- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В начале июня в бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ прошла конференция по вопросам вывода российских стартапов на глобальные рынки HSE {GlobalStartup}, на которой собрались представители предпринимательского и инвестиционного сообщества. Мы расспросили их, с чего начать свежим выпускникам, которые хотят заняться бизнесом, как пополнять багаж знаний и какие качества ценятся на вес золота.
Учитывая, как быстро развиваются отрасли, по какой специальности вы бы не учились, вы можете выйти из учебного заведения, а в мире все уже по-другому. Знания нужно оттачивать постоянно.
Например, может помочь прекрасный англоязычный ресурс Udemy, где множество курсов по предпринимательству. Если хочется лекций от зарубежных преподавателей из лучших школ, но с переводом на русский, то есть ресурс Eduson.tv. Но главное – «вариться» в предпринимательской среде. Даже стандартное бизнес-образование можно условно разделить на три части: 30% составляют теоретические знания, 30% – опыт приглашенных экспертов и спикеров, а остальное – общение и нетворкинг в предпринимательском сообществе.
К качествам, важным для предпринимателей сегодня, относится готовность идти на риск (собственно, первый риск, на который идет стартапер, – выбор между стабильной работой и собственным делом) и находиться в состоянии неопределенности, пока стартап не превратится в бизнес и не начнет приносить доход, не будет продан или не выйдет на IPOи будет управляться, как большая корпорация.
С моей точки зрения, предрасположенность к предпринимательской деятельности – навык приобретаемый.
Общайтесь с правильными людьми, извлекайте уроки из историй как успехов, так и провалов, посещайте мероприятия для стартаперов.
Но не забывайте, что конференция конференции рознь – на крупных мероприятиях, охватывающих широкий спектр тем, проводимых при поддержке именитых спонсоров, как правило вкуснее кормят и полиграфия раздаточных материалов лучше, но это никак не влияет на качество и релевантность докладов. Более камерные, узкоотраслевые встречи зачастую бывают продуктивнее. Курсы, как и книги, стоит выбирать осторожно – некачественного контента в наши дни хватает с лихвой. Посоветуйтесь с более опытными товарищами, чтобы впоследствии не сожалеть о потраченном впустую времени.
Есть такой термин, который наиболее полно описывает главное качество, которым обязан обладать стартапер: ‘Highpaintreshold’.
Впервые я услышал его от основателя и генерального директора компании KupiVIP.ruОскара Хартмана. Путь предпринимателя похож на бесконечную полосу непреодолимых препятствий, и только обладающие железной волей имеют шансы дойти до конца, достигнуть цели. И еще один совет – не бойтесь совершать ошибки, но не забывайте извлекать из них уроки.
Во-вторых, важно найти себе авторитета. Их может быть несколько. Для этого нужно ходить на предпринимательские тусовки, изучать стиль уже сложившихся предпринимателей, срисовывать с них первый узор, начинать общаться – пусть для начала онлайн, попроситься к ним на стажировку или работу. Это научит отделять зерна от плевел и смотреть не только на внешний фасад, но и на внутреннюю философию предпринимателя.
Третий совет – пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Сначала это могут быть участие в «безболезненных» деловых играх, к примеру «Железный предприниматель», где каждый может попробовать себя в роли основателя стартапа, выдвинуть свою стратегию развития бизнеса или применения инновационной технологии. Углубляясь в предпринимательскую активность, можно создать небольшие проекты – например, околосоциальной направленности. Например, начать акцию на Boomstarter и собрать деньги на какой-то проект, попытаться вовлечь других людей в то, что вы делаете.
Кто такой предприниматель? Предприниматель – это лидер, который меняет вокруг себя окружение и благодаря этому зарабатывает деньги.
Наконец, последний совет – учиться. Бизнес – это игра, и чтобы в ней преуспеть, нужно выстроить пошаговую стратегию и добрать тех компетенций, которых вам не достает. Например, посмотреть программы акселерации – только в одной Москве более 15 точек, где можно проходить программы обучения для предпринимателей и в большинстве случаев бесплатно. Для стартапера очень важны коммуникативные навыки. Как это ни странно, чтобы их развивать, часто молчание и умение слушать – главное, что потребуется. Вы можете просто наблюдать за людьми и подмечать: у этого это хорошо, а у этого – то. Я веду тренинги для тренеров, и на занятиях мы иногда анализируем речь друг друга: удивительно, но в речи двух человек можно найти по 50 дистинкций!
Я набрался духу, ушел с работы и начал собственные проекты. Сегодня я занимаюсь стартапом Owely – это аудионавигатор для слабовидящих и слепых людей. Началось с того, что я заметил растущий тренд на носимые устройства и решил сделать навигатор, встроенный в часы. Говоришь адрес, и он тебя направляет – вибрирует и указывает стрелкой, куда идти. Но тут я посмотрел на конкурентов, понял, сколько еще компаний выпустит подобный продукт, немного расстроился, а потом задал себе вопрос: «Я же хотел создать навигатор, на который не нужно смотреть. А кому не нужно смотреть?». Ответ нашелся тут же: слепым и слабовидящим. К участию в развитии проекта удалось привлечь немало неравнодушных людей – например, волонтеры шагами отмеряли метро.
Стартаперское сообщество я бы разделил на два вида. Приведу условный пример. Есть ребята, которые сидят в гараже и что-то вдохновленно пилят. И другие: те, кто на тусовках в коворкингах вдохновенно рассказывают: «У нас такой-то проект – мы усердно работаем, пилим-пилим и никак допилить не можем». А потом они приходят в гараж, а там ничего не происходит. Они не ловят кайфа от того, что делают – гораздо важнее для них ходить и рассказывать налево и направо, что у них есть стартап. Поэтому нужно учиться понимать среду, в которую вы попадаете. Что касается нетворкинга, он полезен, когда вы точно знаете, какая у вас проблема и что может помочь ее решить. Надо ставить себе KPI: «Я пойду на эту конференцию, потому что она по моей тематике, и возьму 10 визиток». Если план не выполнен, то считайте, что вы просто сходили погуляли.
Важно развивать в себе навыки красноречия, чтобы при любой удачной возможности суметь рассказать о себе и своем проекте за две минуты. Не меньше ценится умение слушать, оказываться в нужное время и нужном месте. Довольно часто бывает, что вам встречаются люди, которые могут оказаться полезными, а вы их упускаете, потому что возомнили себя слишком умными. Наконец, стартаперу не обойтись без упорства: он не бросает дело, когда что-то не получается, а задается вопросом: «Как я могу это исправить»? Ведь необязательно отказываться от идеи, продукта или аудитории – можно просто перенаправить выбранный курс. Переупаковать его в другую упаковку.
Инкубационные и акселерационные программы – неплохой вариант для старта, но не рассчитывайте, что они сделают вас миллионерами. Нужно много работать самим. В инкубаторах в среднем только три человека из десяти действительно делают что-то, чтобы поднять свой проект, – остальные не понимают, что делают. И из этих десяти проектов взлетает только один. Остальные либо теряются в аудитории, либо сталкиваются с проблемой лидера, когда он задает неверный курс и не слушает знающих людей. Многие думают, что они Стивы Джобсы и в одночасье изменят мир, но предпринимательство – это кропотливый труд.
Если вы увлечены идеей своего проекта, вам не только гораздо легче мотивировать себя заниматься им, но и проще убедить в его достоинствах возможных партнеров, инвесторов и клиентов. Неудача – это что-то, из чего можно извлечь пользу. Намного эффективнее понять причину неудачи (скажем, неверно выбранная целевая аудитория), чем держаться за бизнес, который не жизнеспособен. Совет всем студентам и выпускникам: общайтесь с людьми из разных групп – особенно не из вашей индустрии. Наличие разнообразных сетей будет неоценимо, если в один прекрасный день вы решитесь заняться своим бизнесом.
Когда вы запустили свой проект, но что-то идет не по плану, важно быть адаптивным – уметь изменять бизнес-модель и ее элементы в соответствии с обстоятельствами, которые возникают. Вы выбрали определенную гипотезу и собираетесь ее придерживаться, но со временем понимаете, что сделали ставку не на то. Важно вовремя это диагностировать и быть гибким, чтобы быстро изменить модель и подстроиться под рынок. При этом вы должны быть настойчивыми и упертыми, потому что не дожать ситуацию иногда хуже, чем изменить ее преждевременно.
Наконец, пару слов о предпринимательском сообществе. Нетворкинг просто ради нетворкинга не работает. Начинающему стартаперу заниматься одними походами по мероприятиям не стоит – так денег не заработать. Как говорил Ричард Брэнсон, надо брать и делать.
Читайте также наше интервью [1] с Михаилом Ивановым, со-основателем издательства «Манн, Иванов и Фербер» и создателем Smart Reading. Об издательском бизнесе, студенчестве и будущем.
Автор: icanchoose
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/biznes/92652
Ссылки в тексте:
[1] наше интервью: http://icanchoose.ru/blog/mihail-ivanov-o-vybore-biznes-modeli-vedenii-biznesa-v-shtat/
[2] Источник: http://megamozg.ru/post/16722/
Нажмите здесь для печати.