Как переквалифицироваться в бизнес-аналитика

в 8:39, , рубрики: business analysis, business analyst, switcher, бизнес-анализ, Блог компании EPAM, свитчер

В этом материале Ксения Жайворонок, бизнес-аналитик EPAM Ukraine, делиться рекомендациями о том, как попасть в профессию, и историей своего пути от филолога до бизнес-аналитика.

Как переквалифицироваться в бизнес-аналитика - 1Источник фото: pexels.com

Что необходимо для успешного старта?

Когда вы меняете сферу деятельности, у вас уже есть какая-то база. Если вы айтишник, вам будет легче, поскольку вы уже понимаете специфику отрасли и привычны к сленгу. Если же для вас это первая работа в IT, потребуется больше времени и «домашней работы», чтобы познакомиться с этим миром и научиться понимать его язык.

За один вечер — и даже за неделю — бизнес-аналитиком не стать. Потребуется планомерная и методичная работа. Я поделюсь с вами своим видением необходимых составляющих перехода.

Определите свои сильные стороны

Внимательно посмотрите на свою нынешнюю профессию: чему вы научились благодаря ей? Вспомните свои достижения, успешные проекты, людей, которые вам помогали и учили вас, людей, которым помогли вы. Вспомните свои ошибки и промахи: каких навыков вам не хватило, чтобы их не совершать, чему они вас научили, получилось ли у вас наработать эти недостающие навыки? Вспомните все прошлые профессии и проанализируйте их таким же образом. Это своеобразная инвентаризация вашего опыта и умений. В результате такой работы у вас будет ваша личная база: появится ощущение надёжной опоры, и список областей, которые требуют дополнительного внимания.

Изучите теорию

Обычно она пугает больше всего, но теория действительно важна, и к ней нужен правильный подход.

  1. Рекомендую обратить внимание на книгу Карла Вигерса «Разработка требований к программному обеспечению» (посмотрите очень хороший обзор Николая Кочнева). Главный плюс — она переведена на русский язык. Не нужно пугаться объёма или терминологии. Читайте медленно, спокойно и внимательно — и обязательно отслеживайте параллели со своим жизненным опытом. Такое «приземление» даст уверенность в том, что вы сможете разобраться.
  2. Если с английским проблем нет, очень рекомендую пройти курс Client Needs and Software Requirements на Coursera. Он проще книги Вигерса. Чтобы пройти бесплатно, нужно записаться и выбрать опцию Audit. Этот курс — часть Software Product Management Specialization, которая будет очень полезна тем, кто мало знаком с IT. Вы узнаете не только о бизнес-анализе и работе с требованиями, но и о методиках разработки ПО и планировании проекта. Специализацию бесплатно пройти нельзя, но можно проходить каждый курс по отдельности в режиме аудита.

Учите английский

Изучение английского языка — одна из главных инвестиций в освоение профессии. Для того, чтобы претендовать на позицию Junior BA, нужен английский не ниже B1. Это значит, что нужно уметь общаться с носителями языка. Выберите комфортный и приятный вам вариант занятий: с преподавателем очно или по скайпу, в группе или индивидуально. Обязательно погружайте себя в мир языка: смотрите фильмы и конференцию TED в оригинале, пойте песни, смотрите мемы (why not?), читайте комиксы, статьи, книги, подпишитесь на любимых знаменитостей в соцсетях.

  1. Замечательная книга с рекомендациями по изучению языков — «9 ½ недель на иностранный язык или как учить язык головой, а не 5 лет» Алексея Бессонова и Марины Рубан.
  2. Любимая книга по английской грамматике — «English Grammar in Use» Реймонда Мёрфи теперь в виде приложения.
  3. Основы языка шикарно объясняет Дмитрий Петров в видеокурсе «Полиглот. Выучим английский за 16 часов!»

Учитесь эффективно общаться

Вы будете очень много взаимодействовать с разными людьми: клиентами, разработчиками, тестировщиками, менеджерами. Научитесь строить корректное общение: важно ценить время других людей, ясно и точно формулировать свои мысли, помогать в этом клиентам и коллегам, выбирать подходящий способ и инструменты общения. Эти навыки позволят вам стать ценным игроком команды и принесут большую пользу проекту.

  1. Рекомендую книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай». Она учит корректной и уважительной коммуникации, расскажет, что такое инфостиль, как мыслить «в мире клиента», что такое стоп-слова и почему их нельзя использовать, как написать текст, который будет приятно читать. Будет полезна всем без исключения.
  2. И ещё одна отличная книга от Максима и Людмилы о том, как не бесить людей в эпоху мейлов, мессенджеров и чатиков, — «Новые правила деловой переписки».
  3. Клотер Рапай «Культурный код» — эта книга позволит взглянуть на мир глазами представителей разных культур, покажет, что об одних и тех же вещах мы думаем по-разному. Этот подход окажется очень полезным, когда нужно будет выстраивать общение с зарубежными клиентами или координировать мультинациональные команды разработки.

Включайте любопытство и эмпатию

Вы будете тем человеком, который задаёт самые дурацкие вопросы. Некоторые из них в итоге приведут к большим открытиям и отличным решениям, некоторые нет. Не бойтесь выглядеть глупо: бизнес-аналитик не должен быть самым умным человеком в комнате. Хорошо, если у вас есть опыт «клиента» бизнеса, для которого вы разрабатываете решение — покупателем интернет-магазина был, наверное, каждый. Но что делать, если ваше приложение координирует работу скорой помощи, и у вас нет возможности общаться с докторами, медсёстрами и администрацией больницы? Найдите в соцсетях и подпишитесь на людей, которые работают в этой области. Очень многие щедро делятся своим видением, опытом, жалуются, если их что-то не устраивает. А нам как раз нужна эта информация! Круто, если эти люди будут из разных стран: вы заодно прокачаете язык и межкультурную коммуникацию!

  1. «Что такое Jobs-to-be-done и Job stories» — прекрасная статья Анны Булдаковой об основах фреймворка Jobs to be Done со ссылками на отличные книги и ресурсы по этой теме. Jobs to be Done поможет лучше понять клиентов бизнеса, а значит и выбрать лучшее решение их проблем. Очень советую подписаться на канал Анны в Телеграмме: она щедро делится своим опытом работы менеджером по продуктам в Яндексе, Интеркоме и Фейсбуке.
  2. «Жалоба — это подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях» — замечательная книга об управлении жалобами и о том, как извлекать из них пользу для бизнеса.

Будьте готовы учиться всю жизнь

Сфера IT очень динамичная. Не получится выучить что-то раз и навсегда: вы должны быть готовы учиться всю жизнь. Да и в одном проекте «отсидеться» не получится: рано или поздно придётся переключаться. На старте нового проекта, или при переходе на другой вам будет нужно уметь в короткие сроки обрабатывать большое количество информации. Как сделать это правильно?

  1. Очень помогут методики, описанные профессором Барбарой Окли в книге «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее».
  2. Этот же материал изложен на её курсах «Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects» и «Mindshift: Break Through Obstacles to Learning and Discover Your Hidden Potential» на Coursera.

Освоив и применив рекомендации Барбары, вы сможете сами учиться быстрее и эффективнее, и сможете помочь в учёбе вашим близким.

Ещё сомневаетесь?

«Где взять опыт для первого проекта?» — частый вопрос. Отсутствие опыта не должно вас останавливать. Когда будете читать теорию или проходить курс, «закажите» проект сами себе, или договоритесь с другом, чтобы он был клиентом. Пройдите весь путь в игровой форме, но с настоящими планами, схемами, юзер стори «и вот этим вот всем». Вы многому научитесь и будете чувствовать себя увереннее.
«Нужны ли сертификации?» — для того, чтобы начать работать, они не обязательны. Посмотрите вакансии: в большинстве случаев сертификации не требуются. Тем не менее, International Institute of Business Analysis предлагает для желающих сертификацию первого уровня L1 – ECBA (Entry Certificate in Business Analysis). Она подходит для людей без опыта работы в бизнес-анализе, но нужны подтверждённые часы профильного развития.
Составьте ваше собственное представление об этой профессии. Отправная точка у вас уже есть, расширяйте поле поиска:

  1. Познакомьтесь с живым аналитиком :) Если вы интроверт, начните общаться в соцсетях или попросите друзей вас познакомить. Опыт других людей бесценен: вы сможете узнать о профессии и о разных компаниях, и выбрать то, что вам действительно по душе.
  2. Сходите на тематические конференции и другие профессиональные тусовки, посмотрите на людей, чем они живут, чем интересуются — вы хотите так же?
  3. Почитайте классиков бизнес-анализа и проектирования — близки ли вам проблемы, о которых они пишут, готовы ли вы искать их решение, интересно ли вам?

Если да — welcome!

Как получилось у меня

В IT я уже 10 лет. В школе углублённо изучала математику и информатику, потом закончила магистратуру факультета иностранных языков ХНУ им. В. Н. Каразина по специальности английский язык и литература. Первой работой в IT было тестирование: получить первый «боевой» опыт работы и подготовиться к собеседованию мне помог друг, которому я очень благодарна. Димка, спасибо! Передаю дальше :)

Потом я пробовала себя в бизнес-анализе, управлении проектами, рекрутинге, HR и ивент-менеджменте. Это был очень ценный опыт, который подарил более широкое видение IT-процессов, позволил прокачать soft skills, наделать кучу ошибок, познакомиться с замечательными людьми, сделать крутые проекты, и, наконец-то, определиться с тем, что ближе всего. На данный момент я уже больше года работаю бизнес-аналитиком в харьковском офисе EPAM.

Результатом всех этих метаний и поисков стал список рекомендаций, которым я делюсь выше. Он опробован на мне и моих друзьях, и даёт очень хорошие результаты. Попробуйте!

Автор: Opetrunok

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js