- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Экосистема — это золотая курица любого сервиса или продукта. Сейчас интернет-проекты стремятся увеличить количество времени онлайна своего пользователя, предлагая ему все новые и новые функции. Одними из первых этот тренд подхватили социальные сети: расширение и доработка уже существующих функций, внедрение систем денежных переводов, пересмотр собственных фундаментальных правил (в случае Twitter) и так далее.
Популярные мессенджеры не отстают от старших братьев и который год отказываются от политики аскетизма, популярной в начале десятилетия: Viber развивает функции переписки пользователей, хотя изначально ориентировался на услугах VoiP, Telegram наоборот, добавляет возможность голосового вызова. Все это приправляется системой чат-ботов [1], которые, казалось бы, канули в Лету еще десять лет назад с самими публичными чатами. Но главной особенностью последних нескольких лет стало внедрение внутренней системы платежей. Например, около года назад подобный сервис запустили в социальной сети «ВКонтакте».
Китайский сервис WeChat ожидаемо следует трендам, но пошел дальше своих собратьев по рынку, перенимая опыт социальных сетей, своих конкурентов и прочих проектов. Так, мессенджер недавно внедрил систему глобального поиска [2] прямо из WeChat, для того, чтобы его пользователям не приходилось выходить за пределы экосистемы проекта. Еще одно новшество — боты-приложения, которые внедряются по примеру Facebook. Но иногда вместо следования трендам китайцы их создают. Система внутренних платежей появилась в WeChat еще в 2014 году.
WeChat — система передачи текстовых и голосовых сообщений от китайской компании Tencent. Первый релиз приложения состоялся в 2011 году. WeChat поддерживает все актуальные платформы: iOS, Android, Windows Phone, а так же Blackberry и Symbian. Общее количество пользователей оценивается в 800 млн человек, большая часть которых — из Китая.
WeChat, как и многие продукты Поднебесной, не видят ничего плохого в заимствовании успешных решений у западных коллег. Так, в мессенджер уже внедрены система голосовых и видео-вызовов, денежных переводов и даже фильтры для обработки фотографий (привет, Instagram).
Создатели приложения делают все для того, чтобы пользователи проводили как можно больше времени именно в WeChat. Китайцы могут похвастаться, например, успешным внедрением и продвижением системы денежных переводов в рамках приложения. Возможность оплаты счетов и перевод средств не выходя из приложения пришлась многим китайцам по душе и WeChat поставил прошлой зимой своеобразный рекорд: за время празднования китайского Нового Года, который, к слову, длится 15 дней, через WeChat было произведено больше транзакций, чем при помощи PayPal за весь 2015 год. Связано это с китайской традицией отправки «красного конверта» — некоторой суммы денег, не всегда крупной, в подарок на Новый Год родным и близким.
Говоря о WeChat и его успехах на стезе финтеха и платежей на ум приходит другой китайский гигант — AliPay. Однако, по некоторым показателям китайский мессенджер превосходит платежный сервис Alibaba, а дальнейшее развитие и внедрение новых функций только укрепит его позиции как и в родном Китае, так и на зарубежных рынках. Стоит привести немного цифр из исследования «Social Networks, e-Commerce Platforms, and the Growth of Digital payment Ecosystems in China: What It Means for Other Countries» [3] (Full PDF 1,5 Mb [4], Hihglights PDF 0,53 Mb [5]), который был опубликован в апреле 2017 года.
В 2015 году AliPay пользовались 450 млн человек ежемесячно, переводя, в среднем, по $2,921. Аудитория WeChat тогда насчитывала 697 млн человек, которые, в среднем, переводили по $568. Однако уже в 2016 году средняя сумма перевода в WeChat выросла на 168%, до $1,526 на пользователя.
[6]
Изображение кликабельно. Два графика, отражающие ситуацию на китайском рынке мобильных платежей за последние пять лет. Видно, что в 2016 году WeChat совершил резкий скачок и отвоевал значительную долю у AliPay.
Если вспоминать ранее упоминаемую традицию пересылки «красных конвертов», то в 2017 году WeChat только улучшил свои показатели: китайские пользователи совершили 46 миллиардов транзакций под видом «красных конвертов», показав рост популярности данной услуги на 43% по сравнению с 2016 годом. Создатели WeChat идеально использовали культурную традицию своей страны. Рассылка «красных конвертов» через WeChat настолько понравилась пользователям, что многие впервые завели себе аккаунт и привязали счета специально для того, чтобы разослать подарки и порадовать близких.
Китайский мессенджер не планирует останавливаться исключительно на пользовательском сегменте. Так, WeChat планирует потеснить AliPay на азиатском рынке. Мессенджер со своей системой денежных переводов планирует выйти на рынок Таиланда и Индии. Эти страны были выбраны, в первую очередь, из-за популярности у китайских туристов. По статистике, почти половина покупок в интернете совершается пользователями Поднебесной при помощи смартфона. Но очевидно, что в планах WeChat и экспансия среди основного населения этих стран.
Также в планах китайского мессенджера увеличивать присутствие чат-ботов для совершения платежей. Подобными услугами пользуются уже порядка ста компаний и еще пятьсот находятся в стадии подключения. Корпоративные платежные боты — это не инновация. В Facebook Messenger, например, уже достаточно давно работает бот MasterCard, но китайцы, по всей видимости, находятся на острие инноваций.
«В Китае через WeChat делается все. Электронная почта для них устарела. В этом сервисе зарегистрировано 1,1 млрд счетов на 750 млн активных пользователей. Весь Китай пользуется WeChat. А на Западе до сих пор только Facebook и электронная почта», — сказал генеральный директор Wyre [7] Майкл Данворт.
Несколько недель назад в отечественных СМИ появились новости, которые не привлекли должного внимания. В начале мая Роскомнадзор заблокировал ряд мессенджеров и ресурсов, которые отказывались признавать себя ОРИ. В их число вошли ресурсы Opera, Line, Vimeo и китайский WeChat.
Но уже 11 мая издание «Коммерсантъ» сообщило, что Роскомнадзор снял блокировку с WeChat [8]. Китайский мессенджер за неделю сумел решить все вопросы с регулятором, согласился сотрудничать с властями и добился снятия блокировки на территории РФ. Учитывая то, что китайцы всегда очень избирательны в приложении усилий и захватывают рынки поэтапно, не пытаясь «укусить больше, чем могут проглотить», можно заявить о наличии у WeChat планов на территории РФ.
Tencent — владелец WeChat, уже имеет активы в российском интернет-пространстве. Компания является одним из акционеров местного интернет-гиганта — компании Алишера Усманова Mail.ru Group. Да, китайской компании принадлежит около 7,4% обычных акций и 1% голосущих (по данным за 2015 год), но это можно расценивать как свидетельство осторожного интереса к российскому рынку. Оперативное снятие блокировки, а также наличие русскоязычной версии сайта WeChat [9] тому подтверждение.
Конечно же, WeChat будет сложно конкурировать с «ВКонтакте» или другими популярными западными мессенджерами, но Tencent всегда может попробовать разыграть карту прямых платежей на AliExpress в обход официального приложения. Также система денежных переводов внутри мессендеров пока на территории РФ находится в зачаточном состоянии: только Mail.ru Group делает робкие шаги в своих социальных сетях «ОК» и «ВКонтакте». Появление подобных функций в Viber или Telegram возможно, но WeChat уже обладает трехлетним опытом в данной сфере и обработал миллиарды платежей, переплюнув по этому показателю даже PayPal.
Что бы не делали китайцы из WeChat — это будет хорошо для западных и российских пользователей. Китайцы должны заставить шевелиться гигантов уровня Facebook, а в случае РФ — Mail.ru Group и, например, авторов Viber и Telegram. Потому что в перспективе они принесут вместе со своим мессенджером обкатанный и удобный сервис денежных переводов, совместимый с крупнейшей торговой площадкой мира в виде AliExpress и без детских болезней, присущих сырой технологии.
Автор: PayOnline
Источник [10]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/boty/256296
Ссылки в тексте:
[1] системой чат-ботов: https://habrahabr.ru/company/payonline/blog/312372/
[2] внедрил систему глобального поиска: http://www.pymnts.com/news/mobile-commerce/2017/wechat-keeps-search-inside-its-walled-garden/
[3] «Social Networks, e-Commerce Platforms, and the Growth of Digital payment Ecosystems in China: What It Means for Other Countries»: https://www.betterthancash.org/tools-research/case-studies/social-networks-ecommerce-platforms-and-the-growth-of-digital-payment-ecosystems-in-china
[4] Full PDF 1,5 Mb: https://btca-prod.s3.amazonaws.com/documents/283/english_attachments/Better_Than_Cash_Alliance_China_Report_April_2017_(1).pdf?1492605583
[5] Hihglights PDF 0,53 Mb: https://btca-prod.s3.amazonaws.com/documents/284/english_attachments/ChinaReportApril2017Highlights.pdf?1492606527
[6] Image: https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/6ff/993/e80/6ff993e80dd900ec594728d8184ce455.png
[7] Wyre: https://www.sendwyre.com/
[8] Роскомнадзор снял блокировку с WeChat: https://www.kommersant.ru/doc/3293962
[9] русскоязычной версии сайта WeChat: http://www.wechat.com/ru/
[10] Источник: https://geektimes.ru/post/287634/
Нажмите здесь для печати.