- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
А я было думал, что больше никогда не увижу ком-9 нуль-модем
В час ночи по Москве во Владивостоке отказали кассы. Не только у нас, а по всему городу. Похоже, все модели Штрих-М, которые стоят много у кого в сетевой рознице. В два часа ночи по Москве бага перепрыгнула в соседний часовой пояс. В три часа ночи — в следующий. К утру накрыло и Москву.
Штрих-М стоят, например, по данным РБК, в Пятёрочках, в Магнитах, в Магнолии, на заправках Газпрома и Роснефти. И у нас.
Работать без кассы нельзя. Это нарушение закона. Та же Магнолия около нашего офиса вообще сегодня, как мы увидели, закрылась. Некоторые небольшие сети по всей стране тоже не открывали магазины.
Штрих-М поймали ошибку, про которую производитель, похоже, знал заранее, либо выпустил очень-очень оперативиный хотфикс. По крайней мере, в 9 утра по Москве, прошивка уже была доступна с инструкцией на их форуме.
Вот ветка с обсуждением [1].
На РБК в новости [2] есть комментарий, что если на кассе было включено автообноовление, то сбоя не было. Автообновление по умолчанию выключено на уровне заводского конфига.
Состояние «после активного отсутствия бумаги», касса постоянно уходит в ребут при попытке распечатать любой документ, при попытке сбросить состояние и еще после некоторых команд.
По инструкции с форума Штриха (который, кстати, довольно быстро упал) можно было либо очень просто и оперативно поправить ошибку, если смена ещё не была открыта — либо же долго и мучительно, если смену успели открыть.
Мы успели открыть все смены кроме одной — на тестовой кассе в офисе.
Для того, чтобы выдать покупателю чек, надо три компонента:
Второй и третий компоненты обычно совмещены в модуль, который называется «касса» и подключены к компьютеру, где и стоит интерфейс для набивания товаров в чек. Этот интерфейс обычно сопряжён с учётом товара, но это не очень важно для нашей истории.
Важно то, что чеки нельзя выдать, потому что прошивка кассы дала сбой.
Покупатели приходят, а мы не можем выдать чек.
Невыдача одного чека — это штраф несколько десятков тысяч рублей. Самый страшный залёт, который только бывает в рознице после отравленных продуктов питания.
Это значило, что можно было смело закрывать магазины до устранения проблемы. Именно поэтому этот день П получил такое поэтичное название.
Для нас 20 декабря по продажам — как неделя в июне. Для многих тоже.
Закрываться. Затем перепрошивать кассы.
У Штрихов есть возможность прошиться онлайн — на части касс мы подключались к рабочим местам кассиров удалённо, клали файлы новой прошивки в их софт, и касса это хавала. Перезагружалась и запускалась с новой сменой, можно было работать.
К сожалению, работало это только на тех интерфейсах, где кабель был COM 9pin — COM 9pin. На всех остальных кассах подключения к компьютерам просто не было. Потому что довольно тяжело найти компьютер с COM 25pin, например. У меня в Астрахани лежит, это мой первый 386SX с тактовой частотой 12-20 Мегагерц. На нём идёт «Golden Axe» на двоих, и ещё там можно печатать в Лексиконе и передавать данные по нуль-модему через USB-конвертер (чья вычислительная мощность больше процессора, собственно, компьютера, похоже) на ноутбук.
У нас такой роскоши не было.
Альтернатива — взять флешку с проишивкой и вставить её внутрь кассы. Мы сделали следующее:
В это время Федеральная налоговая служба сделала невероятно адекватную вещь. Вообще, государство меня в последние годы жутко удивляет своей чёткостью решения вопросов (вот другой пример [3], не имеющий отношения к нашей истории). Так вот, ФНС сказала, что можно выдавать товар без чека, но на следующий день на всё проданное надо будет пробить чеки коррекции.
Вот ссылка [4]. Вот цитата:
«С 01:00 20 декабря 2017 года в работе контрольно-кассовой техники производителей АО «ШТРИХ-М», ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель» произошел массовый технический сбой. В связи с этим ФНС России напоминает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ при корректировке более ранних расчетов формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).
Таким образом, в случае технического сбоя после восстановления работы кассы пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.
ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет.»
Чеки коррекции — это такие штуки, которые позволяют проапдейтить уже выданные чеки с некоторым бухгалтерским геморроем, но зато хоть как-то. То есть не тонна бумажек и объяснительных на каждый чек, а сравнительно серийная процедура.
И — главное, можно продавать товар.
Некоторые кассы вообще не имеют слота для флешки. Например, Элвес РР Ф, который сегодня, похоже, не прошёл тестовое внедрение в нашей сети. Только искать ком-разъём на компьютере.
Вот так это выглядит. Касса:
Срываем с неё всё лишнее:
Дорываемся до платы:
Вот сюда ставим флешку:
Может пригодиться вот такой разветвитель — потому что слоты разные:
Выжимка:
Решение проблемы — обновиться на прошивку, что выпустили сегодня. Прошивка от 20.12.2017
Прошивку можно скачать на официальном сайте — www.shtrih-m.ru [5]
При удаленном обновлении:
1. Подключить кассу через COM-шнур
2. Подключиться удалённо к рабочему месту кассира
3. Установить ПО Tera Term и скормить ей прошику.
4. Next-next-читай инструкцию-done и немного типовых настроек.На месте: сделать SD-карту с новой прошивкой, приехать, разобрать кассу, вытащить SD-карту, вставить новую такую же со включённым флагом автообноления, подключить кассу к рабочему месту кассира (чтобы она увидела аплинк до большой сети), обновиться, сделать технологическое обнуление, облегчённо выматериться, поехать в следующий магазин. Флешка уезжает с вами, в кассу в процессе возвращается старая.
Следующая проблема — если касса не работает, то терминалы карт не будут работать тоже. В том случае, если они интегрированы. Это четвёртый компонент кассы. Карина, руководитель розницы и бывшая глава нашего ИТ-департамента, параноик. Она подозревала, что рано или поздно каждая розница сталкивается с отказом касс. Поэтому на всех точках кроме двух было по одному неинтегрированному терминалу в запасе. Следствие — мы могли принимать карты.
40% касс мы прошили дистанционно. К вечеру мы восстановили большинство магазинов. Одну из касс, например, старший точки отвёз домой к своей машине, там подключился к кассе шнурком, дал нашей поддержке доступ по RDP до своей машины — и прошился на месте. Одну из касс везли через пробки 2 часа 40 минут только до офиса от магазина за пределами метро.
Думаю, сегодня, 20 декабря 2017 года, точно войдёт в историю розницы в России. Потому что когда нужно будет обосновать какое-то решение по disaster recovery, будут вспоминать день, когда накрылись кассы.
Автор: Сергей Абдульманов
Источник [6]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/blog-kompanii-mosigra/271213
Ссылки в тексте:
[1] ветка с обсуждением: https://forum.shtrih-m-partners.ru/index.php?topic=33008.0http://
[2] в новости: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a3a36a89a7947f4c7c6659a
[3] пример: https://pravo.ru/story/view/139297/
[4] ссылка: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7139140/
[5] www.shtrih-m.ru: https://www.shtrih-m.ru
[6] Источник: https://habrahabr.ru/post/345188/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=345188
Нажмите здесь для печати.