Основы выживания на зимней трассе

в 19:08, , рубрики: автомобили

Основы выживания на зимней трассе

Когда заходит речь об особенностях зимнего вождения, обычно поднимаются вопросы, связанные с активной безопасностью, увеличением тормозного пути, потерей управляемости и прочие. И даже когда касаются особенностей подготовки к зимнему путешествию, почему-то больше делается акцент на способы выживания в кризисной ситуации, а вовсе не на то, как ее избежать.

Дальнее путешествие по Украине зимой – занятие опасное, но интересное. Красоты зимней природы завораживают. Но очень уж непринужденно легкий экстрим переходит в полное… фиаско. Причин множество, короткий световой день, плохая видимость, скользкая дорога, метели и бураны, выход из строя машины из-за низкой температуры и плохих дорожных условий… В придачу еще плохой старт зимой после длительной остановки, а для дизельных моторов еще одна страшилка – замерзающее топливо.

Большинство современных водителей привыкли к тому, что машина практически не нуждается в обслуживании между ТО и редко подводит, и не способны решить случайно возникшие проблемы. Люди верят в то, что в случае аварии их спасет МЧС, полиция или другие экстренные службы. На деле же в сложной ситуации почти всегда водитель остается один на один с техникой и стихией и рассчитывать может только на себя, свои способности и возможности коммуникации. Как увеличить свои шансы в сложной ситуации и вообще в нее не попасть?

Самый лучший способ избежать проблем – просто не выезжать на машине из города. Тут работает общественный транспорт, на помощь всегда придет полиция и эвакуатор, многочисленные автосервисы, шиномонтаж и другие полезные организации. И если год за годом вы заезжаете в «шинку» только для смены колес, а в сервис только на ТО, это не значит, что ничего не произойдет.

Современная машина намного сложнее дедовских Жигулей, и в большинстве случаев ее не починить с помощью проволоки, изоленты и простого инструмента. Конечно, солидная часть неисправностей не лишает машину способности передвигаться, но бывает, что требуется эвакуатор и квалифицированный сервис с необходимым оборудованием. Например, если дело касается одного из датчиков или блока управления.

Любая поездка в места, где плохо работает сотовая связь, где нет уютных АЗС на каждом углу и других привычных для городского водителя вещей – это совершенно другая среда, враждебная к человеку и технике, не дающая права на ошибку.

Как собраться в дорогу

В теории подвести в дороге могут собственно сама дорога, машина и люди.

Человеческим фактором многие пренебрегают, а на самом деле это очень важно. Помимо хорошего состояния водителя, наличия минимума лекарств и изрядного запаса бодрости, важна спокойная и не конфликтная компания, понимающая всю степень своей ответственности за исход поездки. Если в салоне хоть один человек постоянно старается привлечь к себе внимание и отвлекает водителя, создает нервозную обстановку, то это сильно увеличивает шансы на ошибку рулевого и повышает его утомляемость. Спокойная обстановка в салоне, помощь в сложных ситуациях очень важна именно в такой ситуации.

Крайне важно, чтобы уровень доверия водителю был максимальным, а тенденция к панике при малейшем отклонении ситуации от нормальной сводилась к нулю. Пьяные, неадекватные, нервные, больные пассажиры – все они плохие попутчики.

Проще всего с машиной. Проверить техническое состояние, уровень масла, антифриза, исправность приборов (особенно датчика уровня топлива), отсутствие утечек, работу «печки», наличие исправной запаски, насоса, домкрата и «секретки» в теории может сам водитель. Если же нет, то любой автосервис легко возьмется за эту работу.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

Гарантии нет, но большая часть неисправностей современных машин не возникает неожиданно, а развивается в течение длительного времени, давая водителю шанс предотвратить полный отказ. Если есть сомнения, то лучше всего взять с собой в дорогу немного моторного и трансмиссионного масла и антифриза – они в любом случае не помешают и не займут много места.
Чуть больше займет канистра с топливом «на всякий случай». Ну и простейший набор инструментов тоже позволит избежать обидной ситуации, когда вроде понятно, что сломалось, и исправить можно, но инструмента нет. Самая тяжелая ошибка водителя – это поездка на не вполне исправной машине, да еще и без «подстраховки». В остальных случаях есть хорошие шансы избежать проблем с техникой.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

А вот с дорогами точно ничего нельзя сделать, и они же преподносят наиболее неприятные сюрпризы. К счастью, можно заранее узнать об их состоянии, о движении, о расположении АЗС и выбрать время поездки, чтобы пройти наиболее сложные участки заранее. А еще запастись картами – не только электронными, но и бумажными, на всякий случай. Ну еще прогноз погоды будет очень кстати, телефоны местных служб спасения, сим-карта с бесплатным роумингом и интернетом для работы с картографией в навигаторе. Будет отлично, если вы найдете еще одну машину, следующую той же дорогой, и договоритесь держаться вместе.

Лишним не будет

Для любой ситуации стоит взять с собой теплые вещи по погоде на всех пассажиров, обязательно – запас еды и питья, да и просто пару ватных одеял. Еще очень неплохо бы иметь запасной «просто телефон», батарея в котором не сядет через день-другой, и зарядное устройство на 12 вольт. Часто я вижу рекомендации брать с собой газовые горелки и дрова, но это кажется совершенно излишним. Этими средствами не прогреть салон машины, если она остановилась – основным оружием в борьбе с холодом должно быть утепление людей и запас прочности самой машины и ее систем.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

Нет смысла в том, чтобы утеплять двери и окна машины – железная коробка мало приспособлена для сохранения тепла. Все эти меры подойдут только пока внутри есть хороший его источник, это поможет повысить температуру до комфортной при слабой системе отопления.

Никак, увы, не облегчат ситуацию и разнообразные цепи на колеса, тросы, лебедки и прочий джиперский инвентарь. Если дорогу замело, то, может, разве что лопата поможет, но вряд ли удастся откопать проход за разумное время и вызволить машину. Остается зимовать и ждать помощи. Лучше всего не жечь бензин ради обогрева, тепло одеться, вызвать помощь и постараться предотвратить заметание дверей машины, чтобы сохранить возможность вентиляции салона и выхода наружу.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

В случае бурана и потери видимости при первых признаках неисправностей машины надо вставать в первом же безопасном месте: у жилья, АЗС или просто в зоне, которую не заметает снегом, достаточно далеко от трассы, чтобы в вас не въехали, и не слишком далеко, чтобы выехать из сугробов, когда видимость восстановится.

Рекомендации насчет ориентации машины по ветру, отвода выхлопных газов в шланг тоже смотрятся излишне надуманными – это может быть важно для карбюраторного УАЗ с дырявым днищем, но не для современной машины. И я уже говорил, греться только за счет мотора слишком опасно – он требует от 0,5 до 1,5 литров каждый час работы, и даже полного бака типичной легковушки хватит максимум на день. К тому же возрастает вероятность возникновения неисправностей двигателя и трансмиссии при длительной работе на холостых.

Оптимальным решением будет прогрев мотора и салона каждые пару часов, чтобы сохранить топливо и возможность запуска, подзарядить гаджеты, немного погреться самим и согреть еду. Если в пробке вы не одни, то постарайтесь скооперироваться и максимально заполните машины, это позволит сохранить свое тепло, а хорошая компания скрасит ожидание. Отдельно стоит сказать о прослушивании музыки. Включенное радио может разрядить аккумулятор за несколько часов, если он не новый, да еще подсажен долгими запусками зимой. В общем, лучше рассказывать анекдоты и истории, чем слушать музыку.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

Как лучше всего выиграть бой

Но опять же лучший способ решить проблему – это не попадать в нее. Самым разумным решением будет развернуться при первых признаках затора на трассе, появлении снежных переметов, ухудшении погоды или малейшего сомнения в исправности машины и поехать к обитаемым местам – АЗС или поселкам. Там есть люди, теплые помещения и все шансы избежать беды.

Не стесняйтесь нарушать ПДД, если речь идет о вашем выживании, нет смысла смотреть, как заметает дорогу, если поток встал, но путь назад свободен и только двойная сплошная отделяет вас от возвращения в менее сложные места. Самая опасная ситуация начинается с остановки машины из-за пробки или поломок вдали от цивилизации. И если есть признаки угрозы, не пытайтесь слепо действовать «как все», то есть до конца держаться маршрута.

Основы выживания на зимней трассеОсновы выживания на зимней трассе

Вернитесь на несколько километров назад к ближайшему жилью, сделайте крюк в десяток километров по местной дороге. Если необходимо, сдайте задом. Не дайте запереть свою машину в пробке. Будьте решительнее – если медлить всего 10–15 минут, то шансы избежать проблем исчезнут. Машину запрут в пробке, встречка будет забита «объезжальщиками», обочины встанут. Если у вас мало информации о происходящем на трассе, то обратитесь к водителям большегрузов, обычно у них есть рации и они в курсе последних новостей, это поможет вам быстро принять решение. Обращайте внимание на показания навигатора на трассе, не экономьте на интернете – вовремя полученная информация позволит избежать множества проблем.

Ну и напоследок – если выезжаете в дальнюю опасную дорогу, старайтесь держать бензобак полным, почаще заправляйтесь и не дожидайтесь, пока загорится лампочка.

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля