САПР для проектирования крупных промышленных объектов

в 8:51, , рубрики: cad, CAD/CAM, ERP-системы, автоматизация, проектирование, сапр, метки: , , ,

В этой статье я представлю свое видение того, на каком этапе развития находится САПР для проектировании крупных промышленных предприятий сегодня, с какими трудностями приходится сталкиваться при внедрении и какие тенденции намечаются в этой отрасли.

Немного о своем опыте. За плечами технический вуз, работа инженером-проектировщиком, переквалификация в специалиста САПР, работа программистом на C#, участие во внедрении, поддержке и адаптации комлексной системы трехмерного проектирования «AVEVA PDMS» в 5-ти проектных институтах: 4-х крупнейших проектных институтах в России (проектирование нефте/газо перерабатывающих предприятий и объектов энергетики) и одном на Украине (проектирование объектов энергетики). В общем опыта вполне достаточно, чтобы можно было провести какой-то анализ ситуации.
Несмотря на то, что в каждой проектной организации есть своя специфика работы и свои, годами выработанные, практики, все таки просматриваются и общие черты:
1) Во всех проектных институтах сейчас наблюдается повышеный интерес руководства к автоматизации процессов проектирования.
2) Прошла первая волна автоматизации.
В этот период происходила автоматизация работы инженеров в отдельных отделах, путем закупки специализированного ПО. При этом, зачастую, обмен информацией между отделами все также проходил в «бумажном» виде. Изолированность отделов друг от друга приводила к возникновению одних из самых дорогостоящих проектных ошибок — коллизиям. Эта проблема решалась внедрением в организациях систем комлексного проектирования, для совместной работы основных проектных отделов в единой 3D модели через сеть (к примеру AVEVA PDMS, Intergraph SmartPlant 3D, Microstation AutoPlant).
3) Сегодня идет вторая волна автоматизации.
Анализируется опыт, полученный при внедрении на первом этапе систем комплексного 3D проектирования, и происходит более четкое осознание всей сложности процесса внедрения и поддержки подобного рода систем. В случае неудачного опыта внедрения, происходит вторая попытка, но уже с ПО другого вендора. Внутри организаций, силами штатных программистов, пишутся программы, расширяющие функционал купленных программ в соответствии со спецификой организации. Создаются, опять же своими силами, различные интерфейсы обмена данными между используемым ПО. Внедряются системы электронного проектного документооборота, объединенного с электронным архивом чертежей. Все эти шаги постепенно ведут к переходу на новый способ организации процесса проектирования — проектирование в едином информационном пространстве (ЕИП).
Необходимо отделить ЕИП организации от ЕИП проектируемого объекта. ЕИП организации не относится к какому либо конкретному проекту и будет существовать даже при их отсутствии.
К ЕИП уровня организации можно отнести следующие системы:
1) электронный документооборот компании;
2) корпоративный портал компании, включающий справочник сотрудников, систему таймменеджмента, систему управления задачами;
3) электронный архив проектно-сметной документации;
4) средства информационного взаимодействия сотрудников, включающие программно-технические и организационно-нормативные документы;
5) служба технической поддержки пользователей (HelpDesk).
Другое дело — ЕИП проектируемого объекта, в котором накапливается и хранится информация по проекту. Это информационное пространство состоит из следующих компонентов.
1) 3D модель;
2) 2D документация;
3) база данных проекта;
Распишем более подробно каждый пункт. 3D модель может быть выполнена как в одной программе (PDMS, SmartPlant 3D), так и являться сборкой из 3D моделей различных частей проекта, выполненных в различных программах 3D моделирования (PDMS, продукты от Autodesk, и др.). Собрать целую 3D модель и проверить её на наличие коллизий отлично получается с помощью Autodesk Navisworks. Также возможны более сложные комбинации. Например когда в PDMS загружаются 3D модели, созданные в специализированных программах Inventor, Revit, Civil 3D и др. Сразу скажу, что способов загружать эти модели существует всего два: через Mechanical Equipment Interface или с помощью самописных программ преобразования 3D моделей в набор стандартный примитивов и поверхностей PDMS.
Перейдем к 2D документации, которая в основном состоит из чертежей и текстовых документов и делится на документы в формате PDF (которые отправляют заказчику) и редактируемые документы (в основном DWG, Word и Excel). Основным принципом организации ЕИП является связанность информации об элементах в проекте. Т.е. если один и тот же объект присутствует в 3D модели, в чертежах и таблице Excel (и/или документе Word), то эти элементы должны быть связаны между собой ссылками. Естественно, что под каждый проект создается система кодировки элементов, обеспечивающая их уникальность в пределах проекта (KKS).
Так вот, чтобы связать все элементы проекта, необходима третья (и главная) составляющая проектного ЕИП — база данных проекта. Проще всего (на мой взгляд) делать её на основе Microsoft SQL Server. С помощью создания базы данных проекта, достигается возможность синхронизации изменений информации об объекте во всех связанных документах. Из-за того, что в каждой проектной организации используются различные подходы к проектированию, и разное программное обеспечение, на рынке отсутствуют готовые решения, которые одинаково подошли бы всем. Поэтому единственный способ создания ЕИП в проектной организации — сделать ЕИП самим (с помощью штатных программистов).
Отдельно хочу сказать о командах программистов в отделе САПР. Такие команды (обычно 3-5 человек) сегодня стали неотъемлемой частью отделов САПР. Разнообразие задач у таких команд довольно большое. К наиболее характерным относятся:
1) автоматизация обмена данными между специализированным ПО (расчетными, сметными и чертежными программами);
2) автоматизация процесса обмена заданиями между проектными отделами;
3) кастомизация пользовательских интерфейсов уже установленных программ;
4) разработка программ получения различных отчетов.
Для того чтобы процесс разработки не вышел из под контроля а исходный код всегда находился в работоспособном состоянии, следует использовать различные системы для совместной разработки и управления версиями. Поработав с такими системами, как Atlassian Jira + SVN и Team Foundation Server 2012, мой выбор однозначно за TFS, так как система управления проектами и система контроля версии отлично связаны между собой, и все это интегрировано в Visual Studio.
Немного слов о процессе внедрения систем совместного 3D проектирования. Дело это крайне сложное и длительное, так как вовлекаются все основные проектные отделы организации. Людям приходится изучать новые программные продукты, менять выработанные годами привычки. На своём опыте я убедился, что перемены всегда встречаются большинством сотрудников негативно. Если организация приняла решение осуществить внедрение самостоятельно (без привлечения специалистов, уже имеющих в этом опыт), то вероятность неудачного внедрения, когда были потрачены средства и время и не было достигнуто результата, возрастает. Поэтому при принятии решений о таких глобальных изменених в организации, очень будет уместна народна мудрость: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Автор: Tepliuk

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля