- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Neuralink — Будущее, которое сложно себе представить. Вы будете его частью

Вольный (очень краткий) пересказ статьи Тима Урбана «Neuralink and the Brain’s Magical Future [1]»

Нейролинк [2]– самый амбициозный и важный проект Илона Маска. Его главная цель – создание эффективного интерфейса «Мозг-Компьютер».
image
Для полного осознания значимости сего предприятия рекомендую ознакомиться с переводом статьи Тима Урбана об искусственном интеллекте – Революция Искусственного интеллекта — путь к Супер-интеллекту [3].
Вкратце, суть такова. Создание искусственного супер-интеллекта (то есть машины, которая переиграет человека абсолютно по всем статьям, начиная от арифметических задач и заканчивая многофакторными образными моделями), потенциально представляет угрозу для человечества. Анализ модели взаимодействия высокоразвитой цивилизации (высокоразвитого интеллекта) с менее развитой демонстрирует, что такое взаимодействие практически всегда заканчивается губительно для менее развитой. Все равно, как человек встречается с мухой: сосуществование возможно, но вероятнее всего, все закончится шлепком газеты…

По мнению большинства экспертов, создание машины, которая в итоге окажется умнее человека по всем статьям – вопрос времени. Особенно стоит отметить, что превосходство это может быть настолько подавляющим и настолько быстро будет реализовано, что мы даже будем неспособны его осознать. Именно этот аргумент является главным в арсенале ученых, инженеров и мыслителей, которые высказывают свои опасения по поводу продолжения разработок в области искусственного интеллекта (ИИ) – мы рискуем вырастить нечто, чем не сможем управлять.

Илон Маск один из самых известных сторонников осторожного отношения к ИИ. Однако поняв, что призывов к тому чтобы человечество прекратило разработки в области ИИ недостаточно, он решил принять активное участие в ИИ-революции, по возможности направляя линию разработок в сбалансированном русле. Вместе с Сэмом Альтманом [4] (президент Y Combinator [5]) они основали Открытый ИИ (Open AI [6]), компанию, целью которой стало дать возможность объединить разрозненные усилия в работе над ИИ и позволить максимально широкому количеству разработчиков получить доступ к ИИ-технологиям.

Мотивация, скрывающаяся за таким неочевидным шагом (исходя из понимания потенциальной опасности ИИ) такова, что поскольку одной из ближайших угроз появления ИИ может быть концентрация грандиозной власти в руках той группы людей, которой первой удастся довести технологию до ума и получить этакую «волшебную палочку», дающую неограниченное могущество над всеми остальными. Демократизация ИИ позволяет всем желающим иметь доступ к самым передовым ИИ технологиям. Таким образом, даже если у «плохих парней» появится ИИ, он будет и у «хороших парней»; ну а добро, как водится, побеждает зло.

Несмотря на кажущуюся наивность суждения, оно подчиняется четкой логике – если нельзя опасность предотвратить, оптимальная стратегия становится предприятие действий по увеличению шансов на позитивный ход развития процесса.

Итак, устранив первую опасность – возможность концентрации ИИ-власти в руках у «плохих парней», переходим ко второй – как сделать так, чтобы ИИ, как нечто самостоятельное, не взял верх над человечеством. Не дать возникнуть ситуации, когда машина вдруг осознает «я существую» и неожиданно превратится в того самого «плохого парня».

Илон видит решение проблемы через возможность людям самим стать частью ИИ. Включать ИИ-супер возможности по своему желанию и пользоваться ими в своих целях легко и непринужденно.

Похоже на описание Киборгов, машино-человеческих гибридов. И на первый взгляд кажется абсолютной фантазией. Однако, если взглянуть на наш мир внимательно, можно убедиться, что мы давно интегрировали технология настолько в свою жизнь настолько, что они стали неотъемлемой ее частью. Мы пользуемся телефоном, чтобы погуглить любую информацию или посчитать сложную математическую операцию и все это происходит легко и естественно. По большому счету, единственным ограничением нашего взаимодействия с компьютером является ширина канала – скорость обмена информаций между человеком и компьютером.

Стоя на берегу океана, я могу позвонить жене и рассказать, как красиво вокруг. Или даже отправить фотку. А еще лучше – сделать видео – это даст гораздо более полное впечатление.
Но поскольку ощущения наших тел сводятся к электрическим импульсам в мозге [7], при достаточной ширине канала мы можем передать не только картинку и звук, но и запахи, ощущение ветра на коже и холодной воды океана, щекочущей ноги. И моя жена получит такое же полное впечатление от увиденного, как и я.

Именно увеличение ширины канала – одна из ключевых задач группы крутейших экспертов, которую удалось собрать Маску для работы над проектом Нейролинк.
Концепция не нова, успешные опыты с технологиями, позволяющими управлять мышкой компьютера силой мысли (нейрокомпьютерный интерфейс [8]) проведены на рубеже двухтысячных годов. Нюанс состоит в том, что это все – работа с очень низким разрешением. Обычно подобные исследования проводятся с парализованными пациентами, которым на голову крепится сетка электродов, крайне приблизительно считывающих активность мозга [7]. В коре головного мозга [7] – сотня миллиардов нейронов, и понятно, что сетка электродов, считывающих электрические импульсы через черепную коробку в 30-40 точках дает очень грубую картину. В идеале, нам бы хотелось считывать показания всех ста миллиардов нейронов, чтобы точно понять, что происходит, но в реальности разрешение считывания — гораздо более поверхностное. Одно из главных направлений работы группы Нейролинк – создание методов, которые бы позволили бы вы вывести разрешение считывания информации на совершенно новый уровень.

Сложность мозга [7] – не просто в огромном количестве нейронов, взаимодействующих между собой по сложным алгоритмам, нюанс в том, что человеческий мозг [7] имеет динамическую структуру. Одна и та же функция, например – протянуть правую руку вверх, не просто реализуется разным набором электрических команд в мозге [7] у разных людей, со временем один и тот же человек может по-разному «кодировать» одно и тоже действие.

Хрестоматийные примеры необыкновенной пластичности человеческого мозга [7] описывают ситуации, когда у детей полностью удаляли одно из полушарий и оставшееся полностью брало на себя все функции удаленной части.

В оригинальной статье описанию работы мозга [7] и различных методов считывания информации посвящена большая часть материала – очень познавательно и подробно.

Итак, человеческий мозг [7] большинством ученых считается самым сложным известным объектом науки.

Упрощённая модель американского нейрофизиолога Пола Маклина – строение человеческого мозга [9] – описывает человеческий мозг [7] состоящим из трех функциональных частей: Центральная часть, или ствол мозга [7] — это так называемый древний мозг [7], мозг [7] рептилий. Он окружен «средний мозгом», старый мозг [7] или лимбическая система; его ещё называют мозгом [7] млекопитающих. И, наконец, сверху мозг [7] «разумного человека», точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга [7]. image

1. Древний мозг [7], мозг [7] рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга [7] называется мозгом [7] рептилии, именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура.

2. Средний мозг [7], лимбическая система, окружающая древний мозг [7], встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга [7] часто называют эмоциональным мозгом [7]). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимосвязь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

3. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга [7], отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга [7] наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга [7] и формируется личность.

Итак, мы выделили три условных уровня мозга [7]: мозг [7] лягушки, мозг [7] обезьяны и мозг [7] рационального мыслителя. Для дальнейшего рассказа опустим лягушечью часть, поскольку она полностью самодостаточна и, по большей части, остается за кадром.

«Волшебная шапка», через которую будет реализован интерфейс «Мозг-Компьютер» станет новым уровнем мозга [7], который Илон Маск называет Цифровым Уровнем Сознания. В той же степени легко, как сегодня мы обращаемся к обоим уровням нашего мозга [7], жонглируя эмоциями и рациональными суждениям и не разделяя их между собой, как вещи из разных миров, через некоторое время мы сможем включить в нашу обыденную жизнь новый уровень сознания – Цифровой Уровень Сознания.

Как-будто у нас в голове появится встроенный калькулятор. Но вместо того, чтобы нажимать кнопки, можно будет просто мысленно взять корень из 5-значного числа. И произойдет это практически мгновенно — кнопки-то нажимать не надо, и вглядываться в дисплей, чтобы прочитать результат.

А если это будет не калькулятор, а мощнейший компьютер с доступом в интернет? Вы мгновенно сможете получить доступ ко всем знаниям в сети и потрясающей вычислительной мощности. Более того, через интернет вы сможете связаться с любым собеседником в любой части света и «подумать вместе» о чем-то очень важном, имея в арсенале все доступные информационные ресурсы.

Наше взаимодействие с информацией тоже изменится.
Начнем с простого: «Я хочу узнать факт – Делаю запрос в сеть – Мне на сетчатку выводится текст с ответом».
Далее интереснее: «Я хочу узнать факт – Делаю запрос в сеть – В следующую секунду я уже ЗНАЮ ответ».
Сложнее: «Я хочу узнать факт – И в ту же секунду я уже знаю его». Мне уже не важно, была ли эта информация найдена в сети, или в моем мозгу [7]. Я воспринимаю информационные пространства моего мозга [7] и сети, как одно целое.
И наконец: «Я не просто обладаю всей информацией, но ГЛУБОКО ПОНИМАЮ все, что хочу». Это как разница между тем, чтобы выдать на прочтение книгу «Войну и Мир» по сравнению с возможностью вести глубокие дискуссии у внутренних мотивах героев.

Ramez Naam [10], один из ключевых экспертов в команде Нейролинк, считает, что все эти стадии взаимодействия возможны по прошествии времени, хотя последняя часть может занять очень много времени, если вообще будет возможной.

А теперь задумайтесь, что есть личность?

Похоже, это нечто больше, чем вы видите в зеркале. Давайте начнем с физического уровня: человек может поменять свою внешность, но это не сделает его другой личностью. В светлом будущем, когда мы сможем заменять поврежденные органы или конечности новыми, выращенными из пробирки, мы останемся собой, даже с новой рукой. Даже с новым телом целиком, но сохранив свой мозг [7], мы сохраним свою личность.

Главное, что делает человека личностью – его жизненный опыт, привычки, желания, воспоминания… — информация. А информация, в наш цифровой век – это просто набор электрических импульсов.

Так что произойдет с личностью, если удастся полностью перенести информацию из одного мозга [7] в другой? Можно говорить, что мы перенесем его личность в новое физическое обличие.
Сделав следующий логический шаг, легко прийти к тому, что личность человека, в виде информации, можно сохранить в виде файла и загрузить в компьютер. А потом – выгрузить в другое тело.
Хотя зачем лишние хлопоты – можно просто всем нам встретиться в новом цифровом пространстве, который мы сами для себя создадим.
В этом цифровом мире мы будем иметь доступ к неограниченным знаниям, нам будут доступны самые экзотические ощущения и опыты. И все это — без досадной необходимости выносить мусор пару раз в неделю. Без голода, болезней, боли. Это будет идеальный мир. Зачем нам быть ограниченными физическими телами, если новые возможности позволяют нам быть всемогущими, неуязвимыми. Достаточно просто погрузить тело в питательный физиологический раствор, подключиться к сети через мощный цифровой кабель и отправится в чудесное путешествие… Матрица.

Признаться, последнего в статье Тима Урбана нет. Это я злоупотребляю форматом свободного пересказа. Просто немного продлил логическую линию.
По разным оценкам, реализация эффективного интерфейса «Мозг-Компьютер» станет возможной через 25-50 лет.
Не стоит недооценивать значительность будущих перемен. Скорость прогресса увеличивается с каждым годом экспоненциально. Согласно теории Рэя Курцвейла [11], объем инноваций, эквивалентный созданному за весь ХХ век, будет реализован в 21-веке уже к 2020 году. А следующая «норма векового прогресса» — за последующие 7-10 лет.

Мы живем в удивительное время. Большинство из нас увидит, как невообразимо изменится наш мир.

Автор: ipistsov

Источник [12]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/budushhee-zdes/260109

Ссылки в тексте:

[1] Neuralink and the Brain’s Magical Future: http://waitbutwhy.com/2017/04/neuralink.html

[2] Нейролинк : https://neuralink.com/

[3] Революция Искусственного интеллекта — путь к Супер-интеллекту: https://habrahabr.ru/post/293156/

[4] Сэмом Альтманом: https://en.wikipedia.org/wiki/Sam_Altman

[5] Y Combinator: http://www.ycombinator.com/

[6] Open AI: http://openai.com

[7] мозге: http://www.braintools.ru

[8] нейрокомпьютерный интерфейс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9%D1%81

[9] строение человеческого мозга: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

[10] Ramez Naam: http://rameznaam.com/

[11] Рэя Курцвейла: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BB,_%D0%A0%D1%8D%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4

[12] Источник: https://geektimes.ru/post/290963/