Всегда включен: UX-инновации в современных смартфонах

в 10:13, , рубрики: Блог компании Yota Devices

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

На прошлой неделе, 11-12 апреля, в Центре Digital October в Москве прошла очередная международная конференция Droidcon, одним из партнёров которой выступила наша компания. В рамках конференции мы рассказали об идеологии нашей компании и о том, чем наши устройства могут быть полезны всем тем, кто создаёт Android-приложения.

Евангелистом от Yota Devices в этот раз выступил Георгий Яковлев, наш UI/UX-директор и концепт-дизайнер. О том, что рассказал Гоша участникам конференции, и какие вопросы участники задали ему, читайте под катом.

Always on

Поскольку я занимаюсь созданием пользовательских интерфейсов, меня в первую очередь интересует, как сделать так, чтобы наши пользователи получали необходимый им контент максимально удобным способом.

Одним из путей повышения комфортности работы с гаджетом является так называемая «стратегия always on». То есть когда устройство всегда включено и требует минимального количества манипуляций (в идеале — вообще без них). Сегодня на рынке представлено довольно много различных устройств, которые позиционируют себя как always on.

Простой пример: всевозможные читалки на электронных чернилах. Они потребляют крайне мало энергии и работают месяцами, пока пользователь не начинает с ними взаимодействовать, например, обновлять экран.

Однако это, по сути, очень далеко от пользовательского always-on-опыта: нужно достать устройство, включить экран, листать. С тем же успехом можно взять бумажную книгу, почти никакой разницы. Да, само устройство формально всегда включено. Но оно не даёт человеку опыта взаимодействия на постоянной основе. Что же это за опыт такой?

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

На самом деле, это понятие существует уже много десятилетий. Это один из первых механизмов получения пользователем информации от устройства. К сожалению, изначально этому способу взаимодействия были (и по прежнему остаются) присущи следующие недостатки:

• Получаемая информация очень редко бывает релевантна. То есть далеко не всегда соответствует тому, что хочет получить пользователь.
• Информация почти не таргетирована. То есть она предназначена для огромных масс пользователей, практически без учёта специфики разных групп.
• Третий недостаток является, фактически, следствием двух предыдущих: информация зачастую либо бесполезна, либо вредна. Вредна тем, что она завладевает вниманием пользователя, отвлекает его, не давая ничего полезного взамен.

Каждый из нас прекрасно знаком с устройством, которое даёт нам вышеописанный опыт always-on-взаимодействия. Это телевизор. Предвижу возражения: ведь телевизор нужно включать, нужно переключать каналы. И о чём вообще речь? Поясню.

Доминирующим способом потребления телевизионной информации стал такой: включить телевизор и оставить его работать в качестве фона. А из него льётся всё подряд. Когда что-то привлечёт внимание, человек прислушается, посмотрит на экран. Потом снова отвлекается и занимается своими делами. Способом привлечения внимания являются, например, громкие или необычные звуки, яркие и динамичные картинки.

Это и есть один из самых первых вариантов always-on-опыта взаимодействия с устройством. И далеко не самый лучший. Поэтому в последние годы предпринимались попытки повышения качества потребления телевизионной информации. Например, «Коммерсант ТВ», «Москва ФМ», «Москва 24». Вот примеры экранов у «Коммерсант ТВ» «Москва 24»:

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Экран был разделён на разные участки:

• Видеоконтент, пассивно считываемый пользователем.
• Виджеты, демонстрирующие довольно релевантную информацию.
• Текстовое описание текущего видеосюжета.
• Программа передач на ближайшее время.
• Статистическая информация: погода, пробки, финансы.

Однако и в описанных примерах телевизионного always-on оставался серьёзный недостаток: информация практически нерелевантна. Пользователь никак не мог контролировать, например, состав виджетов. Кроме того, такая подача информации почти не поддаётся таргетированию.

«Москва 24» специализировалась на московских новостях, «Коммерсант ТВ» — на финансово-политических. И если вы не попадали в целевую аудиторию этих каналов, то альтернативы не было. И ещё один большой недостаток, присущий телевидению как таковому, это почти нулевая мобильность самих устройств.

Mostly always on

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Что же принёс нам новый век относительно always-on-потребления информации? Прогресс в этом направлении оказался довольно существенным, но, тем не менее, стопроцентного always-on ещё не достигнуто. Текущую ситуацию можно описать фразой «mostly always on». То есть устройство включено большую часть времени, но не постоянно. Пример: современные мобильные телефоны.

Все усилия мобильной индустрии сегодня направлены на то, чтобы дать пользователям always-on-опыт. И в этом отношении одним из новых путей развития мобильных гаджетов становятся «умные» часы. Они всегда готовы выдавать релевантную информацию, причём практически самостоятельно. Однако и у смартфонов, и у «умных» часов есть две главные проблемы.

Первая — малое время работы от аккумулятора. Те же часы не смогут прожить двое суток без подзарядки, на это способен и далеко не каждый смартфон. И пока что индустрия не может предложить даже перспективных технологий, способных решить эту проблему.

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Вторая проблема напрямую проистекает из первой. Необходимость во всём экономить энергию породила такое явление, как чёрный экран. Даже если устройство живёт активной жизнью, что-то выполняет, что-то принимает или отправляет, экран остаётся выключенным, пока пользователь принудительно не включит его. То есть никакого потребления информации не происходит, хотя само устройство работает.

Причём для того, чтобы добрать до информации, нужно совершить целый ряд действий: нажать кнопку включения, разблокировать, найти иконку нужного приложения, зайти в него и, наконец, получить информацию. 4-5 действий, в лучшем случае — два. При этом нужно ещё взять смартфон в руки, а это тоже действие. Как видите, трудно говорить об always-on-опыте взаимодействия.

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Обратите внимание на один нюанс, не соответствующий принципу always-on. Развитие этих двух видов мобильных устройств пошло по app-центричному (от application) пути. Для получения информации в подавляющем большинстве случаев нужно нажать на иконку какого-либо приложения.

По сути, весь контент «спрятан» за иконками приложений. Ничего не изменилось со времён старого доброго Windows 3.11. Какой-то прогресс демонстрируют разве что виджеты календаря и погоды, которые пассивно выдают какую-то информацию. Но это исключение, а не правило. В целом основной экран смартфонов и часов почти не предоставляет информации, пока вы не совершите какие-либо манипуляции.

True always on

Каким же должен быть настоящий, полноценный always on, из чего он состоит? Мы считаем, что для получения такого опыта должны выполняться как минимум два условия:

1) Достаточно длительное время работы устройства без подзарядки. Если гаджет разряжается за день, если вы не успеваете даже доехать с ним вечером до дома, то про always on не может идти и речи.
2) Релевантность получаемой информации. Посмотрев на работающий телевизор, вы получаете какую-то информацию. Если повезёт, то эта информация будет вам интересна или полезна. Но чаще всего она будет для вас совершенно бесполезна или даже вредна.

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Именно этими критериями мы и руководствовались при создании нашего YotaPhone. Если кто-то ещё не знает, недавно мы анонсировали второе поколение своего смартфона. С обратной стороны у него будет второй экран, полностью сенсорный и на электронных чернилах.
Именно благодаря этому экрану мы сделали большой шаг к тому, чтобы дать нашим пользователям полноценный always-on-опыт. Почему мы так считаем?

Во-первых, мы постарались уйти от app-центричности при выводе информации на второй экран. Мы идём от информации, у нас контентцентричный подход. Пользователю нет нужды совершать какие-то действия, чтобы считать информацию с этого экрана, она всегда представлена на нём и обновляется по мере необходимости.

Во-вторых, мы сделали информацию на втором экране максимально релевантной. Это достигается благодаря тому, что пользователь сам выбирает, что он хочет видеть на этом экране. Вариантов множество: можно создать свой набор виджетов, карточек, уведомлений, любой нужной информации. И чтобы эту информацию получить, достаточно лишь бросить взгляд на второй экран. Не нужно даже трогать само устройство.

И последнее: энергонезависимость. Во втором поколении YotaPhone будет реализована возможность иметь доступ к основным функциям даже в том случае, если аккумулятор почти разрядился и устройство не может работать в штатном режиме. Причём доступны основные функции будут очень долго. Если же смартфон разрядится окончательно, то самая важная информация будет выведена на второй экран. А электронным чернилам, как вы помните, для сохранения текущего состояния не нужна энергия, поэтому выведенная информация останется на экране.

Всегда включен: UX инновации в современных смартфонах

Вопросы и ответы

Вопрос: Вы сказали, что весь контент прячется за иконками, но на самом деле нет. В 4, по-моему, версии вышел long-screen-виджет, то есть ты только нажимаешь кнопку вывести телефон из standby и видишь уже нужную тебе инфу.
— Но ты ее нажимаешь.
— Ну да, безусловно.
— Вот и все ясно. Тебе нужно взаимодействовать с телефоном.

Вопрос: Насколько будет приветствоваться разработка инструментария для поддержки разработки под второй экран? Грубо говоря, можно назвать это участием в разработке SDK, но все равно есть какие-то вещи, которые люди пишут для удобства использования, например, аннотации, или аспектно-ориентированное программирование, или еще какие-то вещи для Android.
— Я думаю, что все, что будет полезно для нового телефона или для новой экосистемы, будет только приветствоваться, конечно же.

Вопрос: Вопрос про релевантность. Считается, что человек сначала настроил, а потом все, что он настроил, это релевантно. Но на самом-то деле человек бывает в разных ситуациях. Будет ли какая-то автоматическая подстройка под географическое положение телефона, ещё что-то?
— В том софте, который мы разрабатываем, мы стараемся учитывать это, стараемся вести статистику, предлагать пользователю какие-то сценарии, делающие получение им контента более релевантным. Но в принципе, это, скорее, задача сторонних разработчиков, которые выпускают приложения. Например, есть Google Now, гипотетически он работает так, как вы описали, но на самом-то деле не работает. Потому что он плохо понимает, что же я хочу получить, несмотря на геолокацию. Вроде как понимает, что я нахожусь здесь-то, но выдает не то. Вроде понимает, что у меня скоро такая-то встреча, но опять выдает не то. И это, в целом, тоже наш подход, мы тоже постараемся, чтобы это было реализовано. Но вопрос сбора данных и анализа этих данных — это ключевой вопрос всей разработки приложений, и я бы сказал, что даже Google пока не справляется. Так что это один из ключевых моментов, по нашему мнению, над которым стоит работать при создании приложений.

Заключение

Всегда включённый экран YotaPhone даёт не только явные преимущества в виде отображения информации, которая необходима конкретному пользователю, но и позволяет реализовать такие сценарии использования устройства, которые невозможны на других смартфонах.

Наша задача состоит не только в том, чтобы просто добавить в наше устройство новые функции, но еще и в том, чтобы изменить сам подход к взаимодействию со смартфоном. Сделать его максимально комфортным посредником между человеком и океаном информации, чтобы он не отвлекал от важных дел или общения.

Если вы занимаетесь разработкой Android-приложений, то рекомендуем посетить наш целевой ресурс: http://developer.yotaphone.com/

Автор: YotaDevices

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля