Забастовка таксопарков показала несостоятельность рынка

в 11:22, , рубрики: авто, Виталий Махинов, Нам пишут, РБТакси, такси, Текучка, метки: , , , , , ,

С 2008 года мы занимаемся созданием B2B-проекта rbtaxi.ru. Это сервисный проект, помогающий рынку, лидеры в своём сегменте; за годы работы успели поработать практически со всеми игроками на рынке. Сейчас у «РБТакси» на 2 города (Москва и Петербург) более 800 активных контрагентов. Работаем с Дептрансом и другими государственными и общественными организациями. В силу специфики работы, я знаю об этом рынке многое.

О забастовке с 13 по 15 февраля было известно давно. Многие СМИ об этом писали заранее, сейчас об этом пишут все, кому не лень. Каждый знакомый считает своим долгом обязательно позвонить мне и предупредить, что таксисты бастуют. Это, конечно, facepalm, но давайте по порядку.

Тему забастовки продвигали «Такси-Форум» (http://taxi-forum.ru/) и такси «Пират» (http://pirate-taxi.ru/). И, судя по видео, что я нашёл, один из профсоюзов. Олег («Такси-Форум») и Марат («Пират»)—старые игроки, умнейшие люди на рынке, но что они делают сейчас — не понятно.

1. Зачцем забастовка?

Приложения сделали услугу заказа такси удобной и доступной. Приложения привлекают огромное количество заказов. Те клиенты, что вчера звонили в таксопарки — сегодня заказывают с приложений. А возят их всё те же таксопарки, что и вчера.

Приложения не имеют ни своего подвижного состава, ни прочих атрибутов классического Такси. У Яндекс.Такси, например, нет ни диспетчерской, ни вообще какой-то службы контроля качества или хотя бы техподдержки. Но победителей не судят, да? Являясь крупными поставщиками заказов на рынок, приложения могут манипулировать этим рынком. Влиять на тарифы и тому подобное. Помните, в Я.Такси раньше были тарифы парков, а теперь почти всех привели под единый. Сегодня идёт война за клиента среди приложений. Нормальный метод в такой войне — демпинг. Что стоит приложению объявить о снижении тарифов? Правильно, ничего. Именно это и раздражает рынок; конечные исполнители должны возить клиентов по тарифам, которые придумывают сторонние компании. Тарифы эти явно занижены, но к ним привыкли клиенты. Именно поэтому и появилась идея забастовки.

В стране кризис и цены выросли на всё. Стало дороже покупать и обслуживать транспорт, бензин стал дороже, жизнь вообще стала дороже. Дешевле стали только тарифы на такси. И единственное обоснование этому — демпинг. Ни Я.Такси ни GetTаxi не составит труда много лет работать в убыток ради захвата рынка.

2. Когда забастовка?

Февраль — мёртвый месяц для такси. Да и не только для такси, думаю, для многих. Огрызок зимы, короткий месяц перед весной, от которого все устали. Была бы моя воля, я бы январь продлил на 28 дней. После январских праздников наступает затишье на рынке такси. Все уже прилетели с отпусков, вернулись домой, впали в спячку или завернулись в кокон в ожидании весны. Заказов очень мало и так каждый год. Парки затягивают пояса и задерживают дыхание.

Бастовать в феврале — всё равно, что бастовать учителям начальных классов в июле. Забастовка пришлась на 14 февраля, день всех влюблённых. Это чуть не единственный светлый день для рынка такси в феврале. Вдумайтесь, таксисты в феврале голодные, заказов нет, заработки падают. Единственная надежда — 14 февраля, куча влюблённых будет кататься по ресторанам, кафе, кино и тому подобное. А вам предлагают не работать в эти дни.

Такое ощущение, что дату выбирали наспех. Нужно было вот прямо здесь и сейчас. Типа: «Мы хотим бастовать! Но ждать не хотим, сейчас придумали — сейчас и забастуем!». На мой взгляд, глупее дату выбрать было сложно. Повторю, с одной стороны клиенты, которые не ездят на такси в феврале, с другой стороны голодающие водители, ждущие 14 февраля.

Знаете, когда надо было бастовать? Последняя неделя перед Новым Годом. И знаете почему? Потому что «забастовка» и так была в эти дни, только природная. Последняя неделя перед Новым Годом — это бомба на рынке такси. В наших реалиях, исполнитель — чаще всего частное лицо на своём транспортном средстве, либо на арендованном. Это человек, который работает «на себя» и сам решает, когда ему выходить на смену. И перед Новым Годом он тоже хочет съездить в «ашаны и меги» за подарками. Как следствие — дефицит исполнителей. Но количество клиентов растёт в геометрической прогрессии до последних выходных перед Новым Годом. Всем нужно ехать. Получается интересная картина: клиентов — тьма, а исполнителей мало.

По моим данным у Яндекс.Такси в эти (критические) дни было до 60% отказов. То есть 60% заказов они не смогли вывести. Почему? Потому что парки, работающие с Яндекс.Такси, выключали Я.Такси для водителей, так как у самих был перебор с заказами. Аналогичная ситуация была и у GetTаxi. Нет никакого смысла «покупать» заказы у приложений, когда у парка и так их тьма. И это снежный ком. Чем больше Я.Такси и GetTаxi отказывали в подаче авто — тем больше клиенты по старинке звонили в парки. Вот она, природная забастовка! Рынок без каких-то профсоюзов и общественных организаций сам заблокировал приложения. И приложения были в шоке. Я.Такси писал гневные письма своим контрагентам, как малолетняя истеричка, мол исполняйте наши заказы, а то всех запессимизируем.

Вот именно тогда надо было объявлять забастовку и пиарить её во всех СМИ! Вот тогда бы и рынок поддержал бы забастовку (так как она и так была) и приложения бы почувствовали силу общественных организаций. Последние выходные перед Новым Годом, пропиарьте забастовку, перекройте к чёрту МКАД и Третье транспортное кольцо, обратите на себя внимание! Только так можно донести свою позицию не только до приложений, но и до клиентов.

3. Профсоюзы «как у всех» и «у нас»

Хорошо. Допустим, с датой лоханулись. Может, действительно поспешили. Но это не единственная причина, почему забастовка не получилась. Кто её организовал? Какая-то общественная организация, какой-то профсоюз? Кто все эти люди? 90% таксистов не знают ни профсоюзов, ни других организаций, что всё это придумали. Ну и зачем тогда следовать их «хотелкам»? Как раз в данном случае организаторы всего этого действа выглядят именно как приложения на рынке такси. Малоизвестные люди пытаются указывать профессионалам как и что делать.

Что такое профсоюз в классическом понимании? Это сильная политическая структура. Это профессионалы своего рынка, помогающие своим членам, бизнесу и государству регулировать рынок. На Западе сервисный софт, типа Я.Такси или «РБТакси» создают именно профсоюзы. Потому, что именно они знают свой рынок вдоль и поперёк, видят его проблемы и знают как их решить. Те же транспортники, в Штатах и многих европейских странах у дальнобойщиков не возникает вопроса, вступать в профсоюз или нет — они все в профсоюзе поголовно и слепо доверяют своим лидерам. Профсоюзы на Западе не просто носят галстуки и общаются с правительством, они обеспечивают пенсии своим членам, помогают в случае травм на производстве, конфликтных ситуациях и тому подобном. Они обеспечивают защиту своим членам. И как выглядят забастовки на Западе? Если профсоюз говорит бастовать, люди реально не выходят на работу, они берут в руки транспаранты и идут по городу. Да, они теряют возможность работать и зарабатывать, но они понимают, что это на общее благо, и точно знают, что профсоюз их не оставит.

А что у нас? Какие-то люди попросили таксистов не работать в единственные прибыльные дни в феврале. Да, на общее благо, но где хоть какие-то гарантии? Их нет и не будет. К сожалению, в России профсоюзы (по крайней мере, на рынке такси) сводятся к: «собрались, языками почесали, может даже напишем резолюцию для госструктур», и ничего более. Есть умные люди, есть пробивные, есть действительно профессионалы, но у нас нет «привычки» профсоюзов. Каждый сам за себя, такая ментальность.

Что мы имеем в итоге? К чему привела и к чему приведёт данная забастовка?

Во-первых, это супер пиар для приложений. Мне даже из-за границы друзья звонили и предупреждали, что у нас забастовка. Причём, повторю, эта супер реклама приложений проходит в самый мёртвый месяц на рынке. Классно. Не думаю, что организаторы забастовки связаны с Я.Такси или GetTаxi, но не удивлюсь, если это спланированная акция самими приложениями. Ну правда, лучшей рекламы не придумаешь.

Во-вторых, это супер реклама приложений для водителей. Водители, которые по тем или иным причинам не работали с приложениями — срочно начали получать доступ. Логика простая: «Пока там исполнители бастуют, значит есть куча заказов. Пусть бастуют, а я пока поработаю». Я на 100% уверен, что благодаря забастовке приложения получили новых исполнителей.

В-третьих, приложения лишь укрепят веру в свои силы, так как бастовать вышли дай бог несколько десятков водителей, то есть материальная точка в условиях задачи. В СМИ пишут цифры про 2000 водителей, кто-то написал про 8000 бастующих водителей. Откуда берутся эти цифры? Если бы народ реально бастовал против приложений, мы бы это увидели на своём проекте. Заказы из Я.Такси и GetTаxi потекли бы к нам. Но этого не произошло, и это логично. Организовать 2000 водителей не брать заказы с приложений? Ну серьезно, может, 100 человек не работало по приложениям, это максимум.

Марат (такси «Пират») вроде координатор этой забастовки, но у него на сайте висят призывы работать с Uber, как для клиентов, так и для водителей. Марат, ты сам-то бастуешь, или работаешь?

Данной акцией рынок показал свою несостоятельность и невозможность саморегулироваться. Классно, спасибо. Во всех СМИ распиарили акцию и обделались.

Отношения государства и приложений и так накалены. Каждый раз на собраниях в Дептрансе Роман из Я.Такси получает толмут бумаги с жалобами от москвичей на Я.Такси. «Яндекс» вообще может отказаться от закупки бумаги, просто перерабатывать бумагу, полученную из Дептранса и печатать на ней. Ром, купи станок по переработке бумаги, озолотишься. Uber блокируют во многих странах. Где ребёнка сбили, где девушку изнасиловали. Почему забастовка «тихая»? Подлейте масла в огонь, обоснуйте несостоятельность тарифов, это не так сложно.

В итоге мы получим лишь укрепление позиций приложений на рынке. Конечному клиенту, конечно, классно. Низкие цены, всё такое. Виноградов писал про бесплатные поездки на «БлаБлаКаре» из Питера в Москву. И клиент ведь реально привыкает к тому, что эта услуга должна либо вообще ничего не стоить, либо стоить очень мало. А те, кто против, то есть исполнители на рынке, которые бастуют — Луддиты и вообще зажрались. Когда ИТ-компании и приложения сделают беспилотное такси, тогда нас можно будет называть Луддитами, если мы начнём ломать их. А пока это ошибочное, но популярное мнение.

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля