Рубрика «типографика»

Распаковка оригинальных растровых шрифтов Macintosh

Я большой поклонник растровой гарнитуры Chicago от Сьюзан Каре. Если вы старше 25-ти, то она знакома вам как системный шрифт Macintosh с 1980-х по 1990-е годы, а потом его ещё вызвали на бис для маленьких экранчиков первых iPod. За известностью гарнитуры скрывается солидная работа. Маленьким растровым буквам трудно придать уникальную и гармоничную индивидуальность, но Chicago делает это: высококонтрастный рубленый шрифт с горсткой ключевых завитков, создающих дружелюбное впечатление. Выглядит так:

Спрятанная овца и типографическая археология - 1

Я люблю его контрольные u, v, w, m, n. Недавно я подготовил очень полезный курс по дизайну современных шрифтов, после чего захотелось разобрать Chicago и посмотреть, можно ли больше узнать о том, как работает этот дизайн. Этого шрифта нет на современном MacBook. Я поискал в онлайне, но быстро понял, что во всех коллекциях бесплатных шрифтов представлены только подделки.
Читать полностью »

Несколько дней назад Хабру исполнилось 12 лет. В честь этого нам в FunCorp захотелось сделать что-то особенное. Мы немного подумали и решили подарить Хабру — Habr.

Как мы разрисовали Habr - 1

Читать полностью »

Много статей и сайтов сравнивают шрифты для программирования — всё это отличные ресурсы. Так зачем я опять поднимаю эту тему? Потому что сам всегда терялся в десятках шрифтов и не мог понять, какой лучше. Так что я опробовал много шрифтов и выбрал следующие для вас. Они довольно популярны и их легко получить. И самое главное, все эти шрифты бесплатны!

Я ранжировал шрифты по следующим показателям:

  • Насколько различимы схожие символы, такие как 0O, 1lI.
  • Легко ли читается шрифт (ширина строк, ширина/высота символов).
  • И мои личные предпочтения!

Все скриншоты сделаны в VSCode на одном фрагменте кода. Если не обозначено иное, то везде установлен размер "editor.fontSize": 14.
Читать полностью »

FontCode: новый способ стеганографии через форму букв - 1
Рис. 1. Незначительное изменение глифа (формы конкретной литеры) кодирует цифровую информацию за счёт двухмерной матрицы вариантов начертания. Каждая точка в двухмерной координатной сетке генерирует соответствующий уникальный глиф

Специалисты по стеганографии придумали новый способ прятать шифровки в открытом канале. В данном случае — в открытом тексте. По мнению изобретателей, кроме естественного применения в разведке эту технологию можно использовать для скрытого внедрения метаданных, таких как водяные знаки.

Недавно на Хабре рассказывалось про фингерпринтинг текста непечатаемыми символами. Новая техника FontCode более изощрённая, но по сути похожа. И здесь обнаружить скрытое сообщение не так просто, даже сложнее, чем непечатаемые пробелы. В этом тексте никаких невидимых символов нет, а слегка изменённую форму букв сложно заметить на глаз и уж точно невозможно расшифровать, если вы не знаете принцип кодирования/декодирования.
Читать полностью »

Несколько человек попросили меня прокомментировать новое научное исследование под названием «Два пробела лучше, чем один? Воздействие интервалов после точек и запятых в процессе чтения», проведённое Ребеккой Джонсон, Бекки Буй и Линдсей Шмитт.

С очевидным противоречием правилу Беттериджа исследование утверждает, что два пробела после точки упрощают чтение. Оно также противоречит моему давнему совету использовать только один пробел между предложениями.

Поскольку исследование стоит $39,95 за PDF, я уверен, что скептики из социальных сетей поспешили объявить победу двух пробелов, не купив и не прочитав саму работу. Но я сделал и то, и другое.

(По секрету для исследователей двух пробелов: предлагаю подумать о бесплатной публикации документа, поскольку это может быть последний раз, когда тема вашей научной работы следует массовой интернет-одержимости).

Действительно, авторы обнаружили, что два пробела после точки дают «небольшое», но «статистически… значимое» улучшение скорости чтения — примерно на 3% — но любопытно, что только у тех читателей, которые уже сами используют два пробела после точки при печати. Для обычных «однопробельников» никакого улучшения не замечено.
Читать полностью »

Большинство информации в приложениях передается посредством текста. Поэтому верстать его приходится много, а незнание всей механики рендеринга влечет за собой различные проблемы. Например, простая задача — добавить выделение текста в существующее приложение. Заменяем UILabel на UITextView, и вдруг едут все отступы, текст выглядит совершено по-другому или вообще не влезает на экран.

Типографика в iOS - 1

Под катом вы найдете расшифровку выступления Ирины Дягилевой на AppsConf, в котором она объяснила, почему это происходит и какие настройки лучше использовать в том или ином случае.

Статья будет состоять из двух частей, сначала мы поговорим про основные термины типографики, про шрифты и их метрики и про наиболее часто используемые символьные атрибуты. А во второй части мы подробно поговорим про TextKit и отличия рендеринга UITextView и UILabel.

О спикере: Ирина Дягилева ведущий iOS разработчик в компании RAMBLER&Co. За многолетний опыт iOS разработки успела поучаствовать в создании нескольких приложений для крупных газетных издательств, в которых нужно было осуществлять полный контроль над отрисовкой текста.

Читать полностью »

Не хотите читать? Посмотрите демо.

Символы нулевой ширины — это непечатаемые управляющие символы, которые не отображаются большинством приложений. Н​апример, в э​то пред​ложение я вст​авил де​сять про​​белов н​улевой ширины, вы эт​о замет​или? (Подсказка: вставьте предложение в Diff Checker, чтобы увидеть местоположение символов!). Эти символы можно использовать как уникальные «отпечатки» текста для идентификации пользователей.

Осторожнее с копипастом: фингерпринтинг текста непечатаемыми символами - 1
Безусловно, он может здесь быть. И вы никогда не догадаетесь

Зачем?

Ну, изначальная причина не слишком интересна. Несколько лет назад я с командой участвовали в соревнованиях по различным видеоиграм. У команды была приватная страничка для важных объявлений, среди прочего. Но в итоге эти объявления стали репостить в других местах, с издевательствами над командой, раскрывая конфиденциальную информацию и командную тактику.
Читать полностью »

Это история личного опыта одного UX-дизайнера, который полюбил леттеринг ещё нечётко зная, что это такое.

Я расскажу о том, что такое леттеринг в современном дизайне на примере своей работы над арт-объектом; о трудностях, с которыми я столкнулась и как их решила; о грифельной краске и меловых маркерах. А ещё почему это «хорошо для бизнеса». И будет немного мотивации для дизайнеров, которые хотели бы встать со стула, но не знают как.

Меловой леттеринг для «чайников» на примере работы над арт-объектом - 1
Читать полностью »

Устраните элемент таинственности в выборе шрифтов с нашим пошаговым руководством

Если всё сделать правильно, то типографика становится невероятно мощным инструментом. Обратимся к сочинениям Роберта Брингхёрста, чья книга «Основы стиля в типографике» (The Elements of Typographic Style) десятилетиями служила остроумным справочником для профессионалов. Там вы найдёте возвышенную формулировку ремесла. По Брингхёрсту, типографика «существует для уважения контента», а правильная типографика «показывает каждый элемент, каждое отношение между элементами и каждый логический нюанс текста».

Может, эти слова кажутся вдохновляющими или пугающими. Но очевидный факт в том, что правильный выбор типографики всегда отражает конкретные потребности самого проекта. Это не только эстетические потребности, но также технические и функциональные — и очень разные сообщения вы можете создать из фрагментов текста, прокручивая выпадающий список от Alegreya до Zapf Dingbats. Некоторые шрифты лучше работают в заголовках, а другие хорошо читаются в абзацах. Некоторые семейства достаточно велики, чтобы вместить международные алфавиты и специальные символы. И если шрифт идёт в разных стилях (например, курсив или малые прописные) и начертаниях (от тончайшего Hairline до ультра-чёрного), то по мере сборки проекта он предоставит больше возможностей для тонкой настройки дизайна.

Конечно, есть о чём подумать, но некоторые из наиболее важных соображений — это практические и функциональные особенности проекта. Начав с уже известных вещей и пройдя по следующим пунктам, вы найдёте шрифт, который соответствует вашим нуждам.
Читать полностью »

Intro

Краткая предыстория

Привет. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом — некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.

Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло...». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.

Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.

Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

Как работает сетка

Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.

Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.

В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

Читать полностью »