Какие истории будут популярны в условиях информационного шума. Будущее сторителлинга

в 16:31, , рубрики: брендинг, медийная реклама, общество мечты, прогнозирование, сторителлинг

Сторителинг или искусство рассказывания историй – тема нынче модная. Есть множество курсов и вебинаров, где предлагают обучить нас этой науке. Но зачем? Какую роль играет это умение в нашей жизни? Для чего мы рассказываем истории?

В далеком прошлом, когда еще не существовало книг или они были редкостью, искусство рассказывать истории почиталось – оно служило основой образования того времени. Сказители, рунопевцы, скоморохи, трубадуры не только развлекали публику, они передавали знания. Облаченные в образную и ритмичную оболочку песен, легенд они буквально в-печат-ывались в сознание людей. Передавались не просто знания, а впечатления – знания с глубокой эмоциональной окраской, связанные в общую образную картинку, глубоко укореняющиеся в сознании. Этот процесс великолепно и художественно описан в романах Энн Макмерффи «Хроники Перна». Из множества таких образов складывалась картина мира – мировоззрение. А мировоззрение, во многом, определяет наши поступки. В конечном счете, истории — это то, что побуждает нас действовать определенным образом. Тот, кто рассказывает истории, управляет действиями, поступками, судьбой других людей.

Процесс управления – важная задача, искусство давно уже превратилось в науку и непрерывно развивается и совершенствуется. Давайте проследим основные этапы этого развития и попробуем спрогнозировать, что же ждать от него в будущем.

Еще в середине прошлого века Г.С. Альтшуллер, основоположник теории творчества открыл, что любая идея проходит в своем развитии четыре стадии:

1. Единичная реализация
2. Множественная реализация
3. Физического воплощения идеи нет, но ее функции выполняются.
4. Отпадает необходимость в физической реализации идеи.

И так, на первой стадии есть единичные истории и их трансляторы, как правило, эти истории объединены общим мировоззрением, формируя в сознании целостную картину мира.

По мере перехода ко второй стадии и ее развития, количество историй начинает возрастать, увеличивается количество их носителей. Появляются истории, основанные на других моделях мира, истории начинают конкурировать между собой, вступать в противоречия в результате сознание слушателя разделяется, возникает необходимость защиты от «чуждой информации», появляются всякие фильтры и барьеры, а так же способы их обхода, возникает необходимость компаса в этом океане историй, позволяющего определить, чему верить, кого слушать. Постепенно привычные каналы распространения историй блокируются. Возникает противоречие, с одной стороны истории нужны, с другой их невозможно рассказать, не услышат.

И тут мы переходим на третий уровень — «истории не рассказываются, а их функции выполняются». Но, в первую очередь, важно не рассказать саму историю, а сформировать её отпечаток в памяти и сознании человека, создать определенный набор связанных образов и смыслов в его сознании. И вот идея – человек сам себе придумывает и рассказывает нужную историю. Как это сделать? Управляя вниманием человека, направляя его на некоторые факты, явления и противоречия между ними. Противоречия рождают вопросы и гипотезы, стимулируют поиск новых фактов. В результате в голове создается своя картина мира, полученная в результате собственных изысканий, а потому, куда более достоверная для человека, чем все что, он получает из вне в виде полуфабриката.

В какой же ситуации может вообще исчезнуть необходимость в создании и рассказывании историй. Напомню, истории транслируют впечатления, в который упакован некий опыт и рассказываются с целью ввести человека в нужное эмоциональное состояние и сформировать или вызвать некий предпочтительный тип поведения. При каких условиях эта цель потеряет свою актуальность?

1. Мир на грани хаоса, прежние модели поведения перестают работать, в их трансляции нет никакой пользы.

2. Мир кристаллизовался, замер. Вариации возможных моделей поведения сведены к минимуму. Отсутствует свобода выбора. Всевозможные кастовые общества с жестко закрепленными ритуалами поведения.

3. Наличие развитого, способного к самообучению интеллекта, умеющего выстроить эффективную деятельность в любых, даже быстро меняющихся условиях. Кстати, такой интеллект может развиться в результате реализации предыдущего уровня развития сторитейллинга.

4. Эмоции под запретом или человек утратил возможность испытывать эмоции, истории, как способ передачи эмоционального состояния, уже не нужны.

5.Напротив, человек может полностью контролировать свое эмоциональное состояние, вызывая нужные переживания, в этом случае истории, как способ внешнего управления ими так же не нужен.

Появление таких явлений как трансмедийные коммуникации, игры в альтернативной реальности (ARG), развитие образовательных систем на основе исследовательской активности ребенка позволяет предположить, что наше общество вступает в третью фазу развития сторителлинга — управляя вниманием человека, разбрасывая на его пути загадки и противоречия его побуждают конструировать свои истории, собирать их в свою картину мира.

Автор: Александр Кольский

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля