Рубрика «аудиоаппаратура»

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого - 1

Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам сериного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
Читать полностью »

Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpa. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.

Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы - 1

Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать.
Читать полностью »

Некоторые технические решения, в силу их уникальности, имеет смысл рассматривать на конкретных примерах. Существует не мало распространённых конструкторских подходов для акустического оформления напольной акустики, но в данном случае пойдёт речь о далеко не типовом устройстве. Описываемый продукт заинтересовал меня целым рядом характерных отличий. В первую очередь конструкцией корпуса, не менее интересным стало сравнение субъективного восприятия звука с техническими характеристиками и данными измерений.

Анатомия акустических систем: чудеса комбинаторики или много личного о шипастом карлике NEAT Acoustics IOTA Alpha - 1

Восторженные отзывы наших категорийных экспертов и маркетинговый «фон» в аудиопрессе уже давно не являются для меня убедительными аргументами. С первыми я нередко расхожусь в субъективной оценке компонентов, а градус восхищённости обзоров в аудио СМИ часто зависит от полноты налитого стакана от объёма рекламного бюджета производителя. Поэтому я был очень удивлён, когда поставил АС крепкую пятёрку с минусом (по пятибалльной системе), и поместил на одно из первых мест в личном рейтинге.
Читать полностью »

Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.

Анатомия акустических систем: споры о широкой полосе - 1

Дискуссии на тему: имеет ли размер значение , что лучше – одна широкая или много узких, сотрясает форумы филофонистов и меломанов не один год. Как и прежде я не намерен ставить в спорах точку и лишь подготовлю почву для дискуссии, подробно изложив некоторые факты, и обозначу собственное субъективное мнение о проблеме.

Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).
Читать полностью »

Не смотря на несколько поутихший интерес многих аудиофилов и меломанов к ламповым усилителям, споры о преимуществах/недостатках этих архаичных долгожителей не утихает по сей день. Условно спорящих о ТЛЗ можно разделить на два лагеря. Первый — приверженцы прогресса, полагающие, что ламповой технике место на свалке истории или в лучшем случае в каком-нибудь техническом музее. Второй – ярые сторонники теплой ламповости, которые видят , слышат в ламповых УМЗЧ (непременно однотактных, без ООС, A class) возможность получить «духовное откровение» и «по-настоящему» красивый (TRUE, воздушный и т.п.) звук.

Сеанс тёплой ламповой «магии» с разоблачением - 1

Ожесточенные баталии между ловерами и хейтерами ламп приводят к приступам дискуссионной гиперсаливации, выходу из строя клавиатур, и бурному словоизвержению на соответствующих форумах. Кроме этих враждующих сторон, темой ламповых УМЗЧ интересуются люди, не дискутирующие о нём – это: радиолюбители, создающие эти усилители и «не true» аудиофильствующие товарищи, которых устраивают особенности имеющейся техники вне парадигмы поиска бескомпромиссного звучания.

Сомневаюсь, что мой пост поставит в спорах о ТЛЗ жирную точку, но я попробую пролить луч света на «таинственный», «метафизический» «феномен» «живого» ТЛЗ.
Читать полностью »

Идея этой публикации появилась во время подготовки предыдущего поста о Фрице Зенхайзере. Для меня было неожиданностью узнать о том, что бытовой продукт — наушники HD 414, использовался в качестве штатной аппаратуры на станции NASA. Мне захотелось выяснить, как появились космические наушники и гарнитуры, как применялись при полётах в космос, какие компании их производили и что они производят сегодня.

Наушники космических триумфов: Plantronics и другие - 1

Не скрою, что при подготовке материала столкнулся с проблемой острого дефицита информации по теме. Особенно это коснулось отечественных разработок, о которых не нашлось ничего. Вероятно, с гагаринских и леоновских гарнитур по сей день не снят соответствующий гриф и сведения о них пылятся в архивах ЦУПа. С американскими космическими «ушами» оказалось немного проще, по крайней мере, с историей создания и эксплуатации, хотя, сколько-нибудь внушительной технической информации в сети практически нет.
Читать полностью »

Первоначально, я хотел приурочить пост ко дню рождения немецкого изобретателя и бизнесмена, но публиковать статью о немце 9-го мая, было бы не слишком корректно ввиду непредсказуемой реакции некоторых представителей российской общественности. Благодаря этому человеку мир получил одну из лучших радиотехнических компаний мира, производящую профессиональную и бытовую аудиоаппаратуру. Сегодня сложно представить себе человека, интересующегося аудио, который так или иначе не знал бы о компании, которую создал герой этого поста.

Личность и звук: Фриц Зеннхайзер — победа, начавшаяся с поражения - 1

Интересная жизнь инженера и ученого Фрица Зеннхайзера не всегда была лёгкой. Забегая немного вперед, отмечу, что создание компании волей случая было предопределено поражением Германии во Второй Мировой. Изобретательность и плодовитость инженера заложили базис для длительной и успешной работы. Сегодня, созданная им компания производит известные во всем мире наушники, микрофоны, системы связи, радиосистемы, авиационное оборудование и многое другое.
Читать полностью »

В среде людей, серьезно относящихся к аудио и видео технике, нередко возникают споры относительно мультирумов. У традиционалистов от аудио/видео существует мнение, что мультирум не более, чем модное веяние, не дающее реальных преимуществ. Утрируя, можно сформулировать их точку зрения следующим высказыванием: «это всё от лукавого, «не тёплая» «не ламповая» цифра с излишками функциональности и интеграции, придуманная для ленивых бездушных технократов». Прогрессивно настроенные люди напротив убеждены, что мультирумы – это закономерный этап технической эволюции, который рано или поздно займёт все имеющиеся на рынке ниши.

Мультирум: наступившее будущее умного AV и начало конца традиционных систем - 1

Хочу заметить, что критические высказывания позволяют себе люди, ориентированные строго в сторону ТЛЗ ГМ, которые едва ли понимают всю прелесть парадигмы Интернета Вещей. На мой взгляд, эти скептические выводы в адрес таких устройств – суть проявление косности в отношении инноваций и намеренное игнорирование возможностей в угоду устоявшимся представлениям и идеологическим установкам. Задавать каверзные вопросы о том, почему эти олдскульные скептики не используют для просмотра видео VHS, а еду разогревают в СВЧ-печи, а не на суровом «теплом» вертеле над жаркими углями, полагаю, излишне.

Пост демонстрирует, какие преимущества даёт мультирум по сравнению с традиционной архитектурой AV системы.
Читать полностью »

Сегодня винил и всё, что с ним связано у многих твердо ассоциируется с высокой стоимостью, «зажравшимися аудиофилами», астрономическими ценами на коллекционные пласты или в лучшем случае с модными чаяниями пафосных хипстеров. Стереотип настолько силён, что первый комментарий в нашей предыдущей статье «о парадоксе винилового тренда» был следующий:

«С жиру бесятся. Больше сказать нечего»

Выбор бюджетной «вертушки»: «теплые» виниловые компромиссы до 15 К рублей - 1

Между тем стереотип уже давно не соответствует действительности. Этот пост для тех, кто намерен купить сносную вертушку, но не готов вкладывать в компоненты астрономические суммы. Для того, чтобы стоимость не пересекла психологический барьер даже самых экономных клиентов, я ограничил бюджет гипотетического покупателя суммой в 15 000 рублей.

В обзор вошли только проигрыватели для дома со встроенным фонокорректором, что, по моему мнению, соответствует пожеланиям большей части пользователей бюджетных вертушек.

Полагаю, что публикация будет полезна потенциальным покупателям и при этом не заденет тонкую душевную организацию хейтеров коммерческого контента (мы-таки торговая организация и будем признательны за лояльность). Я в свою очередь постараюсь максимально снизить градус «теплого» винилового пафоса.
Читать полностью »

Стабильная динамика продаж новых проигрывателей винила, интерес производителей, незатихающий ажиотаж меломанов, покупающих пластинки, заставляет задуматься. Обычно, стихийные веяния моды не затягиваются на десятилетия, чего нельзя сказать о том, что сегодня называют новым виниловым бумом. Это пост — размышление о том, как появился долгоживущий виниловый тренд, кому и зачем это нужно, а также, когда он закончится.

Реинкарнация винила: размышления о парадоксальном тренде - 1

Сразу отмечу, что мой маленький внутренний «эстет/меломан/аудиофильчик» всегда неравнодушно относился к винилу, но не в силу его «уникально-чудесного», «живого», «одухотворённого» звука, а в связи с субъективной привязанностью к завораживающей «магии» электромеханического процесса воспроизведения. Я воспринимаю свою слабость с должной самоиронией и ни в коем случае никому не навязываю.

В моей ранней молодости, когда винил ещё не пережил второе рождение, мне нравилось думать о том, что это редкое (почти уникальное) увлечение выделяет меня из серой массы. Но прошло совсем немного времени, я перестал так много думать о личной уникальности, а у каждого второго бородатого персонажа в прямоугольных очках появился проигрыватель, и внушительная коллекция «черного золота меломанов».
Читать полностью »