Магистратура Академического университета РАН: делимся опытом

в 9:12, , рубрики: биоинформатика, наука, образование, разработка программного обеспечения, теоретическая информатика, Учебный процесс в IT, метки: , , , ,

Магистратура Академического университета РАН: делимся опытомКафедра математических и информационных технологий Санкт-Петербургского Академического университета РАН создана в 2008 году. В этом году ей исполняется 5 лет. Настало время подвести промежуточные итоги и поделиться опытом с сообществом.

Мы уже несколько раз писали об этом на хабре. Правда раньше мы ограничивались сухими объявлениями.

Зачем мы решили открыть кафедру?


В большинстве ВУЗов обучение в магистратуре проходит в расслабленной обстановке: курсов мало, они «халявные», а все студенты уже работают. Получается, что для тех, кто к пятому курсу сохранил желание учиться, магистратура — это два потерянных года. Нашей целью было создать магистратуру с сильной программой, в которой не было бы «лишних» курсов.

С чего всё начиналось?

В 2008 году на базе Академического университета РАН (тогда он назывался Академический физико-технический университет РАН) была создана кафедра математических и информационных технологий. В то время в Академическом университете были физические кафедры. Поэтому образование на нашей кафедре нам пришлось создавать «с чистого листа». Но нельзя просто так взять и открыть магистратуру по IT =), ведь нужно найти несколько десятков преподавателей, готовых читать курсы. Поэтому наша кафедра создавалась в сотрудничестве с Академией Современного Программирования и лабораторией математической логики Санкт-Петербургского отделения математического института им. В.А. Стеклова РАН, благодаря которым мы смогли сформировать образовательную программу и наполнить её курсами.

Первый набор (~15 человек) мы сразу же разделили на два направления: «разработка ПО» (software engineering) и «теоретическая информатика» (theoretical computer science). Предполагалось, что студенты на направлении «разработка ПО» планируют работать в IT индустрии, в то время как студенты на «теоретической информатике» ориентированы на работу в науке. Естественным образом сложилось так, что в основном студенты выбирали прикладное направление, а на теоретическое пошли только те, кто был уверен, что хочет в дальнейшем заниматься наукой.

Что мы имеем сейчас?

Магистратура Академического университета РАН: делимся опытомСейчас на кафедре одновременно учится ~70 человек. Наша магистратура предлагает интенсивные программы обучения по трём направления. На пятом курсе это может быть до 16 пар в неделю — это четыре полных учебных дня с 10 до 6, не считая индивидуальной практики (НИР), которой в расписании отведён отдельный день. Как я уже написал, у нас на кафедре есть три направления — добавилось направление «Алгоритмы и анализ данных в биоинформатике». За 5 лет мы успели не только сменить название университета и получить звание «научно-исследовательский», но и создать лабораторию биоинформатики под руководством профессора Калифорнийского университет Павла Певзнера.
Теперь про каждое направление отдельно.

Специализация «теоретическая информатика»
Уникальной в своем роде программой «Теоретическая информатика» руководит известный ученый в области алгоритмов и теории сложности, основатель серии конференций Computer Science in Russia, идеолог Computer Science клуба при ПОМИ РАН, доктор физико-математических наук Э.А. Гирш.
Студенты этого направления систематически и глубоко изучают алгоритмы, криптографию, машинное обучение и теорию сложности. Обучение дополняется спецкурсами Computer Science клуба и поездками на студенческие школы.

Основой этого направления являются самостоятельные научные исследования студентов под руководством специалистов по теоретической информатике. Типичная магистерская диссертация представляет из себя статью, принятую на международную конференцию.

Специализация «разработка программного обеспечения»
Магистратура Академического университета РАН: делимся опытомПрограмма обучения «Разработка программного обеспечения» рассчитана на студентов, уже имеющих некоторые знания в области программирования, но желающих стать востребованными профессионалами, готовыми работать в любой IT-компании мирового уровня. Программа обучения составлена на основе современных международных стандартов по результатам консультаций с представителями крупнейших IT-компаний, сотрудники которых привлекаются и к преподаванию.

Каждый студент в обязательном порядке участвует в разработке программного проекта под руководством преподавателя или консультанта из промышленности. Многие студенческие проекты ведутся в рамках реального производственного процесса, а часто и на территории компании-партнера. Фактически, проектная модель обучения, так как она реализована в АУ, позволяет студентам на выходе из ВУЗа чувствовать себя специалистами с опытом работы в высокоорганизованных IT-командах, какими располагают компании-партнеры.

Специализация «алгоритмическая биоинформатика»
Специализированная магистерская программа «алгоритмическая биоинформатика» открыта при лаборатории алгоритмической биологии во главе с профессором Калифорнийского университета Павлом Певзнером.

Обучение включает в себя углублённые курсы по алгоритмам и структурам данных, применяемым для анализа больших массивов данных, которые получаются с помощью современных биотехнологических методов. Также в обучение входит программирование, дискретная математика, основы молекулярной биологии, статистика, машинное обучение и другие более специализированные предметы.

В качестве научной работы студенты под руководством сотрудников лаборатории принимают участие в решении реальных задач биоинформатики. Это разработка алгоритмов и программных систем для сборки геномных последовательностей (de novo genome sequence assembly), а также теоретические и практические задачи в области вычислительной протеомики и масс-спектрометрии. Программа рассчитана на выпуск высококачественных специалистов по алгоритмическим вопросам биоинформатики, востребованных как в науке, так и в индустрии.

Чем ещё можно заинтересовать студентов, которые хотят учиться?

Магистратура Академического университета РАН: делимся опытомПопробую кратко перечислить всё то, чего нам удалось достичь:

Обучение бесплатно
Если у студента есть право обучаться бесплатно, то он учится у нас бесплатно. Для других студентов оплата довольно символическая.

Индивидуальный подход
Все учебные вопросы можно решать быстро в индивидуальном порядке. Для этого у студентов есть кураторы, к которым они могут обращаться в любое время.

Гибкая программа
В программу включены курсы по выбору. Студент может также по согласованию с куратором заменить какой-нибудь курс в своей программе (если он, к примеру, его уже слушал).

Сотрудничество с компаниями
Кафедра активно сотрудничает с некоторыми крупными российскими IT компаниями (список есть на сайте). IT компании предлагают проекты для студенческих практик и дипломных работ, сотрудники компаний выступают на семинарах и ведут профильные курсы. Благодаря поддержке компаний мы имеем возможность платить студентам повышенные стипендии и помогать им с поездками на студенческие школы и конференции.

Преподаватели
Мы стараемся привлекать преподавателей, обладающих актуальными знаниями. Большинство курсов по разработке ПО читают сотрудники крупнейших IT компаний, математические курсы читают сотрудники математического института РАН, курсы по биоинформатике читают сотрудники лаборатории алгоритмической биоинформатики.

Упор на практику
У каждого студента есть руководитель практики — инженер или учёный в зависимости от направления, который курирует его научно-исследовательскую работу (НИР). Кроме этого, для направления «разработка ПО» каждый семестр проводятся хакатоны «Developer Days» — группы по 3-4 человека в течении нескольких дней «с нуля» разрабатывают различные приложения.

Обратная связь
Мы уважительно относимся к мнению студентов. Для этого мы постоянно проводим опросы, результаты которых позволяют нам оперативно решать возникающие проблемы.

Минусы

Постараюсь описать проблемы, которые у нас возникают.

Перенасыщенная программа
Два года — это очень короткий срок, чтобы успеть научить чему-то осмысленному. Поэтому у нас действительно много курсов. Основная проблема студентов — нехватка времени. Мы, конечно, предупреждаем об этом при приёме на кафедру, но не все могут правильно рассчитать свои силы.

Много отчисляем
Как следствие предыдущей проблемы, к сожалению, отчисляется довольно много студентов. Некоторые уходят сами, не справившись с нагрузкой. Некоторых приходится отчислять за академическую неуспеваемость. До защиты диплома доходит обычно не более 50%.

Неполноценность программы
Нам приходится читать некоторые базовые (т.е. бакалаврские) курсы. Мы бы с удовольствием оставили только курсы магистерского уровня, но мы набираем студентов со всей России (более половины наших студентов не из Питера), учат везде по-разному, зачастую учат плохо. Поэтому приходится «подтягивать» общий уровень.

Работу нельзя совмещать с учёбой
Это является спорным недостатком. В нормальной ситуации так и должно быть. Однако, в наших реалиях студенту сложно прожить на стипендию. Мы в свою очередь стараемся всячески поощрять успевающих студентов: выплачиваются повышенные стипендии, оплачиваются поездки на школы и конференции.

Успехи

Мерой успешности любого образовательного учреждения, конечно, является успешность его студентов. Вроде бы у нас с этим совсем не плохо. Вкратце это можно описать примерно так: кто хотел работать программистом — работает, кто хотел поступить в аспирантуру — поступил, кто хотел уехать в аспирантуру заграницу — уехал.

В добавок можно почитать посты на хабре от наших студентов:
рассказ об обучении на направлении «теоретическая информатика»,
рассказ об обучении на направлении «разработка ПО»,
рассказ об обучении на направлении «алгоритмическая биоинформатика».

В этом году у нас добавилась ещё пара поводов для гордости нашими студентами:

Поступление

При поступлении мы также стараемся избежать бюрократии. Анкета заполняется на сайте. После этого через некоторое время студент приглашается на онлайн тестирование. После удачного прохождения теста студент приглашается на собеседование. Через пару недель после собеседования мы сообщаем результат.

Вопросы

На следующие вопросы мы так и не смогли найти хороших ответов.

  1. Как решить проблему с необходимостью читать базовые курсы?
    Ничего адекватного, кроме открытия собственного бакалавриата мы пока не придумали.
  2. Чем привлекать сильных студентов?
    Пока мы считаем, что сильные студенты будут заинтересованы в сильной программе и большим количеством практики. Может быть мы что-то упускаем?
  3. Какие направления обучения заинтересовали бы вас?
    У нас три направления, которые обхватывают достаточно широкую аудиторию. Что осталось за бортом?
  4. Как правильно рекламировать IT образование?
    Этот вопрос нас давно волнует. Большинство рекламы вузов «в реале» (к примеру, в метро) мягко говоря отрицательные чувства. Где правильно рекламироваться в сети? В этом году попробуем контекстную реклама в социальных сетях. Где ещё? В прошлом году в качестве эксперимента сделали вот такой видеоролик.
    Магистратура Академического университета РАН: делимся опытом
    Куда его повесить?

Спасибо за внимание. Буду рад ответить на любые вопросы, выслушать пожелания и комментарии. Если вы занимаетесь IT магистратурой где-нибудь в другом месте, то я буду рад услышать о вашем опыте.

Автор: avsmal

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js