мысли о будущем образования в контексте хайпа с МООС часть 00-564-01

в 19:49, , рубрики: MOOC, будущее, Научно-популярное, образование, онлайн образование, перспективы, метки: , , , ,

Петля положительной обратной связи в США давно замкнулась. Как только растущие потребности и косты китайских производителей достигнут определенной черты, мировой завод начнет испытывать дефицит заказов и будет пытаться ориентироваться на внутренний рынок. Для США/Европы это, конечно, хорошо с точки зрения возврата рабочих мест, но в течении 10-20 лет роботы и автоматизированные бизнес процессы, основанные на m2m инфраструктуре подкосят еще сколько-то профессий и начнет происходит распад специализаций — на условно творческие и условно не творческие, где цена автоматизации по прежнему велика. Соответственно нетворческие специальности будут хорошо обслуживаться МООС подобными учебными заведениями, когда цель обучения — научить сложному бизнес-процессу и помочь человеку стать его интегрированной частью. Это НОВЫЕ СИНИЕ воротнички.

Ну а творческие профессии по прежнему будут в классических универах, акцент которых сместиться с лекций к проектным кейсам и групповому взаимодействию, т.е. все, что связано с потреблением информации и рутиной в интернете, все, что связано с трасформацией человека только в личном присутствии. Возможно более важным станет не число студентов в определенном ВУЗе, а их качество и главное качество повестки, которые они обсуждают. Это означает, что звездами станут не харизматичные профессора, а супер фасилитаторы и менторы, способные добиваться самой интенсивной трансформации и личностного роста при равном доступе к знаниям. Это обычная логика. Профессора на лекции слушают одновременно 1000 человек — это шоу бизнес в чистом виде и все они заплатили равно по 20 долларов за лекцию. Однако, фишка не в том, что человек прослушал лекцию, в а том, как изменились его возможности влиять на реальность. Старая система кредитов утратит актуальность и станет лишь одним из элементом. На первый план выйдет трек человека в реальный кейсах, какие вопросы он задавал, что придумывал, в каким проектах участвовал, с кем, сколько у него было провалов и как он на них отреагировал, как он умеет фокусироваться, как он умеет учиться — т.е. все то, что за пределами лекций и полностью в сфере живого общения, хотя в значительной степени возможно и удаленно через виртуальные рабочие места с нейро интерфейсами.

Что при такой картинке СТАНОВИТЬСЯ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ? Что становиться КЛЮЧЕВЫМ КОНКУРЕНТНЫМ преимуществом? Очевидно, что содержание лекций как набор связанных знаний все более переместится к виртуальным роботам преподавателям, потому что они отлично справятся с ИЗЛОЖЕНИЕМ ИЗВЕСТНОГО материла и с ответами на типические вопросы. Ну а харизма — вообще не проблемы. Можно создать любую оболочку и определить стиль ее поведения? Хотите — Вам будет читать старичок профессор, хотите — Анжелина Джоли, хотите Ваша одноклассница (в обнаженном виде как спец. опция за доп. плату — и с учетом Oculus Rift — это вполне логично:))). Или Бред Питт или кто там для кого секс символ. И простые тесты тоже автоматизированы.

Но вот чтобы заставить нейропластичность вашего мозга изменять сам мозг, создавать новую архитектуру нейросети, новые когнитивные способности и качества, расширять ваше контекстное поле — для этого Вас надо ставить в тупики и проводить через коаны, потому что единственно верным описанием реальности является коан. Развитие — это, знаете ли, когда Вы пытаетесь искать решение задачи, относительно которого доказано, что решения нет. Алогично. Верно? Здравствуй новое образование.

Хотите получить статус творца? Докажите, что можете творить, а не копи пастить. Здорово! Правда. Когда все, что вы изучали на самом деле бесполезно. Зачем тогда все это мы изучали, если он бесполезно? Потому, что он полезно на следующем уровне. Сделай lеvel up и будет тебе счастье.

Кто там у нас умеет доводить людей до исступления в процессе познания? Дзен, Суфизм, Нагвализм и прочие подобные странные истории — пути НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Пути через гипер пространство знаний и смыслов, когда железная задница уже не срабатывает. Это наверное будет больше напоминать Орден Джедай, чем обычный университет. Но думаю, только эти люди оставят себе способность покупать дома в собственность, а удел остальных — ПОСТОЯННОЕ проживание в государственных доходных домах, как это уже намечается здесь. Впрочем, возможно разблокировка земельных угодий, недорогая логистика, умные дома и 3D печать инфраструктуры несколько спасут ситуацию:))

Я также предполагаю, что бизнес-школы начнут постепенно перемещаться в сторону автоматизации, потому что совершенно очевиден тренд того, что самое трудное это создать новый продукт/потребность/рынок на этапе собственно стартапа, а вот его масштабирование происходит по стандартным процедурам с привлечением стандартных ресурсов — это особенно ясно видно здесь в США. Т.е. здесь проще масштабировать, потому что есть МОЩНАЯ инфраструктура для быстрого масштабирования. В странах с бедной инфраструктурой масштабировать трудно, потому что приходиться не только масштабировать, но и нести затраты по созданию инфраструктуры.

Автор: alexeykrol

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js