Рубрика «Совершенный код» - 22

Смотрел я тут на днях выступление Kate Gregory на конференции Pacific++ 2018.

Видео выступления

Кейт — хороший программист и отличный спикер. Сам доклад поднимает много интересного о программировании на С++ и программировании вообще (стоит посмотреть). Но больше всего меня зацепила одна высказанная ею (буквально вскользь) мысль. Кейт удалось очень кратко и по делу обозначить мотивацию программистов. Звучала она так: «Программист во время работы стремится максимизировать своё счастье». Это звучит банально, но ведь так оно и есть.

Мы можем говорить, что болеем за проект, заказчика, компанию, человечество и мир во всём мире (и это даже может быть правдой). Но давайте будем честны. Мы люди и, как все люди, в первую очередь стремимся максимизировать своё счастье — глобально во всей жизни, стратегически в карьере, тактически в текущем проекте и мелочно здесь и сейчас, при написании вот этой функции, вот этой строки кода. Да, мы это делаем и было бы хорошо разобраться, что делает нас более счастливыми, а что — менее. Это позволит нам лучше понимать коллег, подчинённых да и самих себя.

Сразу хочу вынести за скобки вопросы оплаты труда, условий работы, начальства, коллектива и прочего. Если вы работаете там, где работаете — то всё это вас примерно устраивает. Давайте сфокусируемся на том, что делает нас счастливыми и несчастными при непосредственной работе над кодом.
Читать полностью »

Когда учился в универе, было обязательное требование к оформлению расчетов задач, курсовых и т.п.: должны быть видны цифры, которые подставляются в формулу.

Т. е. так нельзя: S = π⋅R² = 314 [м²]
надо так: S = π⋅R² = 3,14⋅10² = 31,4 [м²]

Причина в том, что расчеты сдавались на бумаге, а профессорам проверять все это не видя цифр неудобно. Обычно расчеты мы делали в Excel, оформлять формулы и подстановку цифр приходилось вручную, и если исходные данные менялись, все автоматом пересчитывалось и оформление снова переделывали вручную. Я то понимал, что с такой примитивной задачей, как подставлять циферки в формулы, компьютер может справиться самостоятельно, но, как оказалось, такой возможности не реализовано ни в Mathcad, ни в Mathematica, ни в Excel.
Читать полностью »

Ускорение SQLAlchemy для архитектурных космонавтов - 1

Хабр, это доклад инженера-программиста Алексея Старкова на конференции Moscow Python Conf++ 2018 в Москве. Видео в конце поста.

Всем привет! Меня зовут Алексей Старков — это я, в свои лучшие годы, работаю на заводе.
Теперь я работаю в Qrator Labs. В основном, всю свою жизнь, я занимался C и C++ — люблю Александреску, «Банду Четырех», принципы SOLID — вот это всё. Что и делает меня архитектурным космонавтом. Последние пару лет пишу на Python, потому что мне это нравится.

Собственно, кто такие «архитектурные космонавты»? Первый раз я встретил данный термин у Джоэля Спольски, вы наверное его читали. Он описывает «космонавтов», как людей, которые хотят построить идеальную архитектуру, которые навешивают абстракцию, над абстракцией, над абстракцией, которая становится все более и более общей. В конце концов, эти уровни идут так высоко, что описывают все возможные программы, но не решают никаких практических задач. В этот момент у «космонавта» (это последний раз, когда данный термин окружен кавычками) кончается воздух и он умирает.

Я тоже имею тенденции к архитектурной космонавтике, но в этом докладе я расскажу немного о том, как это меня укусило и не позволило построить систему с необходимой производительностью. Главное — как я это поборол.

Краткое содержание моего доклада: было / стало.
Читать полностью »

Go lintpack: менеджер компонуемых линтеров - 1

lintpack — это утилита для сборки линтеров (статических анализаторов), которые написаны с использованием предоставляемого API. На основе него сейчас переписывается знакомый некоторым статический анализатор go-critic.

Сегодня мы подробнее разберём что такое lintpack с точки зрения пользователя.

Читать полностью »

На этой неделе пользователи Hacker News решили обсудить вопрос «Каков максимальный объем плохого — но при этом работающего — кода вам доводилось видеть?» (позже к ним присоединились и пользователи Reddit). В комментариях было рассказано немало «веселых» историй про то, с чем мы все время от времени сталкиваемся; но больше всего внимания привлек рассказ про код «передовой СУБД, которую используют большинство компаний, входящих в список Fortune 100».

Победителем в номинации «лавкрафтовские ужасы» заслуженно стал рассказ бывшего разработчика Oracle, который работал над Oracle Database в период разработки версии 12.2. Объем кодовой базы СУБД на тот момент составлял 25 миллионов строк на языке C — и стоило вам изменить лишь одну из этих строк, как ломались тысячи написанных ранее тестов.

За прошедшие годы над кодом успело потрудиться несколько поколений программистов, которых регулярно преследовали жесткие дедлайны — и благодаря этому код смог превратиться в настоящий кошмар. Сегодня он состоит из сложных «кусков» кода, отвечающих за логику, управление памятью, переключение контекстов и многое другое; они связаны друг с другом при помощи тысяч различных флагов. Весь код связан между собой загадочным макросом, который невозможно расшифровать, не прибегая к помощи тетради, в которую приходится записывать, чем занимаются релевантные части макроса. В итоге, у разработчика может уйти день или два только на то, чтобы разобраться, чем же в действительности занимается макрос.
Читать полностью »

Контроль консистентности кода в Go - 1

Если вы считаете консистентность важной составляющей качественного кода — эта статья для вас.

Вас ждут:

  • Разные способы сделать одно и то же в Go (эквивалентные операции)
  • Менее очевидные факторы, влияющие на однородность вашего кода
  • Способы увеличения консистентности вашего проекта

Читать полностью »

Да-да, вам не привиделось и вы не ослышались — именно высокого рода. Род (kind) — это термин теории категорий, означающий по сути тип типа [данных].

Но вначале немного лирики.

На Хабре вышло несколько статей, где подробно описывался метод валидации данных в функциональных языках.

Эта статься — мои пять копеек в этот хайп. Мы рассмотрим валидацию данных в Хаскеле.

Валидация типом

Ранее было рассмотрен пример методики валидации при помощи валидации типом:

type EmailContactInfo  = String
type PostalContactInfo = String

data ContactInfo = EmailOnly EmailContactInfo | 
                   PostOnly PostalContactInfo | 
                   EmailAndPost (EmailContactInfo, PostalContactInfo)

data Person = Person 
  { pName :: String,
  , pContactInfo :: ContactInfo,
  }

При помощи этого метода просто невозможно создать некорректные данные. Однако, несмотря на то, что подобную валидацию очень просто создать и читать, использование её заставляет писать много рутины и вносить много изменений в код. А значит, использование подобного метода ограничено лишь для действительно важных данных.

Валидация данными высокого рода

Данные высокого рода - 1

В этой статье мы посмотрим иной метод валидации — при помощи данных высокого рода.

Пусть у нас есть тип данных:

data Person = Person
  { pName :: String
  , pAge  :: Int
  }

И мы будем валидировать данные лишь в том случае, когда валидны все поля записи.
Поскольку Хаскель по функциональным возможностям на голову превосходит большинство функциональных языков, на нём можно легко избавится от большинства рутины.

Тут можно и поэтому данный метод широко используется среди авторов библиотек на Хаскеле.
Читать полностью »

От переводчика:
Я не являюсь ни профессиональным программистом ни профессиональным переводчиком, но появление описанного в статье инструмента от создателя популярной библиотеки D3.js произвело на меня сильное впечатление.

С удивлением обнаружил, что на Хабре, да и вообще в русскоязычном интернете, более года несправедливо игнорируют данный инструмент. Поэтому решил, что просто обязан внести свой вклад в развитие искусства программирования, в JavaScript в частности.

Знакомьтесь, d3.express, интегрированная исследовательская среда.
(с 31 января 2018г d3.express зовется Observable и живет на beta.observablehq.com)

Если вам когда-либо приходилось тупить над своим кодом или разбираться в чужом, тогда вы не одиноки. Эта статья для вас.

Последние лет восемь я разрабатывал инструменты для визуализации информации. Самым удачным результатом моих усилий стала js-библиотека D3. Однако опасность столь долгой разработки инструментария в том, что ты забываешь зачем ты это делаешь: инструмент становится самоцелью, польза от его применения уходит на второй план.

Предназначение инструмента визуализации — построение визуализаций. Но в чем же цель визуализации? Слово Бену Шнейдерману(Per Ben Shneiderman):

«Результат визуализации — это Читать полностью »

За время своей карьеры я поработал с разными legacy-проектами, каждый из которых страдал от тех или иных изъянов.

Разумеется, часто главной проблемой было низкое качество программного обеспечения (отсутствие модульных тестов, отказ от использования принципов чистого кода…), но были также и трудности, чьим источником являлись архитектурные решения, принятые в начале работы над проектом или даже в период зарождения корпоративной системы. На мой взгляд, этот класс проблем является причиной наибольшей боли для многих проектов.

В сущности, улучшение кода — дело довольно простое, особенно сейчас, когда движение за мастерство разработки ПО (software craftsmanship) продвигает хорошие практики в командах. Однако изменение стержневых частей систем, ограничений, введенных в самом начале их жизненного цикла, является чрезвычайно сложной задачей.

Расскажу о нескольких типах встречавшихся мне архитектурных решений, которые могут стать реальным бременем для команд, занимающихся поддержкой подобных систем.

Читать полностью »

Вы стремитесь к тому, чтобы писать аккуратный код, но не знаете с чего начать… Вы вчитываетесь в руководства по стилю, вроде этого от Airbnb, стараетесь следовать практическим рекомендациям ведущих специалистов… Вам приходится удалять неиспользуемый код? Приходится искать ненужные переменные? Вы пытаетесь выявлять неудачные паттерны, применённые в ваших программах? Например — хотите понять, читая хитросплетения кода некоей функции, возвратит ли она что-нибудь или нет. Звучит знакомо? Проблема заключается в том, что программисту очень тяжело и многое успевать, и многому учиться.

Может быть вы — тимлид, под началом которого трудится команда разработчиков разного уровня? В вашей команде есть новые люди? Беспокоит ли вас то, что код, который они напишут, не будет соответствовать вашим стандартам? Проходят ли ваши дни в проверках чужого кода, когда эти проверки, в основном, касаются соблюдения стандартов, а не программной логики?

Prettier, ESLint, Husky, Lint-Staged и EditorConfig: инструменты для написания аккуратного кода - 1

Автор этого материала говорит, что он сталкивался со всем тем, чему посвящены только что заданные вопросы. То, с чем он столкнулся, утомляет и изматывает. Здесь он хочет рассказать об инструментах, правильное применение которых позволяет решить вышеописанные проблемы.

А именно, здесь пойдёт речь о таких средствах как Prettier, ESLint, Husky, Lint-Staged, EditorConfig, об автоматизации форматирования и линтинга кода. Этот материал ориентирован, в основном, на React-разработку, но рассмотренные здесь принципы можно применить в любом веб-проекте. Вот репозиторий, где, кроме прочего, собрано то, о чём тут пойдёт речь.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js