- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Этим летом в Москве прошла первая летняя школа по биоинформатике. В ней приняло участие более 100 человек, которые приехали из различных уголков России и СНГ и были разделены на два потока: «информатики» и «биологи». Организовал мероприятие Институт биоинформатики в сотрудничестве с СПбАУ РАН, МГУ, ИППИ РАН и программой GameChangers.
Про то, как прошла сама школа, на хабре уже писали наши студенты [1]. Теперь же каждый желающий, не имевший возможности поучаствовать в школе, может ознакомиться с интересующими его докладами: мы выложили все видеозаписи лекций [2] и все слайды презентаций [3] онлайн.
Если вы впервые слышите про биоинформатику, то советую в первую очередь посмотреть вводную лекцию [2] Аллы Лапидус, которая расставит всё на свои места. Сейчас Алла занимает ведущие позиции в центре геномной биоинформатики СПбГУ и в лаборатории алгоритмической биологии СПбАУ РАН, а ранее долгое время руководила геномными проектами в DOE Joint Genome Institute (Калифорния).
Под катом можно посмотреть список всех прошедших лекций, включая их краткие описания, которые помогут вам сориентироваться, а также полные видеозаписи на русском.
И в самом начале этого списка хочется сказать огромное спасибо Кириллу Григорьеву, который безвозмездно снимал и обрабатывал всё видео со школы, а также Ярославу Баранову и Павлу Яковлеву, которые помогали в съемках.
Первый день школы прошёл на биофаке МГУ и состоял из достаточно сложных лекций, в которых ведущие учёные рассказали о последних трендах в биоинформатике:
Победитель программы мегагрантов, руководитель лаборатории эволюционной геномики ФББ МГУ, Алексей Кондрашов, рассказал о том, что такое микроэволюция и популяция, какими характеристиками они обладают, какие задачи стоят в изучении микроэволюции и роль в этом процессе биоинформатики. Были рассмотрены такие темы, как: изменчивость популяций, мутационный процесс, дрейф, отрицательный, положительный и балансирующий отбор, размножение, географическая структурированность популяций. [слайды] [4]
Во второй лекции было рассказано об огромном потенциале стволовых клеток и, в частности, индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК) для развития новейших методов клеточной терапии, создания модельных систем с целью изучения механизмов заболеваний и разработки лекарственных препаратов. В лекции обсуждались свойства и функциональные маркеры репрограммирования ИПСК, а также рассказывалось, как с помощью изменений в метилировании ДНК, модификации и транскрипции гистонов в сочетании с биоинформатическими методами создавать специфические маркеры, которые различают стволовые клетки и определяют их судьбу. [слайды] [5]
Далее было рассказано о применении методов биоинформатики в антропологии, а также освещена проблема этичности в сфере генетических исследований. Помимо этого, была затронута такая неожиданная и интересная тема, как сопоставление генетических и лингвистических данных. [слайды] [6]
Филипп рассказал про фенотип, генотип и процесс перехода от фенотипа к генотипу; развитие человеческого
Начиная со второго дня, школа проходила в Подмосковье. Лекции начались с наиболее простых для понимания, с постепенным повышением сложности к концу школы:
Была рассказана история дисциплины и различные трактовки понятия «биоинформатика», а также об основных областях применения биоинформатики, включая вопросы использования биоинформатики в медицине. [слайды] [9]
В нескольких лекциях было дано введение в молекулярную биологию для слушателей небиологических специальностей, включающее такие темы, как: структура и функции ДНК и РНК, центральная догма молекулярной биологии (ДНК → РНК → белок), структура белков и их функции, основные компоненты клетки и их функции. [слайды 1] [10] + [слайды 2] [11]
Было рассказано о рекомендованных методиках и способах разработки научного ПО. Многие из этих способов давно известны и успешно применяются в сфере разработки программного обеспечения, но требуют адаптации под «научную среду». Отдельное внимание в лекции уделено технологиям оптимизации производительности программных комплексов. [слайды] [12]
Во второй лекции Филипп рассказал более подробно о сфере своей научной деятельности, включая изучение специфичной для человека РНК по сравнению с другими млекопитающими, такими как шимпанзе и мышами; процессы старении
Было рассказано об истории секвенирования, дан обзор популярных и развивающихся сегодня технологий, описаны их особенности и области применения. В лекции подробно обсуждается процесс и существующие программы для сборки генома, а также дается ответ на вопрос, существует ли единственный лучший ассемблер. [слайды] [14]
Посты Андрея andrewprzh [15] на эту тему на хабре: Биоинформатика: взгляд изнутри [16] и Снова о биоинформатике: сборка бактериальных геномов [17].
Было рассказано о технологиях секвенирования транскритома и техниках анализа данных, специфичных для данного типа эксперимента, включая методы выравнивания коротких ридов с учетом сплайсинга, сборку транскриптов, способы реконструкции изоформ, сравнительный анализ экспрессии генов, а также методы поиска деформаций в геноме и генов слияния (fusion genes). [слайды] [18]
Было рассказано о постановке задачи сборки генома и использование для ее решения графов де Брюина. В лекции также обсуждаются различные проблемы, связанные с ошибками секвенирования или нехваткой ресурсов. [слайды] [19]
Было рассказано о различных компьютерных программах, позволяющих анализировать данные Next Generation Sequencing (NGS), и о принципах, позволяющих их эффективно комбинировать и использовать. [слайды] [20]
Во второй своей лекции, Алла рассказала об истории развития технологий секвенирования и разнообразии существующих биологических баз данных, которое диктуется многообразием стоящих задач и растущим приложением этих технологий в настоящее время (например, в персонифицированной медицине). [слайды] [21]
В этой лекции было рассказано о нескольких биотехнологических проектах глазами инноваторов и инвесторов, а также был подробно представлен личный опыт спикера, являющегося основателем биоинформатического стартапа iBinom, по взаимодействию с венчурными фондами и институтами развития. [слайды] [22]
Было рассказано о библиотеках для секвенирования и ресеквенирования, сборке хромосом, использовании референсных геномов близкородственных видов и о различных аспектах аннотирования генов. [слайды] [23]
Было рассказано об основных приложениях биоинформатики в медицине и перспективных направлениях ее развития; о геномной медицине, задачах и требованиях к качеству клинических данных, подходам к их получению и трансляции. Вторая часть лекции посвящена техническим аспектам создания ПО, предназначенного для клинической интерпретации биоинформатических данных (принципиальные способы построения pipeline'ов анализа, модульная организация, существующие фреймфорки и сервисы, специфические для биомедицинского ПО, особенности дизайна). [слайды] [24]
Миниконференция проходила в формате презентаций участников летней школы, которые модерировал Михаил Райко (СПбГУ, СПбАУ РАН). На стадии конкурсного отбора была возможность подать тезисы, и отобранные 13 человек рассказали о своих исследованях в формате пятнадцатиминутных докладов. С подробными темами и слайдами докладчиков можно ознакомиться на сайте [25].
В рамках данного семинара для информатиков подробно рассказано об эффективных алгоритмах и методах для анализа данных NGS. Во второй части семинара к Андрею Пржибельскому подключился Антон Коробейников, также из лаборатории алгоритмической биологии СПбАУ РАН.
Было рассказано о современных направлениях исследований в сфере моноклональных антител, описаны их виды, свойства и спектр применения, а также подробно разобран процесс разработки с рассмотрением его стадий и используемых методов (на примере биотехнологической компании BIOCAD). [слайды] [26]
Было рассказано о том, чем отличаются последовательности ДНК разных видов, почему сходные гены работают по разному и почему конкретные гены работают в конкретный момент времени (в конкретной ткани). Освещены такие вопросы, как синтез РНК и последующие стадии, тканеспецифичная экспрессия, регуляция и регуляторы транскрипции, а также представлен обзор различных методов и технологий изучения ДНК-белкового взаимодействия и регуляции генов и сравнение существующих программ. [слайды] [27]
В двух лекциях, наполненных математикой, было рассказано о статистических принципах и результатах, позволяющих оценить значимость совпадений между строками и отличить действительно неслучайные совпадения от случайных (для биоинформатика BLAST — это стандартное средство для поиска схожести между последовательностями белков и нуклеотидов, самая цитируемая научная статья [28] 90-х годов). Предполагается, что слушатель лекции знаком с основными понятиями статистики и теории вероятностей (распределение, случайная величина, среднее, оценка, статистическая гипотеза).
В своей второй лекции, Александр рассказал на примере компании BIOCAD о структуре и организации работы современных фармацевтических компаний, типах и свойствах лекарственных препаратов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний, иммуноглобулинах и причинах их разнообразия, использовании антител и их свойств в терапии, а также других смежных темах. [слайды] [29]
Было рассказано о практическом опыте и результатах использования оборудования IonTorrent для различных целей: чтение и сборка генома, ресиквенс, библиотеки парных ридов, метагеномика, 16S анализ и другие. [слайды] [30]
Было рассказано о правилах и методиках написания научных статей на английском языке, правильном использовании лексики, пунктуации, структуре текста и типичных ошибках. [слайды] [31]
В этой лекции было рассказано о построении искусственных регуляторных сетей с заданным поведением, например флуоресцентно осциллирующих колоний бактерий, а также о необходимых для этого математических моделей и методах их исследования, важнейших теоретических и экспериментальных результатах, полученных в этой области, о ряде открытых актуальных задач. [слайды] [32]
В следующей лекции Алексей, коллега Михаила, продолжил тему построения искусственных регуляторных сетей со сложной динамикой. [слайды] [33]
В этом научном докладе Мария, сотрудница лаборатории Сергея Киселёва (который прочитал в первый день лекцию о генетическом репрограммировании соматических клеток), рассказала о сравнении эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) и индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК), имеющих различную генетическую природу и решении задачи доказательства их идентичности. В лекции было рассказано о создании изогенной системы, позволяющей провести сравнения экспрессии (Illumina HT12) и CpG метилирования (Illumina 450k) ЭСК, дифференцированных клеток и ИПСК. В рассказе освещены молекулярные и биоинформационные методы, использованные в анализе, а также озвучены предварительные результаты этого исследования. [слайды] [34]
Несмотря на то, что последняя лекция школы состоялась в 10 утра в субботу (после пятничного прощального вечера), почти все участники школы смогли её посетить, и Алексей рассказал о различных способах картирования геномов – от использования BAC-клонов до метода радиационных гибридов и сборки с использованием близкородственных референсных геномов, в том числе об определении порядка скэффолдов, что является важным шагом для сборки и финиширования геномов. [слайды] [35]
Учитывая большой интерес к школе и положительные отзывы участников, мы решили проводить её ежегодно. Летом 2014-ого школа пройдёт в Питере. Кроме того, если вас заинтересовала тема, то записывайтесь на начинающийся онлайн курс по алгоритмам в биоинформатике на Coursera [36] (хабрапост о курсе [37]).
Отдельно хочу поблагодарить команду организаторов школы – Катю Чайкину и Аню Черныш, – без которых школа бы не состоялась, а также всех помогавших нам друзей и волонтёров. Ну и, конечно, наших добрых спонсоров, в особенности широко известную компанию JetBrains [38] за стабильную поддержку Института биоинформатики в течение последних трёх лет.
Красивый отчёт об итогах школы можно прочитать тут (осторожно, PDF на 6.5 MB) [39].
Институт биоинформатики: сайт [40], твиттер [41], вконтакте [42], летняя школа по биоинформатике 2014 [43].
Автор: vyahhi
Источник [44]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/bioinformatika/46498
Ссылки в тексте:
[1] писали наши студенты: http://habrahabr.ru/post/189062/
[2] видеозаписи лекций: http://www.youtube.com/watch?v=Ep9oDoa95Ak&list=PLjKdf6AHvR-FtZyD5u9MtQMTCNxRfmoEu
[3] слайды презентаций: http://bioinformaticsinstitute.ru/summer2013/materials
[4] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/kondrashov.pdf
[5] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/kiselev_0.pdf
[6] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/prokhortchouk_new.pdf
[7] мозга: http://www.braintools.ru
[8] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/khaitovich_0_p1-p66.pdf
[9] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/lapidus_1_0.pdf
[10] [слайды 1]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/volodina_1.pdf
[11] [слайды 2]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/volodina_2.pdf
[12] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/okonechnikov_1.pdf
[13] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/khaitovich_0_p67-p132.pdf
[14] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/prjibelski_1.pdf
[15] andrewprzh: http://habrahabr.ru/users/andrewprzh/
[16] Биоинформатика: взгляд изнутри: http://habrahabr.ru/post/143115/
[17] Снова о биоинформатике: сборка бактериальных геномов: http://habrahabr.ru/post/186492/
[18] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/okonechnikov_2.pdf
[19] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/nurk.pdf
[20] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/okonechnikov_3.pdf
[21] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/lapidus_2.pdf
[22] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/afanasyev_new.pdf
[23] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/sbs1_dobrynin.pdf
[24] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/sequoia_0.pdf
[25] сайте: http://bioinformaticsinstitute.ru/summer2013/miniconf
[26] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/karabelsky_1.pdf
[27] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/makeev.pdf
[28] статья: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2231712
[29] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/bioinfinst-biol.pdf
[30] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/alexeev_new.pdf
[31] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/kuznetsova.pdf
[32] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/ivanchenko.pdf
[33] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/zaikin.pdf
[34] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/shutova.pdf
[35] [слайды]: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/makunin.pdf
[36] онлайн курс по алгоритмам в биоинформатике на Coursera: https://www.coursera.org/course/bioinformatics
[37] хабрапост о курсе: http://habrahabr.ru/post/196870/
[38] JetBrains: http://habrahabr.ru/company/jetbrains/
[39] отчёт об итогах школы можно прочитать тут (осторожно, PDF на 6.5 MB): http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/bioinformatics-summer-school-2013.pdf
[40] сайт: http://bioinformaticsinstitute.ru
[41] твиттер: https://twitter.com/bioinforussia
[42] вконтакте: https://vk.com/bioinf
[43] летняя школа по биоинформатике 2014: http://bioinformaticsinstitute.ru/summer2014
[44] Источник: http://habrahabr.ru/post/198784/
Нажмите здесь для печати.