Блог компании Digital October / Виртуальная реальность: почему враги всегда красные, а вы — всегда за зелёных?

в 6:56, , рубрики: digital october, аватар, большой брат, виртуальная реальность, психология, социальная инженерия

Блог компании Digital October / Виртуальная реальность: почему враги всегда красные, а вы — всегда за зелёных?
Stanford’s Virtual Human Interaction Lab

Простой пример: на миникарте в стратегии ваши войска зелёные, вражеские – красные. Если заглянуть на экран противника – будет наоборот, его будут зелёными, ваши – красными. Цвет не фиксирован, он лишь ваше представление реальности. Даже если будет 10 игроков, каждый будет играть за зелёных.

А как насчёт того, что вы будете больше подсознательно поверите партнёру на переговорах, если он примешает 40% черт вашего лица в свой аватар? Будет для всех присутствующих того же пола и возраста? Идеально подстроится к каждому по дыханию? Добро пожаловать в мир, похожий на Оруэлла, но родом из Стэндфорда.

Теперь представьте лекцию в виртуальной аудитории, где сидит 50 студентов. Вам повезло, вы сели в самом удобном месте, где преподаватель смотрит на вас, где доску лучше видно и вообще всё удобно. Забавно, что другие 49 студентов находятся в виртуальности в этом же месте — и видят вас, например, где-то на краю аудитории. У каждого свой виртуальный мир, где он получает «всё внимание» преподавателя.

Привет, Нео!

На прошлой неделе в Digital October прошла лекция Джереми Бейленсона (профессора факультета коммуникации в Стэнфорде, специалиста по когнитивной психологии) о виртуальной реальности. Он рассказывал о технологиях и преимуществах виртуальной среды — что вполне ожидаемо и знакомо большинству смотревших фильмы «Аватар» или «Суррогаты» — и, что важнее, говорил про то, какие новые социальные аспекты затронет такая реальность. Нет физических условностей — значит, появляется масса новых возможностей.

Для начала — несколько слов о технологии появления «аватаров». С помощью фотогеометрического оборудования и соответствующего софта создаются модели людей и объектов. Эти модели загружаются в некое пространство (технически – сервер отправляет вам полную копию «пререндеренного» аватара), а затем выполняется некий аналог motion capture для передачи движений и мимики. Если добавить подачу стереоизображения в очки зрителя — реальность становится ещё ближе.

Представьте конференцию в виртуальном пространстве. С одной стороны, она очень похожа на личную встречу: все те же спонтанные реакции, неосознанные движения и множество других мелочей, передающих ценнейшую информацию на переговорах. С другой стороны — это виртуальная реальность, и, возможно, ваш партнёр по переговорам уже загрузил оптимальную поведенческую модель. Теперь его компьютер передаёт не его движения, а нечто другое, соответствующее стратегии. Вы отвечаете на его предложение — дома он вскакивает с места, а в виртуальности сохраняет спокойное лицо.

Блог компании Digital October / Виртуальная реальность: почему враги всегда красные, а вы — всегда за зелёных?

Вот что ещё можно сделать

  • Отправлять разные аватары разным участникам конференции. Это могут быть аватары той же расы, что и нужный вам человек, заданного возраста, с заданными чертами лица.
  • Отправлять данные так, как будто вы смотрите в глаза каждому участнику встречи. Бейленсон рассказывает про эксперимент, где два студента и преподаватель встретились в виртуальной реальности. Каждый из студентов был убеждён, что преподаватель уделял всё внимание именно ему: «распараллеливания» они даже не заметили. Ситуация выглядит реально: ведь все движения головы считываются, то есть это не «дуболом», который смотрит тебе ровно в глаза, а просто внимательный собеседник. И это работает даже на 1000 человек в аудитории (с учётом, что каждый студент сидит «в фокусе» преподавателя) — результаты экспериментов говорят за себя, эффективность обучения повышается в среднем на 10%.
  • Психологи прекрасно знают, что подстройка по жестикуляции, дыханию и так далее помогает достичь понимания. Человек, который «зеркалит» ваши жесты на подсознательном уровне воспринимается как заслуживающий доверия. Бейленсон предложил попросту записывать жесты и возвращать их собеседнику в слегка изменённой форме (в эксперименте – через 4-5 секунд). Виртуальная реальность позволяет это с лёгкостью.
  • Теперь представьте интерфейс для рукопожатий: какой-то костюм или перчатку с обратной связью. Ничего не стоит записать информацию о рукопожатии нужного человека — и следующий раз передать ему эту запись. Получится, что здороваясь с вами, он пожимает руку сам себе.
  • Аватар может выбираться индивидуально под человека. Важно, что если использовать два образа — ваш и собеседника — и смешать их по принципу морфирования фотографий в пропорции 40/60, вы тут же почувствуете доверие и симпатию к получившемуся аватару. Бейленсон проводил исследование (он описывает его в лекции), которое доказало потрясающую эффективность этого метода.
  • В конце концов, никто не мешает «запихивать» несколько аватаров в одну точку пространства: это, например, может быть важно для обучения или спорта: вы как бы делитесь своим телом с кем-то ещё.
  • Черты аватара накладывают отпечаток на поведенческую модель. Грубо говоря, стоит вам долго побыть седым пожилым мужчиной – вы становитесь спокойнее. Или вы можете быть всегда на 10 сантиметров выше собеседника. Или вы можете быть чертовски привлекательны: на тестах это сразу означало изменение социальной модели испытуемого.
  • Напоследок — представьте себе компьютерную игру, где ваш аватар в роли главного героя. В какой-то момент начинается кат-сцена — и вы со стороны видите свои действия, которые никогда не совершали, но всё же делаете их прямо сейчас. С точки зрения психологии — мощная фиксация внимания, прекрасный инструмент для обучения или рекламы. И даже не думайте о контекстной рекламе сайтов «18+» :)

Блог компании Digital October / Виртуальная реальность: почему враги всегда красные, а вы — всегда за зелёных?

Находясь в любой виртуальной реальности, вы совершаете множество действий, которые могут сохраняться покруче чем история поиска:

И когда мы смотрим на статистику, я могу предсказать с высоким уровнем вероятности, вашу расу, пол, тип личности, ваш возраст, ваши намерения, хотите вы что-то купить или попытаетесь быть агрессивным. Мы продемонстрировали, что люди, которые играют в виртуальные игры, позволяют другим знать о себе больше, чем любой другой человек при личном общении, потому что видеоигры автоматически отслеживают ваше поведение. Таким образом, когда мы изучаем виртуальные реальности – это потрясающий инструмент, который может использоваться для различных прекрасных предложений, естественно, также и категоризации, классификации того, кем ты являешься и что ты планируешь делать.

Ссылки

И последнее: с учётом всего этого — если вдруг ваша секретарша, коллега и друзья в виртуальной реальности превращаются в индейцев со шрамами через всё лицо, то, наверное, стоит поискать зеркало. Возможно, бармен разбудил не тот ваш аватар. По возможности избегайте этого.
Автор:

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля