Рубрика «разработка программного обеспечения»

Мы делаем ПО для систем видеонаблюдения с функциями видеоанализа, и это — коробочный продукт. А коробочный продукт в одинаковом виде предоставляется сразу многим пользователям и используется всеми ими таким, какой он есть.

Имеет ли значение, делаем мы универсальный продукт для многих или разрабатываем индивидуально для конкретного пользователя? Когда речь идет о видеоанализе, это имеет просто принципиальное значение. Читать полностью »

Давайте знакомиться

Наша команда занимается разработкой интеллектуального ПО для систем IP-видеонаблюдения. За 9 лет существования мы создали десятки функций и модулей видеоанализа, столкнулись с сотней проблем и одержали неменьше побед. В своем блоге Macroscop мы расскажем о части из них, поделимся своим видением процесса разработки и раскроем некоторые свои технологии.

«Ближе к делу»

Несколько лет назад мы определили низкую популярность одной из наших функций — функции интерактивного поиска,- по тому, что пользователи не обращались в компанию с вопросами или проблема в работе с ней. Когда телефон техподдержки молчит – это дурной знак для разработчиков.

C модулем подсчета посетителей было все наоборот. Пользователи не просто покупали и устанавливали его, они им реально пользовались! И поэтому регулярно звонили с вопросами в техподдержку, писали свои пожелания, рассказывали о нестандартных способах использования и, конечно, делились сложностями в работе. Читать полностью »

Каждый разработчик ПО умеет программировать, но не каждый программист может разрабатывать ПО

Не путайте разработку ПО и программирование - 1
Большинство может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое число людей, мы нанимаем повара.

Возможно, кому-то больше нравится говорить не «разработчик», а инженер-программист, ведь инженер — это звучит гордо! Или нет? К счастью, эта статья не о терминах. Если мой термин вам не нравится — подставьте свой: «автор ПО», «мастер ПО»… и даже «творец приложений»!

Говоря «разработчик ПО», я имею в виду человека, для которого написание качественного ПО — профессия. Человека, который использует в своей работе научные подходы и статистику и считает свое занятие чем-то большим, чем просто зарабатывание денег.

Чтобы стать разработчиком, уметь программировать недостаточно.

Научить программировать можно любого — это легко. Писать простые программы, которые работают у конкретных людей на конкретных машинах, может почти кто угодно, но никто не гарантирует, что те же программы будут работать в других условиях.

Мне нравится такая аналогия: каждый может ради собственного развлечения петь в ду́ше, но вы же не ставите треки с записями этого пения на вечеринке — вы обращаетесь к произведениям профессиональных музыкантов.

Хотите еще аналогий? Пожалуйста:

  • В школе нас обучили математике и письму, но это не сделало нас математиками и писателями.
  • Большинство может легко научиться готовить, но когда нужно накормить большое число людей, мы нанимаем повара.
  • Никто не зовет соседа — мастера на все руки построить дом с нуля.

Главная задача этого текста — донести, что создание простых программ серьезно отличается от разработки ПО.

Переведено в AlconostЧитать полностью »

Предисловие

Не секрет, что правильно выстроенные бизнес-процессы нужны всем.
Отдельные граждане, отделы и целые компании с холдингами бегают кругами и воют о необходимости правильного обустройства всех и всяческих процессов. Всё должно быть посчитано, измерено, запланировано и выполнено в срок, в строгих рамках бюджета. Метрики и KPI, предсказуемость и прозрачность.
Везде должен быть “внедрён” Agile. Все должны мыслить категориями Lean. Все должны думать о Business Value.
И, будучи разбуженными ночью, — мгновенно ответить на вопрос: “каков LTV нашего пользователя?”

Отличный, рациональный подход.

В разработке программного обеспечения давно и прочно обосновался тренд “не изобретай велосипеда”.
Нужно разработать инсталлятор для нашего мега-продукта? Интегрироваться с внешней системой? Разработать кучу отчётов?
Не умничай, бери коробочное решение. Сэкономишь кучу времени, нервов, и, как результат, — денег компании.
А если помножить это на тенденцию снижения среднего уровня технической квалификации инженерных кадров, — это отдельная тема, завязанная на многолетнее превышения спроса над предложением, — то вообще получается отлично. Поминутно вейпая и попивая смузи, можно строить целые системы, просто интегрируя готовые блоки при помощи быдлокода и такой-то матери быстрого прототипирования.
Поэтому — не изобретай велосипеда и не умничай. Используй готовое, а кривые руки умную голову прикладывай там, где интеграция по какой-то причине вдруг не работает.

Отличный, рациональный подход.

Но самое забавное, как всегда, — то, что может случиться на стыке двух отличных, рациональных принципов. Давайте попробуем рассмотреть абстрактный пример, выгодно оттеняющий всю глубину этой проблемы.

Итак, знакомьтесь с нашими героями

Читать полностью »

С частью 1 можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Рекомендации по проектированию спецификаций требований с примерами

То, о чем не говорят, каждый понимает по-своему

Как и было анонсировано в предыдущих разделах, мы постараемся преобразовать требования на разработку ПО в такой формат, чтобы они максимально упростили и ускорили работу команды превращающую их в конечный продукт.

Готовим читателей к знакомству со спецификациями

Итак, с чего может начинаться знакомство команды разработки, с представленными требованиями? Непременно с презентации аналитиком своего творения, будущим исполнителям. Для обоих сторон очень важно, насколько успешно будет установлен первый контакт и преодолен барьер вхождения в новый процесс. Но часто, по ряду причин очно это сделать невозможно или проблематично. Поэтому хорошим тоном будет включение в начало документа раздела, с кратким обзором его структуры и представления информации, а также разъяснением, как правильно и эффективно ее использовать.

Пример обзора документа:
О качестве требований в ИТ проектах, на чистоту (с позиции команды разработки). Часть 2 - 1

Для лучшего восприятия контекста разрабатываемой системы, помимо разделов, отобранных нами в структуру документа — как обязательные, я стараюсь включить в текст информацию о целях, которые должны быть достигнуты в результате разработки целевого продукта или его составного модуля. Разработчики все-таки должны осознавать, чего же желает заказчик получить на выходе проекта. Для описания этого раздела подойдут формализованные Потребности заказчика. Похожий раздел есть в большинстве стандартов, например в ГОСТ-34.602-89 [4] он называется «назначение и цели создания (развития) системы».
Читать полностью »

По мотивам моей статьи, изданной ранее…

Вступление

Получить бы медаль, а уж с обратной ее стороной найдем, что делать.
(Георгий Александров)

В подавляющем большинстве работ, посвященных управлению требованиями, которые мне довелось читать [1], [2], [3] и другие, авторы хороводят вокруг заказчика, акцентируя основное внимание читателей, на том, как максимально эффективно организовать работу именно с ним. Ну и конечно, львиная доля труда обычно посвящена вопросам преобразования собранной информации в некие проектные решения, моделирующие разрабатываемую систему, а также оформление их со спецэффектами, бантиками и рюшами. Разумеется это все важно и я ни в коем случае не хочу умолить значение этих аспектов формирования требований, но есть еще и обратная сторона. Ведь дальше требования должны попадать непосредственно в “цех” по производству программного обеспечения. И именно там они, до самого рождения целевого продукта, останутся основным сводом законов и правил, по которым он будет зарождаться и являться миру. Этот факт уже сам по себе определяет важность того, насколько точно требования должны соответствовать интересам специалистов, призванных воплотить их в конечном продукте.

А посему давайте взглянем на качество требований глазами команды исполнителей: разработчиков, специалистов управления качеством, менеджеров проекта. Ведь именно эти люди и являются основными потребителями работы аналитика. И от того насколько точно созданные спецификации подходят конкретной команде для переработки их в готовый программный продукт, зависит качество и конечная себестоимость этого продукта.
Читать полностью »

Due date как компонента ответственности в процессе разработки - 1

В продуктовой разработке постоянно и довольно остро стоит вопрос эффективности. Как построить процесс так, чтобы он был оптимален с точки зрения бизнеса, роста сотрудников, изменяемости, прозрачности и многих других факторов? Где та самая «серебряная пуля», которая позволит решить сразу все проблемы и избавит вас как руководителя от головной боли?

На звание этой «серебряной пули» по очереди претендуют модные (и не очень) методологии разработки: Scrum, Kanban, XP, RAD, FDD и т. п. Регулярно появляются новые способы и подходы, фреймворки и инструменты. Бизнес-консультанты приходят в компании и делятся своими ноу-хау за немалые деньги, рассказывая, как правильно. А при этом хорошо бы ещё и дёшево, не так ли?

И здорово, если люди могут сформулировать потребности, которые они хотят удовлетворить с помощью того или иного процесса. Но часто бывает так, что без раздумий просто внедряется модный подход, что в итоге приводит к недовольству участников либо к неэффективности для бизнеса – в современном мире с его высокими темпами, со стартапами и высокой конкуренцией результат подобной неосмотрительности может быть плачевным.

Давайте подумаем, что требуется от процесса, какие проблемы нужно решить и какие подходы для этого используют. А заодно я расскажу о том, как делаем мы в Badoo. Это уже третий мой пост подряд в нашем блоге на Хабре. Но на всякий случай представлюсь снова: я – Илья Агеев, руковожу QA в Badoo.

Читать полностью »

Как workflow разработки влияет на декомпозицию задач - 1

Одним из самых важных факторов, влияющих на скорость разработки и успех запуска проекта, является правильная декомпозиция идеи продакт-менеджера в задачи для непосредственно программирования. Как правильно это делать? Взять сценарий работы новой фичи от продакта и сразу начать кодить? Сначала написать приёмочные тесты, а потом – код, который будет обеспечивать их прохождение? А, может, переложить всё на плечи разработчиков – и пусть они в ходе скрам-покера сами решают?

Давайте подумаем и обозначим проблемы, которые могут возникнуть в процессе разделения задач, и способы их решения. В этом посте будут рассмотрены основные принципы декомпозиции задач при работе в команде. Меня зовут Илья Агеев, я – глава QA в Badoo. Сегодня расскажу, как workflow влияет на декомпозицию, насколько отличаются тестирование и выкладка задач, которые появляются в результате декомпозиции, и каких правил стоит придерживаться, чтобы процесс разработки проходил гладко для всех участников.

Читать полностью »

Моя первая работа в области разработки ПО заключалась в программировании на С++ для компании J.D. Edwards, которая сейчас является частью Oracle. Я проработал там с 1996 по 2000 год. Она настолько отличается от любой работы, на которой я был с того времени, с настолько разных сторон, что я всегда отношу ее к короткой “доинтернетной” фазе моей карьеры. Но есть такой момент – команда, в которой я работал, была самой разнообразной из тех, в которых я работал. А может даже из тех, с которыми лишь приходилось иметь дело, в рамках всей нашей отрасли.

Почему? Думаю, у меня есть ответ.

Культура J.D. Edwards и стандарты рабочего пространства были заимствованы напрямую из IBM. Пиджак и галстук обязательны для мужчин. Каждый день. Можно было оставить пиджак на спинке стула в кубикле всю неделю, уезжать домой и приезжать обратно в рубашке, но если ты не забрал пиджак домой на выходные и не менял его каждую неделю, тебе бы указали на это. Если ты начал появляться на работе в 9 вместо 8:30, на это обязательно бы указали. Ништяки? Бесплатная газировка. Пятницы в стиле кэжуал неохотно вводились лишь под давлением интернет бума, потому что иначе становилось труднее нанимать людей. Я любил мою работу и ненавидел дресс-код и режим.
Читать полностью »

Каждый разработчик совершает ошибки, никто от них не застрахован.

Большинство программистов учатся методом проб и ошибок. Это часть пути от Junior C# Developer до Senior C# Developer. Тем не менее, не обязательно совершать самому все эти ошибки, чтобы пройти этот путь.

Ниже приведены типичные ошибки, с которыми можно встретиться программируя на C#, и пути их обхода.
Читать полностью »