Рубрика «инженерные системы» - 3

Генерал Электрик и его механические солдатики - 1

Экзоскелеты, то есть устройства в виде внешнего механизированного каркаса, повторяющего движения человека, уже давно не считаются экзотикой. Жаль, пока только на киноэкранах и страницах книг, да в редких новостях из экспериментальных лабораторий. Что достаточно странно, ведь эти устройства развиваются уже более века.

Первые концепции подобных механизмов появились еще в «эпоху пара». В 1830 году английский художник Роберт Сеймур изобразил питаемые от парового котла сапоги-«локомотив». Несмотря на то, что картинка носит сатирический характер, технически устройство выглядит достаточно продуманным (детально изображена схема привода, пульт управления), из чего можно сделать вывод, что идея вполне себе витала в воздухе.
Читать полностью »

В предыдущих статьях данного цикла мы поговорили подробно об истории развития железнодорожного тормоза, о приборах управления тормозами, приборах торможения и об особенностях реализации тормозов железнодорожных вагонов. Но, кроме вагонов существует еще и локомотивный парк, тормозные системы которого имеют очень существенные особенности реализации. О них и пойдет речь в данной публикации.

Читать полностью »
Взгляд компьютерным зрением на работу коммунальных служб - 1

Стоит признать, мы таки живем в эпоху киберпанка. Он не похож (пока) на мрачные миры Ридли Скотта и братьев Вачовски, но вполне отвечает меткому определению: high tech, low lifeЧитать полностью »

К нам в цех заезжает поезд с маленькими-маленькими ковшами стали по 80–120 тонн. Доменное производство, где делают чугун, — это предыдущий этап работ. А у нас из чугуна надо сделать сталь. Соответственно цеха соединены железной дорогой, и расплавленный чугун приезжает к нам. В поезде — сразу 10-11 ковшей. Проблема в том, что наши ковши — по 300 тонн, и нужно с помощью трёх мостовых кранов (они перемещаются где-то под потолком цеха) собрать из этого поезда оптимальные разливки.

Раньше около 60 % ковшей по 300 тонн составлялось из четырёх маленьких ковшей, причём четвёртый использовался только частично. То есть где-то получалось скомбинировать что-то вроде 90 + 110 + 98, и это был хороший годный ковш на 298 тонн. А где-то это было 90 + 82 + 85 + 43 тонны из следующего ковша, которому не повезло.

Казалось бы, это задачка, которая решается на школьном уроке информатики за 15 минут, но есть пара нюансов с исходными данными:

Перелив ковша - 1
Небольшие сложности с получением данных

Перелив ковша - 2

Плюс ещё пара особенностей производства. Так что сейчас я расскажу, как непросто внедряются в реальный мир даже такие простые модели.
Читать полностью »

image

Человека всегда тянуло покорять новые просторы — будь то вдаль, ввысь или вглубь. Не стал исключением и мировой океан. С древнейших времен люди погружались в морские пучины, чтобы найти там пропитание, собрать жемчуг, кораллы или ценности с затонувших кораблей. Кое-где, например, в Японии профессия ныряльщика становилась семейной, со своими ритуалами и профессиональными секретами, которые передавались от поколения к поколению. Разумеется, человек — существо сухопутное и под водой находиться может очень и очень недолго. Но человек не был бы человеком, если бы не компенсировал свои природные слабости силой ума и технической смекалкой. Уже в 4 веке до н. э. Аристотель упоминает о ныряльщиках, которые погружались, удерживая над головой перевернутый котелок с запасом воздуха. Он же рассказывает о первом применении батискафа — погружении Александра Македонского в огромном стеклянном сосуде. Правда это или нет, сейчас спорить бессмысленно, но если погружение было кратким и неглубоким — ничего технически невыполнимого в этом не было.Читать полностью »

Раскатываем сталь — ещё один случай, когда к нам пришли за софтом с производства - 1
Стан-2000: чистовая группа

Привет из цеха горячего проката! У нас тут есть агрегат (точнее, стан) длиной полтора километра, в который с одной стороны попадает огромный слиток стали, а с другой мы выдаём полосу металла толщиной несколько миллиметров. Делается всё это валами, или, правильно сказать, валками. Валки сделаны из обычного чугуна, но горячая сталь достаточно мягкая, чтобы её можно было раскатывать.

«Рабочая смена» валков длится примерно три часа. В это время они пропускают полосу со скоростью около 10-14 метров в секунду (это примерно средняя скорость поезда метро). Валок всё время изнашивается, потому что раскатывать сталь далеко не то же самое, что раскатывать тесто. Чтобы это скомпенсировать, они имеют S-образный профиль, и мы постоянно двигаем их так, чтобы изношенные части выходили из прямого контакта со сталью. Но всё равно обжимных валков (которые давят на сталь, а не просто катят её вперёд) хватает ненадолго.

Ну так вот, производственники решили, что хорош выбрасывать хорошие годные валки и позвали нас. Изначально они хотели настроить учёт так, чтобы точнее понимать степень износа каждого.
Читать полностью »

Технология ABENICS: революция в области механики? - 1

Прорыв в инженерии, о котором говорит весь интернет. Почему-то на Хабре нет, так что решил рассказать.

Читать полностью »

Кибернетические киты - 1

Сегодня снова речь пойдет о детищах периода Холодной войны, когда сон разума вкупе с неограниченным финансированием порождал тех еще технологических чудовищ.
Как только армия приняла на вооружение атомное вооружение, неизбежно начались связанные с ним различные инциденты. Атомные бомбы выпадали из самолетов, сбрасывались по ошибке, самолёты с бомбами на борту терпели крушения и так далее. 17 января 1966 года произошла авиакатастрофа над Паломаресом (Испания), когда американский стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с самолётом-топливозаправщиком KC-135 во время дозаправки в воздухе. Вместе с обломками бомбардировщика рухнули четыре термоядерных бомбы, три на сушу и одна в море. Две бомбы, упавшие неподалёку от Паломареса, разрушились, вызвав масштабное радиационное заражение местности, а упавшая в море бомба была найдена только после двухмесячных поисков, едва не стоивших жизни экипажу батискафа.
Читать полностью »

К нам из цеха пришли инженеры и попросили сделать ИТ-систему.

Если вы знакомы со спецификой «суровых производственных мужчин», то знаете, что от них это звучит примерно так же, как «тыквенный смузи и веганский стейк, пожалуйста», — ещё два года назад мы о таком проявлении доверия к ИТ со стороны производства даже мечтать не могли. А тут оказалось, что им нужен инструмент, чтобы контролировать износ сегментов УНРС (установки непрерывной разливки стали), потому что это не только убирает рутину, напрямую влияет на качество продукта — слитков стали, но и снижает потенциальный риск прорыва сегмента с расплавом.

Итак, знакомьтесь, вот один из ручьёв УНРС:

Всё меняется, когда твой софт повышает безопасность производства - 1

Сверху на УНРС приходит ковш, снизу выпадает огромный слиток стали — сляб. Если вы думаете, что достаточно просто залить сталь из ковша в формочку, то нет. Надо, чтобы всё это равномерно остыло, иначе внутри будут раковины, трещины и другие неприятности. Поэтому процесс такой: сверху буфер, бассейн-накопитель для жидкой стали, дальше каскад сегментов-обработчиков. Сталь проливается вниз, а каждый сегмент охлаждает её. В бассейн подаются ковши с расплавом, которые его наполняют.

Самое опасное в УНРС — не уследить за износом какого-то одного из сегментов, по которому идёт расплав, постепенно превращаясь в сляб. И оказалось, что можно свести такую вероятность к нулю, если избавиться от кучи отдельных бумажных документов и автоматизировать контроль.

Технологи хотели от нас предельно простого работающего решения, чтобы они в каждый момент очень чётко представляли себе статус каждого узла машины. Никакой математики. Никакого дата-майнинга. Никаких нейросетей. Никаких сложных научных исследований.

Сейчас покажу результат.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js