Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013

в 7:58, , рубрики: Блог компании Одноклассники

Продолжаем разбирать задачи прошлого года, и на очереди задача про почту.

«В почту уже давно приходят не только письма от друзей. Большинство ящиков забиты рассылками, квитанциями, авиа- и кинобилетами, заказами из интернет-магазинов, купонами, уведомлениями от соцсетей и другими «полезными» письмами от роботов. Сухой и скучный список явно не лучший способ отображения такого контента. Придумайте, как адаптировать веб-версию любой популярной почты под существующую реальность. И, конечно, не забудьте про письма от людей — они самые важные».

Несколько решений прокомментировали главные дизайнеры трёх крупнейших почт в России: Томилов Сергей (Яндекс), Алексей Кандауров (Mail.Ru) и Александр Ковбович, разработавший последнюю версию дизайна Рамблер Почты. Давайте посмотрим, что сказали профи нашим конкурсантам.

Антон Тюленев

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013
Всё решение

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013

Сергей
Мне очень нравится решение с выносом уведомлений от соцсетей в отдельную сущность. Это правда, они не должны быть письмами, а должны продолжать историю уведомлений на мобильных устройствах.

Антон вначале показывает решение Gmail, с ним и сравниваю. Так вот, у Gmail главная фишка в том, что во Входящих остались только люди. А Антону, чтоб выделить людей в списке писем, пришлось убрать акценты с писем от сервисов. Если говорить об эстетике, то выглядит аккуратно, брендирование стало сильнее. Правда, потерял рекламу и связь с другими сервисами. Но, возможно, от этого пользователи только счастливее станут. Плиточный вид — ужасная штука. Мы не читаем информацию, мы её сканируем. Наш мозг очень быстро работает со структурированными данными. А в карточном интерфейсе нет структуры. Модель Pinterest тут не подходит: нам не нужно залипать, нам нужно отделить зёрна от плевел.

Метки, теги, категории, можно их называть как угодно, решены слабо — иконки всегда работают хуже, чем текст. Это всегда шарады. В общем, эта часть в концепции совсем не продумана. Идея с закреплением адресатов интересная: по сути, это Favorites. И если развить мысль, то это замена правил для простых людей.

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013

Алексей
Антон хорошо справился с задачей. Но есть несколько замечаний:

  1. Кнопка добавления папки слишком заметна, хотя это супер-редкий кейс. Большинство людей вообще не создают папки, некоторые люди создают их пару раз за все время жизни ящика и очень маленькая часть пользователей активно с ними работает. Кнопку нужно убрать, чтобы не занимать лишнее место.
  2. Антон убрал всё, кроме аватарок людей. Но многие пользователи не общается с людьми по почте. Она для них выполняет роль сборщика уведомлений из социальных сетей и других сервисов. Ха, вы думали, это ненужные письма? Ошибались.
  3. Автоматическое тегирование по типу писем. Зачем? Они все равно валятся в основной ящик, а если вам нужен будет Spotify, то вы наберете в поиске «Spotify». Зачем усложнять?
  4. Если люди важнее уведомлений и рассылок, то почему в плиточном виде все наоборот? ;)
  5. Управление аккаунтом — безликий силуэт пользователя? Я бы хотел видеть там свое лицо.
  6. Группировка писем предложенным образом обязательно создаст проблемы потери нужных писем.

Автоматическая группировка уведомлений в верхнем баре и создание там же стеков для отдельных отправителей — очень крутая штука. Жаль, что делать прочитанными оповещения в соцсетях не получится. Сами подумайте, им нужно, чтобы вы заходили к ним на сайт или нет? ;)

Ну и последнее. Ваш макет никогда не утвердили бы, потому что вы отнеслись пренебрежительно к существующему стилю Почты, а также обанкротили ее. Но одна хорошая идея есть. И это уже очень неплохо.

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013

Александр

  1. Фильтрация типов писем. 90% писем в почтовом ящике у среднестатистического пользователя — рекламные рассылки, отчеты, счета, билеты, уведомления и т.д. Набирает популярность кейс, когда пользователи регистрируют второй адрес электронной почты в другом сервисе для получения туда рассылок с сайтов, где они покупают товары или на что-то подписываются. Проблема очевидна — они не хотят смешивать по разным причинам письма от людей с «роботизированными», которых в 10 раз больше. Я думаю, если и смешивать «роботизированные» письма с «человеческими», то дополнительно оптимизировав алгоритмами по определению их важности и прикрутив персонализацию. Например, свежий счет за интернет, билеты, назначенную встречу, очевидно, нужно наглядно вывести, а очередную рассылку от купонной системы можно и спрятать, если мы знаем, что в этой рассылке для пользователя нет ничего интересного.
  2. Предложенная система уведомлений. Идея очень интересная, но есть проблема с реализацией. Почтовый сервис может получать уведомления из других сервисов, если они там включены. Когда уведомление отмечено просмотренным в почте, далеко не факт, что оно будет отмечено просмотренным и в сервисе, т.к. не все сервисы дают право на управление аккаунтом пользователя. С одной стороны, эта функция сильно упрощает и ускоряет работу с информацией, но с другой — подключенные сервисы будут недополучать трафик, поэтому пока сложно с ними договориться.

Иван Корзун

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013
Всё решение

Сергей
Это отличный концепт приложения для планшета. Такой компоновкой и визуализацией дизайнер стимулирует не получать ничего лишнего, только письма по делу, и дел чтоб было поменьше. После захода на страницу почты до момента прочтения письма нужно сделать три клика. В текущих интерфейсах — один. Не знаю, что здесь прокомментировать ещё. Простите, я, видимо, ничего не понял. И макеты на первом экране отличаются от макетов на втором.

Алексей
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!», подумал Иван Корзун и сделал дополнительный, никому не нужный разводной экран, на котором разместил цветные конверты без названия. Это неудачное решение порождает кучу ненужных кликов. По сути, фильтры и метки (папки) Gmail просто поменяли местами. И зря, ведь меток всегда больше, а фильтров ограниченное количество. Поэтому метки (папки) и располагают в левом столбце, чтобы их количество не влияло на интерфейс. Опять же карточки, в которых сложнее ориентироваться, чем в списке. В целом, интерфейс Google сильно испорчен в этом концепте. И описывать это можно бесконечно, но ошибка одна — неправильно выбранный кейс. Пользователю скучно / флэт скучен / анимации мало / если скучно, то не будут пользоваться / нужно давать настраивать почту под себя и ради этого можно поступиться всем.

  1. Пользователю не скучно, а если скучно, то он идет в соцсети или просто меняет тему.
  2. Пользователь решает задачи и нужно упрощать решение этих задач, а не усложнять.
  3. Пользователь отправляет и получает письма, а не кастомизирует дизайн и фильтрацию почты.

Александр
В представленном концепте понравилось несколько решений:

  1. Передача общего настроения — яркость, комфорт, динамика, оживленность.
    Пользователи любят кастомные темы — загружать свои фотки на бэкграунд, выбирать цветовые схемы, стили и всё, что находится на территории личной эстетики. Это подтверждает обратная связь. Но есть проблема: чем больше даешь настроить пользователю личное пространство, тем, со временем, сложнее и дороже его поддерживать разработчикам, главное не переборщить.
  2. Кнопки управления везде в контексте функций и связаны с содержимым по смыслу. В большинстве почтовых интерфейсов элементы управления вынесены куда-то отдельно. И не всегда понятно, особенно новым пользователям, на какой элемент они при нажатии повлияют.
  3. Отображение только новых или непрочитанных писем на главной странице.

Возможно, такое решение будет мотивировать пользователей не скапливать гору непрочитанных писем, т.к. они постоянно дают о себе напомнить.

Айрат Гаффитятуллин

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013
Всё решение

Сергей
Идея с двумя списками забавная. Вторая колонка будет всё время обновляться в отличие от первой. И как же планшеты, мобильные и вот это вот всё? Не понимаю, зачем дизайнер усложнил текущую логику Gmail. Они единственные пока, кто отказался от двух сущностей папки/метки. А тут они возвращаются.

Алексей
Айрат, браво! Вы прекрасно отделили зерна от плевел. Отличный нестандартный концепт. Он наверняка таит в себе очень много проблем, которые не видны на первый взгляд. Но меня порадовало следующее: мы не прячем рассылки. В них не скапливается хлам и не теряются письма. Важные рассылки могут затеряться среди неважных, НО это провоцирует пользователя хотя бы изредка отписываться от ненужного. Если пользователь не получает письма от живых людей, то левый столбец можно не отображать вовсе, а если наоборот, то правый. И по такому же принципу можно делать стиль форматирования столбцов менее или более заметным. Супер!

Александр
Потоковая лента справа, на первый взгляд, позволяет быть в курсе всех событий, на которые подписан пользователь. Такой кейс может эффективно сработать. Но может возникнуть пара проблем:

  1. В режиме чтения письма, чтобы переключиться в список, требуется прикладывать дополнительные усилия, чтобы вернуться назад. Этот переход на длительной дистанции может начать раздражать пользователей.
  2. Пока не ясно как поведет себя лента рассылок, если ежедневно в нее будет добавляться по 20-30 новых писем. Есть вероятность, что пользователи в какой-то момент потеряют с ней контакт и перестанут отслеживать обновления.

Алексей Антонов

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013
Всё решение

Сергей
Я бы пошел дальше и в разных «карманах» сильнее заточил дизайн под содержимое. Как и в первой работе, навигация по карточной системе хуже, чем по списочной. Не понимаю, зачем такую делают. Идея показа письма поверх Входящих мне очень нравится. Тут можно просто вернуться к списку писем.

Алексей
Алексей, я сначала скажу о явных минусах, а потом о плюсах. Ни в коем случае нельзя заставлять пользователя разбираться, кто отправлял то или иное письмо. Письма должны явно отделяться друг от друга именами и аватарами. Выделение собственных писем полосочкой справа — это очень незаметно. Представьте себе переписку тет-а-тет длиной в 30 писем. Отличить что-то будет невозможно. Выбор основного оппонента в ветке — очень спорный момент. Представьте кейс, когда секретарь гендира отсылает письмо всем участникам будущей переписки и становится основным её основным фигурантом, хотя выполняла лишь техническую функцию.

А теперь о хорошем: брендированные шапки стеков рассылок, это здорово. Счётчики в них, думаю, могут быть удобны. Это все сложно, но в Mail.Ru, например, мы нарисовали в «векторе» логотипы для всех рассылочных сервисов и показываем их на месте аватары. Так что брендированные шапки — это сложно, но можно. Идея хорошая.

Александр
Идея показывать социальные виджеты в почтовом сервисе стоит того, чтобы ее хотя бы проверить, насколько я знаю, это даже несложно сделать. Такая штуковина может быть интересной особо занятым людям, которые пользуются в работе сразу несколькими веб-инструментами для коммуникаций. Всем остальным — не уверен. Общаться в почте скучно. Должна быть другая мотивация. В соцсетях пользователей к общению подталкивает общая движуха — комменты, лайки, новые фотки, статусы, видео, игры, а в почтовом сервисе кроме папок больше ничего и нет.

Александр Павлов

Улучшение почты: решения задачи Russian Design Cup 2013
Всё решение

Сергей
Я тоже считаю, что почта должна стать чем-то типа мессенджера с дополнительной функцией: вдумчивый ответ. Тут овердизайн, но если не смотреть на него, то идеи отличные: разбиение всего на две категории (избранное не считаю за категорию), хранение файлов в облаке. Тотальное упрощение, возможно, пойдет почте на пользу, это такая домашняя почта. Без папок, без меток, без тем сообщений — прекрасно.

Алексей
Кейс, выбранный Александром про «привет и бла-бла-бла» неверен. Для такого общения есть куча других сервисов, а почта сейчас существует как приемщик рассылок и социальных уведомлений с одной стороны и инструмент для делового общения с другой. В этом концепте и с вложениями неудобно работать, и разгребать завалы деловой переписки и рассылок.

Но, даже учитывая этот момент, я уверен, что такая почта нашла бы своего пользователя. Это такой слегка расширенный формат мессенджера. Я бы такой штукой точно попробовал пользовался и смирился бы с неудобствами. На время. Жаль, что Александр не показал макет группового чата (переписки с несколькими отправителями).

Александр
Представленный автором вариант почты может хорошо справляться с основными почтовыми сценариями среднестатистического пользователя, который привык общаться в неформальной форме, используя короткие сообщения, скорее всего с уже знакомыми людьми, используя минимум типов информации — текст и изображение. Особенно интересным получился результат из-за того, что здесь используется отличная от привычных модель сортировки писем — по людям. И вся переписка с человеком сохраняется в виде диалога. Такой способ представления переписки позволяется обойти кучу барьеров и в несколько раз ускорить общение между людьми. Например, вместо привычных веток с письмами и бесконечным цитированием переписка собирается в равномерные блоки информации, для доступа к которой достаточно прокрутить страницу.

Также, на мой взгляд, эффективным решением по упрощению и ускорению взаимодействия с интерфейсом является форма быстрого ответа. Пользователь может одновременно писать сообщение и не забывать контекст. Исследование показывает, что больше 30% человеческих писем пишется в несколько строк, на примерно столько же вообще не отвечают, в остальные 40% входят пересылки, длинные письма, письма с вложениями. Поэтому такой формат формы как-никак, кстати, решает задачу быстрой переписки. Если говорить про рабочую аудиторию, то интерфейс никак не адаптирован под групповые переписки. В игру вступают другие форматы контента — побольше, потяжелее, неуправляемые. Для удобства работы с которыми потребуется больше пространства и меньше декоративных элементов.

Итого

Сергей
Никто из участников, кроме первого (он подумал), не приблизился к выполнению поставленной задачи: сделать после Google следующий шаг по удобству. Никто не подумал о том, что с самими письмами можно что-то делать, и это печально.

Алексей
У всех ребят есть один и тот же промах: они рассматривают проблему с одной выбранной точки зрения, мало оглядываясь на другие пользовательские кейсы. Некоторые из них плюнули на корпоративный стиль и даже не постарались объяснить изменение дизайна. Из всех работ, пожалуй, только в одной есть возможность для монетизации (продажа брендированных шапок с уведомлениями), остальные просто решили обанкротить свои компании и даже не показали контекстную рекламу в интерфейсе. Если вы задумываетесь о продуктовом дизайне, то вы должны думать обо всем.

Автор: Alisher

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля