Легенды Apple: Джонни Айв – дизайнер с мировым именем. Эсслингер против Айва

в 8:11, , рубрики: apple, IT-стандарты, гаджеты и девайсы, дизайн, Дизайн в IT, метки: , ,

Существует множество качеств продукта, которые невозможно измерить или подогнать под числа. Качества Айва – легендарной и культовой личности в истории Apple — привязаны к нашим эмоциям. Они менее материальны и направлены на скрупулёзное изучение свойств, геометрии материалов с которыми работает дизайнер. Есть множество вещей, которые мы не можем увидеть, но наблюдая за которыми мы испытываем эмоции. Задача пробудить эмоции в людях – главная цель Айва в работе над будущими продуктами компании Apple.
image
Одно из качеств, связанное с дизайном, проявляется, когда вы смотрите на продукт и в своем подсознании делаете множество выводов о нем. Важная часть работы дизайнера заключается в том, чтобы прочувствовать ваше восприятие продукта, после того, как вы его увидите. Мы можем смотреть на одну и ту же вещь, но проявлять эмоции можем абсолютно по-разному. И задача дизайнера приводит к попытке понять, что же происходит в людях, которые физически ощущают объект и пытаются его эмоционально идентифицировать.

Дизайнерские проекты Айва настоящего времени

Какие чувства мы хотим пробудить в людях при разработке совершенных продуктов? Удивление, любовь, радость, привязанность? Этими вопросами задается Джонни Айв перед тем, как начать зарисовывать свои первые замыслы. Это занимает какое-то время. На тысячу «нет», приходится тысяча «да». Айв упрощает, совершенствует и начинает заново, пока всего, чего он не коснется, не улучшит жизнь тех, кого это касается. И только тогда Айв подписывает свою работу.
Главный вице-президент по дизайну компании Apple — это человек, который придал форму всему и вложил душу продуктам, начиная с iMac, iPod, iPhone, iPad, MacBook Air и MacBook Retina и заканчивая тем, что мы еще не видели.
image
Одними из последних творений Айва стали iPhone 5c с радужными цветами и iPhone 5s — алюминиевый iOS-смартфон с поддержкой 64-битного чипа A7 и биометрической технологии – сканера отпечатков пальцев TouchID. Следующие творения Айва, iPad 5 и iPad Mini, компания из Купертино анонсирует на презентации в Сан-Франциско, которая состоится этой осенью.
image
image
Возможно, Apple приготовила для своих поклонников нечто большее — «умные часы» iWatch. До выставки остались считанные дни, а прямая трансляция с презентации новых устройств Apple, будет транслироваться на канале livestream.com.
Каждый из нас стоит перед выбором — выполнять свою работу с душой, наполняя свое творение эмоциями или пытаться выполнить безобразные и бездушные проекты. Вкладывая в свои проекты всю свою любовь и душу, мы позволяем передать людям через физический предмет эмоций радости, счастья и вдохновения. Но если каждый из нас будет занят созданием всего подряд, то мы станем путать удобство с радостью, разнообразие с выбором. Разработка чего-либо требует сфокусированности, которая позволяет продуктам стать совершенными и наполнить их эмоциями, что позволит продуктам стать ближе к человеку.

Хартмут Эсслингер против Айва: «белоснежный язык» дизайна компании Стива Джобса

Хартмут Эсслингер – легендарная и культовая фигура в мире дизайна. DeTao Master в области стратегического дизайна в Шанхайском институте изобразительных искусств. Приемник Стива Джобса и бывший ведущий дизайнер компании Apple Inc и NexT, Хартмут является основателем «белоснежного языка» дизайна и дизайн-студии Frog Design, многочисленные представительства, которой функционируют на всех континентах вот уже в течение 40 лет. Легендарная сеть креативных дизайнерских студий Frog Design была основана в 1969 году. До этого студия носила имя Esslinger’s team.
image
Культовый дизайнер работал с такими гигантами как Sony, Apple, Louis Vuitton, SAP, Siemens или Lufthansa.
image
Первым «офисом» Хартмута стал гараж, где стояли изысканные автомобили. Для Эсслингера было очень важным то место, в котором он работал. Гаражные машины с перетыкаемыми контурами, футуристичным экстерьером были значимым и интерактивным источником вдохновения для будущего дизайнера Apple.
Хартмут был приглашен в Apple в качестве стратегического дизайнера в 1982 году, когда 28-летний молодой предприниматель Стив Джобс был сооснователем и президентом Apple Inc. Уже тогда компания стремилась выделиться на международной арене изысканным и минималистичным дизайном, и нанимала дизайнерские студии для разработки концептов высокотехнологичных устройств. Сделка дизайн-студии Esslinger’s team и Apple Inc. сулила Хартмуту куш в размере $1 000 000 при участии в разработке редизайна Apple II.
В то время компания Apple Inc активно боролась за потребительский рынок со своими конкурентами Xerox и Sony и Хартмуту предстояло сделать революционный продукт, ввести новую концепцию дизайна, которая с философией Стива Джобса стала бы единым целым.
image
image
image
Когда команда Хартмута Эсслингера переехала в Сан-Франциско, компания Esslinger’s team изменила название на Frog Design. Главной задачей Хартмута стало создание стратегического дизайна, который поможет Apple выйти из стартапа Силиконовой долины и стать мировым брендом. В Apple Хартмут работал над многими устройствами и их прототипами, в частности, белоснежным Apple IIc, который компания представила в апреле 1984 года в качестве «портативного» приемника Apple II.
Усовершенствованная конструкция Apple IIc с минималистичным дисплеем:
image
Экстерьер конструкции Apple IIc был назван журналом Time «Дизайн года» и введен в список жемчужин коллекции Музея Уитни. С момента сотрудничества Apple Inc и дизайн-студии Frog Design доходы Apple в 1982 году выросли с $ 700 млн. до $4 млрд. в 1986 году. C момента запуска Apple IIc со встроенным плоским экраном «белоснежный» язык дизайна был принят для всех продуктов Apple с 1984 по 1990 годы, начиная с Apple IIc и заканчивая Macintosh.
Apple IIc с ЭЛТ 15” монитором 24 апреля 1984:
image
Достоянием Хартмута Эсслингера является концепт простого и светлого «Snow White» дизайна, который сыграл большую роль в разработке новых продуктов Apple Inc. Опираясь на дизайн «Snow White» компания Стива Джобса создала свой первый Mac, знакомство с которым для Джонни Айва стало волнующим действом. Выход Macintosh на массовый рынок в 1984 году, когда компьютер на презентации Стива Джобса представил сам себя, был встречен бурными овациями. Однако белоснежному Mac не хватало софта, а выживать в мире выбравшим Windows становилось все труднее. Производство белоснежного Mac, прикасаясь к которому можно было почувствовать дух его создателей, было остановлено в 1990 году. Стив Джобс, изгнанный главным антагонистом Appel Inc Джоном Скалли, ушел с мировой сцены IT-индустрии. Вслед за ним ушел и Хартмут Эсслингер, разорвав свой контракт он продолжил свою карьеру с NexT, компанией, которая была основана сооснователем Apple в 1985 году.

В Sony Хартмут работал, сидя за крохотным столиком между горами коробок. Для японского производителя Эсслингер разработал свыше 100 дизайнерских продуктов. В американской дизайн-студии Apple Inc по словам Хартмута стояла абсолютно отвратительная мебель, взятая на прокат. Впрочем, это никак не мешало Хартмут работать над белоснежными прототипами Apple.
Apple Snow White 3 «Macphone», 1984:
image
image
По названию этот гибрид телефона с изогнутой футуристической ручкой и планшета можно смело было назвать первым прототипом iPhone. Предполагалось, что устройством с сенсорным экраном пользователи смогут взаимодействовать при помощи стилуса. MacPhone так и не стал серийным продуктом и не вышел на массовый рынок.
Apple Snow White 1 «Tablet Mac», 1982:
image
Apple Snow White 1 был прототипом планшетного ПК с дополнительным модулем для дискет, миниатюрным системным блоком, клавиатурой и стилусом.
Apple Snow White 1 «Sony Style», 1982:
image
В 80-е годы, компания Sony была лидером в области промышленного дизайна и считалась эталоном в сфере создания высокотехнологичных потребительских продуктов. Проект Apple Snow White 1, вдохновленный работами Смита Ричардсона для Xerox ставил пред собой задачу создания единого направления дизайна для всей линейки продукции Apple. Во время разработки концепта Apple Snow White 1 Sony Style дизайнеры Apple руководствовались принципом «что бы сделала Sony, если бы решила разработать компьютер». Хартмуту не нравилась такая идея, поскольку она могла привести к конфликту с Sony. Но Стива Джобса это абсолютно не смущало. По его мнению, данный призыв должен был усилить конкуренцию, которая пошла бы на пользу обеим компаниям.
Apple Snow White 2 «Americana», 1982:
image
Данный концепт предполагал попытки объединения классического обтекаемого дизайна продукта и high-tech.
Apple Snow White «Macintosh Studies», 1982:
image
Apple Snow White 2 «Macintosh Studies», 1982:
image
Попытки Хартмута использовать бренд «Sony Style» для бизнес-задач и учебных заведений.
Apple Snow White 1 «Lisa Workstation», 1982:
image
Концепт серверной станции Apple Lisa. Название концепта происходит от имени внебрачной дочки Стива Джобса.
Apple Snow White 2 «Macbook», 1982
image
Концепт ноутбука Apple с минималистичным дизайном, при проектировании которого Хартмут использовал сочетание геометрии линий и пространств между ними.
Apple Snow White 2 '«Flat Screen Workstation», 1982:
image
Концепт серверной станции с плоскими обтекаемыми формами, которая своими экстерьером напоминает космическую станцию.
Apple «Baby Mac», 1985:
image
Попытки Хартмута сделать моноблок с беспроводной мышкой и клавиатурой — «малютку», которая так и просится на руки.
iWatch и переносная гарнитура, 1985:
image
image
Первый носимый компьютер Apple, состоящий из беспроводной гарнитуры и «умных» часов. Попытки Хартмута Эсслингера разработать концепт будущих продуктов Apple Inc.
В настоящее время Хартмут продолжает работать в дизайнерской студии Frog Design и преподает промышленный дизайн в Академии мастеров (DTMA) в Шанхае. По его словам, в нынешнее время американская компания напоминает Sony 80-х, когда та решила гнаться за прибылью. Прежней Apple больше нет, заявил Хартмут в интервью изданию Quartz. По его словам Apple достигла пика инноваций примерно 7-8 лет назад. А в настоящее время компанией правят топ-менеджеры, которые думают лишь об оптимизации и увеличении прибыли. Дизайн не заменит никакой маркетинг, считает Эсслингер.
Стив Джобс проявлял упорство в испытании новых идей, а Тим Кук является человеком, который вышел из логистики. После кончины Стива Джобса в 2011 году, компания Apple изменилась, считает Эсслингер.
Эсслингер — приверженец пуританских предпочтений. Конференц-залы «яблочной компании» настоящего времени бывший дизайнер Apple Inc считает ужасными и кошмарными с эстетической точки зрения. Для Эсслингера важна коммуникабельность и общение наполненное творческим светом. Процесс обмена творческими идеями для Эсслингера является священным. Важными предметами обихода в офисе Эсслингера являются офисное кресло и письменный стол. С утра за чашечкой утреннего кофе Эсслингер проверяет электронную почту, а далее приводит в порядок свои письменные принадлежности: Lamy Ballpoint, Palomino Blackwing (бывший Faber) и Tombow Mono — всего около 100 карандашей. Эсслингер считает, что работа, которой занят человек, должна приносить ему радость и в ней он должен видеть свое предназначение. Это означает, что в современных офисах должно быть меньше письменных столов и больше творческого взаимодействия на фоне широких и открытых коридоров. Все это стимулирует и активизирует в сотрудниках компании творческие способности и креативное мышление.
Что касается дальнейший тенденций в области вычислительной электроники, Эсслингер находит перспективными графические 3D-интерфейсы и системы, которые будут реагировать на механическое воздействие — гибкие компьютеры, которые будут реагировать на сжатие.

Кража дизайна: дизайнерские проекты Айва и Дитара Рамса

Джонни Айв — большой поклонник знаменитого немецкого промышленного дизайнера Дитара Рамса компании Braun. Компания Braun специализируется на рынке Германии на мелкой бытовой электронике. Дитар Рамс является представителем и приверженцем школы функционализма. В промышленном дизайне Рамс проповедовал философию «меньше, да лучше», которая нашла отражение в продуктах Apple.
image
Cооснователь Apple Стив Джобс и старший вице-президент отдела промышленного дизайна компании Джонатан Айв, вдохновленные дизайнерскими творениями Дитара Рамса, не скрывали в свое время восхищения его работами. Вдохновлённый работами Дитара Рамса, Айв также стал бороться за упрощение своего нового творения, беря форм-фактор устройств Рамса за основу. И это можно с легкостью проследить в продуктах Apple, которые как капля воды копируют идеи немецкого дизайнера Дитара Рамса.
iPod (2001 года) и карманное радио Braun T3 выпуска 1958:
image
PowerMac G5 (2003 год) и настольный радиоприемник T1000 выпуска 1967:
image
Внешний вид моноблочного компьютера iMac (2007 год) напоминает динамик Braun LE1(1959):
image
Дизайн калькулятора iPhone (2007 год) и калькулятор Braun ET44(1968):
image
Уже на первых порах работы Айва над будущими продуктами, Джобс увидел в нем своего единомышленника в поисках настоящей, а не поверхностной красоты.
Почему простой продукт, можно назвать хорошим? Потому, что когда работаешь с материальными вещами, алюминием или пластиком, важно ощущать что ты их контролируешь. Упрощая запутанные вещи, ты заставляешь продукт слушаться тебя. Истинная простота, это когда ты берешь продукт и не замечаешь дизайна как такового. Айв называет такую концепцию «Undesign». Простота – это не только визуальный стиль, минимализм и отсутствие беспорядка. Это глубина самой сложности, до которой необходимо добраться, чтобы привнести порядок в хаотичность и позволить каждому элементу служить самому себе.
image
Для создания простого продукта необходимо приложить неимоверные усилия. Если ты, к примеру, решил избавиться от простых винтиков в устройстве, то в результате может получиться очень сложное и запутанное устройство. Простота – это постоянные попытки проникновения в саму сущность продукта для того, чтобы понять, от каких элементов можно безболезненно избавиться.

Заключение

Дизайн – это нечто больше, чем то, как выглядят наши вещи. Это весь предмет, то, как он работает, во всех его уровнях и мелочах. В конечном счете, дизайн определяет большую часть опыта использования продукта. Глубочайшая и потрясающая красота заключается в простоте. Истинная простота исходит не только из-за отсутствия сложности, это привнесение порядка в сложность. Даже самые маленькие детали, такие как шрифты, могут стать предметом любви и всеобщего восхищения. Система разметки и геометрия концепций позволяет достичь большего взаимопонимания между людьми и дизайнерами.
image
Незадолго до своей кончины, Стив Джобс признался нынешнему главе корпорации Тиму Куку, что «будущее, душа Apple сохранится и выразится, всего вероятнее, благодаря Джони Айву».
Создатель блога «Cult of Mac» и автор книги «Inside Steve» Линдер Кэни в конце этого года планирует выпустить книгу, посвященную Джонатану Айву. В книге будет рассмотрен жизненный путь человека, который из барабанщика в школе превратился, пожалуй, в самого авторитетного дизайнера на планете.

Автор: alex_syritza

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля