с удобством. У Остина была крутая Lisa с целыми двумя жёсткими дисками, каждый на пять мегабайтов. Оккупированное место пригодилось месяцы позже, когда к Остину приходили смотреть на продукт.

Разрабатывать нужно было для Macintosh, нового типа персонального компьютера. Платформа была открыта и жаждала стороннего программного обеспечения, но в их интерфейсе должна была быть однообразность. Для этого Apple создала неплохие инструменты и стандарты для разработчиков, что экономило время. Но не всем нравилось писать, как указывал кто-то ещё. В Forethought собрались не заядлые спецы со своими взглядами. Наоборот, были надежды не только сэкономить время, но и стать примером, который Apple будет демонстрировать, как хорошее программное обеспечение, которому нужно подражать.

Остин начал писать будущий Presenter. Он реализовал базовую структуру приложения и простое рисование. После этого началась энергичная работа над текстовой составляющей. Процесс шёл хорошо, производительность получавшегося приложения оставалась на уровне. Разве что это был труд не для одного человека.

В мае 1986 года после закрытия третьего раунда инвестиций Forethought получила 408 тысяч долларов. Это прибавило уверенности, позволявшей нанять ещё одного разработчика. Им стал Том Рудкин. Том обладал хорошим образованием, в качестве ведущего разработчика в Intel писал ICE-85 и ICE-86, создал общий командный язык для внутрисхемной эмуляции. Затем он присоединился к Bell-Nothern Research, где реализовал несколько систем Smalltalk на DEC-20.

Кстати, с этим связан забавный случай. Однажды в BNR проводили демонстрацию гостям из Xerox PARC, среди которых была Адель Голдберг, одна из авторов языка. Гостям показали написанные Томом реализации Smalltalk-76 и Smalltalk-80. В BNR не знали, что Адель считала Smalltalk-80 глубоким корпоративным секретом. Демонстрация привела Голдберг в ярость. Рудкин же писал реализацию языка всего лишь на основе документа, который кто-то забыл в кафетерии Массачусетского технологического института.

После BNR Том работал в VisiCorp, где он занимался проектом Visi On. Гаскинс видел, что Рудкин разделяет его представления о главенстве графического интерфейса, и ценил его сильные личные качества, которые позволяли работать в стартапе. Как Остин и Гаскинс, Рудкин разделял страсть к литературе и письму.

С инструментом для Тома разобрались, ему купили подержанный Lisa. Вопросы вызывал контроль версий — разработчиков теперь два. Соответствующего программного обеспечения под рукой не оказалось, поэтому в компании изобрели своё решение. Для этого на стену повесили блок для карточек, подобных тому, что используют для отслеживания приёма и ухода сотрудников на работу. Только здесь отслеживались файлы, а не люди. В каждое из отделений расположили карточку, которая соответствовала каждому из файлов исходника. Для редактирования файла нужно было взять карточку. По возвращении на ней должны была быть отмечена дата и внесённые изменения. Сам же файл уже был скопирован в сетевое хранилище.

16 января 1986 года вышел Macintosh Plus, на котором присутствовал порт SCSI и целый мегабайт ОЗУ. На нём нативно работал инструмент Macintosh Programmers Workbench. Жёсткие диски были дороги, но Тому и Деннису достали два 20-мегабайтных диска. Медленные Lisa были заброшены.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 24
Том Рудкин во время работы в Forethought. Фотография сделана уже после перехода на Macintosh Plus.

В дополнение к двум программистам в Forethought продукт помогала разрабатывать Bear River Associates. Программисты последней, Тони Медоу и его напарник, уже занимались софтом для печати на Macintosh. В Presenter их услуги потребовались тоже ради написания кода печати. На условиях контракта код для чтения файлов ThinkTank и MORE предоставил Том Эвслин.

При разработке приходилось учитывать ряд особенностей. Программа использовала целочисленную арифметику, чтобы не нагружать процессор сложными операциями с плавающей запятой. Из-за этого остались несколько неочевидных странностей. К примеру, было несколько заранее заданных масштабов просмотра. Но так получилось создать быстрый продукт.

Файлы должны были быть компактными: у целевой платформы не было жёсткого диска. На дискетах умещалось всё: от программ до файлов. К счастью, презентации не требовали много места для сохранения. Рисунки и текст отнимали не так много, хорошо потребляли картинки: векторный формат Macintosh был компактным, растровая графика требовала много места. Чтобы избежать раздутия размера файлов, картинки хранились в пуле с подсчётом указателей. В связи с этим могли появляться соответствующие ошибки.

Когда презентация была открыта, она полностью выгружалась в память, поскольку ОЗУ по сравнению с диском хватало. Проблема была в управлении памятью. Виртуальной памяти и свопа не было. Приложение само определяло, какие сегменты можно перемещать или удалять, а операционная система управляла сегментами. Во время доступа данные блокировались, чтобы операционная система не перемещала их. Но большую часть времени данные должны быть разблокированы, чтобы область динамической памяти не слишком фрагментировалась.

Было много данных, которые Presenter позволял перемещать, но не удалять. Ушло много времени на оптимизацию. К примеру, растровое изображение превью слайда для сортировщика слайдов рисовалось долго, и его хранили, если память была.

Сегменты кода полностью управлялись операционной системой, но приложение решало, как их сегментировать. Разработчики тщательно распланировали сегменты, чтобы нечасто используемый код мог использоваться, пока часто используемый выгружался. Примером подобного является печать: при этой операции нужен был драйвер печати и код печати, а часть кода графического интерфейса можно было выгрузить.

Пакет CoreEdit предоставлял базовые инструменты для работы с текстом и шрифтами. Он использовался только в текстовом процессоре MacWrite, и не являлся частью стандартного инструментария. Apple допускала лицензирование исходников на языке ассемблера, но поддержки не было. В Presenter должен был быть высокопроизводительный текст, и ясно, что он должен был быть написан на машинном языке. Поэтому выбрали библиотеку CoreEdit. Пришлось лишь адаптировать её для работы в Presenter, поскольку CoreEdit иногда отходил от стандартов Macintosh.

Чтобы слайды в режиме слайд-шоу переключались быстро, приходилось держать следующий в памяти в виде растрового изображения. Памяти хватало на одно-два таких изображения размером с экран. Держать в памяти предыдущий слайд для возврата тоже было проблематично, но иногда хватало памяти и на него.

Presenter старался сделать переключение в режим сортировки слайдов быстрым. Превью для сортировщика слайдов рисовались в фоне и сохранялись в виде изображений. В операционной системе многозадачности не было, поэтому некое подобие было сделано в приложении. Когда слайд отрисовывался в превью, постоянно шла проверка на наличие ввода от пользователя. Сами превью отнимали слишком много ценной памяти, поэтому, когда память была нужна, они удалялись. Если свободная память появлялась, они отрисовывались вновь.

Инвестиция от Apple

Тем временем борьба за существование не прекращались. Инвесторы дали 408 тысяч долларов в третьем раунде, но заявили, что больше венчурного капитала не будет. Это была плохая новость: предыдущие деньги в Forethought активно тратили на поставки FileMaker Plus, обновлённой версии FileMaker. Денег для завершения разработки не хватало.

Примерно в то же время началось вторжение ксероидов. В прошлом Xerox разработала в Пало-Альто в PARC многие принципы графического интерфейса. Уже десять лет сотрудники Xerox готовили презентации на своих Alto. Xerox заинтересовалась Presenter и начала предлагать разнообразные условия. Сначала это было приобретение прав на PowerPoint за 750 тысяч долларов с морем разнообразных усложнений. В Xerox считали, что так удастся стимулировать продажи своих принтеров. С течением времени условия сделки становились всё безумнее.

Начались добавления «крошечных» деталей: Xerox предлагал сделать будущий продукт цветным, добавить в него поддержку совместимости с документами Harvard и Freelance (совершенно других продуктов для DOS), сделать поддержку создания графиков и диаграмм нативной, а не рекомендовать пользователю импортировать из Excel. И Xerox не интересовала версия для Macintosh, они хотели, чтобы сначала вышла версия для Windows. Но вообще-то их глава хотел бы, чтобы Forethought сначала писала свой продукт под Graphical Environment Manager (GEM), поскольку Xerox собиралась поставлять свой клон IBM PC AT с GEM.

Нереалистичные предложения начали выходить за грани вообразимого. Представители Xerox предлагали полную и эксклюзивную передачу прав, покупку Windows-версии FileMaker и прочее. Для всего просили проработанный бизнес-план. К концу жизни Forethought было даже предложение о покупке всех эксклюзивных маркетинговых прав на PowerPoint за 18 миллионов долларов с рядом условий: драйвера для версии Windows под старые неграфические принтеры и прочие странные запросы. Xerox намеренно предлагал купить только маркетинговые права, оставляя Forethought с наиболее трудной частью.

Forethought провела много времени, пытаясь совладать с неуёмными фантазиями Xerox, но в результате никакой пользы не вышло. А просто так отказаться от Xerox было трудно, поскольку это был один из шансов закончить Presenter.

MacWare не приносил потока денег. Factfinder и Typing Intrigue оказались мелкими игрушками для оригинального Macintosh. FileMaker оказался неплохим продуктом. Но после перезаключения контрактов с разработчиком, Nashoba, ему уходило всё больше и больше отчислений. MacWare должен был финансировать разработку PowerPoint. На деле издательский бизнес не мог выйти на самоокупаемость и сосал ресурсы.

Был постоянный соблазн увеличить объём издаваемых продуктов. Но от подобного отказывались, поскольку это оттянуло бы выход Presenter. К примеру, в какой-то момент несколько сторонних разработчиков предложили дописать и издать незаконченную программу автоматизированного проектирования AutoCAD для Macintosh и Windows. Это означало не только издание, но и разработку. К счастью, у Гаскинса хватило ума не заниматься подобным: у Forethought не было ни опыта, ни средств для издания такого сложного продукта. Даже сама AutoDesk издаст AutoCAD лишь восемь лет спустя, в 1993 году.

Постепенно к Forethought начала проявлять интерес Apple. О возможной инвестиции говорили уже с апреля 1986. В Apple ознакомились с продуктом, за чем сначала последовала маркетинговая поддержка. Легко понять, почему: PowerPoint был важен для платформы из-за своих приоритетов, поэтому Forethought нужно было выдать нужную помощь.

После полуфинальной демонстрации 13 января 1987 года представители Apple тут же заявили, что готовы выдать деньги. PowerPoint им всегда нравился, они лишь боялись, что Forethought не сможет закончить продукт. Инвестицию 432 тысячи долларов просили тратить на агрессивную программу запуска. А сами деньги прибыли лишь в марте, после начала поставок, когда никакого риска уже не было. Помощь Apple оказалась запоздалой.

Имя

Первые три года PowerPoint носил название Presenter. Не было никаких сомнений, что это имя не занято. В те годы Интернет уже был. В зонах .com, .org., .edu и .net были зарегистрированы 115 доменов. До появления Веба ещё далеко: Тим Бернерс-Ли покажет HTML только 6 августа 1991 года, браузер Mosaic выйдет в 1993 году. Можно было брать абсолютно любое доменное имя, почти все они были не заняты.

Названия программ в качестве торговых марок регистрировали не всегда. К примеру, Microsoft долго не могла зарегистрировать ни Word, ни Excel, ни Windows. Ближе к срокам выхода программы в Forethought предусмотрительно решили зарегистрировать название Presenter от будущих посягательств. Во время подачи заявки случилось удивительное: оказалось, что Presenter уже использовалось для презентационного программного обеспечения какой-то компании в Нью-Джерси. Внезапно понадобилось новое имя: оно нужно для печати коробок, руководств, рекламы и продвижения.

Раздумья продолжались больше недели. MacWare издавала FileMaker, названный по аналогии с PageMaker. Почему бы не назвать продукт SlideMaker? Как плюс, название хорошо описывало цель, минус — продукт делал не слайды, а целые презентации. Гаскинс отверг это название.

Однажды утром в душе без какой-либо особой причины ему в голову пришло название PowerPoint. На работе его предложение никому не понравилось, но самому Роберту оно нравилось всё больше и больше. Позже в тот же день из командировки вернулся вице-президент по продажам Гленн Хобин. Он при взлёте самолёта увидел из иллюминатора знак POWER POINT, и предложил его в качестве названия продукта.

Знаменательное совпадение и отсутствие времени решили вопрос. Имя срочно отправили юристам. Те ответили, что powerpoint использовали в широком классе продуктов: от рыболовных удочек до шариковых ручек. Но никто не использовал его для софта до Forethought.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 25

Так появилось имя. В дневниках Гаскинса от 13 января 1987 года продукт ещё называется Presenter во время презентации группе из Apple. 21 января в презентации совету директоров это уже PowerPoint. Изменение произошло за месяц до официального объявления и за три месяца до поставок покупателям.

Microsoft

Для Apple инвестиция в PowerPoint была первой в истории компании. Но она произошла лишь после демонстрации полуфинального продукта. И сами деньги пришли только в марте, когда проблемой была печать новых коробок PowerPoint, а не опасность закрыться. Когда Apple решилась инвестировать, в Forethought уже вели серьёзный разговор с Microsoft.

Речь не про портирование на новую платформу Windows. Это обсуждали с середины 1984 года. Даже тогда один из евангелистов Microsoft Тэни Троуэр приезжал в гости в Саннивейл в Forethought из Редмонда, чем демонстрировал большой интерес к компании. Уже тогда Гаскинс имел знакомство с верхушкой Microsoft: с Биллом Гейтсом, Скоттом Оки, Джоном Ширли и прочими. Подобные контакты сформировались при закупках MS-DOS и приложений Microsoft во времена работы в Bell Northern Research.

Сегодня мы знаем, кому принадлежит PowerPoint. Но той покупке предшествовала интересная череда событий. Каждая сторона знала свою частью истории. Если сложить кусочки паззла, видно, что произошло на самом деле.

В Forethought не знали, что за год до этого в Microsoft было два плана для рынка презентаций. Первый: разработать отдельную программу по типу PowerPoint. Второй: добавить в Word функцию создания слайдов. Первый вариант прорабатывала маленькая группка, которая разработала спецификации и поняла, что нужен графический визивиг. Второй вариант был доступней: большая часть продукции Microsoft работала на компьютерах без графического интерфейса.

На тот момент уже существовал подобный продукт для Apple II — это был ThinkTank от компании Living VideoText. Программа печатала слайды для кодоскопа в виде структуры из заголовка и последующих пунктов. Вставлять фигуры, картинки и графики она не умела. Была версия той же программы для Macintosh. Приложение MORE отличалось слабо: оно лишь добавляло тексту несколько красивостей, но рисования всё так же не было. До PowerPoint презентации на Macintosh чаще всего делали в MORE. Кстати, именно поэтому PowerPoint 1.0 умеет открывать файлы ThinkTank и MORE.

На конференции Эстер Дайсон 22—25 февраля 1987 года к главе Living VideoText обратился Билл Гейтс и предложил купить компанию.

В январе 1987 года до Microsoft дошла новость о скором анонсе программы PowerPoint. 6 февраля 1987 года представителям Microsoft показали почти готовую версию программы. 22 февраля по плану прошёл глобальный анонс PowerPoint. 27 февраля в Forethought проходит встреча: нужно рассмотреть первое неожиданное предложение. Билл Гейтс хотел купить компанию наличными, немедленно.

Три недели спустя, 13 марта 1987 года, за обедом в Кремниевой Долине президент Microsoft Джон Ширли озвучил хорошо сформулированное предложение: 5,3 млн долларов инвесторам, поощрения разработчикам. Microsoft интересовал только PowerPoint, компания не считала, что оставшийся от MacWare FileMaker Plus, будет популярен на Windows.

Внутри Forethought предложение восприняли хорошо. С другой стороны, оно не дало бы значительной прибыли инвесторам. К тому же Forethought получила два других предложения о поглощении от Symantec и Ansa. В компании решили сначала начать продавать, а уже потом думать о новых возможностях.

В воскресенье 12 апреля 1987 года PowerPoint вышел на «золото». Была готова финальная «золотая» дискета для тиражирования. 20 апреля в 16:30 состоялся официальный выход. За месяц продаж было выручено 400 тысяч долларов — сколько и было потрачено на разработку. На техподдержку не сообщали о багах, больше было хороших отзывов. Положительным внимание было и в СМИ.

И уже в первый день продаж перед Forethought стояли два вопроса: финансирование и следующая версия продукта. Baer & Co. предложила выйти на IPO и разместить 20 % за 5 миллионов долларов при общей оценке стоимости в 25 миллионов долларов. Но IPO — сложная штука. Компании тогда потребовался бы отдельный финансовый директор, которому пришлось бы отдать от 2,5 процентов компании, и новый исполнительный директор — другие 8 процентов.

28 апреля из Редмонда прибыла делегация, которая целый день провела в Forethought. Обсуждались продажи и интерес пользователей, затрагивались вопросы PowerPoint на Windows.

На следующий день, 29 апреля, глава Living VideoText получил письмо о том, что Microsoft отказывается от покупки. 4 мая отказ был окончательно оформлен в виде следующего письма:

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 26

В Forethought и не подозревали, что все эти месяцы к ним приценивались, и что всё произошло почти в последний момент. Microsoft следила за продуктом, но ждала даты поставок PowerPoint. Пошли отличные отзывы и продажи. Затем люди из Редмонда удостоверились в правильности графического интерфейса поездкой в Саннивейл. И немедленно отказались от Living VideoText — другого варианта.

13 мая из Рендмонда пришёл факс с письмом о намерении выкупить Forethought за 100 тысяч акций MSFT — тех самых акций, что подскочили в цене в шесть раз с IPO за год до этого. Их рыночная стоимость составляла около 12 миллионов долларов. Некоторые условия были жёстче. К примеру, вся Forethought по новым условиям должна была передислоцироваться в Редмонд.

27 мая поступил телефонный звонок с новым, очень сложным предложением: 90 тысяч акций базы плюс бонусы. Итоговая стоимость могла выйти до 130 тысяч акций (около 14,3 миллионов долларов на тот момент). Новое предложение не требовало переезда из Саннивейла в течение одного года. Как сложные условия оценки, так и переезд выглядели непривлекательно.

Тем временем Microsoft была не единственной, кто предлагал интересные условия. Forethought получала предложения о слиянии с Aldus, Ansa и Symantec. Baer & Co. выразила готовность к подготовке к IPO, что инвесторам очень нравилось. А вот акции Microsoft, говорили они, сейчас находятся на пике, поэтому предложение из Редмонда не было честным.

29 мая старшее руководство Forethought встретилось для обсуждения. На доске было четыре пункта:

  1. Продажа Microsoft за 15 миллионов долларов.
  2. Произвести какую-то сделку с Xerox. [Ксероиды ещё не отстали.]
  3. IPO с оценкой в 20 миллионов долларов.
  4. Ничего, просто расти органично и медленно.

Все менеджеры, кроме Роба Кэмбелла, проголосовали за первый пункт. Кэмпбэлл хотел третий, но через неделю поменял своё решение. 8 июня он объявил, что хочет либо продажи Microsoft, либо четвёртый пункт.

Как и требовали условия поглощения, Гаскинс и Гейтс встретились 6 июня в 15:00. Разговор касался разнообразных технических вопросов, отдельных работников Forethought, финансовых показателей. 10 июня прошла ежегодная встреча совета директоров, на которой было принято окончательное решение. Вариантов было несколько: Borland «всерьёз» собиралась вот на этой же неделе купить Forethought за 18 миллионов (чего никогда не случилось), Xerox сформировала своё сложное предложение на 18 миллионов, IPO и прочее. Но всё сводилось к одному: Microsoft или ничего.

9 июля 1987 года в 3 часа дня в Forethought было проведено внутреннее объявление. Только в незаконченной пристройке к зданию была комната, где умещались все работники. Там и прозвучали объявления. Forethought преобразовали в Graphics Business Unit, отдел продуктов для презентаций, и оставляли в Кремниевой Долине на постоянной основе. Та же компания, в которую Apple впервые для себя инвестировала, стала первым крупным приобретением Microsoft. А сама GBU становилась первым центром разработки Microsoft за пределами Редмонда.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 27
Офис Forethought в Саннивейле уже после поглощения компанией Microsoft, 1987.

30 июля Microsoft и Forethought официально объявили о покупке. Сумма — 14 миллионов долларов наличными. С учётом инфляции, сегодня это примерно 30 млн $. В новости о покупке газета New York Times с непривычки пишет название программы как Powerpoint. Сегодня в издании пишут правильно — PowerPoint.

PowerPoint 2.0

Не стоит думать, что только Microsoft что-то приобрела. Наоборот, бывшая Forethought обзавелась взрослым и опытным менеджментом, который справлялся с компанией из 1200 человек.

Золушка стала настоящей принцессой. В прошлом стартап прибегал к внешне странноватым решениям, которые помогали сберечь деньги. К примеру, помещение выбиралось по предоставляемым месяцам бесплатной аренды, по принципам оплаты, а не по качеству местоположения офисных зданий. Forethought никогда не покупала оборудование уровня копиров или факсов, это всегда был лизинг. Компьютерное оборудование выменивали на продукты MacWare, что не всегда получалось.

Теперь это был Graphics Business Unit огромной и быстро растущей Microsoft. От офиса до Редмонда была проложена линия в 9600 бод в секунду. Был установлен новый сервер электронной почты Xenix. Внутри офисов завели локальную сеть. До каждой рабочей станции был протянут Ethernet, была параллельная сеть для «Макинтошей».

В начале 1987 на рынке появился компьютер Macintosh II, совершенно новая машина с относительно открытой платформой с платами расширения NuBus, 16-мегагерцевым процессором Motorola 68020 с производительностью на уровне 386, мегабайтами оперативной памяти. Для PowerPoint была важна одна характеристика: до 256 цветов на экране. Во второй версии нужно было реализовать многое из того, что решили выбросить в первой для скорости, в том числе цвет.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 28
Macintosh II

Разработка не стояла. Деннис Остин занимался цветным PowerPoint 2.0. При разработке второй версии сразу стало ясно, что выбор цвета — сложная задача для обычного пользователя. Цвет собрали в «схемы», готовые палитры цветов, которые рекомендовались к использованию. Конечно, возможность задавать собственные цвета не забыли.

Если есть цвет, то это означает, что программа производит 35-мм слайды для диапроекторов. Те самые слайды, что обычно делали профессионалы, теперь будут делать сами выступающие. И ещё нужно было решить проблему изготовления самих слайдов.

Иногда в Graphics Business Unit наведывались стартапы и предлагали свои устройства за несколько тысяч долларов, которые могли экспозировать изображения на плёнке как на принтере. Экспозированную плёнку достаточно было лишь проявить. Это был дорогой и сложный процесс, требующий хорошей фотолаборатории. Не у каждой компании есть подобная.

Конечное решение было проще. На тот момент известной и ассоциирующейся со словом «презентация» организацией была Genigraphics. Это было детище отдела аэрокосмической электроники General Electric. В шестидесятых этот отдел создавал для НАСА разнообразные визуальные материалы для полётных симуляторов. В семидесятых образовался сторонний проект, который производил презентации. К восьмидесятым бизнес был налажен. В 1986 году Genigarphics получила около 75 миллионов долларов выручки. На производстве были заняты 140 художников, в пики нагрузки нанимали фрилансеров.

В Genigraphics задумывались над производством плат расширения для подключения своих записывающих аппаратов к обычным компьютерам. Но оборудование было слишком дорогим для массовой продажи. Ещё одна идея — это принимать файлы по модему на заказ, а затем высылать готовые слайды.

Большую компанию национального масштаба вряд ли заинтересовал бы какой-то стартап. Но теперь PowerPoint выпускала Microsoft. В мае 1988 года вышел PowerPoint 2.0. В результате нескольких месяцев переговоров и сотрудничества в нём были 5000 наборов цветов Genigraphics, примеры презентаций от бюро и много других усилий художников.

Что было важно для Genigraphics — в меню появился пункт «Выслать в Genigaphics». Этот пункт вызывал специальный драйвер печати, который собирал данные о желаемых параметрах изготовления слайдов, адрес доставки и забирал копию всего файла PowerPoint. Драйвер либо копировал всё на отдельную дискету для отсылки в Genigraphics, либо (научился это делать позднее) звонил по модему на горячий номер Genigraphics и передавал эти данные.

В то же время Том Рудкин пытался портировать продукт на Windows. PowerPoint 1.0 был написан на Pascal, часть кода поновее — на ObjectPascal. Были предложения перевести весь код в C. Это было бы не слишком сложно, пусть и многое пришлось бы переписывать. После встреч с Гейтсом было принято решение стремиться держать код в C и писать в первую очередь под Windows, а затем портировать на Macintosh.

Кроме языка были проблемы с самой системой и её примитивностью. Первая не умела отображать окна, которые перекрывают друг друга. Вторая вышла в декабре 1987 года и выглядела как целевая платформа, но в ней всё равно не доставало многих функций. К примеру, до третьей версии Windows использовала моноширинный системный шрифт. Ещё были проблемы выбора: какое-то время всерьёз рассматривали OS/2 как приоритетную систему.

К первой половине 1988 года PowerPoint на Windows уже перевели с Паскаля на C. Отдельно велась долгая работа по написанию с нуля замены эппловского CoreEdit, написанного на языке ассемблера 68000.

После долгих лет доработки как системы, так и программы PowerPoint 2.0 всё же вышла на Windows 3.0 в 1990 году, через три года после релиза на Macintosh. Именно совпадение дат поставок PowerPoint 2.0 для Windows 3.0 и самой операционки можно винить в росте внимания к Windows.

PowerPoint 3.0 и далее

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 29
Офис Graphics Business Unit в Менло-Парке, Калифорния, 1993 год.

Третья версия программы вышла в мае 1992 года на Windows и в сентябре того же года на Macintosh. Впервые сторонники лагеря Apple почувствовали себя людьми второго сорта. Обновления со второй версии им пришлось ждать четыре года, а на Windows новый PowerPoint вышел на четыре месяца раньше. Уже в этом можно видеть, что PowerPoint стал полноценным продуктом Microsoft, у которой есть свои приоритеты.

Четвёртая версия вышла в августе 1994 года. За ней и вовсе последовала седьмая — PowerPoint привели к порядку нумерации Microsoft Word. Отдельная программа стала частью пакета Microsoft Office. Новые пользователи находят PowerPoint именно в качестве соседа Word, Excel и Outlook.

За десять лет с середины восьмидесятых PowerPoint неузнаваемо изменил то, как готовят визуальные материалы для выступлений. Он был одним из доводов в пользу графического интерфейса и принципов WYSIWYG. Ещё за десять лет неузнаваемо изменилось то, как презентации показывают. Кодоскопы и карусельные диапроекторы сегодня собирают пыль или нежно хранятся на полках коллекционеров. Картинку с PowerPoint проецируют напрямую или показывают с большого экрана.

Можно отследить способ демонстрации слайдов и популярность PowerPoint на примере одного комикса. Вот выпуск «Дилберта» от 14 мая 1989 года. Дилберт показывает всё на больших листах бумаги.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 30

17 сентября 1991 года он готовит презентацию на компьютере. Но программа, в которой он работает, не называется.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 31

1 ноября 1994 года в комиксе впервые изображён кодоскоп. Раньше в комиксе были проекции с него, но само устройство не изображалось.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 32

Но меньше чем через пять лет 30 апреля 2000 года Догберт даёт презентацию прямо с ноутбука через видеопроектор. Для этого ему понадобился специальный отражающий экран: ранние компьютерные проекторы были тусклыми созданиями.

История PowerPoint. Как стартап изменил формат презентации - 33

Сам PowerPoint в комиксе впервые в кавычках упоминают 28 июня 1996 года и начинают говорить о нём больше и больше. В последующем название этой программы — синоним даже не инструмента, а самой презентации.


Сегодня программа вышла за пределы изначально ожидаемой целевой аудитории. К PowerPoint прибегают не только какие-то абстрактные офисные сотрудники, но и, неожиданно, учащиеся и их учителя, служители религиозных культов и военные во время инструктажа. У военных США даже сформировалась должность PowerPoint Ranger — человека, который только и делает, что занимается подготовкой слайдов.

PowerPoint сделал слайды общедоступными. С этим пришли занудные и бессмысленные презентации, которые даже описывают специальным термином — «смерть от PowerPoint». Но вряд ли в этом можно винить инструмент. Это пользователь часто не обладает художественным талантом тех, кто раньше занимался слайдами профессионально. Но, согласитесь, играть в Bullshit Bingo с PowerPoint гораздо интереснее.

Что куда важнее, PowerPoint поставил слайды под контроль выступающего. Три десятилетия спустя трудно представить, что когда-то их контентом занимались другие люди.

Литература

  • History of Forethought, Robert Gaskins, 1987;
  • Beginnings of PowerPoint, Dennis Austin, 2009;
  • Sweating Bullets: Notes about Inventing PowerPoint, Robert Gaskins, 2012.

Автор: atomlib

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля