Модель конуса, при пространственно-временном скачке

в 7:55, , рубрики: будущее здесь, Научно-популярное, Песочница, путешествия во времени, метки:

image В продолжение, поднятой TimeCoder'ом темы о путешествии во времени, хочу предложить к обсуждению еще одну модель. TimeCoder в своей статье упомянул про световой конус в разрезе слияния реальностей. Однако давайте рассмотрим на этом же примере сам пространственно-временной скачек.
В простейшем случае можно рассмотреть наше пространство время, как четырехмерный массив, в котором каждой группе пространственных координат соответствует временнАя координата. Можно рассмотреть модель иначе, как одномереный массив пространств. Т.е. в каждой ячейке массива существует копия пространства. Мы воспринимаем мир линейно, как бы читая этот одномерный массив слева-направо в течение жизни. Такая модель исключает всякое ветвление, возможно лишь допущение, что таких массивов существует некоторое множество и они между собой никак не связаны. Нам этот случай не интересен, он практически не оставляет нам ни возможности выбора ни возможности пофилосовствовать. Наш мир в такой реальности подобен кинопленке, где все события предопределены. Поэтому пойдем в своих допущениях дальше и предположим, что наш временной массив двухмерный (или даже трехмерный). Можно было бы рассматривать просто пятимерный массив, но рассуждая сугубо о времени, хочется более жестко отделить его от нашего восприятия пространства, поэтому пусть три пространственных координаты будут просто абстрактной точкой во временнОм массиве. Эта ситуация подобна, уже разобраной TimeCoder'ом, с той разницей что у нас не создается вселенных, а они существуют все вместе и параллельно, и чем дальше они от некоторого рассматриваемого нами кусочка — тем более масшабны изменения между ними. Скажем две соседних вселенных не будут отличаться для простого обывателя ничем: в песочнице во дворе окажется на одну песчинку больше, ромашка в саду вырастет не стем числом лепестков и т.п. Однако чем дальше мы будем отклонятся по оси вселенных, тем существеннее будут изменения.

Модель конуса, при пространственно временном скачке
А – точка старта, B, C – отрезок во времени, на который возможно приземление, ABC – треугольник (или конус, если время трехмерно) вероятных отклонений. Зеленые точки – параллельные путешественники

Введем в модель путешественника во времени. Он желает из своего настоящего прыгнуть в свое прошлое. Можем ли мы быть уверены, что его прыжок абсолютно точен? Или возможны искажения и влияния как изнутри системы так и из вне? Грубо говоря, можем ли мы утверждать, что точка «приземления» не будет отклонена, как это происходит с прыжком в пространстве? Конечно, чем дальше прыжок, чем больше объект для перемещения, тем вероятнее отклонение. Хотя, это, конечно, вопрос точности приборов и формул. Прыгая на минуту назад, можно допустить почти стопроцентное попадание. Но вот это «почти» многое меняет. Теперь давайте вспомним о том факте, что рядом с нами есть очень схожие вселенные, практически не отличимые от нашей. И в них живут копии нашего путешественника, которые одновременно или почти одновременно с ним совершают прыжок (Похоже на сюжет сериала Sliders, не правда ли?). Где они окажутся? Если прыгали они не глубоко во времени, то разброс скорее всего был ничтожен. Отличить вселенные на глаз прыгуны не способны. Если допустить существование приборов, измеряющих изменения в пространстве (аналог программы TimeCoder'а), то можно ли им верить не стороннему наблюдателю, а непосредственому участнику, особенно на малых расстояниях скачка? Ведь даже если наш путешественик попадет в свое прошлое, система все равно будет изменена. Признаюсь, мне лично кажется, что, в рамкаж описываемой модели, скачек в свою же вселенную просто не возможен. Ведь когда вы совершаете прыжок в пространстве, это занимает в том числе какое-то время. Совершая прыжек во времени, по аналогии (если она уместна, опровергните если я ошибаюсь), должен происходить и сдвиг по вселенным.
В этой модели всегда есть некоторое множество условно-одновременно происходящих, версий события. В нашем случае это прыжок в прошлое. Множество копий путешественника совершают прыжек. Чем глубже во времени совершается прыжек — тем выше отклонение, т.е. выше вероятность того, что презимлится он не в своей вселенной. Чем дальше вселенная от рассматриваемой нами, тем иначе будут протекать там события и состояния прыжка (например в другую точку времени, или вовсе не будут никак протекать). Любое изменение прошлого скажется, разумеется, на той вселенной в которую попал путешественник, в этом случае даже парадокс дедушки ему нипочем. Любопытен для этой модели вопрос предопределенности. Сам факт того, что не попасть в свою вселенную при путешествии, событие более вероятное, чем попасть в нее (если вообще возможное), то влияние на другие вселенные никак не должно затрагивать изначальную. Поэтому с этой точки зрения вопрос предопределенности не должен стоять. С другой стороны, параллельная вселеная до момента прыжка находилась в некоем состоянии. Вернется ли она с прошесвтием времени к своему состоянию, каким оно было до прыжка в прошлое, или состояние ее изменится до неузнаваемости? А если эти вселенные были рядом, и до создания машины времени были очень схожи? Получается что соседние вселенные будут заметно отличатся после ряда таких вот путешествий.
Казалось бы, эта модель допускает появление нескольких прыгунов в одной вселенной. Разорвет ли их на кусочки или произойдет слияние сущностей, вопрос открытый, хочется верить в слияние, но тогджа встает вопрос возврата – один из путешествеников неизбежно не вернется домой. Собственно тема возврата в этой связи не менее интригующа. Сможет ли прыгун вернуться в свою вселенную без толики везения и случайностей?

P.S. Когда я начинал эту сумбурную писанину, я, похоже, сам не видел всей схожести с сюжетом упомянутого выше сериала. Кажется в нем использована как раз эта модель. Пример использования двухмерного времени в литературе можно наблюдать у Сергея Снегова в книге «Кольцо обратного времени», третьей книги трилогии «Люди как боги.»

Автор: Zava

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля