Рубрика «cccр»

Итак, очередной пост о яркой и неоднозначной истории советских кассетных магнитофонов. На сей раз рассмотрим стационарные модели от литовского завода “Вильма”. Отмечу сразу, что коснемся далеко не всех, но наиболее показательных и интересных экземпляров, которые ознаменовали переход от одного поколения к другому, оставили значимый след, являются коллекционной редкостью или представляют оригинальную техническую идею.

История советских кассетников: стационарные деки «Вильма» — творческий плагиат, инновации и дьявол в мелочах - 1

Известно, что как и на западе, в СССР портативные модели опередили стационарные, что не удивительно. На заре своего появления компакт-кассеты, как следует из названия, разрабатывались, позиционировались и воспринимались в качестве носителя для портативных устройств. Неожиданно для создателей формата его плюсы оценили не только репортеры и представители спецслужб, но и меломаны. Под катом о том, какими были советские стационарные магнитофоны.
Читать полностью »

Продолжаем рассказывать о советских портативных кассетных магнитофонах. С первой частью материала можно ознакомиться здесь. Пришло время устройств с компактным форм-фактором, которые традиционно считаются наследниками легендарного SONY Walkman. Удивительно, но за сравнительно короткий период советская промышленность разработала внушительное количество устройств такого рода, многие из которых стали настоящими хитами среди советской молодежи 80-х.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы - 1

Для меня этот пост еще и повод поностальгировать. Моим первым аудиогаджетом в жизни был портативный магнитофон “Электроника-331-стерео”, который появился в семье не на много позже меня, впоследствии это же устройство я использовал вместе со своим первым компьютером ZX-Spectrum. Именно благодаря ему я стал интересоваться музыкой, а впервые сломав и пытаясь починить узнал, что в советские магнитофоны ставят японские двигатели.
Читать полностью »

Продолжая наш цикл о советском аудио, захотелось рассказать о кассетных магнитофонах в СССР. Известно, что в Стране Советов эти устройства стали появляться несколько позже, чем на западе, а исчезли наоборот раньше (производство их было свернуто почти сразу после распада Союза).

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х - 1

Мне было интересно проанализировать насколько наши разработчики приблизились к коллегам из Японии, Западной Европы и США, удалось ли им догнать и перегнать, а также понять, почему советские разработки в этой области порой пользовались редким или т. н.”вынужденным” спросом, а большинство их современников стремились приобрести зарубежные образцы.

Ввиду того, что тема достаточно обширна, я разделю материал на четыре части, в первых двух я расскажу об эволюции портативных устройств, а в остальных — рассмотрю развитие и упадок стационарных дек.
Читать полностью »

Не многие знают о том, что в СССР существовала собственная программа по созданию цифровых аудиоформатов и устройств для их воспроизведения. Вполне вероятно, что она могла бы составить конкуренцию CD. В прошлых материалах этого цикла я касался первых CD-проигрывателей, созданных в Эстонской ССР. Эти устройства были выпущены через 10 лет после появления первых прототипов в США, под уже существующий западный стандарт. Задолго до этого в Союзе проводились работы по разработке собственного стандарта цифровой звукозаписи.

Советский HI-FI и его создатели: цифровая звукозапись в СССР — в шаге от победы - 1

Первые прототипы такой записи на оптическом диске и проигрыватель для них были созданы за год до появления серийного устройства Philips. А готовые к серийному выпуску советские проигрыватели оптических дисков показали на ВДНХ практически одновременно с первыми серийными образцами на Западе в 1982-м году. Под катом неизвестная история советской программы по созданию цифровой звукозаписи.
Читать полностью »

Цикл о советском звуке был бы не полным без рассказа о почти мифических устройствах, советских проигрывателях CD, а также о дисках, которые для них выпускались. В начале повествования следует напомнить, что СССР был уникальной страной, в которой тотальный дефицит товаров народного потребления мог соседствовать с уникальными техническими разработками.

Советский HI-FI и его создатели: эстонские дети перестройки — лазерные проигрыватели в СССР - 1

Так вот, первые лазерные проигрыватели в Союзе появились раньше, чем начали официально издаваться компакт-диски. При этом население стояло в очередях за кассетами и виниловыми пластиками, которые доставались с огромным трудом, как и качественная аппаратура для их воспроизведения. Не считая винилов с речами советских вождей и советскую эстраду, которые присутствовали на полках музыкальных магазинов в относительном изобилии.

При этом такой формат как CD в мире существовал с 1979-го года, а проигрыватели и диски успели переродиться из предметов роскоши в относительно доступную аппаратуру для среднего класса. В СССР, напротив, на протяжении всех этих лет широкие массы попросту не знали о существовании такого формата. Единицы тех, у кого была возможность купить CD-проигрыватель за пределами необъятной Родины, как правило, не использовали этот шанс. В разы чаще покупались магнитофоны и LP-проигрыватели. Ибо дисков в СССР в продаже не было даже у «фарцовщиков», а если и появлялись – стоили безумных денег. Ситуация изменилась в 1987-м году.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js