Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи?

в 18:15, , рубрики: авторское право, бизнес-модели, Блог компании ФрешДок, брендинг, газпром, Законодательство и IT-бизнес, МТС, патентование, Развитие стартапа, товарные знаки

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 1

Пока мы тут шутили за Лабутены тесная компания в лице Сбера, МТСа и Газпрома аккуратно отжали себе фирменные цвета в качестве товарных знаков. Особенно забавно, что решения по поданным в разное время заявкам (см. даты приоритета) приняты в одно время. Видимо вопрос продавливался одним лоббистом по принципу и наконец решился. Желающие поржать уже поржали, давайте теперь вникать. Материала тут получается немало.

Для начала конкретика – вот они товарные знаки со ссылками на регистрационные данные. Для справки и компании, там есть еще первопроходец темы – ювелирный бренд Tiffany. Забегая вперед отметим, что именно для него регистрация цвета в качестве товарного знака выглядит самой логичной. Ведь они сами его создали и даже номер цвета в палитре Pantone соответствует году основания фирмы.
https://en.wikipedia.org/wiki/Tiffany_Blue

Итак.

Сбер

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 2

Товарный знак 556088
Приоритет: 27.02.2012
Дата государственной регистрации 29.10.2015
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Сбербанк России», 117997, Москва, ул. Вавилова, д. 19 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
зелёный цвет, соответствующий Pantone 349
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
36 — банки сберегательные; услуги банковские.
МТС

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 3

Товарный знак №560598
Приоритет: 25.12.2013
Дата государственной регистрации 23.12.2015
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», 109147, Москва, ул. Марксистская, д. 4 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
красный, Pantone 485
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
38 — подвижная радиотелефонная связь, телематические услуги связи.
Тиффани

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 4

Товарный знак 560852
Приоритет: 31.10.2013
Дата государственной регистрации: 28.12.2015
Правообладатель:
Тиффани энд Компани, 727 Фифс Авеню, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10022, Соединенные Штаты Америки (US)
Указание цвета или цветового сочетания:
бирюзовый (Pantone 1837)
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
14 — ювелирные изделия, бижутерия; часы и прочие хронометрические приборы.
35 — услуги розничной продажи; услуги розничной продажи через Интернет-сайты; услуги продажи товаров через розничные универсальные магазины и через почтовые каталоги продаж.
Газпром

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 5

Товарный знак 561631
Приоритет: 29.10.2012
Дата государственной регистрации: 13.01.2016
Правообладатель:
Публичное акционерное общество «Газпром», 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16 (RU)
Указание цвета или цветового сочетания:
синий (Pantone 300CV)
Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
01 — химические продукты нефтегазовой промышленности, предназначенные для использования в промышленных, научных целях.
04 — технические масла и смазки; смазочные материалы; топлива (в том числе моторные бензины) и осветительные материалы; бензин; газ; газолин; газы генераторные; газы отвержденные [топливо]; газ нефтяной; газ сжиженный, газ сжатый; газ топливный; газ для освещения; горючее; топливо дизельное; добавки нехимические для моторного топлива; жидкости смазочно-охлаждающие; жиры технические; масла смазочные; масло моторное; смазки консистентные; нефть, в том числе переработанная; сланцевый газ, нефтяной попутный газ.
35 — реклама товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики; менеджмент в сфере нефтегазового бизнеса и энергетики; административная деятельность в сфере нефтегазового бизнеса и энергетики; демонстрация товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; консультации профессиональные в области нефтегазового бизнеса и энергетики; презентация товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики на всех медиа средствах с целью розничной и оптовой продажи; продвижение товаров и услуг нефтегазовой промышленности и энергетики для третьих лиц; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами нефтегазовой промышленности и энергетики].
37 — строительство в нефтегазовой области и области энергетики; ремонт объектов нефтегазовой промышленности и энергетики; установка оборудования на объектах нефтегазовой промышленности и энергетики; бурение глубоких нефтяных и газовых скважин; бурение скважин; добыча нефти и газа; мытье автомобилей; обслуживание техническое транспортных средств; ремонт транспортных средств; станции обслуживания транспортных средств; услуги станций обслуживания транспортных средств и услуги заправочных станций транспортных средств; строительство и техническое обслуживание газо- и нефтепроводов.
39 — транспортировка нефти, газа, товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; упаковка и хранение нефти, газа, товаров нефтегазовой промышленности и энергетики; распределение энергии; транспортировка трубопроводная.
40 — обработка материалов в нефтегазовой промышленности и энергетике; переработка нефти, газа, нефтепродуктов; услуги по энергопроизводству.
42 — научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки в нефтегазовой области и энергетике; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям в нефтегазовой области и энергетике; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров для нефтегазовой промышленности и энергетики; изыскания в области газовых и нефтяных месторождений; изыскания геологические; исследования нефтяных и газовых месторождений с целью эксплуатации; контроль за нефтяными и газовыми скважинами; контроль за газовыми и нефтяными месторождениями; разведка нефтяных, газовых месторождений; услуги по сертификации и контролю качества в области нефтепродуктов и продуктов природного газа и соответствующего оборудования, продуктов нефтебурения и газобурения и соответствующего оборудования, очистки нефтепродуктов и газопродуктов и соответствующего оборудования, продуктов нефтепоисковых и газодобычи и соответствующего оборудования; разработка стандартов качества в нефтегазовой промышленности и энергетике; экспертиза в области газовых и нефтяных месторождений; экспертиза геологическая.

ага, я сам обалдел сколько всего

Короче, поздравим счастливых брендообладателей с новыми красивыми товарными знаками. Особенно впечатляют экспрессия и утонченность линий… Осталось понять, что они с ними будут делать, потому как мировая история этого добра не блещет.

Дело Nivea

Компания Beiersdorf зарегистрировала бесконтурный цветовой торговый знак «Синий» (Pantone 280 C) и использовала его на упаковке продукции своего бренда Nivea. Ну использовала и использовала.

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 6

Регистрация была основана на традиции употребления — то есть совокупности всех точек зрения, которые могут показать, что товарный знак обозначает товар как происходящий от определенной компании, и тем самым помогут отличить его от других производителей. Ага, счаз.

Компания Unilever (бренд Dove) быренько обратилась в суд с требованием аннулировать регистрацию синего товарного знака.

Ибонефиг.

Заявитель утверждал, что участники торгового оборота не воспринимают цвет как указатель конкретного происхождения. Unilever указывала на отсутствие традиции употребления и на то, что опрос участников торгового оборота был проведен некачественно (по его результатам степень узнаваемости продукции составила 60,4%).

Ясное дело, Beiersdorf настаивала, что зарегистрированный знак обладает различительной силой и не должен находиться в свободном употреблении. Компания также отмечала, что синий цвет используется в качестве «фирменного» уже более 80 лет, и что упаковка любого продукта Nivea хотя бы частично в него окрашена.

Что решил суд? А ничего хорошего для Нивеи.

Чтобы признать различительную способность цветового товарного знака, он должен обладать совокупностью определенных признаков, указал суд.
Во-первых, товарный рынок должен носить очень специфический характер и охватывать ограниченный сегмент товаров.
Во-вторых, на этом рынке использование цветов либо вообще не должно быть принято, либо конкретный цвет является для него необычным.
Наконец, использование цветов в качестве обозначения должно быть отраслевой традицией для участников торгового оборота.

Суд проанализировал использование синего цвета на рынке и пришел к выводу, что цвет используется в трех вариантах: в декоративных целях, в качестве указателя на продукцию для мужчин или на продукцию по ночному ходу за кожей. На рассматриваемом сегменте рынка использование цвета распространено, а спорный цвет не является необычным. Кроме того, выяснилось, что участники оборота не рассматривают его как указывающий на определённого производителя.

Суд также установил следующие факты.
Во-первых, товарный знак не является самостоятельным и носит декоративную функцию — сделать написанное белыми буквами слово Nivea видимым.
Не просматривается самостоятельный характер цветового знака и потому, что он всегда используется только в сочетании с другими (в частности, с белым), а также разными другими элементами упаковки. Суд также установил, что в данном сегменте рынка цвет не отличается от традиционно используемых (например, в качестве указателя на мужскую продукцию или на средства для ночного ухода за кожей), и что участники торгового оборота не усмотрели самостоятельного указания на происхождение товара.
Наконец, суд согласился с тем, что опрос был проведен некорректно — участникам давали двухцветную карточку с темно-синим полем и белой окантовкой. Установить в такой ситуации, насколько синий цвет сам по себе указывает на производителя, невозможно, решил суд и аннулировал товарный знак «Синий» в 2013 году. Трам-пам-пам.

Источник: zakon.ru/blog/2015/4/24/sinij_cvet_i_zolotoj_zajchik__o_trudnostyax_zashhity_neobychnyx_tovarnyx_znakov_rasskazali_sudi_germ

Дело Cadbury

Такая же участь постигла фиолетовую шоколадку

Стоит ли патентовать светофор, радугу и другие прекрасные вещи? - 7

Высокий суд пришёл к окончательному решению: этот цвет недостаточно «специфичен» и не может считаться товарным знаком. Фиолетовые молочные шоколадки выпускаются в Великобритании почти сто лет, но это не является основанием для монополизации 2685C. Суд постановил, что Cudbury пыталась зарегистрировать цвет в различных графических вариациях, а не в одном хорошо узнаваемом варианте. Таким образом, «преобладающий цвет» в данном случае не играет никакой роли.

значимость цвета различна для разных отраслей хозяйственной деятельности. В Великобритании суд принял аргумент, что для заправок BP важен их зелёный цвет, так как только по цвету водитель может идентифицировать станцию издалека. Шоколадки на ближайшей полке в супермаркете перепутать сложнее.
П.1 ст. 15 Соглашения ТРИПС также предусматривает возможность охраны сочетания цветов. В данном же случае охрана истребовалась для одного цвета. Статья 15 Соглашения ТРИПС часто толкуется, как предоставление охраны цвету (например, Википедия), но в тексте чётко сказано «combinations of colours». Считается ли «combination of colours» комбинация фиолетового с шоколадной плиткой? По крайней мере, Высокий суд так не считает.
Источник: zakon.ru/blog/2013/10/9/mozhet_li_cvet_byt_tovarnym_znakom#_ftn6

Мы немного поспорили на эту тему в эфире радиопрограммы про товарные знаки
radio.mediametrics.ru/legalniy_razgovor/1388 (там не только про цвета, но и вообще про товарные знаки в целом).

Выводы сделали такие – все таки сложно будет защищать знаки от нарушений и их регистрацию следует оценивать больше как имиджевый ход. Не стоит ждать лавины исков ко всем использующим похожие цвета.
Такой ход позволителен, когда у вас зарегистрированы и названия, и логотип, и форма продукта – а регистрация цвета – это уже экзотика

© Митягин, Готовцев

Автор: ФрешДок

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля