«Роскосмос» отзывает все двигатели ракет «Протон-М» для проверки неликвидных компонентов в конструкции (обновлено)

в 13:18, , рубрики: аварии, воронежский механический завод, космонавтика, Протон-М, роскосмос

«Роскосмос» отзывает все двигатели ракет «Протон-М» для проверки неликвидных компонентов в конструкции (обновлено) - 1

В ходе огневых испытаний одного из двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон-М», проведенных некоторое время назад, возникли проблемы. После проверки и анализа причин инцидента оказалось, что при сборке двигателя использовались «неликвидные компоненты». Об этом изданию «Коммерсант» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий космической промышленности. Сообщается, что указанные проблемы обнаружены в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, созданные Воронежским механическим заводом. Эти двигатели устанавливаются на вторую и третью ступени «Протона» соответственно.

Что касается неликвидных компонентов, то здесь речь идет об использовании вместо жаростойких материалов с содержанием драгоценных металлов менее жаростойких, используемых в других типах таких двигателей. Причины возникшей ситуации уже не в компетенции представителей космической сферы, поэтому проверку выполняют сотрудники ФСБ, прокураторы и СКР. Сейчас, по словам источников, знакомых с ходом расследования, правоохранительные органы пытаются понять, почему замена материалов осталась незамеченной представителями структур, которые отвечают за контроль качества двигателей.

«Роскосмос» отзывает все двигатели ракет «Протон-М» для проверки неликвидных компонентов в конструкции (обновлено) - 2
Вывоз РН «Протон-М» на старт / Фото: 35photo.ru

«По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке»,— уточнил собеседник «Коммерсанта». После того, как руководству госкорпорации «Роскосмос» стало известно о случившемся, двигатели для «Протонов» решили отозвать на завод-изготовитель для перепроверки и устранения недостатков. «Речь идет обо всех без исключения двигателях для „Протонов“, выпущенных на ВМЗ за последние несколько лет. Это десятки единиц, включая те, что уже были доставлены на космодром Байконур. График их возврата на завод должен быть подписан до конца недели», — сообщает «Коммерсант».

Получается, что Воронежский механический завод (ВМЗ) отвечает за возникновение проблем уже со вторым типом ракет. Дело в том, что в начале декабря прошлого года произошла авария ракеты-носителя «Союз-У». Причина — разрушение двигателя РД-0110. Также был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». Сейчас принято решение отозвать для проверки все третьи ступени ракет семейства «Союз» с двигателем, который стал причиной аварии «грузовика». Гендиректор ВМЗ подал в отставку по собственному желанию. Сейчас руководителем стал заместитель директора предприятия по производству Алексей Уваров.

Выяснять причины случившегося будут не только правоохранительные органы, но и ученые, инженеры научно-производственного объединения «Энергомаш». Руководство госкорпорации «Роскосмос» утверждает, что на этом предприятии ситуация с качеством и надежностью выпускаемых двигателей гораздо выше, чем на ВМЗ. Подтвердил факт привлечения к проверке двигателей ВМЗ и гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов: «В контур интегрированной структуры, возглавляемой „Энергомашем“, входит Конструкторское бюро химавтоматики, которое является разработчиком двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей „Протон“ и досконально знает технические характеристики двигателей и особенности их изготовления. Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой „Роскосмосом“ реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на ВМЗ». Он также считает, что процедура проверки двигателей может стать причиной корректировки сроков запусков ракет-носителей типа «Протон» и «Союз».

«Роскосмос» отзывает все двигатели ракет «Протон-М» для проверки неликвидных компонентов в конструкции (обновлено) - 3
Источник: Коммерсант/Олег Харсеев

В этом году госкорпорация «Роскосмос» планировала провести 27 пусков, из которых не менее восьми приходится на «Протоны». Некоторые пуски — коммерческие. Так, в первом квартале этого года планировалось запустить на орбиту геостационарный спутник связи Echostar 21. Во втором квартале по плану запуски телекоммуникационных спутников Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9. Плюс ко всему, в конце первого квартала в плане стоит доставка на орбиту военного спутника связи «Благовест», после чего на орбиту должны вывести три спутника «Глонасс-М», а после них — гидрометеорологический аппарат «Электро-Л» N3. По мнению экспертов, сейчас планы запуска «Протонов» сильно изменятся. В самом лучшем случае первый пуск «Протона» состоится лишь летом.

При этом за перенос сроков пуска предусмотрена выплата штрафа партнерам в размере нескольких процентов от стоимости пуска. Сейчас принято решение не форсировать выполнение плана, а тщательно разобраться в причинах происшедшего. Руководство «Роскосмоса» призвало провести полную комплексную проверку каждого отдельного изделия, с последующим сокращением дефективности изделий на ВМЗ.

Кроме всех перечисленных мер, «Роскосмос» собирается провести тотальную проверку качества производимой продукции. Например, на «Байконуре» значительно усилен контроль за чистотой всех систем и помещений. Новые стенды и системы позволят специалистам проверить параметры, которые не изучались десятки лет. «Ведутся дополнительные испытания. Этим объясняются и возможные задержки пусков РН „Протон“. Главное не торопиться и убедиться еще раз в полной надежности техники и соответствии регламентам материалов, из которых она производится», — заявили «Интерфаксу» в пресс-службе госкорпорации.

1 декабря 2016 года произошло крушение грузового корабля «Прогресс МС-04», стартовавшего вместе с ракетой-носителем «Союз-У». По расчетам РБК, коэффициент аварийности этой модели ракет составляет 6,3% — 54 запуска из 858 (с 1973 года) закончились неудачей.

UPD. «Роскосмос» сообщил, что при проверке двигателя второй ступени-носителя «Протон-М» выявлено использование более дорогостоящего припоя с содержанием драгметаллов, чем это предусмотрено конструкторской документацией. К функционированию самого двигателя замечаний нет.

«Однако детальный анализ выявил применение в производстве припоя, не соответствующего конструкторской документации. Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла», — цитирует агентство сообщение «Роскосмоса».

Автор: marks

Источник

Поделиться