Рубрика «старое железо» - 57

Музей DataArt. Лунолет и советские калькуляторы - 1

Мы поговорили с коллекционером и историком вычислительной техники Сергеем Фроловым. Большое интервью с ним опубликуем в ближайшее время, а пока рассказываем о нескольких замечательных предметах из его коллекции — комментарии Сергея мы записали на видео.

Основное направление коллекционирования для Сергея Фролова — советская цифровая электроника, в первую очередь — калькуляторы, среди которых есть уникальные образцы. О счетных устройствах из коллекции Музея DataArt мы рассказывали раньше.Читать полностью »

Камера у этого телефона закрыта шторкой. Если ее сдвинуть — автоматически запускается приложение для съемки. Экран можно погасить отдельным подпружиненным рычагом — это не считая того, что он включается и выключается от выдвижной клавиатуры. Кнопка включения тоже есть, но она именно что включает телефон. Или выключает. Кнопка для фотосъемки также отдельная, двухпозиционная, как у «взрослых» фотоаппаратов.

Древности: Nokia N900 — телефон, который отличается - 1

Nokia N900 — это уникальный, единственный в своем роде смартфон, не похожий как на обычную продукцию финской компании в первом десятилетии 21-го века, так и на все последующие устройства. В 2009 году это был еще и один из самых мощных смартфонов на рынке, но рынок постепенно начинал понимать, что дело не только в крутизне железа, требуются еще и сервисы. Надо было сделать пользователю удобно, и вот с этим у N900 не то, чтобы совсем не вышло, но…

В моем собственном хит-параде старых устройств Nokia N900 уступает разве что клавиатурному КПК Psion 5MX. Его создавали технари, и делали так, чтобы удобно было не пользователю, а самим технарям. Сообщество разработчиков под платформу Maemo (во многом благодаря открытой софтверной архитектуре) живо до сих пор. N900 был моим основным смартфоном всего год. Был обменян на один из первых Samsung Galaxy, потом куплен еще раз, год трудился на полке, перенаправляя SMS на почту. После того, как у него отвалился чип памяти, я купил третий экземпляр, уже не для дела, а просто как музейный экспонат. Как напоминание, что Nokia могла сделать мобильную платформу не хуже, чем iOS и Android. Если бы по-настоящему захотела.
Читать полностью »

Эдуард Пройдаков: «В свое время электронику вытащили персоналки. Сейчас ее вытащат роботы» - 1

Эдуард Пройдаков — директор Виртуального компьютерного музея, разработчик, эксперт в области информационных технологий, преподаватель, журналист и переводчик. В интервью для Музея DataArt Эдуард Михайлович рассказал об экспедициях в пустыни и болота, системе бронирования билетов советского «Аэрофлота», полонезе Огинского на ламповой М-20, программистах-романтиках 1960-х, архитектурном кризисе и его преодолении.Читать полностью »

Музей DataArt: путешествие по Северной Италии - 1

В итальянской провинции Пьемонт находятся сразу два достаточно крупных музея вычислительной техники, и в обоих нам недавно удалось побывать. Компьютеры Olivetti и другие экспонаты этих коллекций — в нашем отчете.

Европейская вычислительная техника известна преимущественно в собственных домашних регионах, лишь немногие отдельные модели и их производители получили признание за границей. К таким исключениями относятся, пожалуй, немецкий концерн Siemens, сотрудничавший с корпорацией Nixdorf, а позже — с японской Fujitsu; голландский концерн Philips, больше известный графическими устройствами, и итальянская компания Olivetti. Зато традиции изучения и музеефикации наследия известны как раз именно благодаря европейским компаниям и опыту всемирных выставок, проводившихся еще в XIX веке.Читать полностью »

Все винтажные аудиоформаты в своей загробной версии скатываются в функциональный аскетизм. Если вы подбираете виниловый проигрыватель, вам посоветуют самый простой, без автостопа или, того хуже, автоматического поиска треков — это рассматривается как лишняя нагрузка, которая «портит звук». С кассетами та же ситуация, и определенный смысл в таком пуризме присутствует: чем больше фич встроили разработчики магнитофона, тем меньше денег и времени было потрачено на качественный звуковоспроизводящий тракт. А некоторые возможности с качественным воспроизведением просто не сочетаются никак.

Древности: функциональный магнитофон - 1

Если перевести эту риторику на компьютерный язык, то это как если бы вы до сих пор использовали, и для себя, и для работы, компьютер Apple II, потому что это прекрасный образец инженерного искусства, и ничто в нём не отвлекает вас от ваших скромных компьютерных дел. Звучит странно: уж слишком мы привыкли в нашей цифровой реальности к логике «быстрее, выше, сильнее». Больше возможностей, даже если они подчас и вовсе не нужны.

В третьей статье, посвященной моему аудиокассетному хобби, я изучаю магнитофон с максимальным количеством функций на квадратный сантиметр поверхности. Во времена актуальности этого устаревшего формата, я бы предпочел этот двухкассетник любому более аскетичному, пусть и более достойному аппарату. Сегодня ситуация скорее обратная, поэтому я применяю массу цифровых инструментов работы со звуком, чтобы оценить, насколько серьезно аналоговый звук восьмидесятых отличается от современности. В программе также немного 3D-печати и странные эксперименты с кодированием в звук изображений, просто потому что теперь мы это можем!
Читать полностью »

Музей DataArt. Модемы US Robotics - 1

Давайте вспомним времена, когда интернет был медленным и не таким уж заметным на фоне BBS и FIDOnet. Если вы этих времен не застали, напомним, что подключаться к сети приходилось через телефонные линии при помощи модемов. В нашей коллекции — несколько десятков разных устройств, среди которых — два аппарата американской фирмы US Robotics. Модель Courier она производила еще с 1985 года, постепенно увеличивая скорость и снижая цену (почти с $1000 до каких-то $200-300).Читать полностью »

image

Halo компании Bungie или GoldenEye компании Rare часто упоминаются как игры, впервые по-настоящему перенёсшие на консольные платформы высокотехнологичные, качественные FPS, но с этой точки зрения можно заявить, что первой всё-таки была игра Turok: Dinosaur Hunter для N64 от компании Iguana Entertainment. Она была хорошо встречена в момент выпуска, но с течением времени её репутация постепенно утратила свой блеск, и многие даже начали считать, что Turok, возможно, никогда и не был впечатляющим и важным.

Сложно переоценить ажиотаж, вызванный в 1996 году выпуском Nintendo 64. Эта консоль, способная похвастаться 64-битной мощью и аппаратными возможностями, которых не было больше ни у кого на рынке, мгновенно обрела успех. Не в малой степени этот успех был вызван непревзойдённым качеством Super Mario 64, поднявшей планку требований к видеоиграм. Проблема заключалась в том, что за первый год для системы было выпущено очень мало игр, что приводило к сильному ажиотажу даже вокруг самых посредственных релизов.

Однако Turok был далёк от посредственности, ажиотаж вокруг него граничил с безумием, и можно легко понять, почему. Шутеры от первого лица испытали взрыв популярности на PC, но на консолях оставались в относительном дефиците. К тому же, там было насилие — уровень кровопролития и жестокости Turok противоречил заработанной годами репутации Nintendo как поставщика игр для всей семьи. Большой выбор оружия и разлетающиеся частицы крови без сомнения пошли игре на пользу. Но кроме того, в ней были и технологии: Turok оказался истинным образцом пиротехники и анимации жидкости, непохожим ни на что другое, даже на PC.
Читать полностью »

Почти десять лет назад я написал один из первых своих постов на Хабр про карманный компьютер Psion 5MX. Уже тогда этот клавиатурный КПК был хоть и приятным, но напрочь устаревшим устройством, и настроение статьи было соответствующее: жалко, но пора отправлять девайс на пенсию. 15 июня 2019 года исполнилось двадцать лет со дня анонса этой модели. Более совместимым с современными компьютерами и интернетом этот КПК не стал, но изменилось мое отношение к старым железкам.

Древности: Psion 5MX и жизнь на пенсии - 1

Теперь я стараюсь приставлять их к делу. Я записываю сборники на кассетах (используя, впрочем, весь арсенал современных средств обработки звука), поддерживаю работу собственной BBS, пишу тексты на умеренно древней пишущей машинке с WiFi. Psion 5MX, без сомнений, мое любимое винтажное устройство, поэтому его уж точно стоит достать с полки и попробовать изобразить на нем что-то этакое. Сегодня — рассказ о загробной жизни Psion 5MX.
Читать полностью »

Для эффекта вертикального скроллинга в первой части «The Legend of Zelda» используются манипуляции графическим «железом» NES, скорее всего не предусмотренные разработчиками консоли.

Хитрости реализации переходов между экранами в Legend of Zelda - 1

У меня нет доступа к официальной документации Picture Processing Unit (PPU — графический чип) консоли NES, поэтому мои заявления о «неопределённом поведении» скорее ближе к догадкам. Спецификацию работы графического оборудования я взял из NesDev Wiki. PPU управляется записью в регистры с отображением в память. Если использовать эти регистры так, как это было (похоже) задумано проектировщиками, то добиться этого эффекта было бы невозможно:

Хитрости реализации переходов между экранами в Legend of Zelda - 2

При скроллинге экрана по вертикали весь экран должен скроллиться разом. В предыдущем GIF показан пример частичного вертикального скроллинга. Часть экрана остаётся стационарной (элементы интерфейса), а другая часть (игровая область) прокручивается по вертикали. Частичный вертикальный скроллинг невозможно реализовать при «стандартной» работе с PPU.

В отличие от него, частичный горизонтальный скроллинг полностью определён и возможен.

Хитрости реализации переходов между экранами в Legend of Zelda - 3

Запись в отдельный регистр PPU в момент отрисовки кадра может привести к графическим артефактам. The Legend of Zelda намеренно вызывает артефакт, который проявляется как частичный вертикальный скроллинг. В этом посте я немного расскажу о графическом оборудовании NES и объясню, как работает трюк с вертикальным скроллингом.
Читать полностью »

Для эффекта вертикального скроллинга в первой части «The Legend of Zelda» используются манипуляции графическим «железом» NES, скорее всего не предусмотренные разработчиками консоли.

Переходы между экранами в Legend of Zelda используют недокументированные возможности NES - 1

У меня нет доступа к официальной документации Picture Processing Unit (PPU — графический чип) консоли NES, поэтому мои заявления о «неопределённом поведении» скорее ближе к догадкам. Спецификацию работы графического оборудования я взял из NesDev Wiki. PPU управляется записью в регистры с отображением в память. Если использовать эти регистры так, как это было (похоже) задумано проектировщиками, то добиться этого эффекта было бы невозможно:

Переходы между экранами в Legend of Zelda используют недокументированные возможности NES - 2

При скроллинге экрана по вертикали весь экран должен скроллиться разом. В предыдущем GIF показан пример частичного вертикального скроллинга. Часть экрана остаётся стационарной (элементы интерфейса), а другая часть (игровая область) прокручивается по вертикали. Частичный вертикальный скроллинг невозможно реализовать при «стандартной» работе с PPU.

В отличие от него, частичный горизонтальный скроллинг полностью определён и возможен.

Переходы между экранами в Legend of Zelda используют недокументированные возможности NES - 3

Запись в отдельный регистр PPU в момент отрисовки кадра может привести к графическим артефактам. The Legend of Zelda намеренно вызывает артефакт, который проявляется как частичный вертикальный скроллинг. В этом посте я немного расскажу о графическом оборудовании NES и объясню, как работает трюк с вертикальным скроллингом.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js