Рубрика «Проектирование и рефакторинг»

Задача публикации: доступно изложить способ организации иерархии исключений и их обработки в приложении. Без привязки к фреймворкам и конкретной архитектуре. Описываемый способ является де-факто стандартом в сообществе: он используется во многих серьёзных библиотеках и фреймворках. В том числе Zend, Symfony. Не смотря на его логичность и универсальность, формального описания предлагаемого подхода на русском языке я не нашёл. После неоднократного устного изложения концепции коллегам, родилась мысль оформить её в виде публикации на Хабрахабр.

В языке PHP, начиная с 5-ой версии, доступен механизм исключений. В актуальной, 7-ой, версии этот механизм был улучшен и переработан с целью единнобразной обработки разных ошибок при помощи конструкции try{} catch...

В стандартной библиотеке (SPL) PHP предоставляет готовый набор базовых классов и интерфейсов для исключений. В 7-ой версии этот набор был расширен интерфейсом Throwable. Вот диаграмма всех имеющихся в версии 7 типов (изображение — ссылка):

Диаграмма типов исключения в PHP7

Читать полностью »

Интеграция CRM и телефонии, уроки разработки сложного продукта - 1

История о том, как разработка интеграции телефонии Sipuni и нескольких CRM стала для нас лабораторией и повлияла не только на технологии, которые мы используем, но и на процессы внутри компании.

Читать полностью »

История первая

Некоторое время назад я работал в одной игровой компании, которой руководил немец. Создание игр не было основным бизнесом этого немца. Основные доходы он получал от продажи косметики и от сдачи коммерческой недвижимости в аренду. Наличие игровой компании было способом выделиться среди своих знакомых бизнесменов.

image

Игровая компания немца разрабатывала 3 вида игр:

  1. Флэш-игры для мобильных телефонов с поддержкой технологии J2ME.
  2. Обучающие игры для портативной игровой приставки Nintendo DS. Заказчиками этих игр были европейские издатели, а покупателями — родители, чьи чада имели проблемы с обучением по математике, английскому или немецкому языкам. Подразделение игр для Nintendo DS выпустило много игр. Хотя они и не стали AAA-тайтлами, но окупили свою разработку и принесли небольшую прибыль.
  3. Игры для платформы Nintendo Wii.

В последней команде был я. Команда должна была разработать игру для маленьких девочек по детскому бренду. Бренд был достаточно известен в Германии (это был основной рынок) и в ряде других европейских стран: во Франции и в Великобритании.

Читать полностью »

image

Весной 2014 года были приняты поправки к Воздушному кодексу РФ, позволяющие авиакомпаниям заключать договор на перевозку без возврата платы за проезд в случае расторжения договора. Иными словами, на рынке авиаперевозок появились невозвратные тарифы. До этих изменений авиакомпании могли лишь удерживать штраф в размере не более 25% от стоимости билета, если пассажир сдавал билет позднее, чем за сутки до вылета. Новые поправки позволили авиакомпаниям предложить пассажирам более дешевые, но невозвратные билеты.

В это же время появились бюджетные «безбагажные тарифы». На самом деле, полностью безбагажными их назвать нельзя: по закону РФ, пассажир имеет право провезти с собой до 10 кг личных вещей. И здесь есть интересный момент: закон не регулирует, каким образом пассажир перевозит эти 10 кг — в салоне самолета или в багажном отсеке. Как известно, в салон нельзя брать множество вещей: например, жидкость более 100 мл, маникюрные ножницы, пилочку и некоторые гаджеты. Даже если тариф включает провоз багажа, каждая авиакомпания сама определяет максимальный вес и размеры багажа и ручной клади на одного пассажира.

Пассажиры путались в тарифах, возникало много вопросов, связанных с провозом багажа и доплатой перевеса. В этой статье я хочу рассказать, что и как мы сделали, чтобы облегчить пользователям Tutu.ru поиск наиболее подходящих авиабилетов среди десятков доступных вариантов.

Читать полностью »

В этой статье мы попробуем описать один из известных принципов объектно-ориентированного программирования, входящий в аббревиатуру не менее известного понятия SOLID. На английском языке он носит название Single Reponsibility, что в переводе на русский означает Единственность Ответственности.

Этот принцип гласит:

Класс должен иметь только одну причину для изменения

Для начала попробуем определить понятие Ответственность. Любой программный компонент имеет некоторые причины, почему он был написан. Их можно назвать требованиями. Обеспечение следования реализованной логики налагаемым на компонент требованиям назовем ответственностью компонента. Если требования меняются, меняется и логика компонента, а следовательно и его ответственность. Таким образом, первоначальная формулировка принципа эквивалентна тому, что класс должен иметь только одну ответственность, одно назначение. Тогда и причина для его изменения будет одна.Читать полностью »

10 основных ошибок, совершаемых Django-разработчиками - 1

В этом руководстве мы рассмотрим основные ошибки Django-разработчиков и узнаем, как их избежать. Статья может быть полезна даже опытным разработчикам, потому что и они совершают такие ошибки, как поддержка неподъёмно больших настроек или конфликтов имён в статических ресурсах.

Читать полностью »

image

Каждый успешный проект софтверной компании начинается с идеи, но перед тем, как она станет реальным продуктом, необходимо пройти большой путь проб и ошибок. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых проектах Virtuozzo, которые смогли (или не смогли) стать востребованными на рынке продуктами
Читать полностью »

После прочтения комментариев к предыдущей статье Классификация конструкций: примеры и заблуждения, посвященной классификации конструкций, я понял, насколько разное представление мы имеем относительно термина конструкции. Когда я писал статью, мне казалось, что этот термин трактуется довольно просто. Но, почитав комментарии, понял, что стоит поговорить о нем отдельно.

Конструкция

Толковый словарь Ефремовой определяет два разных понятия, которые обозначаются одним термином конструкция:

  1. Состав и взаимное расположение частей какого-либо сооружения, механизма.
  2. Само сооружение или механизм с таким устройством.

Попробуем перевести их на формальный язык.

Поскольку состав – это множество, то первое понятие переводится так: конструкция — это множество объектов, связанных между собой связями. При этом, судя по определению, объекты должны быть рукотворным и неживыми. То есть, нельзя представить Землю в виде конструкции, если не предположить, что ее сделали инопланетяне. Нельзя представить ДНК в виде конструкции, если только эта ДНК не создана кем-то. То есть, в определение конструкции надо добавить, что объекты рукотворные. Например, множество объектов: {фюзеляж, крылья, хвост} состоит из рукотворных объектов, и, потому, может называться конструкцией. Конструкцией под названием самолет. Замечу, что в данном контексте самолет – это не объект, а множество объектов {фюзеляж, крылья, хвост}. Можно назвать это множество самолет(к).

Сколько объектов может быть в конструкции? В определении нет ответа на этот вопрос. Но мы можем предположить, что их конечное число, большее одного, потому что в определении говорится о связях. Итого получилось: рукотворное множество объектов, созданное человеком, объекты объединены связями, множество конечное, количество элементов больше одного.
Читать полностью »

Эра фулстэк фрэймворков в прошлом. Современные разработчики фрэймворков разделяют свои монолитные репозитории на компоненты с помощью ответвлений в Git, позволяя разработчику выбрать то, что действительно необходимо его проекту. Это означает, что вы можете построить свое приложение на топовых Zend Service Manager, Aura Router, Doctrine ORM, Laravel (Illuminate) Eloquent, Plates, Monolog, Symfony Cache или любых других компонентах, которые можно установить через Composer.

image
Читать полностью »

Это завершающая статья из цикла классификации моделей. В данной статье я классифицирую конструкции. Должен извиниться за отсутствие иллюстраций, но так получилось. Поэтому сегодня просто текст.

Термины

Начнем с термина «есть часть». В быту мы встречаем следующие высказывания: слоны – есть часть млекопитающих. Речь идет о том, что множество слонов есть подмножество множества млекопитающих. В этой статье термин «есть часть» будет употребляться в другом смысле. Мы будем употреблять этот термин только в отношении конкретных объектов. Например, конкретная ветка дерева – есть часть конкретного дерева. При этом не надо думать, что речь идет о любой ветке дерева, как тогда, когда мы даем определение понятию: ветка дерева – есть часть дерева. В терминах матлогики это утверждение читается так: для любой ветки дерева найдется такое дерево, что данная ветка есть часть этого дерева. Такое утверждение относится уже не к конкретному объекту, а к понятию, определяющему объекты. Если в статье понадобиться сказать так, я скажу явно. В противном случае я буду говорить о конкретных объектах.

Следующий термин «включает в себя». Если я говорю, что дерево включает в себя ветку, то это значит, что конкретная ветка – это часть конкретного дерева. И речь по-прежнему идет о конкретных объектах, а не о множествах или понятиях.
Читать полностью »