Рубрика «x86»

Да здравствует мыло душистое демосцена! И вам привет, дорогой читатель ;)

Начинаю цикл статей с разборами своих работ:

  1. 64b intro: radar (вы находитесь здесь)

  2. 64b nano game: snake64

С демосценой я познакомился примерно 25 лет назад (или чуть больше). Но тогда это выражалось лишь в просмотре 128–256-байтовых интро (и демок, конечно же) с изумлением а‑ля: «А что так можно было?» Думаю, у многих знакомство с этой киберкультурой начинается похожим образом :). Если вам эти слова мало о чём говорят, почитайте о демосцене Читать полностью »

image

Когда мы включаем компьютер, он успевает совершить несколько этапов работы ещё до того, как загрузится операционная система. В этом посте будет рассмотрено, как загружается типичный процессор с архитектурой x86. Это очень сложный и многоступенчатый процесс. Здесь его структура будет представлена только в самом общем виде. От загрузочной прошивки зависит, каким именно путём процессор придёт к тому состоянию, в котором сможет загрузить операционную систему. Мы проследим этот процесс на примере опенсорсной загрузочной прошивки coreboot.Читать полностью »

Распространено мнение, будто современные высокопроизводительные процессоры x86 работают так: декодируют «сложные» инструкции x86 в «простые» RISC-подобные инструкции, которые затем обрабатываются в оставшейся части конвейера. Но насколько эта идея на самом деле отражает, как именно устроен внутри процессор?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем, как следующий простой цикл обрабатывают различные процессоры x86, от P6 (первой микроархитектуры Intel «современного» типа до современных конфигураций). Код сделан 32-разрядным лишь для того, чтобы можно было затронуть и очень старые процессоры с архитектурой x86:Читать полностью »

SectorC: компилятор Си в пределах 512 байт - 1


SectorC (github) – это компилятор Си, написанный на ассемблере x86-16 и умещающийся в загрузочный сектор 512 байт машины x86. Он поддерживает достаточное обширный функционал Си для создания реальных и интересных программ, являясь при этом, пожалуй, самым миниатюрным компилятором Си из когда-либо написанных.Читать полностью »

Blink: супербыстрый эмулятор x86_64 размером 119 КБ - 1

На Хабре когда-то писали про талантливую программистку Джастин Танни, автора маленьких и очень быстрых приложений. Приятно знать, что она не останавливает свою неординарную деятельность. Например, одна из её последних разработок — крошечный эмулятор под названием Blink размером всего 116 КБ, который очень быстро компилирует WASM и выполняет Linux-программы x86_64 под разными платформами и даже в браузере.
Читать полностью »

Толстые слои легаси: как запускаются современные процессоры Intel - 1

Центральные процессоры (CPU) не могут ничего сделать, пока им не скажут, что делать. Возникает очевидная проблема — как вообще заставить CPU что-то делать? Во многих CPU эта задача решается при помощи вектора сброса — жёстко прописанного в CPU адреса, из которого нужно начинать считывать команды при подаче питания. Адрес, на который указывает вектор сброса, обычно представляет собой какую-нибудь ROM или флэш-память, которую CPU может считать, даже если никакое другое оборудование ещё не сконфигурировано. Это позволяет производителю системы создавать код, который будет исполнен сразу же после включения питания, сконфигурирует всё остальное оборудование и постепенно переведёт систему в состояние, при котором она сможет выполнять пользовательский код.

Конкретная реализация вектора сброса в системах x86 со временем менялась, но, по сути, это всегда были 16 байтов ниже верхушки адресного пространства, то есть 0xffff0 на 20-битном 8086, 0xfffff0 на 24-битном 80286 и 0xfffffff0 на 32-битном 80386. По стандарту в системах x86 ОЗУ начинается с адреса 0, поэтому верхушку адресного пространства можно использовать для размещения вектора сброса с минимальной вероятностью конфликта с ОЗУ.
Читать полностью »

В конце января 2023 года Intel опубликовала отчет о финансах за 2022 год, и это один из наихудших периодов в ее истории. А IV квартал и вовсе стал для нее убыточным: новые процессоры, как и новая стратегия гендиректора по развитию компании, не приносят успеха. И акции Intel стремительно теряют в цене. Эксперты говорят, что Intel катится в пропасть - подробнее см.: «Новый гендиректор не смог поднять Intel с колен. Выручка рухнула в пропасть, акции дешевеют, прогнозы ужасающиеЧитать полностью »

Сегодня я заканчиваю первую главу (пока еще не написанной :)) книжки Made at Intel. Начало и продолжение – здесь и здесь.

Главная вера

И все же важнейшей религией компании является сама x86 Instruction Set Architecture. Intel изначально свято придерживался принципа backward compatibility  - программы написанные для предыдущих поколений процессора работают на следующих без изменений (ну разве что требуют эмулятора операционки). Без этого нельзя построить никакой Читать полностью »

Это - продолжение (но еще не окончание!) первой главы. Начало – здесь.

Linpack – как важнейшее из искусств

Второй важнейший “культ”, который определял развитие серверной архитектуры на протяжении десятилетий – это “сакрализация” Linpack. Сам бенчмарк представлен Джеком Донгаррой аж в 1979 году. Но  культовым статусом своим он обязан усилиями маркетологов из многих IT компаний (Intel, AMD, IBM, Nvidia, Fujitsu и тд). Linpack имеет массу неоспоримых достоинств.

Пишем самомодифицирующуюся программу вычисления факториала под x86 - 1


Самомодифицирующиеся программы воспринимаются как нечто магическое, но при этом они весьма просты, и чтобы это продемонстрировать, я напишу такую программу под x86 архитектуру в NASM.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js