- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Эффективность дронов-курьеров будет зависеть от того, где вы живёте

Эффективность дронов-курьеров будет зависеть от того, где вы живёте - 1

Если идея того, как рои дронов-доставщиков, разносящих посылки по нашим городам, началась, как шуточная, то пока что-то не видно конца этого анекдота. В 2015 году Amazon подала заявку на патент командного центра для дронов, чего-то вроде улья, воткнутого в центре города [1] – метафора, ни разу не вызывающая опасений. У Google в разработке находится своя собственная программа [2], которая на сегодняшний день включает доставку буррито [3]. Опять-таки, если это шутка – её очень долго рассказывают.

Забудьте на секунду о безумной логистике такой системы, или даже о том, понравится ли вам, если ваш город заполонят дроны. Главный вопрос: а будет ли этот способ реально лучше и эффективнее стандартных грузовиков? И без наличия в реальности такой системы ответить на него сложно.

Но сегодня в журнале Nature Communications группа исследователей попробовала [4] смоделировать энергетическую эффективность доставки дронами и сравнить её с классическими парками курьерских грузовиков. Что окажется лучше? Получается, что всё зависит от кучи факторов, которых вы, скорее всего, и представить себе не могли. Но именно их компаниям и регуляторам придётся рассматривать, когда автоматическая доставка станет более вероятной.

Во-первых, в разных участках страны по-разному развита инфраструктура возобновляемой энергии, такой, как солнечная, что означает, что зарядка всех этих дронов будет приводить к выбросам различного количества диоксида углерода в зависимости от местности. В этом исследовании исследователи сравнили выбросы с обоих концов спектра: в очень «зелёном» штате Калифорния и в противоположном, Миссури.

«Мы получили смешанные результаты», — говорит ведущий автор Джон Столяров, энвайронменталист [5] из Ливерморской национальной лаборатории [6]. «Существует возможность того, что дроны уменьшат выбросы парниковых газов и использование энергии, но их необходимо очень тщательно развёртывать».

Небольшой дрон, работающий на складе в Калифорнии, будет отвечать за выброс порядка 430 гр CO2 на посылку, по сравнению с 915 граммами, за которые отвечает грузовик. Но в не таком «зелёном» Миссури небольшой дрон будет отвечать за 850 грамм CO2 на посылку, а грузовик – за 1100 гр. Поэтому в Калифорнии будет 53% экономия на выбросах, а в Миссури – 23%.

Но расположение – не единственный параметр, влияющий на выбросы, необходимо учесть ещё и размер. Учёные смоделировали два разных дрона, мелкий квадрокоптер, способный переносить по полкило, и крупный октокоптер, способный переносить по 8 килограмм. Они проверили их в реальном мире, на разных скоростях и при разном ветре, после чего ввели эти данные в свои модели.

«На другом конце спектра оказывается, что крупный дрон на 9% эффективнее дизельного грузовика в Калифорнии, и на 50% хуже грузовика в Миссури».

Но модель должна делать определённые предположения, не обязательно совпадающие с тем, как доставка дронами будет реализована на самом деле. К примеру, дроны в симуляциях летают напрямую, как птицы. «В реальном мире, в зависимости от правил и законов, могут появиться специальные маршруты, которым должны будут следовать дроны, — говорит Столяров. – Это удлинит пути, дронам придётся летать дальше, или придётся построить больше складов для обслуживания той же территории».

Эта разница имеет значение, поскольку с учётом современных аккумуляторов, один дрон, переносящий одну посылку на один адрес, способен пролететь не более трёх километров. Исследователи предположили, что склады – где дроны будут загружать и заряжать – будут строиться с учётом этой небольшой дальности. В относительно небольшом Сан-Франциско понадобится четыре склада, а на довольно большой территории Залива – уже более 100.

Но чем больше вы строите складов, тем больше энергии вы используете для их питания, обогрева и кондиционирования, что влияет на энергетические преимущества доставки. Исследователи не закладывали разницу в энергии, зависящую от того, доставляют ли грузовики товары из нескольких складов или из одного склада. Один из способов решения проблемы – переделать существующие мощности в ульи для дронов. У Amazon, теперь владеющей Whole Foods [7], дроны могли бы доставлять продукты с крыш магазинов, уже разбросанных по городам вроде Сан-Франциско.

И всё же тяжело представить городской вариант такой доставки, который довольно быстро не скатится в хаос. Ведь в курьерский грузовик влезают сотни посылок. «Каждый раз, когда вы видите такой фургон, вы можете представить себе сотню дронов в небе, — говорит соавтор, Коста Самарас, инженер гражданских сооружений из Карнеги-Мэллон. – Тут вам и шум, и визуальная составляющая, и безопасность, и приватность».

И это не говоря уже о том, как разные сети дронов смогут не мешать друг другу. У Amazon может быть свой парк, у Google – свой, а у продуктовой сети – свой. Свой собственный рой дронов организовать достаточно легко, но попробуйте делить одно и то же небо с эскадронами других.

Дроны-курьеры, как и любая автоматизация, могут в итоге сослужить хорошую службу компаниям, но эту проблему можно решать правильно и неправильно. «Довольно очевидно, что компаниям это интересно, — говорит Самарас. – Важно понять, как регуляторы смогут управлять развитием этой темы к обоюдной выгоде, до того, как небо заполнится стаями дронов, доставляющих посылки».

Факты

  • Пока некоторые компании рассматривают возможность доставки товаров дронами по воздуху, другие желают пользоваться наземными роботами. В Сан-Франциско стартап Marble катается по одному из самых сложных районов [8] города.
  • Ещё один наземный робот-курьер [9] [прим. перев.]
  • Недавно из соображений безопасности надзорный орган города Сан-Франциско серьёзно ограничил [10] использование роботов-курьеров на тротуарах города.
  • Тем временем в Руанде один стартап занимается немного более благородным делом: доставляет кровь дронами [11].
  • Власти Москвы приступили к тестированию [12] нового способа доставки товаров с помощью дронов-курьеров. Пока что дроны используют для доставки небольших грузов до трех килограммов или легкой корреспонденции, но в будущем разработчики планируют улучшить способности «летающих курьеров». [прим. перев.]

Автор: Вячеслав Голованов

Источник [13]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/budushhee-zdes/276391

Ссылки в тексте:

[1] воткнутого в центре города: http://money.cnn.com/2017/06/23/technology/amazon-drone-beehives/index.html

[2] собственная программа: https://www.theverge.com/2017/10/16/16486208/alphbet-google-project-wing-drone-delivery-testing-australia

[3] буррито: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE

[4] группа исследователей попробовала: http://doi.org/10.1038/s41467-017-02411-5

[5] энвайронменталист: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

[6] Ливерморской национальной лаборатории: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

[7] владеющей Whole Foods: https://www.wired.com/story/amazon-whole-foods-acquisition-grocery-shopping/

[8] самых сложных районов: https://www.wired.com/2017/04/crazy-hard-technical-challenges-robots-delivering-falafel/

[9] наземный робот-курьер: https://www.youtube.com/watch?v=UPZwnc_Lk2M

[10] серьёзно ограничил: https://www.wired.com/story/san-francisco-just-put-the-brakes-on-delivery-robots/

[11] доставляет кровь дронами: https://www.wired.com/story/africas-delivery-drones-are-zipping-past-the-us/

[12] приступили к тестированию: https://www.ridus.ru/news/273148

[13] Источник: https://geektimes.ru/post/299433/?utm_campaign=299433