Рубрика «Блог компании Мосигра»

Азы работы магазина - 1

Первое, что нужно понять — факт, что магазин не является точкой генерации прибыли компании. Это инструмент по переработке загруженного товара в деньги, и он создаёт только расходы. Источник прибыли — часто не сам товар, и решаются эти вопросы далеко за пределами магазина.

Главное в магазине — это его валовая прибыль: это выручка минус себестоимость продажи. Всё это декомпозируется до довольно предсказуемых и измеряемых факторов. Упрощённая формула вот такая:

Азы работы магазина - 2

Число покупок это группа конверсий: прошёл мимо -> зашёл в магазин -> купил. И есть аналогичная цепочка на тех, кто откуда-то узнал про товар направленно и пошёл в магазин за ним. Упрощая:

Азы работы магазина - 3

Работать надо с каждым из множителей этой цепочки. Давайте декомпозируем чуть дальше.
Читать полностью »

Ура! Это была не паранойя - 1

В прошлом посте про розницу кое-кому было жутко от того, что можно целить рекламу средств от насморка в тех, кто обычно ходил в офис, а вот уже 10 минут как взял и не пошёл. В общем, последние пару лет я счастлив, что, например, всю сознательную жизнь не верил карточкам и расплачивался ими только в крайних случаях.

Сейчас расскажу пару примеров. Кое-где юрист посоветовал мне формулировки помягче, поэтому дальше вся история — моё личное мнение, возможно, мало связанное с реальным миром. Многое мне вообще приснилось.

Итак, как я уже рассказывал, что в моём сне можно таргетировать людей по состоянию счёта и покупкам. Например, таргет: «есть дети 6 лет» может выглядеть как «вот по этому списку терминалов сетей делал частые покупки 5 лет назад». Таргет «живёт в этом районе и имеет больше 100 тысяч рублей на счету» — по точкам, где часто покупает, и если таких кластеров два — ближе к окраине.

Читать полностью »

Что происходит в рознице - 1

Раньше, когда к нам приходили журналисты, и спрашивали, какой у нас план развития на 5 лет, мы показывали на карту галактики во всю стену одного из кабинетов. Она так и называлась: «План развития сети». Сейчас пришло время заняться этим серьёзно. Оказывается, есть методология. Оказывается, она не только скучная, но ещё и работает. В смысле, в ней ощущается логичность и правильность: проверить, очевидно, мы сможем только по карте галактики в отдалённом будущем.

В общем, пока мы учитывали природные факторы вроде того, что скоро по всей стране будет снижаться покупательская способность населения, насобиралась куча примеров. И вот я решил рассказать несколько отдельных вещей про то, что происходит в рознице вообще из-за этого вашего цифрового мира.

Потому что это интересно и внезапно.

Оказывается, будущее уже пришло, просто оно не очень равномерно распределено. И да, мы с вами больше не в заднице в плане экономики. Видны сдвиги. Сейчас расскажу.

Читать полностью »

Как мы стали делать офигенно длинные собрания, и почему это больше не вселенское зло - 1

Наш идеал почти 9 лет был такой: собрание стоя, 15 минут максимум, минимум людей. И лучше вообще в коридоре. Не можешь решить за 15 минут — значит, что-то пошло не так. Звучит круто, правда?

Оказывается, надо делать и долгие. В прошлом посте я рассказывал про то, как мы научились выделять минимально достаточную группу людей, которая может выработать решение так, чтобы не бегать с ним наверх к руководителям. Осталось сделать так, чтобы освещение обошлось без крови.

Механика, которую нам предложили — это совещание по специальному протоколу. Оно занимает невероятно дохрена времени (4 часа на вопрос, где ушло бы наши 15 минут), навевает скуку и тоску, но если проходить по этапам, появляется ощущение, что решение всё же есть. И его можно реализовать. И оно, скорее всего, получится очень качественное: будет учитывать больше нюансов, будет поддержано теми, кому его исполнять. А это существенно сокращает срок внедрения.

Лучше пару часов потерпеть, но потом внедрить на месяц быстрее.
Читать полностью »

Поиск узлов дисперсии управления (как перестать делать тупую работу и передать её другому) - 1

Бывает, что решение не выполняется. Или выполняется так феерично, что лучше бы за задачу вообще никто не брался. Так случается в любой компании, и, конечно, так регулярно случается у нас. Задача была уменьшить количество таких ситуаций на важных проектах.

Почему всё может пойти через задницу? В первую очередь потому, что решение выработал человек, который не имел компетенции, полномочий или просто не был поддержан теми, кто будет это всё внедрять. То есть даже если решение трижды правильно — нужно, чтобы его правильность как минимум поняли исполнители.

Чаще случается, что не хватает каких-то кусков власти или ответственности. И мы тут на десятом году развития компании внезапно нашли работающую модель для того, чтобы понимать сразу, чего не хватает. То есть так же лажать, но чуть реже.
Читать полностью »

Словесная ролевая игра — самый старый формат полностью свободного мира в играх - 1

Я опять хочу погрузить вас в мир странного опыта, который дают люди из игровой сферы. Прошлый раз был командир крупного альянса из Eve, а сегодня — Хаст и Тео, которые ведут коммерческие настольные словесные ролевые игры.

В смысле, что к нему приходят игроки, они вместе садятся за стол, и он начинает рассказывать, что с ними происходит. А они отвечают, что делают. Ведущий игры обеспечивает движок и рендер, а игроки делают выбор за героев. Это как компьютерная онлайн-игра, только абсолютно без компьютера. И с полной, тотальной свободой действий.

Это увлечение носит массовый характер в Америке и Европе, потому что куда интереснее сериалов и сетевых игр в правильных руках. В России это больше 25 лет был любительский «кухонный» формат, но вот уже пару лет как появились профессиональные Мастера. То есть ведущие, которые зарабатывают только этим себе на жизнь. Ранее такого извращения не наблюдалось.

Из опыта этих людей можно много почерпнуть для гейм-дизайна и вообще полезного. Но куда интереснее просто залезть и посмотреть, как устроен этот мир гиков.
Читать полностью »

Какие продолжения игр крутые? - 1

С точки зрения продаж, продолжение игры — это такая штука, на которую не бывает скидок. Точнее, как — после выхода продолжения можно раздавать базовую игру хоть бесплатно, и тогда какая-то часть игроков втянется и купит дополнение уже за полную цену. В электронном виде. В мире настолок продолжение-дополнение покупает 25% от игроков базовой версии.

С точки зрения разработки, продолжение — это доведение до идеала и совершенства всего того, что ты думал про игру последние пару лет. И ещё новые механики. И ещё куча крутого контента.

С точки зрения сюжета, продолжение — это штука, которая должна цеплять и новых игроков, пропустивших начало, и до безумия нравиться старым, знающим всю подноготную.

В общем, из всего этого следует, что некоторые продолжения — это ужасная попытка срубить денег, а некоторые — просто волшебные подарки. Поговорим о последних.
Читать полностью »

Школьный класс и маленький этюд социнжиниринга - 1

В каждом классе есть 3-4 ребёнка, которые орут и ломают весь сюжет, когда остальные пытаются что-то целенаправленно делать. Точнее, как — они просто гиперактивные, и их темп событий не даёт покоя остальным. Они не злонамеренные, а просто хотят причинить добро и радость в особо крупных размерах.

В Тюмени Мосигрой руководит Денис. Он часто и много работает со школами, и собаку съел на том, как играть с детьми. Смысл в том, что в третьем классе дети вообще не умеют слушать друг друга, а игры дают им возможность лучше договариваться — и неожиданно привносят дисциплину. Потому что в играх есть правила, и их надо соблюдать, а это уже навык.

И вот, значит, он приходит на игротеку, а там не 3-4 гиперактивных ребёнка, а сразу примерно от четверти до трети класса. И игротека превращается в ад.

То, что придумал Денис — с моей точки зрения, просто прекрасный этюд социнжиниринга. Я сейчас доведу вам вводные, а потом расскажу решение. В промежутке можно будет попробовать придумать своё.
Читать полностью »

Истории малого бизнеса: Владивосток - 1

Это ещё одна история одного из наших старейших магазинов. От многих других городов России Владивосток отличается тем, что надёжно отгорожен всей остальной страной от поставок*. Это самый дальний край Дальнего Востока, вот ещё чуть-чуть и уже будет Япония.

Вторая особенность — это очень необычный город по планировке. Он стоит мало того, что на островах и полуостровах, так ещё и на сопках. Читай — ровных площадок кот наплакал, и большинство рукотворные. Если посмотреть на карту, можно поначалу решить, что это два-три города как минимум.

Есть ещё особенности с китайцами, удивительно дружелюбной атмосферой и военными, но это всё впереди. Пока скажу, что поскольку это магазин из первой десятки открытых в России, история феерична.

Я просто буду отмечать звёздочками места где, по моему мнению, в нормальной жизни магазин бы закрылся.
Читать полностью »

Почему мы ещё читаем бумажные книги? - 1

По логике, бумажная история должна быть почти полностью мертва уже. Как пластинки, компакт-диски и видеокассеты. Некоторые книжные сейчас больше напоминают магазины посуды, сувениров и канцтоваров с нашими играми — и отдельной полкой в углу для книг.

Но при этом издательства до сих пор пляшут от бумажных копий, наш опыт с киосками прессы в Москве показал, что продать 20 килограммов газет в день с одной точки — вообще не вопрос в принципе. А ещё я недавно видел здравствующую бумажную библиотеку в городе на 700 человек, видел культуру чтения газет в Германии и кучу других странных вещей.

И ещё я продолжаю покупать бумажные книги, хотя читаю всё чаще с экранов. Возможно, я ретроград, конечно. Но мне пару лет назад было очень интересно, что можно сделать с этим рынком, и ниже немного выкладок «пальцем к носу» по тому, почему его никак не получается добить. Читать полностью »