- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Этот пост я начал писать почти год назад, после первой удачной стыковки SpaceX Dragon с МКС. Я решил сделать для собственного пользования небольшой краткий справочник по существующим частным компаниям, пытающимся осваивать космическое пространство. Однако за год этот список достиг таких размеров, что я подумал, этим надо поделиться с миром. До «бума доткомов» космической отрасли, конечно, далеко, но бурное развитие налицо. Причем, на ряду с космическими стартапами (из Кремниевой долины, конечно же! [хотя, похоже, у космической отрасли есть и свой райский уголок в Калифорнии — Мохаве]) с новой силой заявляют о себе компании-старожилы, основанные в 70-х 80-х годах прошлого века. Похоже, эпоха «утраченного интереса к космосу» уходит в прошлое.
Говоря о частных космических компаниях, необходимо учитывать, что на самом деле граница между частным и государственным космосом не такая уж четкая. Особенно в части американской космической программы, где подрядчиками всегда выступали частные компании, к примеру, ракеты семейства Атлас производились General Dynamics, а позже — Lockheed Martin и United Launch Alliance (в который входят Lockheed Martin и Boeing), все это частные компании. И даже у нас, к примеру, де-юре РКК «Энергия» представляет собой акционерное общество (и только 44% акций в нем принадлежат государству). Обычно за частные космические компании считаются те, в которых доля частного капитала подавляюща (80-90%), которые ставят освоение космоса и производство космической техники своей основной задачей, при этом государственные космические программы для них не являются единственным источником доходов. В общем, между Virgin Galactic и РКК «Энергия» разница чувствуется сразу, а между Lockheed Martin и Orbital Sciences ее заметить труднее.
Особо следует сказать о двух программах NASA, ориентированных на развитие частного сектора в освоении космоса, Commercial Orbital Transportation Services (COTS, Коммерческая орбитальная транспортировка) и Commercial Crew Development (CCDev, разработка коммерческого пилотируемого корабля), которые представляют собой систему грантов частным компаниям, но при условии, что вложения государства не превышают 20% от стоимости разработки. В дальнейшем NASA заключит контракты на обслуживание МКС с компаниями, выигравшими гранты.
Необходимо также отметить, что успехи частных компаний в построении спутников и легких ракет-носителей (преимущественно твердотопливных) впечатляют уже давно. Стоит отметить Scorpius Space Launch Company, имеющую в своем арсенале 2 легкие ракеты (SR-M и Sprite), и разрабатывающую еще 3, Rocket Lab, Orbital Transport & Raketen AG и, Orbital Sciences Corp, о которой пойдет речь ниже.
SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) —Самая известная частная космическая компания, разработчики и обладатели корабля Dragon и ракет-носителей серии Falcon. Основана в 2002-м году Аланом Маском (один из основателей PayPal). SpaceX по праву считаются пионерами частного космоса. Их ракета-носитель Falcon-1 стала первой РН на жидком топливе, разработанной за счет частных средств, и второй частной РН, выведенной на орбиту (первой был Pegasus, разработки Orbital Scietce, однако он запускается с самолета-носителя и твердотопливный), а космический корабль Dragon первым пристыковался к МКС 25-го мая 2012 г. В настоящий момент, среди прочего, имеют программу создания многоразовых ракет-носителей, в частности, Falcon-9-R, которая, по утверждениям, Маска способна снизить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту чуть не двадцатикратно. В рамках этого проекта на данный момент производятся тестовые пуски ракеты Grasshoper, которая 14 апреля этого года поднялась на высоту 250 м и успешно приземлилась.
Orbital Sciences Corp — американская компания специализирующаяся на производстве космических аппаратов и ракет-носителей, основана в 1982-м году. Занимается с тех пор выпуском малых РН (Minotaur, Pegasus, Taurus и др.) и спутников (связи в основном, но есть и ресурсные, к примеру). Однако, нынче у них есть свой КА Cygnus и РН средней тяжести Antares, которые наравне с Dragon и Falcon участвуют в программе НАСА «Коммерческой орбитальной транспортировки» (COTS) для доставки грузов к Международной космической станции (МКС) после завершения программы «Спейс шаттл». Кстати, РН Antares, успешно испытанная в апреле этого года, частично собирается у нас – одна из ее ступеней разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск), а двигатели НК-33/AJ26 собирают в Самаре.
Stratolaunch Systems — новая компания Пола Алена, и Бёрта Рутана, основной проект которой — запуск ракет-носителей (разработки Orbital Sciences) с самолета-носителя (разрабатываемого Scaled Composites, см. ниже).
Reaction Engines Ltd — Британская компания, основная разработка — аэрокосмический самолет Skylon. Разрабатывается аж с 1982-го (изначально как HOTOL под эгидой Rolls Royce и British Aerospace), пока добрались до испытаний ключевой системы двигательной установки — охладителя. Тем не менее, если Skylon все-таки будет построен, то 1 кг груза на орбиту можно будет вывести за 400$ вместо нынешних 2000.
Armadillo Aerospace — основана Джоном Кармаком (автором Quake, DOOM и др) в 2000-м году. Первоначальной целью компании была разработка суборбитального корабля, с целью выиграть Ansari X Prize. В дальнейшем участвовали еще в нескольких состязаниях X Prize Foundation, в том числе получили $350 тыс за первое место в Lunar Lander Challenge 2008-го и $500 тыс за второе место в этом же состязании в 2009-м, уступив первое место Masten Space Systems ($1 млн.). Парк ракетной техники Armadillo Aerospace насчитывает 6 машин: посадочные модули Pixel, Texel и Quad, многоразовые тестовый аппараты вертикального взлета и посадки Mod и SuprMod, которые должны стать суборбитальными, и исследовательская (в перспективе многоразовая, тоже вертикального взлета и посадки) ракета Stig. Quad приобрело NASA для испытаний своего ЛИДАРа ALHAT в рамках «проекта-М» (отправка на Луну робота-астронавта). Производные от SuprMod планирует использовать для суборбитального туризма Space Adventures, NASA тоже интересуется этим проектом в рамках «Flight Opportunities Program».
PlanetSpace (ранее Canadian Arrow) — основана в Канаде как проект Canadian Arrow, который рассматривался как один из наиболее вероятных победителей конкурса Ansari X Prize наряду с TierOne и Armadillo, однако проиграв гонку, основатели отказались от планов в космическом туризме, основали компанию PlanetSpace, основной целью которой стало участие в программе «Коммерческой орбитальной транспортировки» NASA. Canadian Arrow представлял собой двухступенчатую ракету-носитель с возвращаемой капсулой. В COTS NASA PlanetSpace планировали участвовать со своим космопланом Silver Dart, запускаемым с РН от Canadian Arrow, однако в дальнейшем от этого РН отказались в пользу Локхидовской Афины-3 (Athena III). В итоге конкурс выиграли Orbital Sciences.
SpaceDev (ныне часть Sierra Nevada Corporation) — Компания основана в 1997-м в Калифорнии, и специализировалась на производстве запчастей для спутников, в 98-м приобрела интеллектуальную собственность закрывшейся American Rocket Company и стала приобщаться к ракетостроению. Среди прочего, именно SpaceDev разработали двигатель для SpaceShipOne. В настоящее время основной проект этого подразделения (SNC поглотила SpaceDev в 2008-м) — космоплан Dream Chaser, за основу которого была взята разработка NASA HL-20, источником вдохновения для которой, в свою очередь, послужил советский проект «Спираль».
Bigelow Aerospace — частная компания, занимающаяся космическим туризмом. Разрабатывает надувные жилые модули. В частности, Genesis I и Genesis II, успешно выведенные на орбиту РН «Днепр» в 2006-м и 2007-м годах, соответсвенно. В 2016-м и 2017-м планируется запуск модулей для МКС, в т.ч. модуля BA-330 объемом 330 м3. В 2015-м планируется запуск собственной космической станции Bigelow CSS.
Excalibur Almaz — американская компания, основанная в 2005-м году, собирается заниматься космическим туризмом, используя наработки Советской космической программы, в частности, использовать военную станцию «Алмаз» в качестве отеля. К 2015-му году планируют туристический облет Луны, впрочем «Алмаз» они обещали запустить в 2012-м.
Орбитальные технологии — российская(!) компания, которая совместно с РКК энергией планирует создание коммерческой орбитальной станции. На самом деле, я включил эту компанию в список только потому, что она российская. Формальному критерию “иметь реальные достижения” она, увы, не соответсвует. К сожалению, похоже, эта компани “российская” не в самом хорошем смысле. Нормальную информацию о компании найти не просто; на их официальном сайте стоит Joomla и выдает Fatal error. Гендиректор — Сергей Костенко, руководитель российского отделения Space Adventures.
Virgin Galactic — Подразделение Virgin Group, созданное в 2004-м году с целью коммерческого использования проекта TierOne. Компания занимается разработкой восьмиместного (2 пилота и 6 пассажиров) суборбитального корабля SpaceShipTwo, стартующего с борта самолета-носителя WhiteKnightTwo. Полет будет занимать 2.5 часа, 6 минут из которых корабль будет лететь по баллистической траектории с выключенными двигателями (и пассажиры будут находиться в невесомости, соответственно). Расчетная высота полета — 110 километров это выше линии Кармана, и достаточно для присвоения звания «Астронавт» по правилам Международной авиационной федерации. Стоимость такой поездки составляет $200 тыс, и более 500 билетов уже забронировано (для бронирования необходим внести $20 тыс на депозит).
По состоянию на данный момент проведено 27 тестовых запусков, причем только в одном из них (29 апреля) был наконец использован ракетный двигатель, SS-2 достиг высоты 17.13 км, и скорости в 1.2 М (все предыдущие полеты были дозвуковыми). Планируется провести 50-100 тестовых запусков, только после которых начнется, наконец, коммерческая эксплуатация корабля, предположительно, в следующем году. В дальнейшем Virgin Galactic собирается предлагать не-туристические суборбитальные перелеты, например по маршруту Лондон — Сидней за 2 часа.
Scaled Composites LLC — компания, специализирующаяся на постройке необычных самолетов, основанная Б. Рутаном (в 2007-го году передана под управление Northrop Grumman), спроектировавшая WK-1, WK-2, SS-1 и SS-2, также разрабатывает Stratolaunch carrier aircraft — самолет-носитель, с которого будет стартовать новый двухступенчатый Falcon-9 или другой РН разработки Orbital Science.
Mojave Aerospace Ventures (MAV) — компания основанная Полом Аленом и Бёртом Рутаном для осуществления проекта Tier One (WhiteKnight + SpaceShip One). Разработка велась в Scaled Composites, тогда еще принадлежавшей Рутану, а $20 млн на нее выделил П. Аллен. В настоящее время является основным держателем интеллектуальной собственности, наработанной в проекте Tier One. Главный покупатель этих технологий — Virgin Galactic.
Blue Origin — основана Джефри Безосом (основателем Amazon). Разрабатывает суборбитальный корабль New Shepard. Свои разработки особо не афиширует, однако известно, что New Shepard в отличие от SpaceShip будет кораблем вертикального взлета и посадки, за основу, по-видимому, взят McDonnell Douglas DC-X. Известно также, что компания произвела несколько запусков тестовых беспилотников на ранчо Безосома. Последний, в августе 2011 закончился неудачей – связь с кораблем была потеряна на высоте 14 км.
Copenhagen Suborbitals — датская некоммерческая организация, ставящая своей целью первый в Европе негосударственный пилотируемый суборбитальный полет. Для полета планируется использовать капсулу Tycho Brahe и ракету-носитель HEAT 1X. Провели два испытательных полета (с манекеном на борту), первый закончился неудачей, второй раз ракета поднялась на высоту 2.6 км, однако не сработала система плавного спуска аппарата.
Фонд X Prize, основателем и главой которого явлеятся Питер Диамандис, один из основателей Space Adventures (о которой ниже), одним из своих основных приоритетов видит именно развитие частной космонавтики. В начале XXI-го века, самая известная на сегодняшний день премия фонда — Ansari X Prize сыграла значимую роль в развитии суборбитальной техники. В настоящее время основная премия фонда в области космонавтики Lunar X Prize, финансируемая компанией Google (и оттого носящие название Google Lunar X Prize). Призовой фонд конкурса — $30 млн., главный приз — 20 млн. Для участия в конкурсе команда должна спонсироваться на 90% из частных средств. Для победы необходимо высадить на лунную поверхность самоходный аппарат, который должен проехать не менее 500 м и передать на землю фотографии и видео. В конкурсе участвуют 34 команды. Особого упоминания, пожалуй, заслуживают:
Astrobotic Technology — уже забронировала запуск Falcon 9 на октябрь 2015, собрали первый прототип ровера в год основания (2008) и с не меньшей прытью выиграли несколько грантов NASA за свои наработки в области исследования реголита. Продают не только место на своем посадочном модуле, но и название (назвали в итоге Гриффин), место посадки и маршрут ровера. Хваткие ребята, в общем.
Moon Express — основана в 2010-м году в Маунтин-Вью. Хотя главной целью компании при ее основании была победа в Lunar X Prize, компания быстро сменила приоритеты, оставив гонку лишь как одну из краткосрочных целей. Основная же цель компании — разработка на Луне полезных ископаемых и проведение исследований. Они уже заключили, к примеру, исследовательский контракт с NASA (похоже, без этой конторы пока — никуда), оцениваемый в $10 млн.
ARCA — румынская (!) компания, разрабатывающая свой суборбитальный самолет-носитель и ракету-носитель. Участвовала также в гонке Ansari X Prize. А теперь включилась в борьбу за Google Lunar X Prize.
Selenokhod — российская команда, тестовый селеноход вроде уже создан, до посадочного модуля, похоже еще далеко. В отличие от многих других роверов, наш селеноход действительно ходит (по принципу шагающего экскаватора). На Хабре было несколько статей об этом проекте, в том числе — о том, как можно поддержать проект. [1]
Micro-Space — компания основана аж в 1977-м году, и главной своей целью ставит удешевление космических программ за счет миниатюризации выводимых аппаратов. В отличие от многих имела свою лунную программу задолго до появления не только Lunar X Prize, но и самого X Prize Foundation, целью программы была добыча гелия-3 для термоядерного синтеза. Компания участвовала также и в конкурсе Ansari X Prize, где собиралась предоставить средство для «спартанского» суборбитального полета.
Team FREDNET — международная команда, ставящая своей целью создать Open Source, Open Hardware и Open Participation ровер и ландер, и вообще продвигать идеалы открытости в космос. Хотя мои симпатии всецело с ними, похоже, что за пределами Интернета, реальных результатов у них нет.
Отдельно стоит сказать о другом, хотя и схожем проекте X Prize Foundation —Соревнованиях лунных посадочных модулей (Northrop Grumman Lunar Lander Challenge). Ключевые игроки здесь — Armadillo Aerospace и Masten Space Systems, которые специализируются именно на посадочных модулях, хотя их аппарат вертикального взлета и посадки Xaero, разрушенный в ходе испытаний в прошлом году, позиционировался как суборбитальная ракета. На сегодняшний день, парк транспортных средств Masten состоит из ландеров Xombie и Xoie, выигравших в сумме $1.15 млн у X Prize Foundation. В разработке — сверхтяжелый лунный модуль XEUS на базе первой ступени ракеты Centaur, который будет способен прилунить и вывести обратно на орбиту массу в 5 тонн, или в одну сторону — до 14 тонн.
Planetary Resources — долгосрочной целью компании является добыча сырья на астероидах, изначально планируется развивать рынок малых космических телескопов. К этим заявлениям можно было бы относиться с иронией, если бы не список инвесторов, который включает Эрика Шмидта и Лари Пейджа.
Deep Space Industries — вторая компания, созданная с целью освоения астероидов
Shackleton Energy Company — компания, основанная в 2007-м году в Техасе, своей целью ставит разработку месторождений водяного льда в кратерах на полюсах Луны с тем, чтобы путем электролиза получить из нее топливо и аккумулировать его на низкой опорной орбите в своеобразных заправочных станциях. Это позволит выводить на нее корабли, и не выводить запасы топлива, что значительно удешевит освоение космоса. Компания пыталась собрать $1.2 млн на краудфандинговой платформе RocketHub, однако собрала лишь $5517, ввиду чего осуществимость ее инициатив вызывает большие сомнения.
Space Adventures — та самая компания, которая занималась маркетингом для отправки космических туристов на МКС. Сейчас планирует запуск модифицированного «Союза» к Луне. По $100M за одно место. Разрабатывает: суборбитальные корабли Explorer и C-21 совместно с ОКБ Мясищева. Также сотрудиничает с Armadillo.
Mars One — частный проект по финансированию основания колонии на Марсе путём создания реалити-шоу.
Spaceport America – первый частный космопорт, основаный Virgin Galactic, SpaceX, UP Aerospace, и Armadillo Aerospace.
Автор: Bertolomych
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/budushhee-zdes/34532
Ссылки в тексте:
[1] о том, как можно поддержать проект. : http://habrahabr.ru/post/98353/
[2] Источник: http://habrahabr.ru/post/180021/
Нажмите здесь для печати.