Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет)

в 12:33, , рубрики: Блог компании Мосигра, будущее, кассы, продажи, Управление e-commerce, Управление продажами, управление проектами, чек, метки:

Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет) - 1
Теперь так делать нельзя

Старая логика такая: внутри кассы есть некая постоянная write-only память, в которую касса пишет каждый пробитый чек. Это реализовано в виде ЭКЛЗ — электронной контрольной защищённой ленты, которая уже давно не лента, а плата. Это устройство требует много геморроя — там целый квест с заменой, заведением новой кассы и так далее.

В цифровом мире такие проблемы очень давно решаются сертификатами. Именно эту плюшку даёт нам ФЗ-54, который описывает онлайн-отправку чеков. Он же запрещает с 1 февраля 2017 заводить новые кассы старого типа, а с 1 июля 2017 (то есть уже) — вообще использовать такие кассы. То есть если в феврале планировалось открытие нового магазина, то в нём уже должна быть онлайн-касса. С 1 июля 2017 все кассы должны быть онлайн.

Мелкие бизнесы (ИП, ЕНВД и патентное налогообложение) могли перетоптаться до 1 июля вообще без кассы, но потом даже для торговых автоматов они стали обязательными. На самом деле это нереально круто для страны, но…

… реализация породила целую гору проблем. Первая и главная — фактическая спекуляция новым оборудованием, потому что потребность в нём была больше, чем производители успевали выставлять на полки.

Как теперь выстроен процесс передачи данных о чеке

Теперь, когда вы что-то покупаете, данные о выбитом чеке подписываются и кладутся в буфер отправки. По логике, этот буфер сразу же опустошается в реальном времени по мере отправки данных оператору фискальных данных. На деле — в России интернет лагает, есть выездные ярмарки и прочие вещи, где хрен вам, а не связь. Поэтому буфер хранится столько, сколько нужно — до месяца, вроде, ничего страшного произойти не должно.

Оператор фискальных данных, получив чек, должен сообщить кассе, что всё в порядке, чек получен. Дальше он хранит этот чек «и по необходимости передает Федеральной налоговой службе». Как я понимаю текущую логику реализации (это моё личное мнение) — просто сразу выгружает в налоговую.

Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет) - 2

На каждом бумажном носителе чека есть QR-код, который можно отсканировать и получить себе этот чек в личный кабинет Госуслуг или в приложение налоговой службы.

Вместо сканирования можно вбить параметры с чека руками:

Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет) - 3

И получить вот такой результат:

Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет) - 4

Если в течение 30 дней касса пробивает, но не передаёт чеки в онлайн, она автоматически блокируется (и потом налагается штраф). Блокировка в наших модулях реализована на уровне прошивки устройства.

То есть теперь Икея сможет проводить свою акцию «гарантия 25 лет при сохранении чека» без страха — он не выцветет через год до белого состояния, а будет храниться вечно в электронном виде.

Апгрейд

Чтобы всё это заработало, нужно:

  1. Обновить кассы аппаратно
  2. Получить ЭЦП для налоговой, чтобы регистрировать кассу
  3. Выбрать оператора фискальных данных.
  4. Снять кассу с учёта и поставить её на учёт.

Пункт (4) теперь делается легко через личный кабинет налоговой: раньше нужно было ехать лично, ставить на учёт, ждать, через неделю привозить ещё документы.

Аппаратная база почти не поменялась — это те же старые добрые страшные кассы, но теперь с модулем подключения к сети. И есть ещё кассы-планшеты, как в будущем.

Три дня как все кассы в стране должны стать онлайн (на самом деле нет) - 5
Модуль связи — касса отдаёт данные через Ethernet. Есть похожие выходные интерфейсы с 3G-модемом.

У нас «Штрихи». Соответственно, было два варианта — либо подключить к уже имеющейся кассе модуль доработки с блоком ФН и комплектом активации ККТ ШТРИХ-М-02Ф (17 тысяч рублей), либо купить новую модель кассы — от 27 тысяч рублей. На новые модели мы заменили только старые кассы. К «Штриху» вопроса нет, они крутые и очень грамотно сработали.

С другой стороны, компании-продавцы сразу смекнули, что можно в нагрузку продавать свои услуги регистрации-интеграции. В нашем случае модули не продавались без услуги за 2000 рублей, которая нафиг нам не нужна, и поддержки за 2400 рублей. Это как аудиосистема и прочие прибамбасы к машине — вроде, брать ты их не хочешь, и они необязательны, но если не возьмёшь — машины может и не быть. По факту модули модернизации почти не продавались без вот этой «прилепки». Только настойчивость и знание прав меняло ситуацию.

Немного прошлого

Объяснять новый ФЗ начали в сентябре, наши спецы 1С ездили на конференцию. На тот момент на стендах конференции присутствовали новые кассы, но был только предзаказ, модули не продавались. Сроки рассказали приблизительно. Чёткой рабочей инструкции и тестового экземпляра Штрих не давал — но не потому что они злые гады, а потому что, по всей видимости, не пускали железо в серию до появления окончательных уточнений по реализации закона.

Ближе к ноябрю-декабрю появились комплекты модернизации для новых касс. Было видно, что сделано всё в режиме ранней беты. Наша тестовая игрушка пришла без нормальной инструкции, поэтому всё делалось пальцами наугад. В первый же день касса накрылась и отказывалась отправлять чеки в сеть — мы её тупо брикнули своими опытами. Пришлось перепрошивать у сертифицированного партнёра. Потом спустя неделю появилась инструкция с чётко описанными багами, которые приводят к падению кассы.

Мы решили сделать всё заранее к февралю, потому что февраль и март — это много выездных ярмарок, мы не хотели заморачиваться с новыми ЭКЛЗ на короткий срок до замены, плюс надо было иметь кассы для открытия точек в феврале. Опять же, не было уверенности, что 1С обновит всё как надо, и мы сможем за две недели взять и перепрыгнуть сразу.

ИТ-команда ещё в январские праздники поставила кассу в офиса, и начала торговать играми сама себе. Было много доработок — например, чтобы чек нормально отправлялся в ОФД, чтобы 1С сам проверял соединение и предупреждал продавцов, если чеки не грузятся онлайн.

Нужно было обновить чеки, в т.ч. добавить печать QR-кода и имя кассира. Оно теперь обязательно. И вот за такое как на картинке сверху (снято в Волгограде) теперь будут бить ногами, если, конечно, в паспорте не так же.

По разработке и тестам — 3 месяца мы медленно изобретали велосипеды, потому что внятных best practice не было. Нормально кассы начали продавать только с этого года.

Наше время

В апреле-мае мы не могли в нужном количестве закупиться устройствами модернизации, потому что их тупо нет, все ушли в продуктовые сети. Например, у Пятёрочки и Перекрёстка тоже «Штрихи-М». Полтора месяца назад примерно на семинаре «ONLINE РЕВОЛЮЦИЯ: все чеки в облаках» сказали, что зарегистрированных кассовых аппаратов в стране более миллиона, а перешло на новую схему только 250 тысяч (это ещё без учёта тех парней, которые раньше не били чеки, а теперь должны будут торговать с кассой).

В итоге контролирующим органам стало понятно, что не все успевают — вернее, производитель не успевает удовлетворить спрос. Вышло вот такое письмо. Самая интересная часть:

«В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований законодательства Российской Федерации может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования.»

То есть если есть предзаказ (договор поставки и совершённая оплата) на новые кассы, но их ещё не привезли, а в старых не кончилась ЭКЛЗ — можно печатать старые чеки, пока не приедут кассы.

Штрафы

  • Старая касса, но чек выбит — 10 тысяч рублей.
  • Чек не отправлен покупателю — 10 тысяч рублей.
  • Нет кассы, а она должна быть — 30 тысяч рублей.

И вот очень хороший сайт с FAQ с кучей деталей.

Резюме

Это всё очень круто, потому что мы в стране наконец-то отказались от устаревшего носителя, плюс получили возможность проверять всё онлайн. Да, проблемы при внедрении есть, но в целом — оно того стоит.

Автор: Мосигра

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля