Рубрика «ОС»

Windows зарезервирует 7 ГБ для обновления системы во избежание нехватки места на жестком диске - 1

Корпорация Microsoft нашла выход из положения, когда Windows Update ошибается в оценке свободного места на жестком диске компьютера и в результате возникают ошибки при установке операционной системы. Теперь Windows будет резервировать 7 гигабайт для нужд обновления, так что проблема с нехваткой просто исчезает.

Начиная с версии Windows 1803, Microsoft стала предупреждать пользователей о том, что если они не освободят определенный объем файлового пространства, во время обновления ОС могут возникнуть ошибки. Причина — Windows Update не проверяет систему на наличие достаточного свободного пространства на жестком диске перед инициализацией. Поэтому решение, которым может воспользоваться владелец компьютера с Windows ОС — очистка диска от временных файлов. Но, конечно, далеко не все пользователи могут или хотят отслеживать наличие свободного пространства на HDD.
Читать полностью »

BlueStacks 4: тестирование на слабом железе + комментарии разработчиков - 1
Вот так выглядит прошлогодний обзор BlueStacks 3 в среде эмулятора, в мобильном Chrome

Я делал обзоры предыдущих версий BlueStacks, поэтому и мимо «четверки», которая вышла в октябре, пройти не смог. Тем более, что обещанных разработчиками изменений в самом деле много.

В этом материале будет не только анализ функциональности BlueStacks 4, но и информация из первых рук — СТО компании Суман Сараф ответил на несколько моих вопросов, раскрыв некоторые особенности платформы.
Читать полностью »

Windows – одна из наиболее многогранных и гибких ОС, она работает на совершенно разных архитектурах и доступна в разных вариантах. На сегодня она поддерживает архитектуры x86, x64, ARM и ARM64. Windows в своё время поддерживала Itanium, PowerPC, DEC Alpha и MIPS. Кроме того, Windows поддерживает целый набор SKU, работающих в различных условиях; от дата-центров, ноутбуков, Xbox и телефонов до встраиваемых версий для интернета вещей, например, в банкоматах.

Самый удивительный аспект состоит в том, что ядро Windows практически не меняется в зависимости от всех этих архитектур и SKU. Ядро динамически масштабируется в зависимости от архитектуры и процессора, на котором оно работает, так, чтобы пользоваться всеми возможностями оборудования. Конечно, в ядре присутствует определённое количество кода, связанного с конкретной архитектурой, однако его там минимальное количество, что позволяет Windows запускаться на разнообразных архитектурах.

В этой статье я расскажу об эволюции ключевых частей ядра Windows, которые позволяют ему прозрачно масштабироваться от чипа NVidia Tegra низкого потребления, работающего на Surface RT 2012 года, до гигантских монстров, работающих в дата-центрах Azure.
Читать полностью »

Операционные системы с нуля; уровень 3 (старшая половина) - 1В этой части мы допишем обработку прерываний и возьмёмся за планировщик. Наконец-то у нас появятся элементы многозадачной операционной системы! Разумеется это только начало темы. Одно прерывание таймера, один системный вызов, базовая часть простого планировщика потоков. Ничего сложного. Однако этим мы подготовим плацдарм для создания полноценной системы, которая будет заниматься самыми настоящими процессами безо всяких "но". Прямо как в этих ваших линупсах и прочих. До конца этого курса осталось уже чуть менее половины.

Нулевая лаба

Первая лаба: младшая половина и старшая половина

Вторая лаба: младшая половина и старшая половина

Третья лаба: младшая половина

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; уровень 3 (младшая половина) - 1

В этой лабе мы будем реализовывать возможность запуска пользовательских программ. Т.е. процессы и всю зависимую инфраструктуру. В начале разберёмся как переключаться из привилегированного кода, как переключать контексты процессов. Затем реализуем простенький round-robin планировщик, системные вызовы и управление виртуальной памятью. В конце концов выведем наш шелл из пространства ядра в пространство пользователя.

оригинал

Нулевая лаба

Первая лаба: младшая половина и старшая половина

Вторая лаба: младшая половина и старшая половина

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; уровень 2 (старшая половина) - 1 Пришло время написать файловую систему. Файловая система сама себя не напишет. В этой половинке лабы мы таки реализуем файловую систему FAT32, прикрутим к ней драйвер SD-карты и чуть-чуть повзаимодействуем с ней через нашу интерактивную оболочку.

Нулевая лаба

Первая лаба: младшая половина и старшая половина

Младшая часть. Продолжение под катом.

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; уровень 2 (младшая половина) - 1 В этой части мы напишем менеджер памяти для того, чтоб разблокировать использование Vec, String, HashMap и всего этого. Сразу после этого реализуем файловую систему FAT32 и подключим драйвер для EMMC (такая штука для общения с SD-карточками). В конце концов в нашей командной оболочке появятся пара новых команд: cd, pwd, cat, ls.

Нулевая лаба

Первая лаба: младшая половина и старшая половина

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; Уровень 1 (старшая половина) - 1 Настало время следующей части. Это вторая половина перевода лабы №1. В этом выпуске мы будем писать драйверы периферии (таймер, GPIO, UART), реализуем протокол XMODEM и одну утилитку. Используя всё это мы напишем командную оболочку для нашего ядра и загрузчик, который позволит нам не тыкать microSD-карточку туда-сюда.

Младшая половина.
Начинать чтение стоит с нулевой лабы.

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; Уровень 1 (младшая половина) - 1 Эта часть посвящена улучшению навыков работы с Rust и написанию парочки полезных утилиток и библиотек. Напишем драйверы для GPIO, UART и встроенного таймера. Реализуем протокол XMODEM. Используя это всё, напишем простенький шелл и загрузчик. Перед прочтением настоятельно рекомендуется убедиться в прочтении Книги. По крайней мере от начала и до конца. Для ленивых, но чуть более опытных можно рекомендовать это. На русском можно поковырять вот тут.

Ну и разумеется обходить стороной нулевой уровень совершенно не стоит. Алсо где-то половина этой части не требует малинки.

Читать полностью »

Операционные системы с нуля; Уровень 0 - 1

Добрый день/вечер/ночь/утро! Есть один экспериментальный курс по операционным системам. Есть он в Стэнфордском университете. Но часть материалов доступно всем желающим. Помимо слайдов доступны полные описания практических занятий.

Чем этот курс отличается от прочих других? Большая часть кода пишется самостоятельно и выполняется на вполне реальном современном железе. В качестве целевой платформы выбран Raspberry Pi 3 model B. Т.е. достаточно актуальная архитектура AArch64. ARMv8 Cortex-A53, четыре ядра, 64-бита и вот это всё. В качестве основного языка программирования выбран Rust. Который безопасный, быстрый, без GC и так далее. Его, Rust, предполагается изучать во время курса.

Тут есть про диски, файловые системы, операции ввода-вывода, потоки /процессы, планирование, виртуальную память, защита и безопасность, прерывания, параллелизм и синхронизацию. Как и в любом другом, уважающем себя курсе. Разница в актуальности материала и в количестве практики. Коддить придётся много.

Читать полностью »