Рубрика «аудиоаппаратура»

Одним из самых популярных материалов нашего блога на GT стал пост “Сеанс теплой ламповой магии с разоблачением”. Он коснулся расхожих стереотипов при оценке УМЗЧ с полупроводниковой и ламповой схемотехникой. Кроме того, бурным и живым стало обсуждение поста о гитарном ламповом усилении и цифровой эмуляции ламповых эффектов.

«Теплые» ламповые доказательства: ещё немного о «магических» свойствах ТЛЗ для музыкантов и аудиофилов - 1

Некоторые из моих оппонентов в холиварах на эти темы заявили, что я, дескать, мало знаю о ТЛЗ, и все прелести оного совсем не в гармониках, а в трансформаторах, операционных усилителях и т.п. Оппоненты непрозрачно намекали, что нет подробных исследований спектрального состава искажений для ламповых и транзисторных усилителей.

В тех материалах я писал о том, что рано ставить точку в вопросе лампового звука, теперь, полагаю, пора. Совсем недавно мне попалось относительно свежее исследование физика Дэвида Кипортса, которое окончательно закрывает вопрос о природе и эффектах так называемого ТЛЗ (по крайней мере в вопросе гитарного усиления). Читать полностью »

В обзорах и субъективных оценках звуковой аппаратуры нередко встречаются термины, которые редко используют аудионженеры. Особенно часто они касаются динамических характеристик, которые стали полем для многочисленных наукообразных спекуляций.

Особенно часто употребляются такие слова как макро и микродинамика, также, в качестве аналога последнего, используется термин детальность. Термины оные, по словам людей их употребляющих, свидетельствуют о верности воспроизведения и являются чуть ли не основными критериями его оценки.

Аудиобубен лейтенанта Шмидта: Ликбез по “детальности”, “макро” и “микродинамике” - 1

Случается, что разные авторы под этими словами понимают разные вещи, порой и вовсе не утруждают себя объяснением того, что они подразумевают под, например, “микродинамикой”. Иными словами — нагло спекулируют наукообразной лексикой. Как правило, опусы, в которых встречается подобное словоупотребление, имеют явную или скрытую коммерческую цель.

В связи с подобными случаями я хочу написать о том, что именно специалисты по психоакустике и эксперты подразумевают под макро и микродинамикой. А кроме того, рассказать о том, какие измеряемые показатели будут косвенно свидетельствовать об этих недокументированных свойствах звука.
Читать полностью »

В акустических системах сложно придумать что-то принципиально новое. Подавляющее большинство производителей ограничиваются локальной модернизацией уже зарекомендовавших себя моделей, либо комбинированием известных решений в принципиально новых устройствах.

Бетонный мультирум: Master&Dynamic MA770 - 1

Так происходит почти всегда, но порой появляется что-то новое, как с технической так и с эстетической точки зрения. Master&Dynamic MA770 появилась на рынке в прошлом году и успела наделать много шума. Для сторонников традиционных подходов к созданию акустических систем, корпус АС из бетона — это почти оскорбление.

Интересно, что дизайн системы был разработан архитектором сэром Дэвидом Аджайем, который известен разработкой дизайна нового Смитсоновского музея в Вашингтоне. Производитель заявляет о том, что это первая акустическая система, созданная из бетонного композита. Я решил не оставаться в стороне и, пользуясь служебным положением, оценил изобретение титулованного британца.
Читать полностью »

Известно, что традиционные электродинамические громкоговорители наряду с массой достоинств обладают и ощутимыми недостатками, например, некоторым пределом точности воспроизведения. Для достижения высоких показателей качества звука электромеханический принцип работы традиционных динамиков требует массы ухищрений, серьезно ограничивает возможности разработчиков, приводит к значительным затратам и, соответственно, увеличивает их стоимость. Кроме того, традиционные материалы, использующиеся для мембран динамиков, как известно, имеют “потолок” по минимально возможному уровню искажений, достаточно массивны, а постоянные магниты вносят дополнительные искажения.

Акустическое будущее нанотрубок: новая жизнь термоакустики - 1

В предыдущих постах мы уже описали несколько известных альтернатив динамикам, таких как электростатические, изо/ортодинамические излучатели и ионофоны. В этом материале пойдет речь о, пожалуй, самой высокотехнологичной и оригинальной замене привычных нам динамических драйверов — излучателях, созданных на основе нанотрубок.
Читать полностью »

Значение дизайна при создании современной аппаратуры оценивается по-разному. Существуют люди, для которых использование тех или иных эстетических изысков не играет существенной роли, равно как другие, кто искренне полагает, что аудиоаппаратура это в первую очередь предмет интерьера, а уже потом ценный мех звук и всё остальное. Но, как мне кажется, подавляющее большинство людей искренне убеждены, что форма должна соответствовать содержанию. Это первый пост в новом цикле о дизайне в аудио.

Дизайн и звук: классика модерна, британский ответ Японии, кассетник “космической эры” и брутальные швейцарцы - 1

Нельзя объять необъятное и я остановлюсь лишь на нескольких интересных разработках. При выборе устройств я руководствовался личными эстетическими предпочтениями, а также оригинальностью необычностью разработок (с учетом времени, в которое они были созданы). Под катом несколько слов о дизайнерских концепциях, которые оставили заметный след в истории аудио.
Читать полностью »

Одной из личностей, сделавших существенный вклад в развитие современного звукового оборудования, является Ойген Бейер. Именно этот человек создал компанию, которая стала в один ряд с Sennheiser, Telefunken, Elac и Manger, как живое воплощение высокого немецкого качества в аудио.

Личность и звук: Eugen Beyer — человек, который всегда смотрел в будущее - 1

За время своего существования, специалистами компании Beyerdynamic было внедрено множество инноваций, в их числе: первый полноценный звук для кинотеатров, первые серийные динамические стереонаушники, первый специализированный студийный микрофон, первый беспроводной концертный микрофон.

Сегодня, эта сравнительно небольшая фирма известна во всём мире как один из производителей высококачественного студийного аудиоборудования, а также наушников HI-FI и HI-END класса. Своим появлением и развитием компания обязана основателю, который был талантливым инженером и генератором передовых идей.
Читать полностью »

Сегодня многие покупают наушники вслепую (вглухую), без прослушивания, полагаясь на технические характеристики и на графики АЧХ, заботливо выложенные пользователями многочисленных аудиофорумов. Особенно такие покупки характерны для интернет-магазинов. Общеизвестно, что частотные особенности звучания определяет АЧХ. При этом, если постараться, на одну и туже модель можно найти несколько совершенно разных графиков с существенными различиями, что настораживает.

Стендам нужны уши: о недостоверности измерений АЧХ наушников - 1

Не редко результатом покупки становится разочарование и несоответствие купленной пары ожиданиям, возникшим при просмотре графика – хотели, мол, басовитые, а они больше выделяют середину и т.п. Кроме того, при субъективном сравнении разных моделей наушников с одинаковыми или очень близкими графиками АЧХ, наблюдается существенная разница в субъективной оценке звучании.

Под катом описание одной из распространённых причин, способы её решения и несколько рекомендаций по самостоятельной доработке стенда.
Читать полностью »

Продолжая цикл о легендах советского звука, захотелось отдельно коснуться темы изодинамических наушников, создававшихся в Стране Советов. Сегодня многие убеждены, что технология planar magnetic (изодинамическое излучение звуковых волн) — продукт современных разработок. В подобных суждениях есть доля истины (изменились материалы), однако, сами принципы совсем не новы и активно применялись для создания аудиоаппаратуры на протяжении последних 40 лет.

Советский HI-FI и его создатели: путь Левицкого и «планары» в СССР - 1

Авторство «уникальных» технологий, с легкой руки маркетологов, приписывают то Японцам, то Китайцам, то неким «таинственным» инженерам из США. Не редко, начиная использовать не слишком распространённые изодинамические драйверы, производители позиционируют свою продукцию как нечто совершенно новое, никогда ранее не применявшееся. Как выяснилось, не все знают о том, что изодинамические излучатели выпускаются достаточно давно, а в своё время нашли широкое применение в советской аудиотехнике.
Читать полностью »

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого - 1

Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам сериного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
Читать полностью »

Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpa. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.

Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы - 1

Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать.
Читать полностью »